Темы статей
Выбрать темы

Тема недели. Масштабное улучшение НКУ

Редакция БН
Статья

МАСШТАБНОЕ УлучшеНИЕ НКУ

 

Сегодня подробно проанализируем изменения, внесенные в Налоговый кодекс уже известным вам Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по учету и регистрации налогоплательщиков и усовершенствованию некоторых положений» от 24.10.13 г. № 657-VII.

Виктория ЗМИЕНКО, Жанна СЕМЕНЧЕНКО, Николай ШПАКОВИЧ, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор», bn@id.factor.ua

 

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

 

Уточненные понятия

Законодатель исправил некоторые устаревшие термины, неточности и грамматические ошибки, которые были допущены в НКУ.

Так, устаревший термин «основные фонды» заменили термином «основные средства».

Термин «несовершеннолетние дети» заменили более широким понятием «малолетние/несовершеннолетние дети», что вполне справедливо, ведь в соответствии с СКУ несовершеннолетними считаются только дети в возрасте от 14 до 18 лет. То есть положения НКУ будут касаться также детей в возрасте до 14 лет, которые раньше «выпадали» из поля правового регулирования НКУ.

Однако не обошлось без некоторых новаций.

Так, в п.п. 14.1.172 НКУ расширено понятие «налоговая консультация». Теперь контролеры должны разъяснять не только вопросы по администрированию налогов или сборов, контроль за взиманием которых на них возложен, но и вопросы о порядке начисления и уплаты этих платежей.

 

Трансфертное ценообразование

Уточнен перечень операций, которые согласно п.п. 39.2.1.2 НКУ отнесены к контролируемым.

Ранее в упомянутой норме речь шла об операциях, в которых одной из сторон является нерезидент, зарегистрированный в государстве (на территории), в котором ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и более процентов ниже, чем в Украине.

Сугубо из математических правил получалось, что при ставке налога на прибыль в 2013 году 19 % «дельта» для иностранного налога составляла 0,95 процентных пункта (19 х 5 %). Следовательно, под трансфертное ценообразование могли попасть операции с нерезидентами стран, в которых ставка налога на прибыль была меньше 18,05 % (19 - 0,95).

Вряд ли именно такое отклонение имел в виду законодатель при введении трансфертного ценообразования.

После замены слова «проценты» на «процентные пункты» под трансфертное ценообразование могут подпасть операции с резидентами стран, в которых ставка налога на прибыль меньше 14 % (19 - 5).

Как видите, разница достаточно существенна. Поэтому теперь меньшее количество стран могут подпасть под «трансфертный» контроль.

Важно! В отличие от большинства новшеств, эта норма уже вступила в силу с 13.11.13 г.

 

Проверки

Изменения в п. 44.7 НКУ предусматривают, что налогоплательщик будет иметь право в течение 5 рабочих дней после получения акта проверки предоставить контролирующему органу документы, подтверждающие показатели, отраженные таким плательщиком в налоговой отчетности. Предыдущая редакция предусматривала возможность предоставить лишь документы, указанные в акте проверки как отсутствующие.

Уточнены также основания для проведения внеплановой проверки, приведенные в п. 78.1 НКУ. Напомним, что такие проверки проводятся только в том случае, если плательщик не даст ответ на письменный запрос контролеров о предоставлении информации. Так вот, в таком запросе налоговики должны будут указать те нарушения, в которых подозревают налогоплательщика. Соответственно, плательщик имеет возможность выбора: либо самостоятельно исправить ошибки (если такие подозрения обоснованны), либо опровергнуть такие подозрения предоставленными пояснениями и документами.

Конечно, решать, остались ли основания для внеплановой проверки, как и ранее, будут контролеры.

 

РЕГИСТРАЦИЯ, УЧЕТ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ

 

Вместо бумажных свидетельств — записи в реестрах

С 01.01.14 г. изменится подход к регистрации плательщиков НДС и ЕН.

Бумажные свидетельства плательщиков НДС и ЕН не будут выдавать, а факт регистрации будет подтверждать запись в соответствующем реестре. При этом данные из реестров будут обнародовать на едином государственном регистрационном веб-портале (до его создания — на сайте Миндоходов).

 

Уведомление об объектах налогообложения

Подкорректированы нормы п. 63.3 НКУ о подаче уведомления об объектах налогообложения (ф. № 20-ОПП) в контролирующие органы. Ранее такое уведомление нужно было подавать в ГНИ по местонахождению новых объектов налогообложения. Теперь его следует подавать только по основному месту учета.

Обратите внимание! В разд. VIII Порядка № 1588 пока еще содержатся старые правила подачи
ф. № 20-ОПП. Если их до 01.01.14 г. соответствующим образом не изменят, уведомление нужно будет подавать по месту основного учета (как того будет требовать НКУ — документ высшей юридической силы).

 

«Досье» на плательщиков — в сети

Новый п. 63.13 НКУ обязывает Миндоходов обнародовать в сети Интернет (на едином регистрационном веб-портале и своем официальном веб-сайте) данные о взятии на учет в качестве налогоплательщиков юридических лиц, их обособленных подразделений и самозанятых лиц. Причем эти данные будут обнародоваться не позднее следующего рабочего дня после взятия на учет.

Обнародовать должны следующие сведения:

• налоговый номер юрлица и обособленного подразделения;

• наименование юрлица или Ф.И.О. физического лица;

• местонахождение;

• дату и номер записи о взятии на учет;

• наименование и код контролирующего органа по основному месту учета;

• сведения о направлении уведомлений в связи с прекращением юрлица либо предпринимательской деятельности физического лица.

Доступ к этим данным должен быть свободным и бесплатным.

 

Изменение учетных данных

Обязанность по подаче заявления ф. № 1-ОПП, ф. № 5-ОПП, ф. № 1-РПП в случае изменения налогового адреса налогоплательщика останется только для лиц, данные которых не включаются в ЕГР.

Зарегистрированные в ЕГР плательщики будут изменять налоговый адрес без такого заявления. Они будут подавать только соответствующую регистрационную карточку госрегистратору (изменения в п. 66.3 НКУ).

Не нужно будет сообщать об изменениях в данных плательщика, если такие данные госрегистратор вносит в ЕГР. Также не нужно уведомлять контролирующий орган по неосновному месту учета об изменениях в учетных данных, если об этих изменениях уведомлен «основной» контролирующий орган (п. 66.5 НКУ).

Более оперативно будет проходить информационный обмен между госрегистраторами и контролерами. Органы государственной регистрации будут уведомлять Миндоходов о совершении регистрационных действий в день госрегистрации. Ранее они это делали не позднее следующего дня (п. 68.1 НКУ).

Сокращены и сроки предоставления банком информации об открытии либо закрытии счетов налогоплательщика. Вместо 3 рабочих дней — не позднее следующего дня. Также не позднее следующего дня после получения уведомления от банка контролирующий орган обязан направить уведомление о взятии счета на учет или об отказе (с указанием оснований). Раньше миндоходовцам предоставлялось для этого 3 рабочих дня (изменения к пп. 69.2 и 69.3 НКУ).

В п. 70.1 НКУ появилась новая норма, позволяющая резидентам иностранных стран встать на учет по месту регистрации своего пребывания (проживания) на территории Украины.

 

Снятие с учета и погашение налогового долга

Из ст. 67 НКУ исключены положения, определявшие порядок распределения или списания налогового долга при реорганизации либо ликвидации налогоплательщика.

Напомним, что исключенные нормы (абз. 2 и 3 п.п. 67.1.1 и абз. 2 и 3 п.п. 67.1.2 НКУ) требовали:

• распределить сумму налогового долга между правопреемниками;

• погасить налоговый долг учредителями, если они несут ответственность по обязательствам юрлица;

• погасить налоговый долг за счет имущества физического лица;

• признать долг безнадежным.

Однако прекратить деятельность, не погасив налоговый долг, по-прежнему нельзя (ст. 97 НКУ).

 

НДС

 

Налоговые накладные

Наконец законодатель исключил из перечня обязательных реквизитов налоговой накладной данные о таможенной декларации (п.п. «ї» п. 201.1 НКУ). Итак, этому, явно «лишнему», реквизиту так и не суждено было появиться в форме налоговой накладной.

 

Жалобы на поставщиков

Для подачи жалобы на поставщика (приложение Д8) покупателям предоставлено дополнительно 60 календарных дней. Этот срок будет начинаться после окончания предельного срока подачи декларации по НДС за отчетный период, в котором поставщик не предоставил налоговую накладную или нарушил порядок ее заполнения и/или регистрации в ЕРНН (п. 201.10 НКУ).

Напомним, что основанием для формирования налогового кредита является именно жалоба на поставщика, а не «дефектная» налоговая накладная. Поэтому включить сумму НДС в одном месяце, а жалобу подать вместе с декларацией за другой месяц нельзя.

Пример. Поставщик допустил ошибку в налоговой накладной, выписанной в ноябре 2013 года (независимо от того, 1 или 30 числа).

С учетом изменений включить в налоговый кредит сумму НДС, указанную в такой «дефектной» налоговой накладной, покупатель-«месячник» имеет право:

• в декларации за ноябрь, если подаст жалобу вместе с такой декларацией;

• в декларации за декабрь, если подаст жалобу вместе с декларацией за декабрь;

• в декларации за январь, если подаст жалобу вместе с декларацией за январь не позднее 18.02.14 г., хотя срок подачи такой декларации заканчивается 20.02.14 г.

Если бы мы имели дело с покупателем-«квартальщиком», то для него по условиям примера последний шанс — подача жалобы вместе с декларацией за I квартал 2014 года не позднее 10.04.14 г. (хотя срок подачи такой декларации заканчивается в мае).

Обратите внимание! Новые правила не запрещают плательщику подать жалобу вместе с декларацией за тот период, в котором выписана налоговая накладная. В добавленной норме идет речь о том, что право плательщика «сохраняется», то есть продолжается действие такого права (его плательщик имел и ранее), а не устанавливаются временные границы, в которых плательщик может формировать налоговый кредит на основании жалобы.

 

Добровольная регистрация плательщиков НДС

Наши постоянные читатели уже знают об изменениях, которые произойдут с 01.01.14 г. в порядке добровольной регистрации плательщиков НДС*. В частности, сразу при регистрации субъекта хозяйствования можно будет подать регистрационное заявление о добровольной регистрации в качестве плательщика НДС (форма № 1-ПДВ). Ее можно будет подать как приложение к регистрационной карточке (п. 183.7 НКУ).

* Об этом вы могли узнать в «БН», 2013, № 40, с. 4 и № 41, с. 4.

Получив отсканированную копию регистрационного заявления, миндоходовцы должны будут зарегистрировать такого новичка в качестве плательщика НДС, даже если он еще не начал деятельность — не осуществлял налогооблагаемых операций.

Закон № 657 устраняет последнее препятствие на пути такой регистрации. Дело в том, что, предусмотрев Законом № 443 исключение с 01.01.14 г. из п. 182.1 НКУ требования об осуществлении налого-
облагаемых операций (как условия добровольной регистрации), законодатель сделал только полдела. Ведь такое упоминание осталось в п. 183.8 НКУ среди оснований для отказа в НДС-регистрации. Теперь и эта неуместность будет устранена.

Итак, в п. 183.8 НКУ останутся только следующие основания для отказа в НДС-регистрации:

• заявитель не соответствует требованиям ст. 180 НКУ (не может быть плательщиком НДС);

• нарушен порядок подачи заявления, определенный в п. 183.7 НКУ;

• есть обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования НДС-регистрации (ст. 184 НКУ).

 

Подтверждение статуса плательщика НДС

По новым правилам факт регистрации плательщика НДС будет заключаться не в выдаче свидетельства, как было ранее, а во внесении записи в Реестр плательщиков НДС.

Конечно, возникает вполне логичный вопрос: каким образом контрагент сможет подтвердить свой НДСный статус? Ведь от этого зависит порядок составления налоговой накладной!

Поэтому законодатель предусмотрел следующие возможности:

1. Реестр плательщиков НДС будет размещен на специальном регистрационном портале (он будет создан несколько позднее) и на официальном сайте Миндоходов (п. 183.13 НКУ).

Обратите внимание! Данные Реестра плательщиков НДС и в настоящий момент обнародуются на сайте Миндоходов, однако информация там обновляется с опозданием (раз в 10 дней). Данные нового Реестра будут обнародоваться ежедневно!

2. Статус плательщика НДС контрагент сможет подтвердить, получив извлечение из Реестра плательщиков НДС. Такие извлечения налоговики будут предоставлять бесплатно в течение 2 рабочих дней после получения соответствующего запроса от плательщика НДС (п. 183.11 НКУ).

Осторожно! Извлечение действует до внесения изменений в Реестр плательщиков НДС. Следовательно, даже если вы получили копию такого извлечения, то, перед тем как указывать данные контрагента в налоговой накладной, стоит проверить их на официальном сайте Миндоходов.

Поскольку в правильном заполнении налоговой накладной в первую очередь заинтересован покупатель, то мы бы советовали плательщикам, внесшим изменения в свои регистрационные данные, оперативно сообщить об этом своим поставщикам. Ведь проверять такие данные покупателя, выписывая каждую налоговую накладную, — это лишние хлопоты.

Плательщикам НДС, подающим отчетность в электронной форме, будет предоставлена возможность получить справки из Реестра плательщиков НДС. Для этого нужно будет направить запрос в электронной форме, а миндоходовцы в течение 5 рабочих дней должны выдать такую справку. Порядок выдачи таких справок должно установить Миндоходов (п.п. 183.13.2 НКУ).

 

СпецНДС

Аналогичные электронно-регистрационные изменения произойдут в порядке регистрации спецрежимных плательщиков НДС. Вместо выдачи спецрежимного Свидетельства плательщики будут регистрироваться в спецрежимном Реестре плательщиков НДС. Кроме общей информации о плательщике НДС, в нем будут содержаться, а также обнародоваться по общим правилам перечень видов деятельности сельхозпредприятия и дата внесения записи о таких видах деятельности (п. 209.10 НКУ).

 

Аннулирование НДС-регистрации

Несколько расширен перечень оснований для аннулирования НДС-регистрации. К счастью, рядовых плательщиков НДС такие изменения не затрагивают. Так, вместо упоминания об окончании срока действия Свидетельства, о котором шла речь в 
п.п. «з» п. 184.1 НКУ, теперь определены следующие основания: прекращено действие договора о совместной деятельности, договора управления имуществом, соглашения о разделе продукции либо истек срок, на который создано лицо.

Датой аннулирования плательщика НДС будет дата, наступившая раньше:

• подачи заявления об аннулировании в качестве плательщика;

• принятия решения контролирующим органом;

• указанная в судебном решении;

• прекращения действия договора о совместной деятельности, договора об управлении имуществом, соглашения о разделе продукции;

• окончания срока, на который создано лицо.

 

Финансово-хозяйственные штрафы — не объект

Законодатель закрепил на нормативном уровне (дополнен новым предложением абз. 3 п. 188.1 НКУ) уже устоявшийся подход о том, что при определении базы для начисления НДС не учитываются финансово-хозяйственные штрафы. Теперь в НКУ четко определено, что в договорную стоимость не включаются суммы, полученные плательщиком в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения договорных обязательств:

• суммы неустойки (штрафов и/или пени);

• 3 % годовых;

• инфляционные.

Итак, эпопею с обложением НДС таких сумм можно считать завершенной. Бухгалтеры со стажем хорошо помнят, что до появления ОНК № 590 налоговики настаивали на налого-
обложении таких выплат*.

* Подробнее об этом вы можете прочитать в «БН», 2012, № 30, с. 11.

 

Условная продажа

Законодатель уточнил основания для начисления налоговых обязательств при использовании товаров/услуг в не облагаемых налогом операциях (п.п. «а» п. 198.5 НКУ).

Напомним суть этой нормы. Если плательщик НДС воспользовался правом на налоговый кредит при приобретении товаров/услуг, а затем использует их в операциях, которые не являются объектом налогообложения, то он обязан начислить налоговые обязательства. Для необоротных активов — исходя из остаточной стоимости, а для товаров/услуг — исходя из стоимости их приобретения. По сути, эта норма предусматривает компенсацию ранее сформированного налогового кредита.

Так вот, ранее эта норма предусматривала, что при использовании товаров/услуг в любых операциях, не являющихся объектом налогообложения, нужно начислять НДС. Исключение сделано только для случая реорганизации предприятия (п.п. 196.1.7 НКУ).

Теперь законодатель уточнил, что налоговые обязательства нужно начислять при использовании товаров/услуг в операциях, не являющихся объектом налогообложения согласно ст. 196 НКУ. Напомним, что в этой статье перечислены операции, не являющиеся объектом налогообложения. На первый взгляд такое уточнение ничего не изменило. Однако это ошибочное впечатление.

Дело в том, что далеко не все операции, не являющиеся объектом для начисления НДС, упоминаются в ст. 196 НКУ. Например, объектом налогообложения не являются услуги, место поставки которых определено за пределами территории Украины (п.п. «б» п. 185.1 НКУ), хотя они не упоминаются в ст. 196 НКУ.

Выходит, что при использовании товаров/услуг в таких операциях с 01.01.14 г. не нужно начислять налоговые обязательства. Однако такой подход скорее всего не понравится налоговикам.

А вот уточнение положений п.п. «б» п. 198.5 НКУ об использовании товаров/услуг в освобожденных операциях не приведет к сужению круга операций, по которым нужно признавать условную продажу. Ведь кроме ст. 197 и подразд. 2 разд. XX НКУ, которые теперь указаны в этой норме, освобождение от НДС хотя и упоминается в других статьях НКУ, но касается операций по ввозу товаров (ст. 206 и 211 НКУ).

 

Бюджетное возмещение

Радостная новость для плательщиков НДС! Суммы отрицательного значения НДС, задекларированные в счет погашения обязательств следующих отчетных периодов (стр. 25.2 декларации по НДС), можно будет получить денежными средствами! Такая возможность появится после 01.01.14 г. в результате внесения изменений в п. 200.6 НКУ.

Законодатель восстановил справедливость! Ведь на сегодняшний день не использованные плательщиком остатки этих сумм «сгорают» при аннулировании НДС-регистрации.

Однако возникает несколько существенных вопросов.

1. Будут ли применяться новые правила к «старым» остаткам отрицательного значения, задекларированным до 01.01.14 г.?

Мы не видим оснований для такого «обрезания». Разве что, сославшись на положения п. 102.5 НКУ, налоговики смогут не возвращать денежными средствами суммы, по которым истек срок исковой давности (1095 дней). Таким образом, только суммы, задекларированные до 01.01.11 г., нельзя будет получить денежными средствами.

2. Какой механизм предложит Миндоходов для получения такого возмещения?

Нужно либо менять направление возмещения с помощью уточняющего расчета к ранее поданной декларации, как того требует п. 200.7 НКУ,
т. е. подать уточняющий расчет с приложением Д4, либо написать заявление на получение переплаты в соответствии со ст. 43 НКУ.

Конечно, второй вариант кажется более логичным. Ведь суммы бюджетного возмещения в счет будущих платежей так же проходят через «горнило проверок», как и суммы, задекларированные к возврату денежными средствами.

3. Можно ли будет получить денежными средствами суммы НДС, которые плательщик не заявлял к возмещению, а налоговики «принудительно» подтвердили право на бюджетное возмещение в счет будущих платежей (решение формы «В2»)?

По сути, суммы отрицательного значения, подтвержденные налоговиками, ничем не отличаются от сумм, заявленных плательщиком. Это также сумма средств, которую бюджет задолжал плательщику НДС. Препятствием для их получения не могут быть положения п.п. «а» п. 200.14 НКУ, где идет речь о принудительном «отказе» плательщика получить такие суммы в качестве бюджетного возмещения, ведь в этой норме также определен порядок дальнейшего использования таких сумм — согласно п. 200.6 НКУ.

А как вы уже, наверное, поняли, именно п. 200.6 НКУ теперь дает возможность плательщику изменить направление возмещения.

 

Изменения в налоговой отчетности

Упоминание о Свидетельстве плательщика НДС как одного из дополнительных реквизитов налоговой отчетности исключили из п. 48.4 НКУ. Следовательно, должна измениться форма Декларации по НДС.

Заметим, что в форме налоговой накладной тоже имеются специальные поля для указания номеров Свидетельств продавца и покупателя, хотя такие данные не отнесены к обязательным реквизитам согласно п. 201.1 НКУ. Поэтому форма этого документа тоже требует уточнения.

Пока миндоходовцы не подкорректируют форму НДСных документов, данные о Свидетельстве плательщика НДС с 01.01.14 г. можно не заполнять.

Осторожно! На сегодняшний день алгоритмы контроля декларации по НДС и налоговой накладной (для внесения в ЕРНН), составляемых в электронной форме, предусматривают обязательное заполнение данных о Свидетельстве плательщика НДС. Иначе документ не пройдет проверку структуры. Соответственно, он не будет принят. Если налоговики не изменят такие алгоритмы, то в этом поле следует:

• указать «устаревшие» данные о Свидетельстве плательщика НДС;

• или поставить ноль (такой вариант заполнения данных Свидетельства в НН предусматривается п. 8.1 Порядка № 1379 при внесении данных покупателя — неплательщика НДС, но срабатывает и для поставщика).

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

 

Амортизация нематериальных активов

Амортизация НА осуществляется в течение срока действия права пользования ими. Причем для некоторых групп дополнительно установлен минимальный срок амортизации: для группы 4 (права на объекты промышленной собственности) — не менее 5 лет, а для группы 5 (авторское право и смежные с ним права) — не менее 2 лет.

Если срок действия права пользования НА не установлен правоустанавливающими документами, то сейчас у плательщика нет выбора. Он обязан амортизировать такой объект в течение 10 лет (последний абз. п.п. 145.1.1 НКУ). А вот с 01.01.14 г. плательщик сможет самостоятельно устанавливать срок амортизации по таким объектам, но не менее 2 лет и не более 10 лет.

 

Что считать отчетным периодом

С 2013 года плательщики подают декларацию один раз — по итогам отчетного года. Право или обязанность подачи внутригодовых деклараций — исключение из общих правил, предусмотренное для некоторых случаев. Эти изменения вызвали сложности с определением отчетного (налогового) периода для годовых плательщиков. А этот вопрос принципиален, например, для налогообложения операций с возвратной финансовой помощью (п.п. 135.5.5 НКУ), а также для нулевщиков-нарушителей, которые, «выйдя за рамки», платят налог на прибыль по общеустановленной ставке за отчетный (налоговый) период, в котором допущено нарушение (п. 154.6 НКУ).

Первую половину года налоговики настаивали на том, что введение годового налогового периода не изменило порядок налогообложения возвратной финпомощи, т. е. по-прежнему ориентироваться нужно было на суммы невозвращенной помощи на конец отчетного квартала*. Затем Законом № 403** были внесены правки в п. 152.9 НКУ: базовым отчетным периодом стал календарный квартал или календарный год. Правда, «корявость» формулировки приводила к тому, что год является отчетным периодом только для плательщиков, уплачивающих авансовые взносы. Но, как известно, далеко не все годовые плательщики налога на прибыль обязаны платить налог авансом.

* О наших аргументах против этой позиции вы можете узнать из комментария к письму Главного управления Миндоходов в г. Киеве от 19.06.13 г. № 1179/10/06-4-06 //
«БН», 2013, № 30, с. 6.

** Об этих изменениях вы можете прочитать в «БН», 2013, № 32, с. 8.

Подчеркнем! Указанная привязка к авансам, на наш взгляд, ни в коей мере не означала, что все неплательщики ежемесячных авансов должны были подавать декларацию за три квартала 2013 года.

Важно! Комментируемыми сегодня изменениями эта оплошность устранена: отчетный (налоговый) период равен году для плательщиков, определенных в п. 57.1 НКУ, т. е. для всех плательщиков налога на прибыль. Соответственно, теперь все вопросы с налогообложением возвратной финпомощи сняты: плательщик отражает доходы, только если финпомощь не возвращена на конец отчетного (налогового) года.

Нюанс. Если плательщик имеет право или обязан подавать внутригодовые декларации, то для него отчетным (налоговым) периодом по-прежнему является календарный квартал. Указание о таких плательщиках наравне с другими в п. 57.1 НКУ не должно на это влиять.

 

Нулевщики: есть ли изменения

Что касается нулевщиков, нарушивших правила работы на льготной ставке, то им в свете сегодняшних изменений беспокоиться не о чем. Во-первых, они указаны в п. 154.6 НКУ, т. е. обособлены от других плательщиков. Во-вторых, они подают внутригодовые декларации по упрощенной форме***. В-третьих, на данный момент для них действует ОНК № 578, где сказано, что налогом на прибыль по общей ставке облагается только прибыль, полученная в отчетном квартале, в котором допущено нарушение.

*** По форме согласно приложению к Постановлению № 98. За отчетный период, в котором допущено нарушение, предприятие обязано применить общую ставку налога (19 % в 2013 году) и подать обычную декларацию по форме, утвержденной Приказом № 1213.

 

Докодексные ценные бумаги и деривативы

Из переходных положений раздела ХХ НКУ исключили п. 4 подразд. 4. Он предписывал операции с ценными бумагами и деривативами, приобретенными в докодексный период, отражать в налоговом учете по правилам, действовавшим на момент приобретения таких ценных бумаг. На самом деле эта норма — пережиток прошлого, ведь в прошлом году «обрубили» ценнобумажные убытки по состоянию на 01.01.12 г.**** В результате расходы на приобретение «старых» и не проданных на эту дату ценных бумаг убрали из ценнобумажных расходов и разрешили их учесть лишь при отчуждении ценных бумаг и деривативов. Таким образом, на «старые» ценные бумаги распространили кодексные правила учета: расходы в отдельном ценнобумажном учете отражаются в момент получения доходов от таких операций.

**** Подробнее об этом читайте в статье «Операции с ценными бумагами: Обобщающая консультация ГНСУ с ребусами» // «БН», 2013, № 3, с. 49.

 

Долговые ценные бумаги

Перечень ценных бумаг, которые относятся к долговым, приведен в п. 2 ч. 5 ст. 3 Закона о ЦБ. Это, в частности, облигации предприятий, государственные облигации Украины, облигации местных займов, векселя, сберегательные (депозитные) сертификаты), ипотечные ценные бумаги, закладные.

До сегодняшних изменений на векселедателей, залогодателей и других лиц, которые выдали ордерную или долговую ценную бумагу, при выдаче и погашении таких ценных бумаг не распространялись правила отдельного ценнобумажного учета (п. 153.9 НКУ)*. При этом эмитент имеет право включать в расходы суммы процентов по правилам, определенным П(С)БУ (п.п. 153.4.3 НКУ).

* С правилами налогообложения таких операций вы можете ознакомиться в статье «Ценнобумажный учет: новые правила» // «БН», 2013, № 3, с. 53.

Теперь налоговые последствия у эмитента могут возникнуть и при размещении эмитированных им долговых ценных бумаг. Так, норма п.п. 153.4.3 НКУ дополнена новым абзацем, согласно которому в случае размещения плательщиком налога долговых ценных бумаг выше/ниже номинальной стоимости прибыль/убыток от их размещения относится в состав его доходов/расходов в налоговом периоде, в течение которого состоялось погашение/выкуп таких ценных бумаг.

 

Корпоративные права

Операции с корпоративными правами, выраженными в иных, нежели ценные бумаги, формах, подчиняются отдельным ценнобумажным правилам, установленным пп. 153.8 и 153.9 НКУ. Нюансы этого вы можете узнать из статьи «Операции с долей в уставном капитале ООО: налоговые последствия» // «БН», 2013, № 22, с. 14. Так, в налоговом учете доходов/расходов отражается результат от таких операций (доходы, полученные от отчуждения корпоративных прав за минусом документально подтвержденных расходов на их приобретение). Причем расходы налогоплательщик имеет право учесть только при отчуждении таких корпоративных прав.

Важно: ценнобумажные правила применяются только в случае продажи или отчуждения другим способом корпоративных прав. На операции по погашению корпоративных прав в связи с выходом участника из общества ценнобумажные правила не распространяются (абз. второй п. 153.9 НКУ). Ни эмитент, ни выходящий участник (если только он не продает свою долю другому лицу, в том числе обществу) не рассчитывают финансовый результат от такой операции в отдельном ценнобумажном учете. У участника в таком случае могут возникнуть доходы (обычные, не ценнобумажные!), если возвращаемая ему в связи с выходом сумма превышает размер взноса в уставный капитал (п.п. 136.1.13 НКУ).

Оставался вопрос о праве признания расходов, понесенных на приобретение корпоративных прав до 01.01.13 г. Дело в том, что в п. 31 подразд. 4 разд. ХХ НКУ, признающем такие «старые» расходы, говорилось только о ценных бумагах и деривативах. О корпоративных правах ничего не было сказано.

Внимание! Сейчас эта явная оплошность законодательства устранена: «старые» расходы на приобретение корпоративных прав учитываются при определении прибыли/убытка от операций с ними. Надеемся, что эти коррективы будут восприняты проверяющими как уточняющие, а не как устанавливающие новые правила.

Завершая вопрос о корпоративных правах, надеемся, что до конца этого года решится вопрос, по какой ставке облагается «корпоративная» прибыль — 19 % или 10 %. На данный момент весы склоняются в пользу 19 %-й ставки, о чем подробнее вы можете прочитать в вышеупомянутой консультации.

 

Льгота для энергосбереженцев

Речь идет о предприятиях, которые включены в Госреестр предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих разработку, внедрение и использование энергоэффективных мероприятий и энергоэффективных проектов. Такие плательщики пользуются льготой — от налогообложения освобождается 50 % прибыли, полученной от осуществления энергоэффективных мероприятий и реализации энергоэффективных проектов (п. 158.2 НКУ).

До сегодняшних изменений такие предприятия обязаны были вести отдельный учет прибыли/убытка, полученного от осуществления указанных мероприятий и реализации проектов, в порядке, утвержденном КМУ. Однако такой документ так и не появился. Видимо, не желая изобретать велосипед, Закон № 657 распространяет на таких плательщиков общие правила учета льготируемой прибыли, установленные п. 152.11 НКУ.

Обратите внимание. Сведения об освобожденной от налогообложения прибыли приводятся такими субъектами в приложении ПЗ к Декларации, а также в Отчете о суммах налоговых льгот*. Отчет об использовании плательщиками налога на прибыль высвобожденных средств** подавать этим льготникам не нужно.

* По форме согласно приложению к постановлению № 1233 (см. «БН», 2011, № 15, с. 46). Методрекомендации по расчету льгот по прибыли были доведены письмом ГНСУ от 06.06.12 г. № 15709/7/15-1217.

** Форма утверждена приказом № 1685.

 

Резидент = плательщик налога на прибыль

Незначительная на первый взгляд поправка в этом вопросе приводит к серьезным изменениям в налогообложении. Так, п.п. 14.1.213 НКУ (он определяет, кто является резидентом) дополнен новым абзацем: в случае если в разд. III--- НКУ используется термин «резидент» в соответствующих падежах, под этим термином понимаются лица, определенные п. 133.1 НКУ.

В свою очередь, в п. 133.1 НКУ приведен перечень лиц, являющихся плательщиками налога на прибыль из числа резидентов. Сюда входят юрлица, осуществляющие хоздеятельность как на территории Украины, так и за ее пределами; обособленные подразделения юрлиц, за исключением представительств; неприбыльные учреждения и организации в случае получения ими налогооблагаемых доходов; управления и предприятия ж/д транспорта и их структурные подразделения.

Внимание: плательщики ЕН и фиксированного сельскохозяйственного налога (ФСН) не являются плательщиками налога на прибыль (не указаны в п. 133.1 НКУ), поэтому формально не являются резидентами для целей разд. III НКУ .

Объясняется это тем, что взимание налога лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, установлено главой 1 разд. XIV НКУ, о чем прямо сказано в п. 133.6 НКУ. О плательщиках ФСН непосредственно в ст. 133 НКУ ничего не говорится. Тем не менее это не может «по умолчанию» причислить их к числу плательщиков налога на прибыль, так как они уплачивают отдельный налог — ФСН, не являющийся составной частью налога на прибыль (п.п. 9.1.14 НКУ).

Какие же последствия несут в себе эти изменения? Об этом узнаете дальше.

 

Налог «на репатриацию»

Данный налог обязаны удерживать резидент или постоянное представительство нерезидента, осуществляющие в пользу нерезидента или уполномоченного им лица (кроме постоянного представительства нерезидента на территории Украины) любую выплату дохода с источником его происхождения из Украины (п. 160.2 НКУ).

Как видим, здесь речь идет о резидентах, каковыми ни единоналожники, ни ФСНщики не являются.

Отсюда вывод: если они выплачивают доходы нерезиденту, то удерживать налог (в общем случае по ставке 15 %) и перечислять его в бюджет не нужно!

Посмотрим, как на это отреагируют миндоходовцы, ведь они всегда настаивали на взимании этого налога всеми субъектами (за исключением физлиц-предпринимателей). Их аргументация — плательщиком данного налога является нерезидент, а лицо, выплачивающее доход, лишь обязано удержать этот налог с нерезидента.

Отдельно остановимся на доходах нерезидента в виде фрахта.- В п. 160.5 НКУ сказано, что лицом, уполномоченным взимать этот налог и вносить его в бюджет, является резидент, который выплачивает такие доходы, независимо от того, является он плательщиком этого налога или нет, а также является он субъектом упрощенного налогообложения или нет. На наш взгляд, эту норму в контексте сегодняшних изменений можно рассматривать как утратившую свою актуальность. Надеемся, что до 01.01.14 г., когда заработают эти изменения, миндоходовцы выскажут свою позицию по этому вопросу.

А вот что касается «дивидендного» авансового взноса, то тут ничего не изменилось. Несмотря на то что обязанность по его уплате возлагается на любого эмитента корпоративных прав, который является резидентом, единоналожникам по-прежнему придется его платить (п. 292.12 и абз. третий п.п. 153.3.2 НКУ). Плательщики ФСН освобождаются от уплаты этого взноса (как до 01. 01.14 г., так и после этой даты) ввиду прямого указания на это в абз. 2 п.п. 153.3.2 НКУ.

Заметим, что резидентские изменения «цепляют» и некоторые другие нормы разд. III НКУ (например, п.п. «е» п.п. 138.10.6, абз. 2 п. 153.9, п. 161.2 и др.), на чем подробнее обязательно остановимся в ближайших номерах.

 

ЕДИНЫЙ НАЛОГ

А теперь пройдемся по изменениям в единоналожной главе 1 раздела XIV НКУ. Эти изменения заработают с 01.01.14 г. Кроме того, юрлиц-единоналожников может заинтересовать и приятная новость, о которой мы рассказали в подразделе «Налог «на репатриацию»» (с. 41).

 

Реестр плательщиков ЕН

Миндоходовцы создают и ведут реестр плательщиков ЕН, а выдача Свидетельства плательщика единого налога (далее — Свидетельство) отменяется. Теперь вся информация о единоналожниках, как и о плательщиках НДС (см. с. 36), будет содержаться в реестре плательщиков ЕН. В связи с этим по тексту единоналожной главы законодатель убрал ссылки на Свидетельство, увязав эти нормы с ведением реестра плательщиков ЕН.

Регистрация плательщиков ЕН упрощается. Миндоходовцы теперь вносят лишь запись в реестр плательщиков ЕН (п. 299.1 НКУ). Но, как и ранее, для перехода на упрощенку нужно подавать заявление. Эта норма осталась без изменений, как и сам бланк формы, который утверждал еще Минфин (приказ от 20.12.11 г. № 1675). Хотя его не помешало бы переутвердить*.

* О процедуре перехода читайте в статье «Стройными рядами идем в упрощенцы: как предпринимателю перейти на единый налог с 2014 года» // «БН», 2013, № 46, с. 39.

Сокращен срок принятия решения миндоходовцами о зачислении в ряды упрощенцев: с 10 календарных до 2 рабочих дней (п. 299.3 НКУ).

Если миндоходовцы отказывают предприятию или предпринимателю в переходе на упрощенку, то об этом вас письменно будут уведомлять в такой же 2-дневный срок. Вы можете обжаловать их решение (п. 299.5 НКУ). Кстати, основания для отказа не поменяются: они сохранены в п. 299.6 НКУ.

В реестр попадает такая информация о единоналожнике (обновленный п. 299.7 НКУ):

1) для юрлица — его наименование и номер согласно ЕГРПОУ. Для предпринимателя — Ф. И. О. и налоговый номер (или серия и номер паспорта — для отказавшихся от налогового номера по религиозным убеждениям при наличии отметки в паспорте);

2) налоговый адрес;

3) место осуществления хоздеятельности;

4) виды хоздеятельности, которые выбрали предприниматели групп 1 и 2;

5) ставка ЕН и группа;

6) дата (период) избрания или перехода на упрощенную систему налогообложения;

7) дата регистрации;

8) виды хоздеятельности групп 1 и 2 (на наш взгляд, эта информация дублируется с названной выше в п. 4);

9) дата аннулирования регистрации.

Важный момент. Реестр будут вести миндоходовцы. Он будет доступен для всех бесплатно и без ограничения. Вы сможете его найти в свободном доступе на веб-портале госрегистратора (http://drsu.gov.ua) и Миндоходов (http://minrd.gov.ua). Обновлять миндоходовцы этот реестр должны ежедневно (п. 299.13 НКУ). Поэтому по идее законодателя такая информация будет актуальной всегда. А по факту — посмотрим.

Сам единоналожник может бесплатно получить извлечение из такого реестра (п. 299.9 НКУ). Это можно сделать для того, чтобы «спать спокойно» с мыслью, что вы — единоналожник. Кроме того, его можно (хотя и не обязательно) предъявлять своим контрагентам для подтверждения своего единоналожного статуса.

Миндоходовцы такое извлечение должны вам выдать в течение одного рабочего дня со дня поступления запроса. Форму запроса, который вы должны подавать для получения извлечения, должно утвердить Миндоходов. До его утверждения, на наш взгляд, запрос можно составлять в произвольной форме.

Извлечение из реестра действует до внесения изменений в реестр.

Виды деятельности будут содержаться в реестре плательщиков ЕН. Поэтому повышенную ставку ЕН (15 %) предприниматели должны будут применять к видам деятельности, которые не указаны в таком реестре (обновленный п.п. 2 п. 293.4 НКУ). И в этом случае они обязаны вернуться на общую систему (обновленный п.п. 7 п.п. 298.2.3 НКУ). То есть все, как и сейчас, но только ориентация не на данные Свидетельства, а на данные реестра плательщиков ЕН. Важно! В связи с этим предпринимателям групп 1 и 2 необходимо (как сейчас, так и с 01.01.14 г.) своевременно вносить изменения по осуществляемым видам деятельности. Для этого они подают заявление не позже 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли изменения (п. 298.5 НКУ не меняется).

В настоящее время непонятно, будут ли выдавать миндоходовцы Свидетельства тем, кто подал документы в 2013 году для перехода на упрощенку с 1 января 2014 года. Дело в том, что комментируемые нами изменения вступят в силу только с 1 января будущего года. А будущие единоналожники в этом году заявление подадут максимум 16 декабря. И по действующему до 01.01.14 г. п. 299.5 НКУ им миндоходовцы должны выдать Свидетельство еще в этом году — в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления. Думаем, что в скором времени миндоходовцы озвучат свою позицию.

И еще вопрос. Нужно ли сдавать обратно Свидетельство тем, кто перешел на упрощенку до 2014 года? На наш взгляд, нет. Если миндоходовцы выскажут другое мнение, мы вас об этом проинформируем.

 

Аннулирование ЕН-регистрации

Плательщики ЕН работают на упрощенке бессрочно. И уйти с нее они могут либо по своему желанию, либо такого статуса их лишат миндоходовцы. С 2014 года перечень оснований для аннулирования несколько изменен (см. табл. 1).

 

Таблица 1. Причины для аннулирования единоналожного статуса

Причины, по которым миндоходовцы лишают единоналожного статуса

до 01.01.14 г. (п. 299.15 НКУ)

с 2014 года (п. 299.10 НКУ)

Единоналожник подает заявление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения

Прекращение деятельности (для юрлица — кроме преобразования)

Осуществление запрещенных видов деятельности или несоответствие требованиям организационно-правовых форм хозяйствования(1)

Превышение численности наемных работников(1)

Превышение объема дохода, дающего право на применение упрощенной системы налогообложения (1)

Применение плательщиком ЕН запрещенного способа расчетов(1)

(2)

Осуществление предпринимателями видов деятельности, не указанных в реестре плательщиков ЕН (обновленный п.п. 7 п.п. 298.2.3 НКУ) (1, 3)

Неуплата в течение двух последовательных кварталов налогового долга, возникшего у плательщика ЕН

Наличие налогового долга на каждое первое число месяца в течение двух последовательных кварталов (обновленный п.п. 8 п.п. 298.2.3 НКУ)(1)

(1) С 2014 года основания для аннулирования ЕН-регистрации миндоходовцами прописаны в п. 299.10 НКУ. До 01.01.14 г. такие основания указаны в п. 299.15 НКУ.

В обновленном п. 299.10 НКУ четко названы только первые две причины (подача заявления и прекращение деятельности). По остальным причинам законодатель отсылает нас к п.п. 298.2.3 НКУ (а в нем прописано, когда единоналожники самостоятельно должны перейти на общую систему).

(2) До 01.01.14 г. такого основания п. 299.15 НКУ не содержал. В этом случае, руководствуясь п.п. 7 п.п. 298.2.3 НКУ, предприниматель должен был сам отказаться от упрощенной системы.

(3) Очевидно, что это ограничение касается только предпринимателей групп 1 и 2. Основание: только они должны указать виды деятельности в заявлении, которые и попадут в реестр плательщиков ЕН. Такая нечеткость формулировки содержится в этой норме и в редакции п. 7 п.п. 298.2.3 НКУ, которая действует до 01.01.14 г. К сожалению, при внесении изменений законодатель это не устранил.

 

Вашего внимания заслуживает обновленный п. 299.11 НКУ. Его нормами предусмотрен порядок действий миндоходовцев в ситуации, когда при проверке они выявят нарушения единоналожных правил. Свое решение об аннулировании ЕН-регистрации они принимают на основании акта проверки. Вы только представьте, срок аннулирования — с первого числа месяца, следующего за кварталом, в котором допущено нарушение!!! И что это все значит? Если, допустим, проверяют последние 3 года работы на ЕН, а нарушение выявят в первый год, то аннулируют ЕН-регистрацию с какого-то квартала первого года… А что же будет с налогообложением за 2-й и 3-й год? Миндоходовцы пересчитают налогообложение за такие периоды не по ЕН, а как на общей системе? Или для чего было сделано уточнение срока, с которого лишают ЕН-регистрации?

Кстати говоря, вернуться на упрощенную систему такой единоналожник сможет только через год (по истечении 4-х последовательных кварталов) с момента принятия решения миндоходовцами.

 

Прочие изменения

Законодатель исключил условие об отсутствии долга по налогам у единоналожника, если он самостоятельно решит вернуться на общую систему (обновленный п.п. 298.2.2 НКУ).

Законодатель исправил «неточности», связанные с аннулированием НДС-регистрации плательщиков ЕН. Ранее в п.п. 298.1.5 НКУ упоминалось о такой возможности только для единоналожников групп 3 и 5. С 01.01.14 г. в этой норме будут указаны единоналожники групп 3 — 6.

 

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

Штраф по ф. № 1ДФ

Анализ изменений начнем с приятного момента. С начала действия НКУ сложилась довольно абсурдная ситуация с подачей уточняющей Налоговой декларации по ф. № 1ДФ (далее — ф. № 1ДФ). Все, кто хоть раз исправлялся (а сделать это можно только через уточненку), знают, что"автоматом" налоговики выписывают штраф по п. 119.2 НКУ в размере 510 грн., а за повторное в течение года нарушение — 1020 грн. Причем штраф налагается за любые уточнения вне зависимости от того, был «обижен» бюджет или нет*.

* Подробнее об этой проблеме вы можете узнать в «БН», 2012, № 5, с. 58.

В результате налоговые агенты не спешили исправляться (особенно, если ошибка не привела к недоплате).

Закон № 657 в этом плане серьезно упростит нам жизнь.

С 01.01.14 г. штраф по п. 119.2 НКУ (510 грн. или 1020 грн.) налагается, только если недостоверные сведения или ошибки привели к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств налогоплательщика и/или к изменению налогоплательщика. Таким образом, целый ряд ошибок, которые может допустить налоговый агент в ф. № 1ДФ, перестанут быть штрафоопасными. Примеры таких ошибок: неверный признак дохода, код НСЛ, ошибки в датах приема или увольнения работника, количестве штатных работников и лиц, работающих по гражданско-правовым договорам.

Важно! Такие ошибки не являются штрафоопасными не только при самоисправлении, но и в случае их обнаружения контролирующими органами.

Но это не значит, что теперь налоговым агентам можно «закрыть глаза» на любые, не приведшие к недоплате, ошибки в ф. № 1ДФ.

Обратите внимание. В случае, если контролеры обнаружат ошибку, которая привела к завышению суммы НДФЛ, штраф в размере 510 или 1020 грн. будет. Кроме того, п. 119.2 НКУ по-прежнему наказывает за подачу сведений не в полном объеме. Соответственно, при проверке налогового агента могут наказать за невнесение сведений о физлице, которому начислялся (выплачивался) доход в отчетном квартале (см. табл. 2 на с. 45). В связи с этим, работая с ФЛП, и далее нужно внимательно проверять, доходы всех ли таких контрагентов отражены в ф. № 1ДФ с признаком «157».

 

Самостоятельное исправление ошибок по НДФЛ

Выше мы сказали об ошибках в ф. № 1ДФ, которые являются абсолютно вне зависимости от того, исправляются они самостоятельно налоговым агентом или обнаружены при проверке.

Теперь поговорим о грядущем изменении философии самоисправления ошибок в ф. № 1ДФ. Здесь есть важные и приятные изменения.

Если налоговый агент исправляет ошибки в ходе выполнения требований п. 169.4 НКУ (т. е. при перерасчете доходов и сумм НДФЛ), то к нему не будут применяться никакие штрафы. Не налагается штраф в размере 510 грн. (1020 грн.) по ф. № 1ДФ на основании п. 119.2 НКУ. Также не нужно платить 3 %-й штраф при самоисправлении, установленный п. 50.1 НКУ (см. табл. 2 на с. 45).

Обратите внимание. По обновленным правилам 3 %-й штраф не применяется не только при подаче новой отчетной  ф. № 1ДФ (до истечения предельных сроков подачи), но и при подаче уточняющей ф. № 1ДФ в следующих налоговых периодах (последний абзац п. 50.1 НКУ).

Не грозит налоговому агенту при самостоятельном исправлении и штраф по п. 127.1 НКУ — 25, 50 или 75 % от неудержанной и/или неуплаченной в бюджет суммы НДФЛ. Теперь освобождение от этого штрафа при самоисправлениях прямо прописано в п. 127.1 НКУ. Но при том условии, что исправление происходит в течение отчетного года.

Перед тем, как рассматривать отдельные ошибки и санкции за них (см. табл. 2 на с. 45), обратим внимание на такой момент. К сожалению, и в этот раз изменения в НКУ внесены не идеально. Освобождение от санкций предусмотрено при условии, если ошибки исправляются при проведении налоговым агентом перерасчета по НДФЛ.

Но не спешите с выводами. Напомним, что, помимо обязательного перерасчета (п.п. 169.4.2 НКУ), налоговый агент имеет право проводить перерасчет сумм начисленных доходов и удержанного налога любому налогоплательщику (независимо от того, имеет он право на НСЛ или нет) за любой период и в любых случаях для определения правильности налогообложения. Поэтому любой самоконтроль и исправление ошибок, на наш взгляд, можно считать перерасчетом.

Вопрос: можно ли и такие ошибки, как неправильный ИНН физлица или неуказание сведений о физлице в ф. № 1ДФ, считать исправленными в ходе перерасчета? Наше мнение — можно. Хотя формально миндоходовцы могут уцепиться за этот момент и по-прежнему штрафовать за исправление этих ошибок. Надеемся, что наши опасения не подтвердятся. Суть вносимых изменений — освободить налогового агента от санкций при самостоятельном исправлении недостоверных сведений и ошибок (заметьте, любых ошибок !) в ф. № 1ДФ. Как мы понимаем, подача уточненки по ф. № 1ДФ не должна в принципе поднимать вопрос о штрафе. Согласитесь, странно не налагать штраф за ошибку с занижением налога и штрафовать за неправильную цифру в ИНН.

 

Таблица 2. Санкции за нарушения по НДФЛ с 01.01.14 г.

Суть ошибки

Самостоятельное исправление (уточняющая ф. № 1ДФ)

Ошибка обнаружена при проверке

Занижено налоговое обязательство (недоплата) по НДФЛ

 пеня (п.п. 129.1.3 НКУ)(1);

 штраф 25 % от суммы недоплаты(2) (п. 127.1)

 пеня (п.п. 129.1.3 НКУ)(1);

 штраф 25 % от суммы недоплаты(2) (п. 127.1);

 штраф 510 грн. (п. 119.2)(3)

Завышено налоговое обязательство по НДФЛ

штраф 510 грн. (п. 119.2)(3)

Ошибка допущена в ИНН физлица

(4)

штраф 510 грн. (п. 119.2)(3), (5)

Ошибка допущена в других сведениях о доходах физлица (код НСЛ, код признака дохода, дата приема на работу, дата увольнения)

Не внесены сведения о физлице (например, не отражен доход, выплаченный ФЛП)

(4)

штраф 510 грн. (п. 119.2)(3), (6)

Неправильно указаны данные в шапке ф. № 1ДФ (например, количество работников)

(1) Пеня начисляется из расчета 120 % учетной ставки НБУ, действующей на момент выплаты (начисления) доходов физлицу. Пеня начисляется за весь период просрочки со дня наступления срока уплаты НДФЛ и по день фактического погашения недоплаты.

(2) Данный штраф налагается в случае неудержания, неначисления и/или неуплаты налога налоговым агентом. При повторном в течение года нарушении штраф составляет 50 %, в третий и последующие разы — 75 % от суммы недоплаты.

Внимание! При самоисправлении данный штраф могут применить, только если ошибка не исправлена в течение отчетного (налогового) года.

(3) А за повторное в течение года нарушение — 1020 грн. Год отсчитывается как 365 календарных дней (в високосном году — 366 дней) с даты вынесения предыдущего налогового уведомления-решения.

(4) На наш взгляд, штрафа в размере 510 грн. (1020 грн.) по п. 119.2 НКУ здесь быть не должно.

(5) Ошибка привела к изменению налогоплательщика, поэтому вероятность наложения штрафа очень велика.

(6) Это нарушение могут расценить как подачу сведений в ф. № 1ДФ не в полном объеме и применить штраф.

 

Подача декларации за ребенка

Подкорректированы пп. 179.4 и 179.6 НКУ, касающиеся обязанности подачи декларации за ребенка. Ранее здесь говорилось только о несовершеннолетних детях, к которым относятся лица от 14 до 18 лет (ст. 32 ГКУ). Получалось, что малолетние дети (возраст до 14 лет, ст. 31 ГКУ) не освобождались от обязанности самостоятельно подавать годовую декларацию. Теперь этот недочет устранен. Правда, в п. 179.6 НКУ в числе лиц, обязанных подавать декларацию за ребенка, указаны только опекун и попечитель. Налицо очередная оплошность. Считаем, за ребенка до 18 лет декларацию обязан подать один из родителей (если, конечно, есть основания для декларирования).

 

Штрафы за несвоевременное изменение сведений о физлице в Госреестре

Напомним, что в учетную карточку физлица вносится такая информация (п. 3 раздела III Положения № 1147): фамилия, имя, отчество; дата рождения; место рождения (страна, область, район, населенный пункт); местожительство, а для иностранных граждан — также гражданство; реквизиты документа, удостоверяющего лицо (название документа, серия, номер, дата выдачи и уполномоченный субъект, который выдал документ).

Важно! Срок, в течение которого нужно уведомить орган Миндоходов об изменении сведений, которые вносятся в учетную карточку физлица, — один месяц со дня возникновения таких изменений (п. 1 раздела VI Положения № 1147).

НКУ предусмотрена ответственность за неподачу или нарушение порядка представления налогоплательщиком информации для формирования и ведения Госреестра физических лиц — налогоплательщиков. Размер штрафа составляет 85 грн., а за повторное в течение года нарушение — 170 грн. (п. 119.1 НКУ). Данный штраф налагается на самих физлиц, своевременно не сообщивших об изменениях.

Важно! Этот штраф должен был применяться уже с начала следующего года. Но Законом № 657 начало действия штрафа переносится на 1 января 2016 года (п. 14 подраздела 10 раздела ХХ НКУ).

 

Выводы. Налог на прибыль-2014

• Срок амортизации НА, для которых правоустанавливающими документами не предусмотрен срок действия права пользования, предприятие определяет самостоятельно, но не менее 2 и не более 10 лет.

• Годовые налогоплательщики отражают доходы по полученной возвратной финпомощи, только если она не возвращена на конец отчетного года.

• Указание в финотчетности налоговых разниц — дело добровольное.

• При размещении долговых ценных бумаг выше/ниже номинальной стоимости прибыль/убыток от такого размещения включается в налоговые доходы/расходы в том периоде, в котором произошло их погашение/выкуп.

• Расходы на приобретение корпоративных прав, понесенные до 01.01.13 г., учитываются при их отчуждении.

• Плательщики ЕН и ФСН не будут уплачивать налог на репатриацию. По «дивидендному» авансовому взносу без изменений: ФСНщики его не платят, а единоналожники и дальше несут это бремя.

 

Выводы. НДС-2014

• Статус плательщика НДС контрагент сможет подтвердить, получив извлечение из Реестра плательщиков НДС.

• В НКУ четко определено, что в договорную стоимость не включаются суммы финансово-хозяйственных санкций: неустойка (штрафы и/или пеня), 3 % годовых, инфляционные.

• Теперь не будет формальных оснований для начисления НДС согласно п.п. «а» п. 198.5 НКУ при использовании товаров/услуг в необъектных операциях, которые не указаны в ст. 196 НКУ. Например, при предоставлении услуг, место поставки которых — не территория Украины.

• Суммы отрицательного значения НДС, задекларированные в счет погашения обязательств следующих отчетных периодов (стр. 25.2 декларации по НДС), можно будет получить денежными средствами.

• Из перечня обязательных реквизитов налоговой накладной исключены данные о таможенной декларации (п.п. «ї» п. 201.1 НКУ).

• Для подачи жалобы на поставщика (приложение Д8) покупателям предоставлено дополнительно 60 календарных дней.

• Исчезнет упоминание о Свидетельстве плательщика НДС в отчетности по НДС. Но пока не будут утверждены новые формы таких документов, соответствующее поле следует заполнять.

 

Выводы. Налог на доходы физических лиц-2014

• За недостоверные сведения и ошибки в ф. № 1ДФ оштрафовать смогут только в случае, если они привели к уменьшению/увеличению обязательств по НДФЛ или к изменению налогоплательщика. Да и то лишь в том случае, если такие ошибки будут выявлены при проверке.

• При самостоятельном исправлении ошибок по НДФЛ (подача уточняющей ф. № 1ДФ), даже при наличии недоплаты, не применяются ни 3 % штраф, ни штраф в размере 510 грн. (1020 грн.)  Штраф в размере 25 % (50 %, 75 %) не применяется, если ошибка исправлена в течение года.

• Освобождается от обязанности подачи годовой декларации о доходах не только ребенок в возрасте от 14 до 18 лет, но и малолетний ребенок, не достигший 14-летнего возраста.

 

Выводы. Единый налог-2014

• Сокращаются сроки ЕН-регистрации (до 2-х рабочих дней).

• Урегулировано право единоналожников — неплательщиков НДС изменить группу ЕН и выбрать ставку ЕН с уплатой НДС.

• Если вы нарушали правила работы на упрощенке, миндоходовцы могут аннулировать вашу ЕН-регистрацию при проверке. И сделают они это с первого числа месяца, следующего за кварталом, в котором допущено нарушение!!!

 

Выводы. Работа над ошибками. Регистрация, учет плательщиков-2014

• В запросе о предоставлении информации налоговики должны указывать возможные нарушения, в которых подозревают налогоплательщика.

• Свидетельства плательщиков НДС и ЕН не будут выдавать.

• Факт регистрации будет подтверждать запись в соответствующем реестре.

• Уведомление об объектах налогообложения (ф. № 20-ОПП) нужно подавать только в контролирующие органы по основному месту учета.

 

Документы и сокращения Темы

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.10.10 г. № 2755-VI.

СКУ — Семейный кодекс Украины от 10.01.02 г. № 2947-III.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.

Закон № 657 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по учету и регистрации налогоплательщиков и усовершенствованию некоторых положений» от 24.10.13 г. № 657-VII.

Закон № 443 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о регистрации лиц в качестве налогоплательщиков» от 05.09.13 г. № 443-VII.

Закон № 403 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно объектов недвижимости» от 04.07.13 г. № 403-VII.

Закон о ЦБ — Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» от 23.02.06 г. № 3480-IV.

Постановление № 98 — постановление КМУ «Вопросы перехода плательщиков налога на прибыль предприятий, облагаемую налогом по нулевой ставке в соответствии с пунктом 154.6 статьи 154 Налогового кодекса Украины, на подачу упрощенной налоговой декларации» от 15.02.12 г. № 98.

Постановление № 1233 — постановление КМУ «Об утверждении Порядка учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот» от 27.12.10 г. № 1233.

Приказ № 1213 — приказ МФУ «Об утверждении формы Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия» от 28.09.11 г. № 1213.

Приказ № 1685 — приказ МФУ «Об утверждении формы Отчета об использовании плательщиками налога на прибыль предприятий высвобожденных средств» от 21.12.11 г. № 1685.

Положение № 1147 — Положение о регистрации физических лиц в Государственном реестре физических лиц — налогоплательщиков, утвержденное приказом МФУ от 06.11.12 г. № 1147.

Порядок № 1588 — Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом МФУ от 09.12.11 г. № 1588.

Порядок № 1379 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом МФУ от 01.11.11 г. № 1379.

ОНК № 590 — Обобщающая налоговая консультация о включении в базу обложения налогом на добавленную стоимость и состав расходов средств, полученных как сумма штрафа за задержку оплаты или поставки товаров/услуг, утвержденная приказом ГНСУ от 06.07.12 г. № 590.

ОНК № 578 — Обобщающая налоговая консультация по применению ставки ноль процентов плательщиками налога на прибыль, утвержденная приказом ГНСУ от 05.07.12 г. № 578.

ЕГР — Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

ЕН — единый налог.

ЕРНН — Единый реестр налоговых накладных.

НА — нематериальные активы.

НСЛ — налоговая социальная льгота.

ИНН — индивидуальный налоговый номер (регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика — физического лица).

ФЛП — физическое лицо — предприниматель.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше