Темы статей
Выбрать темы

Распрощаться с НДС: порядок аннулирования НДС-регистрации

Редакция БН
Статья

РАСПРОЩАТЬСЯ С НДС:

порядок аннулирования НДС-регистрации

 

«Было, было, … но прошло».

Со временем НДС-регистрация может стать для нас обузой. Или обузой для налоговиков можем стать мы со своим статусом плательщика НДС. В таком случае НДС-регистрация аннулируется.

Поскольку не всегда аннулирование происходит гладко, а чаще все-таки — с  «задоринкой», в данном материале рассмотрим основные причины и процедурные моменты аннулирования НДС-регистрации.

Роман БЕРЕЖНОЙ, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»

 

Основания для аннулирования НДС-регистрации

Перечень оснований для аннулирования НДС-регистрации приведен в п. 184.1 НКУ. Он также дублируется в п. 5.1 Положения № 1394. Представим основания для аннулирования НДС-регистрации в таблице ниже.

 

Основания для аннулирования НДС-регистрации

Основание для аннулирования

Примечание

1

2

1. Любое лицо, зарегистрированное в качестве плательщика налога в течение предыдущих 12 месяцев, подало заявление об аннулировании регистрации, если общая стоимость налогооблагаемых товаров/услуг, предоставляемых таким лицом, за последние 12 календарных месяцев была меньше суммы, определенной ст. 181 НКУ (300 тыс. грн. без НДС), при условии уплаты суммы налоговых обязательств в случаях, определенных разд. V НКУ

(п.п. «а» п. 184.1 НКУ, п.п. «а» п.п. 5.1 Положения № 1394)

Под налогооблагаемыми операциями налоговики традиционно понимают как операции, облагаемые по ставкам 20 % и 0 %, так и освобожденные или временно освобожденные от НДС операции(1). А вот операции по «условной поставке», а также суммы возвратов и пересмотр цен в сторону их уменьшения в расчете не участвуют (консультация из подкатегории 101.01.01 БЗ Миндоходов)

2. Любое лицо, зарегистрированное в качестве плательщика налога, приняло решение о прекращении и утвердило ликвидационный баланс, передаточный акт или разделительный баланс в соответствии с законодательством при условии уплаты суммы налоговых обязательств по НДС в случаях, определенных разд. V ПКУ

(п.п. «б» п. 184.1 НКУ, п.п. «б» п.п. 5.1 Положения № 1394)

Важно, что в таком случае заявление об аннулировании может подаваться только после утверждения ликвидационного или передаточного баланса

3. Любое лицо, зарегистрированное в качестве плательщика налога, регистрируется в качестве плательщика единого налога, условие уплаты которого не предусматривает уплаты НДС

(п.п. «в» п. 184.1 НКУ, п.п. «в» п.п. 5.1 Положения № 1394)

Заявление нужно подать не ранее даты истечения срока действия Свидетельства плательщика НДС и не ранее даты выдачи Свидетельства плательщика единого налога (консультация из подкатегории 101.01.05 БЗ Миндоходов)

4. Лицо, зарегистрированное в качестве плательщика налога, в течение 12 последовательных налоговых месяцев не подает контролирующему органу декларацию по налогу на добавленную стоимость и/или подает такую декларацию (налоговый расчет), которая (который) свидетельствует об отсутствии поставки/приобретения товаров, осуществленных с целью формирования налогового обязательства либо налогового кредита

(п.п. «г» п. 184.1 НКУ, п.п. «г» п.п. 5.1 Положения № 1394)

Первый месяц регистрации не учитывается, если он не полный (регистрация не с 1 числа). Учитываются 12 последних месяцев, за которые поданы декларации, либо истек срок их подачи (если декларации не поданы). Налогооблагаемые операции отсутствуют только в том случае, если в декларации нет ни операций по покупке, ни операций по продаже (естественно, с НДС)

5. Учредительные документы любого лица, зарегистрированного в качестве плательщика налога, признаны решением суда недействительными

(п.п. «ґ» п. 184.1 НКУ, п.п. «ґ» п.п. 5.1 Положения № 1394)

Основание для аннулирования — решение суда

6. Хозяйственным судом вынесено решение о ликвидации юридического лица — банкрота

(п.п. «д» п. 184.1 НКУ, п.п. «д» п.п. 5.1 Положения № 1394)

Основание для аннулирования — решение суда

7. Плательщик налога ликвидируется по решению суда (физическое лицо лишается статуса субъекта хозяйствования) или лицо освобождено от уплаты налога или его налоговая регистрация аннулирована (отменена, признана недействительной) по решению суда

(п.п. «е» п. 184.1 НКУ, п.п. «е» п.п. 5.1 Положения № 1394)

8. Физическое лицо, зарегистрированное в качестве плательщика налога, умерло, оно объявлено умершим, признано недееспособным или безвестно отсутствующим, ограничена его гражданская дееспособность

(п.п. «є» п. 184.1 НКУ, п.п. «є» п.п. 5.1 Положения № 1394)

Основание для аннулирования — официальная информация о смерти физлица или соответствующее решение суда

9. В Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей имеется запись об отсутствии юридического лица или физического лица по его местонахождению (месту проживания) или запись об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице

(п.п. «ж» п. 184.1 НКУ, п.п. «ж» п.п. 5.1 Положения № 1394)

Основание для аннулирования — уведомление госрегистратора или сведения из ЕГР

10. Истек срок действия свидетельства о регистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость

(п.п. «з» п. 184.1 НКУ, п.п. «з» п.п. 5.1 Положения № 1394)

В данном случае аннулирование проходит «автоматически»

(1) См. консультацию из подкатегории 101.01.02 БЗ Миндоходов, разъяснения из журнала «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 21 с. 6; № 45, с. 4, а также письмо ВАдСУ от 02.08.10 г. № 1172/11/13-10.

 

Важная деталь! Приведенные 10 пунктов оснований для аннулирования НДС-регистрации являются исчерпывающими*. Поэтому аннулировать НДС-регистрацию возможно исключительно при наличии хотя бы одного из приведенных оснований.

* На исчерпывающий характер оснований для аннулирования обращал внимание и ВАдСУ в определении от 09.10.13 г. № К/9991/70001/12 (http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/33998304).

Также следует помнить, что налоговый орган может инициировать разрегистрацию только в 9 последних пунктах, в то время как налогоплательщик — во всех вышеперечисленных случаях.

Важно! При аннулировании НДС-регистрации согласно п. 1 или п. 2 вышеприведенного списка упоминается об уплате налоговых обязательств. В Положении № 1394 речь идет о погашении обязательств за последний налоговый период до принятия решения об аннулировании (см., например, форму заявления № 3-ПДВ, пп. 5.3.2.1, 5.3.2.4 Положения № 1394). Поэтому для ускорения процесса аннулирования не исключаем ситуацию, когда вместе с заявлением по форме № 3-ПДВ налогоплательщик самостоятельно или по просьбе налогового инспектора подаст декларацию по НДС за последний отчетный период и уплатит налоговые обязательства по такой декларации. Хотя после внесения изменений в ст. 184 НКУ Законом от 24.05.12 г. № 4834-VI отсутствие декларации и/или уплаты налогового обязательства за последний отчетный период не должно быть помехой для аннулирования НДС-регистрации.

 

Аннулирование по решению плательщика

Аннулирование НДС-регистрации по инициативе налогоплательщика происходит в заявительном порядке, как и при добровольной регистрации.

Быстро уяснить порядок «добровольного» НДС-аннулирования вам поможет схема (см. рисунок на с. 29).

 

img 1

Порядок аннулирования НДС-регистрации по инициативе налогоплательщика

 

Обращаем внимание, что под нарушениями порядка заполнения заявления об аннулировании НДС-регистрации понимаются отсутствие в заявлении обязательных реквизитов, предоставление недостоверных или неполных данных, отсутствие на заявлении печати заявителя, отсутствие на заявлении подписи заявителя, его ответственного или уполномоченного лица (п.п. 5.3.1 Положения № 1394).

 

Аннулирование по решению налоговиков

Налоговый орган на постоянной основе осуществляет мониторинг оснований для аннулирования НДС-регистрации. При этом в п.п. 5.5.2 Положения № 1394 приводится перечень документов (сведений), свидетельствующих о возникновении оснований для аннулирования НДС-регистрации. При наличии таких документов налоговый орган принимает решение об аннулировании НДС-регистрации. Такое решение принимает специально созданная комиссия, и оформляется оно по форме № 6-РПДВ в двух экземплярах.

Обратите внимание! Налоговый орган по собственной инициативе может аннулировать НДС-регистрацию налогоплательщика независимо от проведения документальных или камеральных проверок и их результатов, а также независимо от обязанности налогоплательщика быть зарегистрированным плательщиком НДС (п.п. 5.5.3 Положения № 1394), в то время как по инициативе налогоплательщика налоговый орган отказывает в аннулировании НДС-регистрации, если будет установлено, что налогоплательщик обязан быть зарегистрированным в качестве плательщика НДС.

В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения по форме № 6-РПДВ один экземпляр такого решения направляют налогоплательщику (п. 184.10 НКУ, п.п. 5.5.4.3 Положения № 1394).

В течение 20 календарных дней с даты принятия налоговым органом решения об аннулировании налогоплательщик обязан вернуть в налоговый орган Свидетельство плательщика НДС и все его заверенные копии.

Важно! На сегодняшний день не установлена ответственность за несвоевременную сдачу Свидетельства и всех его копий.

 

Обжалование решений об аннулировании НДС-регистрации

Как и любое другое решение налоговиков, с которым мы не согласны, решение об аннулировании НДС-регистрации может быть обжаловано в административном или судебном порядке.

Важно! На сегодняшний день административное обжалование решений об аннулировании НДС-регистрации осуществляется в рамках ст. 56 НКУ, то есть по общему порядку обжалования налоговых уведомлений-решений. Ранее же обжалование решений об аннулировании НДС-регистрации осуществлялось в рамках законодательства об обращениях граждан. Это, в частности, влияет на сроки рассмотрения налоговиками нашей жалобы. Сейчас — 20 календарных дней (вместо прежних 30).

Помните: отменить решение об аннулировании НДС-регистрации вышестоящий орган может и без соответствующего заявления налогоплательщика (п. 5.6 Положения № 1394).

Основанием для внесения в Реестр записи об отмене аннулирования НДС-регистрации является решение суда, вступившее в силу, или решение вышестоящего налогового органа.

Последствия отмены решения об аннулировании НДС-регистрации описаны в пп. 5.6.2, 5.6.3 Положения № 1394, а именно:

1) если на дату отмены решения налогового органа об аннулировании НДС-регистрации налогоплательщик остается незарегистрированным в качестве плательщика НДС, то он подает в налоговый орган вместе с решением об отмене решения об аннулировании НДС-регистрации заявление с отметкой «Перерегистрация», а налоговый орган выдает такому налогоплательщику новое Свидетельство плательщика НДС (с новым номером и датой действия Свидетельства).

Важно! В таком новом Свидетельства дата НДС-регистрации остается прежняя, как она была указана в незаконно аннулированном Свидетельстве;

2) если на дату отмены решения налогового органа об аннулировании НДС-регистрации налогоплательщик повторно зарегистрировался и получил новое Свидетельство об НДС-регистрации (с новой датой регистрации в качестве плательщика НДС), то по заявлению налогоплательщика с отметкой «Перерегистрация» налоговый орган выдает новое Свидетельство (с новым номером и датой).

Важно! В таком новом Свидетельстве налоговый орган обязан указать дату регистрации плательщиком НДС, которая была указана в незаконно аннулированном Свидетельстве, а не в Свидетельстве, полученном при повторной регистрации.

 

Судебная практика

Говоря о судебной практике обжалования решений налогового органа об аннулировании НДС-регистрации, выделим четыре прецедента.

1. Если на момент принятия решения об аннулировании НДС-регистрации в ЕГР была занесена информация об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице или информация об отсутствии юридического лица по местонахождению, указанному в свидетельстве, то, несмотря на то, что потом налогоплательщик подаст госрегистратору все необходимые документы и данные ЕГР будут изменены, оспорить решение налогового органа вряд ли получится. Дело в том, что на момент принятия решения основания для аннулирования существовали (письмо ГНАУ от 30.09.11 г. № 1918/7/15-3317, постановление Харьковского апелляционного админсуда от 06.07.12 г. по делу № 2а-6284/11/2070*).

2. В то же время, если данные в ЕГР были внесены незаконно (без соблюдения порядка, установленного в Законе № 755) и на основании таких данных налоговый орган аннулировал НДС-регистрацию, то шансы оспорить такое решение достаточно велики. Однако в таком случае желательно вначале оспорить действия госрегистратора, и такое решение суда впоследствии будет основанием для обжалования решения налогового органа. Как известно, если налоговый орган подал госрегистратору уведомление по форме 18-ОПП, то госрегистратор обязан сперва направить налогоплательщику запрос на предоставление формы № 6 (подтверждение сведений о юридическом лице). При этом налогоплательщик обязан ответить на такой запрос в течение 30 дней с момента его получения, а не с момента его направления. Часто госрегистраторы отсчитывают 30 дней с момента направления запроса, и, по мнению ВАдСУ, это является неправомерным и может служить основанием для отмены как записи в ЕГР об отсутствии лица по местонахождению, указанному в Свидетельстве, так и решения налогового органа об аннулировании НДС-регистрации (определение ВАдСУ от 25.01.12 г. № К/9991/68251/11**).

* http://reyestr.court.gov.ua/Review/24913232

** http://reyestr.court.gov.ua/Review/21538774

Важно! Если действия госрегистратора, ставшие основанием для аннулирования НДС-регистрации, не обжалуются, то шансы оспорить решение об аннулировании НДС-регистрации значительно снижаются.

3. Основанием для обжалования решения об аннулировании НДС-регистрации может быть нарушение налоговым органом порядка установления фактов, дающих основание для аннулирования НДС-регистрации. Например, в ряде случаев суды отменяют решение об аннулировании НДС-регистрации, если будет установлено, что налоговый орган осуществлял меры по обнаружению местонахождения налогоплательщика в случаях, когда не было основания для принятия таких мер. Дело в том, что основания для установления местонахождения налогоплательщика четко регламентированы Порядком № 1588. И если акт об отсутствии налогоплательщика по местонахождению, указанному в Свидетельстве, будет составлен в случаях и на основаниях, не оговоренных названным Порядком, то, по мнению ВАдСУ, все последующие действия госрегистратора и налогового органа, базирующиеся на таком акте, могут быть оспорены (определения ВАдСУ от 10.05.12 г. № К/9991/49722/11* и от 19.04.12 г. № К/9991/84761/11**).

4. Поводом для отмены решения об аннулировании НДС-регистрации может быть недобросовестность представителей налогового органа при выполнении своих обязанностей в рамках процедур по выявлению налогоплательщика по местонахождению, указанному в свидетельстве. Так, представители налоговой милиции должны не просто выехать по зарегистрированному адресу, но и попытаться дозвониться по имеющимся телефонам, обратиться по имеющимся фактическим адресам налогоплательщика. Если работники налоговой милиции ограничились выездом только по юридическому адресу, при том, что в налоговой инспекции была информация о телефонах руководящего органа, о фактическом местонахождении налогоплательщика, то последующие действия по аннулированию НДС-регистрации могут быть признаны судом незаконными, несмотря на наличие формальных оснований для аннулирования НДС-регистрации (определение ВАдСУ от 05.07.12 г. № К/9991/46956/11*** и решение Винницкого апелляционного админсуда от 07.07.11 г. по делу 2а-3536/10/2470****).

* http://reyestr.court.gov.ua/Review/24437505

** http://reyestr.court.gov.ua/Review/23739607

*** http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/25365912

**** http://reyestr.court.gov.ua/Review/17077815

 

Выводы

Аннулирование НДС-регистрации возможно как по инициативе налогоплательщика, так и по инициативе контролирующих органов.

Исчерпывающий перечень оснований для аннулирования НДС-регистрации приведен в п. 184.1 НКУ и п.п. 5.1 Положения № 1394.

Решение налоговиков о принудительном аннулировании НДС-регистрации можно обжаловать в административном или судебном порядке.

Если решение об аннулировании отменено, то НДС-регистрация восстанавливается с даты регистрации, указанной в незаконно аннулированном Свидетельстве.

 

Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.03 г. № 755-IV.

Положение 1394 — Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом МФУ от 07.11.11 г. № 1394.

Порядок № 1588 — Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.11 г. № 1588.

ЕГР — Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

БЗ Миндоходов — База знаний, размещенная на официальном сайте Миндоходов (http://minrd.gov.ua/ebpz/).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше