Темы статей
Выбрать темы

Меняем радиаторы отопления: как отразить расходы?

Редакция БН
Ответы на вопросы

Меняем радиаторы отопления: как отразить расходы?

Предприятие решило заменить радиаторы отопления в собственном здании. Стоимость каждого из них составляет от 600 до 1000 грн. (в зависимости от количества секций). Как отразить в налоговом и бухгалтерском учете такие расходы?

(г. Харьков)

 

Для начала определимся с бухгалтерским учетом.

Для этого нужно выяснить, с чем имеем дело:

— с поддержанием объекта ОС (здания) в рабочем состоянии;

— с улучшением объекта ОС, которое привело к увеличению будущих экономических выгод (с модернизацией, реконструкцией, дооборудованием и т. п.).

Все будет зависеть от конкретных обстоятельств дела. Например, если речь идет о замене старых малоэффективных радиаторов на новые, за счет чего существенно снизятся расходы на коммунальные услуги, такая замена положительно повлияет на качество, объем выполняемых предприятием работ/услуг, то можно говорить об улучшении объекта ОС (см. п. 31 Методрекомендаций № 561*).

В то же время зачастую такого рода замены являются «поддерживающими» и не являются улучшением объекта ОС. Как представляется, именно о поддержании объекта ОС в рабочем состоянии и идет речь в вопросе.

В любом случае, последнее слово остается за руководителем предприятия. Именно он принимает решение о характере осуществляемых предприятием работ с учетом существующей ситуации и существенности таких расходов (п. 29 Методрекомендаций № 561).

Но мы все-таки тяготеем к ремонтно-«поддерживающему» (а не к «улучшающему») варианту, из чего дальше и будем исходить.

Отразить расходы по ремонтным мероприятиям в бухгалтерском учете можно:

по бухгалтерским правилам — когда общую сумму затрат списывают на расходы отчетного периода (Дт 23 (если объект ОС занят в производстве конкретного вида продукции), 91 (если объект ОС принимает участие в производстве нескольких видов продукции), 92 (если имеем дело с объектом ОС общехозяйственного назначения), 93 (если имеем дело с объектом ОС, связанным со сбытом продукции), 94 (если имеем дело с объектом ОС социально-культурного назначения и участвующим в процессе исследований и разработок) — Кт 20, 66, 65, 631, 685) — пп. 14, 15 П(С)БУ 7;

по налоговым правилам — когда сумму затрат в пределах 10 % лимита списывают на расходы отчетного периода (Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 20, 66, 65, 631, 685). А сумму затрат, превышающую 10 % лимит, относят на увеличение первоначальной стоимости объекта (Дт 152 — Кт 20, 39, 65, 631, 685).

Теперь что касается учета налогового.

Напомним, что для налогового учета характер ремонтных работ (то ли это поддержание рабочего состояния, то ли улучшение) не имеет значения, поскольку порядок учета всех видов проводимых ремонтов и улучшений одинаков и регулируется пп. 146.11, 146.12 ст. 146 НКУ.

Согласно этим пунктам при ремонтах и улучшениях в налоговом учете рассчитывается ремонтный лимит в размере 10 % от совокупной балансовой (остаточной, п.п. 14.1.9 ст. 14 НКУ) стоимости всех групп ОС, подлежащих амортизации, на начало отчетного года.

При этом расходы на проведение ремонтов и улучшений:

в пределах 10-процентного лимита — включаются в состав налоговых расходов (п. 146.12 ст. 146 НКУ);

— в сумме превышения (т. е. сверх 10-процентного лимита) — относятся на увеличение первоначальной стоимости ремонтируемого (улучшаемого) объекта (п. 146.11 ст. 146, п. 144.1 ст. 144 НКУ) и подлежат дальнейшей налоговой амортизации, с учетом общих правил — с месяца, следующего за месяцем проведения ремонта/улучшений.

Также следует помнить, что ремонтные расходы попадают во все расходы, связанные с ремонтом/улучшением объекта, включая материалы, заработную плату работников, занятых ремонтами ОС, с начисленными на нее суммами ЕСВ, амортизацию других ОС, с помощью которых проводился ремонт или улучшения, и т. п. Именно такая общая сумма ремонтных расходов и сравнивается в налоговом учете с 10-процентным ремонтным лимитом, после чего соответственно относится либо на налоговые расходы, либо на увеличение первоначальной стоимости отремонтированного объекта ОС.

Наконец, еще один важный нюанс. В настоящее время порядок отражения в налоговом учете затрат на ремонты или улучшения ОС (в пределах 10-процентного ремонтного лимита) зависит от того, какие ОС ремонтируются/улучшаются. Так:

— затраты на ремонты/улучшения ОС производственного или общепроизводственного назначения, включенные в производственную себестоимость, учитываются в общем порядке, т. е. включаются в налоговую себестоимость одновременно с признанием дохода от реализации произведенной продукции;

— затраты на ремонты/улучшения административных или сбытовых ОС включаются в налоговые расходы в периоде их осуществления.

При этом заметим: несмотря на то что при ремонтах производственных и общепроизводственных ОС, включенных в производственную себестоимость, ремонтные затраты (в пределах 10-процентного лимита) формируют налоговые расходы лишь в периоде реализации продукции, одновременно с отражением дохода от такой реализации, моментом непосредственного использования ремонтного лимита (полного или частичного) в таком случае, на наш взгляд, следует считать момент осуществления ремонтных затрат (отраженных по дебету счетов 23, 91), а не момент продажи продукции покупателям. Например, если ремонт производственного оборудования произведен в августе 2013 года, а продукция, изготовленная на таком оборудовании, будет реализована в ноябре 2013 года, то понесенные ремонтные затраты попадут в налоговые расходы в ноябре 2013 года, а вот само использование 10-процентного ремонтного лимита (полностью или частично) приходится в данном случае на август 2013 года.

Таким образом, в налоговом учете расходы на замену радиаторов следует отражать:

— в сумме, не превышающей 10 % лимит, — включаем либо в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), либо в административные расходы, либо в расходы на сбыт, либо в прочие расходы. Момент отражения расходов определяем с учетом сказанного выше;

— в сумме, превышающей 10 % лимит, — относим на первоначальную стоимость объекта ОС. Но лишь по окончании ремонта!

Рассмотрим вышесказанное на примере.

Пример. Для ремонта отопительной системы здания, которое используется в административных целях, предприятие приобрело радиаторы стоимостью 10200 грн. (в том числе НДС — 1700 грн.). Устанавливать их будет подрядчик. Стоимость услуг подрядчика по монтажу 12 радиаторов составила 4200 грн. (в том числе НДС — 700 грн.). На период ремонта отопительная система из эксплуатации не выводилась. Демонтированные радиаторы оприходованы по оценочной стоимости 1400 грн. Сумма 10 % ремонтного лимита составляет 20000 грн.

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

1. Приобретены радиаторы отопления

201

631

8500

2. Отражена сумма налогового кредита по НДС

641

631

1700

3. Оплачены приобретенные радиаторы

631

311

10200

4. Перечислена предоплата подрядчику

371

311

4200

5. Отражена сумма налогового кредита по НДС

641

644

700

6. Отражены ремонтные расходы:

— стоимость выполненных работ подрядчика по монтажу

92

685

3500

3500(1)

— стоимость приобретенных радиаторов

92

201

8500

8500(1)

7. Списан ранее отраженный налоговый кредит по НДС

644

641

700

8. Оприходованы демонтированные радиаторы

209

719

1400

1400(2)

(1) Сумма ремонтных расходов не превысила сумму 10 % ремонтного лимита, поэтому включается общей суммой в состав налоговых расходов отчетного периода.

(2) В последующем при реализации таких ТМЦ предприятию надо отразить налоговые доходы и включить в налоговые расходы стоимость, по которой активы оприходованы на баланс (аналогичное разъяснение налоговики давали по вопросу реализации ТМЦ, оставшихся после ликвидации основных средств, в подкатегории 102.09.01 БЗ Миндоходов).

 

Дарья КРАВЧЕНКО

 

* Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом МФУ от 30.09.03 г. № 561.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше