Темы статей
Выбрать темы

Шпаргалка бухгалтера. Нескучная осень «Бухгалтерской недели»

Редакция БН
Статья

НЕСКУЧНАЯ ОСЕНЬ «БУХГАЛТЕРСКОЙ НЕДЕЛИ»

 

Вот и почти отшумела золотая осень. Были у нее и веселые летние денечки, но в целом солнце редко появлялось на небосклоне. Часто накрапывал мелкий надоедливый дождик. С самого ее начала чувствовалось холодное дыхание зимы, которая вот-вот дохнет морозами нам в лицо.

А вот для бухгалтера осень, наоборот, выдалась «жаркой». Пришлось «побегать» как никогда. Здесь и разъяснение правил применения обычных трансфертных цен и ограничений на осуществление наличных расчетов, и обновленные правила уплаты и отчетности по ЕВС, и исключение устаревших РРО из Госреестра… За всеми этими событиями скучать в течение осени у бухгалтера не было времени.

Поэтому, чтобы упорядочить девятый вал информации, нахлынувший за это насыщенное событиями осеннее время, в данной публикации напомним вам, уважаемые читатели, наиболее актуальные темы, освещавшиеся в нашей газете.

 

Трансфертное ценообразование: правила работы

Наступление осени ознаменовалось началом эпохи «почти без обычных цен», поскольку «привычные» обычные цены с началом этой золотой поры превратились в трансфертное ценообразование.

Такие перемены вызвали достаточно много вопросов о применении «обычной» (не трансфертной) обычной цены, а именно:

• Нужно ли применять такие цены при отражении налоговых доходов/расходов по операциям со связанными лицами, с единоналожниками, при бартере?

• Подпадают ли операции с основными средствами под «обычноценовой» контроль?

• Как теперь определить эту «обычную» (не трансфертную) обычную цену и т. п.?

Ответы на эти и многие другие вопросы вы можете найти в консультации «Обычные» обычные цены: будут ли они «жить» после 1 сентября?» // «БН», 2013, № 36, с. 31.

Заметим, что за этот осенний период Кабмин (постановления от 17.10.13 г. № 763 и от 17.10.13 г. № 764) с целью создания нормативной базы для трансфертного ценообразования утвердил Порядок расчета и применения рыночного диапазона цен и рыночного диапазона рентабельности, а также Порядок согласования цен в контролируемых ВЭД-операциях, по результатам которого заключаются договоры, имеющие двусторонний или многосторонний характер, для целей трансфертного ценообразования. Об этом вы можете узнать из «БН», 2013, № 44, с. 10.

 

«Дивидендно-прибыльный» зачет авансов: «Налоговики против!»

Осенью налоговики «подложили свинью» предприятиям, которые уплачивали «дивидендный» аванс по налогу на прибыль и намеревались зачесть его в счет ежемесячных «прибыльных» авансов.

Напомним, что законодатель Законом № 403 («БН», 2013, № 32, с. 8) позволил это делать сразу при уплате «дивидендного» аванса. Причем осуществлять такой зачет можно до полного погашения положительной разницы между авансами.

В то же время выяснилось, что налоговики понимают нормы данного Закона по-своему. Они настаивают, что уменьшение начисленных обязательств по налогу на прибыль на сумму «дивидендного» аванса происходит исключительно по итогам отчетного периода, которым для плательщиков ежемесячных авансов является год («БН», 2013, № 38, с. 4; № 44, с. 4).

Поэтому они настаивают: суммы уплаченных в 2013 году «дивидендных» авансов никоим образом не влияют на суммы ежемесячных авансов, подлежащих уплате с марта 2013 года по февраль 2014 года. Провести такой «дивидендно-прибыльный» зачет можно только в декларации за 2013 год, т. е. можно уменьшить авансовые взносы марта 2014 года — февраля 2015 года.

Мы не согласны с таким фискальным подходом, поскольку он не следует из норм НКУ. Но поскольку позиция налоговиков непоколебима (см. также письмо Миндоходов от 23.09.13 г. № 11793/6/99-99-10-04-02-1015/4452 // «БН», 2013, № 44, с. 4), то на проведение такого зачета нужно будет отстаивать свое право, и не исключено, что делать это придется в суде.

Хотим обратить внимание также на то, что благодаря Закону № 403 изменилась позиция Минфина по отражению в финансовой отчетности ежемесячных прибыльных авансов. Как именно следует отражать в учете «дивидендно-прибыльные» авансы и их зачет, читайте в консультации «Авансовые взносы по налогу на прибыль: отражаем в бухгалтерском учете» // «БН», 2013, № 40, с. 12.

 

ЕВС-документы под миндоходовским соусом

С 1 октября 2013 года Миндоходов взяло в свои руки бразды правления процедурой администрирования ЕВС. С этой даты все субъекты хозяйствования уплачивают ЕВС на счета Миндоходов, а также подают отчетность не в ПФУ, а в свою налоговую.

Чтобы окончательно перебрать на себя все полномочия по уплате ЕВС, Миндоходов «отправило на покой» пенсионные нормативно-правовые акты по ЕВС и утвердило свои. Новые нормативно-правовые акты в основном дублируют пенсионные, хотя и имеют миндоходовский колорит.

Так, за осенний период Миндоходов утвердило:

Инструкцию о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование («БН», 2013, № 40, с. 5). В ней, в частности, появились правила уплаты ЕВС с декретных. Алгоритм уплаты ЕВС на новые счета можно найти в «БН», 2013, № 39, с. 43. Полезную информацию по этому вопросу можно найти также на с. 21 номера;

Порядок принятия банками к выполнению расчетных документов на выплату заработной платы («БН», 2013, № 40, с. 6);

Порядок зачисления в счет будущих платежей единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или возврата излишне и/или ошибочно уплаченных средств (см. « БН», 2013, № 40, с. 6). От предшественника он отличается возможностью вернуть ЕВС, который был уплачен в ПФУ, уже на миндоходовские счета для уплаты ЕВС (об открытии таких счетов читайте в «БН», 2013, № 39, с. 43);

Порядок рассмотрения органами доходов и сборов жалоб на требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и на решения о начислении пени и наложении штрафа («БН», 2013, № 40, с. 7). Отличается от предшественника изменением сроков для подачи жалоб и обжалования. Так, отныне подать жалобу нужно в течение 10 календарных дней (ранее — 10 рабочих), а ответ на нее придется ждать 30 календарных дней (ранее 20);

Порядок формирования и подачи страхователями отчета по суммам начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (« БН», 2013, № 40, с. 7). В приложениях к новому Порядку содержатся несколько подкорректированные формы ЕВС-отчетов. Подробно о заполнении обновленной ф. № Д4 читайте в консультации «Новый отчет № Д4 по ЕВС: новая форма, новые правила, пример для отчета за сентябрь» // «БН», 2013, № 41, с. 12, а о том, как исправить в ЕВС-отчете ошибки, допущенные еще «при господстве» ПФУ, можете узнать из консультации «Ошибки в пенсионных и ЕВС-отчетах: актуальные «приемы» против старых ошибок» // «БН», 2013, № 45, с. 32;

Порядок учета плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и Положение о реестре страхователей (« БН», 2013, № 41, с. 5). Несмотря на то, что с 01.10.13 г. плательщиков ЕВС учитывает орган Миндоходов, а не ПФУ, никакой перерегистрации в связи с этим плательщикам проходить не нужно.

Подробно с миндоходовскими документами о взимании ЕВС можно ознакомиться в Шпаргалке недели «Единый взнос по-миндоходовски» // «БН», 2013, № 40, с. 21, а с текстами данных документов — в «БН», 2013, № 42.

 

Наличные ограничения: виновен и дающий, и берущий

С 01.09.13 г. Нацбанк всколыхнул сферу налично-денежного обращения, установив еще одно ограничение на осуществление наличных расчетов — между предприятиями/предпринимателями и обычными физическими лицами, а также на расчеты физических лиц между собой. Осенний период принес нам немало разъяснений правил применения этих ограничений.

Так, Миндоходов наконец исправило свое упущение по наложению штрафных санкций за нарушение наличных расчетов. Напомним: налоговики летом («БН», 2013, № 39, с. 8) сообщили, что сверхлимитную сумму нужно прибавлять к остатку «наличных» в кассе и сравнивать с установленным лимитом кассы. Но это требование не действует с 01.09.13 г. То есть никаких «прибавлений» в таком случае контролеры осуществить не могут.

Налоговики наконец осознали свою ошибку и согласились («БН», 2013, № 44, с. 7 и « БН», 2013, № 45, с. 44), что за «осенние» нарушения наличного ограничения «светит» только админштраф по ст. 16315КоАП, который могут наложить на предпринимателей и должностных лиц юридических лиц.

Важно! Налагать такой штраф налоговики будут как на плательщиков, так и на получателей «сверхлимитных наличных» («БН», 2013, № 40, с. 47), поэтому в зоне риска оказались все субъекты хозяйствования, нарушающие это ограничение. В то же время, если плательщиком является обычное физическое лицо, то его наказать за нарушение наличного ограничения не получится, поскольку админштраф по ст. 16315 КоАП на граждан не налагается («БН», 2013, № 40, с. 47).

 

С 01.12.13 г. «устаревшие» РРО — «вне закона»

Для стимулирования субъектов хозяйствования как можно скорее приобрести модели РРО нового поколения, дающие возможность передавать информацию о работе РРО в электронном виде, налоговики в середине осени изложили в новой редакции Госреестр РРО («БН», 2013, № 42, с. 3).

Из нового Госреестра РРО, датированного 01.10.13 г., однако обнародованного на сайте Миндоходов только 07.10.13 г., налоговики исключили все «устаревшие» модели РРО. Этим они дали понять субъектам хозяйствования, что с нового года точно начнется «эра электронизации».

Последствия таких действий субъекты хозяйствования могли ощутить сразу. Ведь после таких новшеств они фактически утратили право использовать в своей хозяйственной деятельности еще исправные, но уже «устаревшие» модели РРО, которые были исключены из Госреестра РРО.

Возникали даже подозрения, что налоговики заставят сразу поменять «устаревшие» РРО на современные, а на тех, кто этого не сделает, наложат админштраф, предусмотренный ст. 1551 КоАП. Но самое худшее не произошло.

Налоговики на удивление лояльно отреагировали на новую редакцию Госреестра РРО. Они разрешили до получения уведомления о том, что кассовая техника субъекта хозяйствования не соответствует современным требованиям, и в течение месяца после этого продолжать использовать «несовременные» РРО (см. в «БН», 2013, № 42, с. 62; № 43, с. 4)

Важно! Отменять регистрацию «несовременных» РРО налоговики планируют с 01.12.13 г. (подкатегория 109.09 БЗ Миндоходов). С этого дня, если верить их разъяснением, они также начнут налагать админштраф, предусмотренный ст. 1551 КоАП.

Во избежание такого наказания субъекты хозяйствования до начала зимы должны обзавестись «современными» моделями РРО, а устаревшие снять с регистрации и продать либо ликвидировать. Подробно о том, как отменить регистрацию устаревшей модели РРО и зарегистрировать современную, читайте в консультациях «Устаревшие РРО, или Что делать, когда кассовый аппарат стал ненужным?» // «БН», 2013, № 41, с. 36, а также «РРО и КУРО: новые правила регистрации и применения» // «БН», 2013, № 43, с. 11.

Обращаем внимание! За непредоставление информации о работе РРО в органы Миндоходов в электронной форме штрафовать будут только с 01.01.14 г. А до этого момента на этот штраф наложено табу.

О новых правилах регистрации и применения РРО и КУРО вы можете узнать из «БН», 2013, № 43, с. 11.

 

Продажа инвалютных поступлений: из крайности в крайность

Достаточно существенные коррективы претерпел осенью порядок обязательной продажи поступлений в иностранной валюте. Напомним, что уже практически год хозсубъекты-резиденты продают половину валютной выручки, а физические лица — все 100 % валютных поступлений в сумме 150 тыс. грн. и более в месяц («БН», 2012, № 48, с. 6; 2013, № 21, с. 4). Это временное требование будет действовать еще как минимум полгода - до 17.05.14 г. (см. с. 5 этого номера)

Однако и этого оказалось недостаточно, чтобы укрепить позиции гривни. Поэтому НБУ в конце сентября расширил перечень поступлений в инвалюте, которые подлежат обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины. Теперь юридические лица и ФЛП в обязательном порядке должны продавать инвалютные поступления из-за границы не только в виде выручки от ВЭД (как это было раньше), но и в виде иностранных инвестиций, банковских кредитов и других поступлений из-за границы.

Хотя немножко позже НБУ несколько сменил гнев на милость и указал, что обязательной продаже в качестве исключения не подлежат поступления в пользу исполнителей, бенефициаров и реципиентов (получателей средств) по международным договорам, которые заключила Украина. Например на полученные кредиты под государственные гарантии, которые дает Кабмин, или кредиты (займы) от международных финорганизаций, членом которых является Украина, и т. п.

Обратите внимание! Как и ранее, продаем только 50 % поступлений в инвалюте 1-й группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов, утвержденного постановлением НБУ от 04.02.98 г. № 34, и русских рублях.

Также за осенний период НБУ разъяснил частные случаи применения правил реализации инвалюты. Например, он утверждает, что под обязательную продажу подпадает инвалюта, которую предприятие-резидент получает от других лиц на свой счет за пределами Украины, открытый по индивидуальной лицензии НБУ, а также инвалюта, зачисленная на счет резидента в виде возврата средств из-за невыполнения условий ВЭД-договора, и т. п. (« БН», 2013, № 43, с. 6). См. также с. 5 номера.

 

Новая книга для ФЛП-общесистемщиков: хронология событий

Миндоходов предоставило предпринимателям-общесистемщикам и «независимым профессионалам» новую форму Книги учета доходов и расходов (КУДР) и Порядок ее ведения.

Общие принципы заполнения Книги не изменились. Однако правила ее ведения теперь несколько облегчены. В частности, заводить Книгу на каждого наемного работника, осуществляющего операции за наличные, уже не нужно.

Вести КУДР отныне можно не только в бумажном, но и в электронном виде. Чтобы так поступать, ФЛП должен получить усиленные сертификаты открытых ключей и заключить договор с органом Миндоходов о признании электронных документов.

Подробнее об обновленной форме вы можете узнать из консультации «Книга предпринимателя-общесистемщика: здравствуй, новая форма» // «БН», 2013, № 43, с. 42.

После выхода в свет новой КУДР у ФЛП возник закономерный вопрос: с какого момента нужно начать вести Книгу по новой форме?

Формально это нужно было сделать с даты вступления в силу новой формы. Однако это очень сложно: предпринимателю еще нужно о ней узнать, найти ее, приобрести, зарегистрировать в органе Миндоходов и т. д. Поэтому просто начать пользоваться такой Книгой с 18.10.13 г. все ФЛП не смогли.

Существовали опасения, что налоговики просто проигнорируют эти затруднения и будут налагать на ФЛП, которые «затянут» с использованием КУДР, достаточно значительные финансовые санкции.

Благо, Миндоходов все-таки решило все «полюбовно» и рекомендовало тем предпринимателям, которые уже ведут Книгу по старой форме, продолжать делать это до конца года, а с 01.01.14 г. — перейти на новую. Это лояльное решение наверняка порадует ФЛП. И все-таки советуем не медлить с переходом на новую форму. О том, как именно можно вести КУДР уже сегодня, читайте в консультации «Миндоходов «нажало на тормоза»: ФЛП на общей системе могут вести старую Книгу до конца года» // «БТ», 2013, № 46, с. 37.

 

Зима на пороге — авто после техосмотра в дороге

Каждый автолюбитель уже с середины осени начинает подготовку к зимнему сезону. Но в этом году проводить такую подготовку владельцы и пользователи автомобилей будут с учетом новых правил. Речь идет о том, что Мининфраструктуры этой осенью утвердило два глобальных «труда», которыми регулируются правила эксплуатации КТС, а именно:

Правила эксплуатации колесных транспортных средств («БН», 2013, № 39, с. 5). Ими определено, как должно быть организовано содержание легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей и прицепов в течение эксплуатационного жизненного цикла таких агрегатов. Данные Правила являются подробным алгоритмом действия на каждом этапе использования КТС — от приобретения до передачи на утилизацию;

Правила технической эксплуатации колес и пневматических шин колесных транспортных средств категорий L, M, N, O и специальных машин, выполненных на их шасси («БН», 2013, № 39, с. 6), которыми определены основные организационные моменты производства и использования шин и колес.

Итак, в этом году автолюбители будут проводить сезонный техосмотр КТС не только ориентируясь на опыт, но и учитывая новые правила эксплуатации КТС и их составных частей. О том, как именно отразить проведение таких операций в учете, вы можете узнать из консультации «Уже зима в дороге, или Как подготовить автомобиль к зимнему сезону» // «БН», 2013, № 45, с. 19.

Кроме новшеств в правилах эксплуатации КТС, эта осень запомнится автолюбителям и разъяснением Госстата (письмо от 23.07.13 г. № 05.2-8/107 // «БН», 2013, № 38, с. 6) о правилах применения путевых листов автотранспортных средств. В нем Госстат поведал, что форма путевого листа грузового автомобиля в ближайшее время отменена не будет. Подробно о документах, которые должен иметь водитель при отправлении в дорогу, читайте в Шпаргалке бухгалтера «Автоперевозки: документальный вопрос» // «БН», 2013, № 46, с. 23.

 

Документы и сокращения

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Госреестр РРО — Государственный реестр регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом Миндоходов от 18.09.13 г. № 491.

ЕВС — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

Закон № 403 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно объектов недвижимости» от 04.07.13 г. № 403-VII.

КТС — колесные транспортные средства.

РРО — регистратор расчетных операций.

ФЛП — физическое лицо — предприниматель.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше