Темы статей
Выбрать темы

Устаревшие РРО, или Что делать, когда кассовый аппарат стал не нужным?

Редакция БН
Статья

УСТАРЕВШИЕ РРО,

или Что делать, когда кассовый аппарат стал не нужным?

 

До введения ответственности за неподачу отчетности по РРО в электронном виде в налоговые органы осталось менее трех месяцев. А часть субъектов хозяйствования до сих пор не обзавелась моделями РРО, которые могут выполнять требования современного законодательства. Причины этого у каждого разные.

И все-таки вскоре (если не будет очередного переноса даты привлечения к ответственности за неподачу отчетности в электронном виде) все будут либо вынуждены приобрести новый такой агрегат, либо модернизировать действующий (если это предусмотрено производителем).

При замене своей устаревшей модели РРО на современную возникает вопрос: что делать дальше с еще исправными, но уже морально устаревшими моделями РРО?

В данной публикации мы дадим ответ на этот вопрос.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», s.detsyura@id.factor.ua

 

Когда следует заменить устаревший РРО?

Уже не первый год* продолжается эпопея с предоставлением информации об использовании РРО в электронном виде (абз. 2 и 3 п. 7 ст. 3 Закона об РРО). Последним шагом к введению таких мероприятий в действие должно стать вступление в силу с 01.01.14 г. обновленного п. 9 ст. 17 Закона об РРО. Им планируется ввести ответственность за непредоставление такой информации в виде штрафа в размере 170 грн.

* Подробнее об этом читайте в Почте недели «Учет модемов для РРО» // «БН», 2013, № 21, с. 44.

Но до того, как наступит время «Х», налоговики должны были решить проблему насыщения рынка современными моделями РРО, которые бы давали возможность выполнить требования абз. 2 и 3 п. 7 ст. 3 Закона об РРО. Дело в том, что производители РРО не слишком спешили модернизировать имеющуюся у пользователей кассовую технику (присоединить к ней модем с соответствующим программным обеспечением) или выпускать новые модели, соответствующие требованиям современного законодательства. Поэтому субъекты хозяйствования в большинстве случаев не имели даже возможности приобрести модель РРО нового поколения.

Своим бездействием производители РРО могли в очередной раз сорвать все планы налоговиков. Чтобы этого не произошло, налоговики решили путем манипулирования нормами Госреестра РРО заставить последних активизироваться для производства таких моделей РРО.

Поэтому налоговики за последние четыре месяца предприняли в данном направлении три важных шага:

1-й шаг. В I разделе Госреестра РРО (в нем перечислены РРО, разрешенные к первичной регистрации) они оставили только модели РРО, обеспечивающие передачу контрольно-отчетной информации в органы Миндоходов в электронном виде.

2-й шаг. Все модели РРО, срок первичной регистрации которых еще не закончился, но которые по техническим причинам не в состоянии в полной мере выполнять требования абз. 2 и 3 п. 7 ст. 3 Закона об РРО, были перенесены из I во ІІ раздел Госреестра РРО (в нем перечислены РРО, первичная регистрация которых не производится).

Важно! Осуществив эти два шага, налоговики дали понять производителям, что регистрировать новые РРО, не соответствующие требованиям законодательства, они не планируют, даже несмотря на то, что срок первичной регистрации таких моделей РРО не аннулирован. А следовательно, и приобретать такие РРО у них никто не будет (за исключением тех субъектов, на которых действие абз. 2 и 3 п. 7 ст. 3 Закона об РРО не распространяется). Это будет продолжаться до тех пор, пока производитель не модернизирует такие «устаревшие» модели РРО согласно требованиям Закона об РРО, а производители, в свою очередь, не вернут их обратно в I раздел Госреестра РРО.

3-й шагЧтобы стимулировать производителей, налоговики пригрозили: все модели РРО, которые не обеспечивают передачу информации о работе РРО в органы Миндоходов в электронном виде, с 01.10.13 г. вообще исключить из Госреестра РРО . Такая угроза сразу дала свои плоды, поскольку за последние четыре месяца в Госреестре РРО появилось больше современных РРО, чем за последний год, поэтому приближение времени «Х» стало достаточно реальным*.

* Подробнее читайте в «БН», 2013, № 32, с. 13, № 39, с. 8.

Свое обещание налоговики выполнили изложив в новой редакции Госреестр РРО (см. ком. на с. 8 этого номера).

Обращаем внимание! Хотя все эти действия направлялись на производителей РРО, они также имеют большое влияние и на субъектов хозяйствования.

 

Отменяем регистрацию РРО

Как было сказано выше налоговики сдержат свое слово и исключили устаревшие модели (не обеспечивающие подачу электронной отчетности об их работе) из Госреестра РРО, поэтому субъекты хозяйствования уже не  могут использовать их далее в своей хозяйственной деятельности (п. 3 ст. 3 Закона об РРО). Им следует заменить еще практически новые, но уже морально устаревшие модели РРО на современные.

Чтобы избавиться от устаревшей модели (утилизировать или продать), субъект хозяйствования должен прежде всего отменить регистрацию РРО в органах Миндоходов. Для этого ему нужно осуществить следующие действия:

1. Снять устаревшую модель РРО с учета**. Чтобы снять РРО с учета, нужно обратиться с заявлением произвольной формы в орган Миндоходов (ГНИ) по месту учета РРО. На основании такого обращения налоговики должны сделать соответствующую отметку в регистрационном удостоверении РРО (п. 2.11 Порядка № 614).

** Напомним, что РРО берут на учет в ГНИ по месту использования только в случае, когда он применяется на территории иной административно-территориальной единицы, чем предприятие.

2. Распломбировать РРО. Распломбировать РРО должен ЦСО, с которым у пользователя имеется действующий договор на сервисное обслуживание (п. 3.4 Порядка № 614). При этом работник ЦСО должен указать информацию о проведении распломбирования в справке об опломбировании РРО, выдаваемой субъекту хозяйствования после проведения всех необходимых процедур (п. 3.5 Порядка № 614).

3. Снять РРО с регистрации. Чтобы снять с регистрации устаревшую модель РРО, субъект хозяйствования должен подать в орган Миндоходов, где зарегистрирован РРО, заявление об отмене регистрации РРО в произвольной форме. Вместе с таким заявлением подаем также регистрационное удостоверение и выданную ЦСО справку об опломбировании.

Регистрационное удостоверение и справку об опломбировании работник органа ГНС оставляет у себя, делает запись о снятии РРО с учета в Книге регистраторов расчетных операций и выдает справку об отмене регистрации РРО.

Получив такую справку, субъект хозяйствования имеет полное право избавиться от этого агрегата одним из двух способов:

— передать на утилизацию (ликвидировать);

— продать.

 

Передаем РРО на утилизацию

Организационные моменты. Прежде всего следует отметить, что РРО и в бухгалтерском, и в налоговом учете, как правило, классифицируются как основные средства. Поэтому для передачи устаревших РРО на утилизацию необходимо, чтобы они не соответствовали критериям признания активом (п. 33 П(С)БУ -7, п. 40 Методрекомендаций № 561), т. е. использование таких РРО, как ожидается, не повлечет за собой получения экономических выгод в будущем (ст. 1 Закона о бухучете).

Поскольку использовать устаревшие модели РРО субъект хозяйствования, который обязан передавать информацию о работе РРО в электронном виде, не в состоянии, то извлечь в будущем экономические выгоды от такого использования ему не удастся. Поэтому устаревшие модели РРО можно смело ликвидировать, даже несмотря на то, что они физически исправны и срок их использования не закончился.

Документально оформить сам факт непригодности таких РРО для использования в хозяйственной деятельности в соответствии с п. 41 Методрекомендаций № 561 можно на основании решения постоянно действующей комиссии, в обязанности которой входит принятие решения о ликвидации объектов основных средств.

В случае принятия такого решения комиссия составляет акт списания основных средств типовой формы № ОЗ-3. Этот акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, а второй остается у лица, ответственного за сохранность РРО (кассира), и является основанием для сдачи на склад запасных частей, оставшихся после ликвидации, а также разных материалов, комплектующих, составных частей и других отходов, если ликвидация происходит на самом предприятии. В основном ликвидацией РРО занимаются специализированные предприятия, поэтому никаких запасных частей либо отходов при ликвидации таких активов предприятие не получает.

Налоговый учет. В налоговом учете в случае ликвидации устаревших моделей РРО налогоплательщик в отчетном периоде, в котором возникают такие обстоятельства, увеличивает расходы на амортизируемую стоимость, за вычетом суммы накопленной амортизации отдельного объекта основных средств (п. 146.16 НКУ).

Заметим: в расходы налогоплательщик может отнести только разницу между амортизируемой стоимостью и суммой амортизации. При этом поскольку под амортизируемой стоимостью понимается первоначальная или переоцененная стоимость основных средств за вычетом их ликвидационной стоимости (п.п. 14.1.19 НКУ), то, к сожалению, в расходы в налоговом учете нельзя отнести сумму ликвидационной стоимости (если для такого объекта она установлена).

В общем случае в учете по НДС ликвидация основных средств по самостоятельному решению плательщика рассматривается как поставка по обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости (абз. 1 п. 189.9 НКУ).

Наша позиция. В ситуации, которую мы рассматриваем, имеются основания применить исключение из этого правила, предусмотренное в абз. 2 п. 189.9 НКУ. Напомним, что налоговые обязательства по НДС не нужно начислять в случае, когда плательщик подает контролирующему органу соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании основных средств другим способом, в результате чего они не могут использоваться по первоначальному назначению. В разд. 101.06 ЕБНЗ налоговики указали, что такими документами могут быть акты на списание основных средств соответствующей формы, а также заключения соответствующей экспертной комиссии о невозможности использования в будущем этих средств по первоначальному назначению. То есть такими документами, на наш взгляд, могут быть решения постоянно действующей комиссии о невозможности дальнейшего применения РРО по его назначению (в фискальном режиме) и акт по форме № ОЗ-3.

При этом на стоимость комплектующих изделий, составных частей, компонентов или других отходов, которые субъект хозяйствования получает в результате ликвидации «устаревших» моделей РРО, налоговые обязательства не начисляются (п. 189.10 НКУ).

Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете при ликвидации устаревших моделей РРО результат ликвидации определяется как разница между доходом от выбытия РРО и их остаточной стоимостью, косвенными налогами и расходами, связанными с выбытием таких объектов (п. 34 П(С)БУ 7). Таким образом, в бухгалтерском учете, в отличие от налогового, при определении финансового результата учитывается остаточная стоимость, включающая и ликвидационную стоимость.

На счетах бухгалтерского учета ликвидация «устаревших» РРО происходит так:

— расходы на ликвидацию отражаются на субсчете 976 «Списание необоротных активов»;

— полученные запасные части приходуются в корреспонденции с субсчетом 746 «Прочие доходы от обычной деятельности».

 

Продажа устаревших РРО

Организационные моменты. Продать устаревшие РРО субъект хозяйствования имеет возможность тем субъектам, которые не обязаны подавать отчетность по РРО в электронном виде. Речь идет, в частности, о предпринимателях-единоналожниках, которые вообще освобождены от использования РРО. Эта категория субъектов хозяйствования может использовать такие РРО в своей деятельности в нефискальном режиме. Это даст им возможность облегчить процедуру выписки расчетных документов и контролировать работу продавцов и не обязывает подавать отчетность по РРО в контролирующие органы.

Если субъект хозяйствования найдет покупателя на такой агрегат, то, на наш взгляд, его целесообразнее будет именно продать, а не ликвидировать.

Налоговый учет. Что касается отражения продажи устаревших моделей РРО в налоговом учете, то результат от реализации этих объектов следует определять по правилам, прописанным в п. 146.13 НКУ. То есть сумму превышения доходов от продажи над балансовой стоимостью РРО субъект хозяйствования должен включить в прочие доходы, а сумму превышения балансовой стоимости над доходами от такой продажи — в прочие расходы налогоплательщика.

При этом, определяя результат от продажи объекта недвижимости (сравнивая доходы от продажи с балансовой стоимостью), следует учитывать, что: доход от продажи недвижимого имущества определяется согласно договору о продаже, но не ниже обычной цены такого объекта (п. 146.14 НКУ). О новых правилах определения обычных цен читайте в «БН», 2013, № 34, с. 38; № 36, с. 31.

Кроме того, хотим отметить, что в соответствии с п. 146.15 НКУ амортизация на реализуемый объект прекращает начисляться в налоговом учете с месяца, следующего за месяцем вывода объекта из эксплуатации. То есть в месяце вывода РРО из эксплуатации (выбытия) он еще будет амортизироваться. С учетом этого при расчете результата от продажи «устаревших» РРО для сравнения с полученным доходом во избежание задвоения расходов следует брать балансовую стоимость объекта РРО на начало месяца, следующего за месяцем его выбытия. На это указывают и налоговики в консультации, приведенной в разд. 102.09.01 ЕБНЗ).

Налоговые обязательства по НДС в операциях продажи «устаревших» РРО начисляются в общем порядке по первому событию (получению оплаты или отгрузке). При этом следует учитывать, что при продаже устаревших РРО продавец в соответствии с п. 188.1 НКУ должен начислить НДС исходя из договорной (контрактной) стоимости (в случае осуществления контролируемых операций, что к нашему случаю явно не подходит, — не ниже обычных цен, определенных в соответствии со ст. 39 НКУ)*.

* Подробнее о таких операциях читайте в «БН», 2013, № 34 с. 38.

Бухгалтерский учет. Согласно требованиям П(С)БУ 27 устаревшие РРО, относительно которых принято решение о продаже, подлежат переводу из состава основных средств в состав запасов — необоротных активов, удерживаемых для продажи (с зачислением в бухучете на субсчет 286) и с последующей их реализацией уже как запасов.

Перевод объекта ОЗ в состав удерживаемых для продажи осуществляется на основании приказа руководителя. Отражаются устаревшие РРО на субсчете 286 по остаточной стоимости. При этом, если такие объекты не сразу реализуются, а еще некоторое время после перевода в состав запасов числятся на предприятии, то впоследствии на каждую дату баланса они отражаются в бухгалтерском учете по наименьшей из двух стоимостей — балансовой стоимости или чистой стоимости реализации (п. 9 разд. II П(С)БУ 27)**.

** Если чистая стоимость реализации меньше балансовой, то расходы отражаются в составе прочих операционных расходов (п. 10 разд. II П(С)БУ 27), а именно по дебету субсчета 946 «Потери от обесценивания запасов».

Впоследствии продажа «устаревших» РРО в бухгалтерском учете отражается как обычная продажа запасов.

 

Выводы

Чтобы избавиться от моделей РРО, не соответствующих требованиям современности, нужно отменить регистрацию такого РРО, а затем или передать его на утилизацию, или продать.

Если устаревший РРО ликвидируется, то в налоговом учете необходимо увеличить расходы на амортизируемую стоимость, за вычетом суммы накопленной амортизации. При этом, чтобы не начислять налоговые обязательства по НДС, нужно подать в контролирующий орган решение постоянно действующей комиссии о невозможности дальнейшего применения РРО по его назначению и акт по форме № ОЗ-3.

Результат от реализации такого РРО определяется путем сравнения доходов от продажи с балансовой стоимостью таких активов. Налоговые обязательства по НДС начисляются в общем порядке по первому событию исходя из договорной стоимости.

 

Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III.

Порядок № 614 — Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Госреестр РРО — Государственный реестр регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом Миндоходов от 01.10.13 г. № 522.

Методрекомендации № 561 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом МФУ от 30.09.03 г. № 561.

РРО — регистратор расчетных операций.

ЦСО — Центр сервисного обслуживания.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на официальном сайте Миндоходов www.minrd.gov.ua/ebpz/.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше