Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Миндоходов «нажало на тормоза»: ФЛП на общей cистеме могут вести старую Книгу до конца года

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Ноябрь, 2013/№ 46
Печать
Статья

МИНДОХОДОВ «НАЖАЛО НА ТОРМОЗА»:

ФЛП на общей системе могут вести старую Книгу до конца года

 

С 18.10.13 г. общесистемщики формально должны вести учет в новой Книге учета доходов и расходов. Подробно об этом вы можете прочесть в «БН», 2013, № 43, с. 42. Там же приведен пример заполнения новой Книги. Кто уже успел ознакомиться с изменениями, уверены, принял их с воодушевлением. Хотя один момент портил всю картину. Дата вступления в силу этих изменений, как обычно, «со вчера». В результате — очередной, никому не нужный ажиотаж…

Очевидно, чувствуя за собой «грех», Миндоходов решило исправиться на уровне лояльных консультаций.

«Первую ласточку» вы могли видеть в «БН», 2013, № 44, с. 11.

В сегодняшнем номере обо всем этом подробнее.

Жанна СЕМЕНЧЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», bn@id.factor.ua

 

…до конца года

В статье «Книга предпринимателя-общесистемщика: здравствуй, новая форма» // «БН», 2013, № 43, с. 42 мы говорили, что после официального опубликования Порядка № 481 (произошло это, напомним, 18.10.13 г.), все предприниматели-общесистемщики должны начать вести Книгу по новой форме.

Но ведь предпринимателю еще нужно о ней узнать, найти, купить и зарегистрировать в органе Миндоходов.

То есть «стартовать» прямо с 18.10.13 г. невозможно.

Этот факт немного подпортил впечатление от изменений, которые в большинстве своем нужные и правильные.

Но ведь и это еще не все.

Когда мы все-таки раздобудем и зарегистрируем новую Книгу, следующим вопросом будет: как перенести данные из старой Книги в новую и нужно ли это делать?

Сколько раз менялись формы учетных регистров, отчетности, и каждый раз задаешься вопросом, почему это нужно делать в середине отчетного периода? Вот и сейчас, то ли упустили этот момент, то ли так хотели побыстрее облегчить «учетную» жизнь предпринимателей, что не дождались начала года буквально пару месяцев.

Благо Миндоходов все-таки «опомнилось» и исправило ситуацию пока на «неофициальном» уровне.

Сначала в журнале «Вестник Министерства доходов и сборов Украины», 2013, № 40, с. 10 появилась консультация представителей Миндоходов: в целях избежания недоразумений Миндоходов рекомендует тем предпринимателям, которые уже ведут Книгу по старой форме, продолжать делать это до конца года, а с 01.01.14 г. — перейти на новую.

Теперь аналогичная по содержанию консультация появилась в БЗ Миндоходов (подкатегория 104.08), а это уже серьезнее.

Уверены, что большинство предпринимателей «на ура!» примут такое решение вопроса. Согласитесь, перспектива попасть под штрафные санкции за несвоевременную регистрацию новой Книги, да и просто перестраивать устоявшийся учетный процесс за два месяца до конца года, не радует.

Важно! Послабление касается «бывалых» предпринимателей — тех, кто уже ведет учет в зарегистрированной старой Книге (Книгах). Если предприниматель только начинает работу, то с 18.10.13 г. он регистрирует Книгу уже по новой форме и ведет ее уже в 2013 году.

 

Если вести новую Книгу уже сейчас

Возвращаемся к работающим до 18.10.13 г. предпринимателям, которые, соответственно, вели «старую» Книгу (форма утверждена Порядком № 1025). Поскольку сказанное выше — именно рекомендации, то, соответственно, можно выбирать — перейти на новую Книгу уже в этом году или начать все «с чистого листа» с 1 января 2014 года.

Предположим, ждать до конца года не хотим.

В таком случае начинать записи в новой Книге нужно с даты ее регистрации в органе Миндоходов. Из разъяснений миндоходовцев прямо следует, что переносить данные из старой Книги в новую не нужно. Мы с этим полностью согласны. При этом выводить итоги работы нарастающим итогом в новой Книге нужно с учетом данных старой Книги (исходя из показателей ее результативных граф, которые корреспондируют с новой формой). Соответственно, при заполнении годовой декларации учитываются данные обеих Книг.

Наемным работникам вести отдельные Книги (с даты регистрации предпринимателем новой Книги) не нужно.

Обратите внимание. Мы считаем, что записи в старой Книге необходимо должным образом «закрыть»:

— отразить обратное перемещение товаров от наемных работников предпринимателю (гр. 7 и 8 старой Книги со знаком «минус»);

— вывести в гр. 11 остаток ТМЦ на конец отчетного периода (на дату, предшествующую дате регистрации новой Книги).

 

Если до конца года вести старую Книгу

На первый взгляд, здесь особые комментарии не нужны — заканчиваем год по отработанному учетному процессу. Но это только на первый взгляд.

Важно! Миндоходовцы (как сказано в вышеупомянутой консультации в БЗ Миндоходов) считают, что в таком случае зарегистрировать новую Книгу нужно с 01.01.14 г.

Иными словами, не получится так, что мы оформим и зарегистрируем без спешки в ноябре-декабре новую Книгу, но вести ее начнем только с начала следующего года. Если зарегистрировали в 2013 году, то и вести ее нужно с этой даты.

Опять же это может привести к столпотворению в налоговых, поскольку едва ли все переориентируются на электронную форму.

Еще один дискуссионный вопрос: нужно ли после 18.10.13 г. наемным работникам продолжать вести отдельные Книги, ведь Порядок № 481 этого не требует?

Наша позиция: если предприниматель решает, что до конца года он будет вести старую Книгу, то логично соблюдать и все остальные правила, установленные Порядком № 1025. В таком случае вопросов со стороны «котролеров» к вам точно не будет. Формально это означает, что:

— нужно заполнять все предусмотренные старой формой графы (по остаткам ТМЦ на начало и конец отчетного периода, по внутреннему перемещению товаров и др.);

— наемным работникам, проводящим расчеты с покупателями за наличные, необходимо вести отдельные зарегистрированные на них Книги.

«Гибридный» вариант. В то же время запрещать вам уже сейчас отбросить все «устаревшие» формальности, связанные с наемными работниками (которых нет в Порядке № 481), мы не можем. Главное здесь — «не наломать дров». Учтите: если работник перестает вести свою Книгу, это автоматически означает, что предприниматель должен отражать доходные поступления в своей Книге «день в день». Старый принцип «данные из Книги наемного работника включаются в Книгу предпринимателя в последний день месяца» сразу перестает работать. Если вы эту деталь не учтете и не отразите наличные поступления в своей Книге в день их получения работником — недалеко и до штрафа за «несвоевременное» оприходование наличности (в 5-кратном размере выручки, не записанной в Книгу). Напомним, что по фискальной логике налоговиков (см. письмо ГНАУ от 05.05.10 г. № 8795/7/23-7017/538) это возможно, если поступление наличности проведено через РРО и зафиксировано в КУРО, но не отражено в Книге. Такой штраф можно оспорить в суде, но стоит ли до этого доводить ситуацию…

 

Выводы

 Предпринимателям, которые уже ведут учет в старой Книге, разрешили безнаказанно вести старую Книгу до конца года, а зарегистрировать и начать вести новую Книгу — только с 01.01.14 г.

Если новая Книга будет зарегистрирована в 2013 году, то и вести ее нужно уже в 2013 году (с даты регистрации).

Если все-таки переходим в 2013 году на новую Книгу, переносить записи из старой Книги в новую не нужно, но итог рассчитывается нарастающим итогом за месяц, квартал, год с учетом «старых» данных.

Если продолжаем вести учет в старой Книге, то логично продолжать соблюдать и все остальные правила, установленные «старым» Порядком № 1025. В том числе наемным работникам, проводящим расчеты с покупателями за наличные, необходимо вести отдельные зарегистрированные на них Книги.

Если продолжаем вести учет в старой Книге, но все-таки решаем отказаться от ведения Книг работниками, доходы нужно отражать в Книге предпринимателя «день в день» (делать «доходную» запись в день поступления дохода).

 

Документы и сокращения

Порядок № 481 — Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, утвержденный приказом Миндоходов от 16.09.13 г. № 481.

Порядок № 1025 — Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, утвержденный приказом ГНСУ от 24.12.10 г. № 1025 (утратил силу с 18.10.13 г.).

ФЛП — физическое лицо — предприниматель.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше