Темы статей
Выбрать темы

Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

Редакция БН
Приказ от 09.09.2013 г. № 455

Министерство доходов и сборов Украины

Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

Утверждена приказом от 9 сентября 2013 года № 455

Зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины 19 сентября 2013 года под № 1622/24154

 

I. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция определяет процедуру начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — единый взнос) страхователями, определенными Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон), начисления и уплаты финансовых санкций, взыскания задолженности по уплате страховых средств органами доходов и сборов.

1.2. В настоящей Инструкции термины употребляются в значениях, определенных Законом.

 

II. Плательщики единого взноса

2.1. Плательщиками единого взноса являются:

1) работодатели:

предприятия, учреждения и организации, другие юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, использующие труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, пре-дусмотренных законодательством, или по гражданско-правовым договорам (кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей), в том числе филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, прочих юридических лиц, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно ведут расчеты с застрахованными лицами;

физические лица — предприниматели, в частности использующие труд других лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством о труде, или по гражданско-правовому договору (кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей);

физические лица, обеспечивающие себе работой самостоятельно, и физические лица, использующие труд других лиц на условиях трудового договора (контракта);

дипломатические представительства и консульские учреждения Украины, филиалы, представительства, другие обо
собленные подразделения предприятий, учреждений и организаций (в том числе международные), созданные в соответствии с законодательством Украины, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно осуществляют расчеты с застрахованными лицами;

дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, филиалы, представительства и другие обособленные подразделения иностранных предприятий, учреждений и организаций (в том числе международные), расположенные на территории Украины;

инвестор (оператор) по соглашению о разделе продукции (в том числе постоянное представительство инвестора-нерезидента), использующий труд физических лиц, нанятых на роботе в Украине на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, или по гражданско-правовым договорам (кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом — предпринимателем в Украине, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в извлечении из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей);

2) предприятия, учреждения, организации, физические лица, использующие наемный труд, воинские части и органы, выплачивающие денежное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие в связи с беременностью и родами, помощь или компенсацию в соответствии с законодательством, — для лиц, указанных в подпунктах 10 — 15 настоящего пункта;

3) физические лица — предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения;

4) лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно, — занимаются независимой профессиональной деятельностью, а именно: научной, литературной, артистической, художественной, образовательной или преподавательской, а также медицинской, юридической практикой, в том числе адвокатской, нотариальной деятельностью, либо лица, которые осуществляют религиозную (миссионерскую) деятельность, другую подобную деятельность и получают доход непосредственно от этой деятельности, при условии, что такие лица не являются наемными работниками или предпринимателями;

5) работники — граждане Украины, иностранцы (если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины) и лица без гражданства, которые работают:

на предприятиях, в учреждениях и организациях, у других юридических лиц, указанных в абзацах втором и седьмом подпункта 1 настоящего пункта;

у физических лиц — предпринимателей на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством;

у физических лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, и у других физических лиц на условиях трудового договора (контракта);

6) физические лица, которые выполняют работы (предоставляют услуги) на предприятиях, в учреждениях и организациях, у других юридических лиц, указанных в абзаце втором подпункта 1 настоящего пункта, у физических лиц — предпринимателей либо лиц, обеспечивающих себе работой самостоятельно, по гражданско-правовым договорам (кроме физических лиц — предпринимателей, если выполняемые ими работы (предоставленные услуги) соответствуют видам деятельности согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей);

7) граждане Украины, работающие в расположенных за пределами Украины дипломатических представительствах и консульских учреждениях Украины, филиалах, представительствах, других обособленных подразделениях предприятий, учреждений и организаций (в частности международных), созданных в соответствии с законодательством Украины (если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины).

Граждане Украины и лица без гражданства, работающие в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, филиалах, представительствах, других обособленных подразделениях иностранных пред
приятий, учреждений и организаций (в частности международных), расположенных на территории Украины;

8) лица, которые работают на выборных должностях в органах государственной власти, органах местного самоуправления, объединениях граждан и получают заработную плату (вознаграждение) за роботу на такой должности;

9) работники военизированных формирований, горно-спасательных частей независимо от подчиненности, а также личный состав аварийно-спасательной службы, созданной в соответствии с законодательством на постоянной основе;

10) военнослужащие (кроме военнослужащих срочной военной службы), лица рядового и начальствующего состава;

11) родители-воспитатели детских домов семейного типа, приемные родители, если они получают денежное обеспечение в соответствии с законодательством;

12) лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности, лица, которые находятся в отпуске в связи с беременностью и родами и получают пособие в связи с беременностью и родами;

13) лица, проходящие срочную военную службу в Вооруженных Силах Украины, других созданных в соответствии с законом воинских формированиях, Службе безопасности Украины, органах Министерства внутренних дел Украины и службу в органах и подразделениях гражданской обороны;

14) лица, которые в соответствии с законом получают пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

15) один из неработающих трудоспособных родителей, усыновителей, опекун, попечитель, которые фактически осуществляют уход за ребенком-инвалидом, а также неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за инвалидом I группы или за престарелым, который по заключению медицинского заведения нуждается в постоянном постороннем уходе или достиг 80-летнего возраста, если такие неработающие трудоспособные лица получают помощь или компенсацию в соответствии с законодательством.

2.2. Плательщики единого взноса, указанные в подпунктах 3 — 15 пункта 2.1 настоящего раздела, являются застрахованными лицами.

2.3. Плательщики единого взноса, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 2.1 настоящего раздела, являются страхователями для плательщиков, указанных в подпунктах 5 — 15 пун
кта 2.1
настоящего раздела.

2.4. Плательщики единого взноса, указанные в подпунктах 3 и 4 пункта 2.1 настоящего раздела, являются страхователями.

2.5. Лица, указанные в подпункте 3 пункта 2.1 настоящего раздела, избравшие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты за себя единого взноса, если они являются пенсионерами по возрасту либо инвалидами и получают в соответствии с законом пенсию или социальное пособие. Такие лица могут быть плательщиками единого взноса исключительно при условии их добровольного участия в системе общеобязательного государственного социального страхования.

 

III. База начисления и размеры единого взноса

3.1. Единый взнос устанавливается в соответствии с Законом для плательщиков, указанных в подпункте 1
пункта 2.1 раздела II
настоящей Инструкции, в следующих размерах:

1) в процентах от суммы начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно Закону Украины «Об оплате труда», в соответствии с классами профессионального риска производства, к которым отнесены плательщики единого взноса с учетом видов их экономической деятельности (кроме плательщиков, указанных в подпунктах 2, 3 настоящего пункта и пунктах 3.11 — 3.13 настоящего раздела):

Класс профессионального риска производства

Размер единого взноса

1

2

1

36,76

2

36,77

3

36,78

4

36,79

5

36,80

6

36,82

7

36,83

8

36,85

9

36,86

10

36,88

11

36,90

12

36,92

13

36,93

14

36,95

15

37,00

16

37,04

17

37,06

18

37,13

19

37,16

20

37,17

21

37,18

22

37,19

23

37,26

24

37,30

25

37,33

26

37,39

27

37,45

28

37,51

29

37,58

30

37,60

31

37,61

32

37,65

33

37,66

34

37,77

35

37,78

36

37,86

37

37,87

38

37,96

39

37,97

40

37,99

41

38,00

42

38,03

43

38,05

44

38,10

45

38,11

46

38,19

47

38,24

48

38,26

49

38,28

50

38,45

51

38,47

52

38,52

53

38,54

54

38,57

55

38,66

56

38,74

57

39,01

58

39,02

59

39,10

60

39,48

61

39,76

62

39,90

63

40,19

64

40,40

65

42,61

66

42,72

67

49,70

 

2) являющиеся бюджетными учреждениями, — 36,3 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда»;

3) использующие труд наемных работников из числа лиц летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели) и бортоператоров, выполняющих специальные работы в полетах, — 45,96 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда», лицам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотам, штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам, летчикам-наблюдателям) и 
бортоператорам, выполняющим специальные работы в полетах;

4) использующие труд физических лиц по гражданско-правовым договорам (кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей), — 34,7 процента суммы вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам.

3.2. Для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, единый взнос устанавливается в соответствии с Законом в следующих размерах:

1) для воинских частей и органов, выплачивающих денежное обеспечение лицам, указанным в подпункте 10 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, — 34,7 процента суммы денежного обеспечения;

2) выплачивающим денежное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие в связи с беременностью и родами, помощь или компенсацию в соответствии с законодательством лицам, указанным в подпунктах 11 — 15 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, — 33,2 процента суммы денежного обеспечения, оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, осуществляемой за счет средств работодателя, и пособия по временной нетрудоспособности, пособия в связи с беременностью и родами, помощи или компенсации в соответствии с законодательством.

На период до 1 января 2023 года плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, которые являются предприятиями судостроительной промышленности (класс 30.11 группы 30.1 раздела 30, класс 33.15 группы 33.1 раздела 33 КВЭД ГК 009:2010), освобождаются от уплаты единого взноса на сумму оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, осуществляемой за счет средств работодателя, и пособия по временной нетрудоспособности, осуществляемой за счет Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.

3.3. Для плательщиков, указанных в подпунктах 3 (кроме физических лиц — предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения) и 4 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, единый взнос устанавливается в соответствии с Законом в размере 34,7 процента суммы дохода (прибыли), полученного от их деятельности, который подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за месяц, в котором получен доход (прибыль).

В случае желания лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, принимать участие на добровольных началах:

в общеобязательном государственном социальном страховании в связи со временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, — 36,6 процента суммы дохода (прибыли), полученного от их деятельности, который подлежит обложению налогом на доходы физических лиц;

в общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, — 36,21 процента суммы дохода (прибыли), полученного от их деятельности, который подлежит обложению налогом на доходы физических лиц;

по всем видам общеобязательного государственного социального страхования (пенсионному, на случай безработицы, в связи со временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших за собой потерю трудоспособности) — в размере 38,11 процента суммы дохода (прибыли), полученного от их деятельности, который подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

В случаях, указанных в абзацах третьем — пятом настоя-щего пункта, сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за месяц, в котором получен доход (прибыль).

3.4. Для плательщиков, указанных в подпункте 3 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, избравших упрощенную систему налогообложения, — 34,7 процента суммы, определяемой такими плательщиками самостоятельно, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса, определяемого расчетным путем как произведение минимального размера заработной платы на размер взноса, установленный Законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход).

В случае желания лиц, указанных в абзаце первом настоя-щего пункта, принимать участие на добровольных началах:

в общеобязательном государственном социальном страховании в связи со временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, — 36,6 процента суммы, определяемой такими плательщиками самостоятельно, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом;

в общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве — 36,21 процента суммы, определяемой такими плательщиками самостоятельно, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом;

по всем видам общеобязательного государственного социального страхования (пенсионному, на случай безработицы, в связи со временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, от несчастного случая на производстве) — в размере 38,11 процента суммы, определяемой такими плательщиками самостоятельно, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом.

В случаях, указанных в абзацах третьем — пятом настоя-щего пункта, сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за месяц.

3.5. Для плательщиков, указанных в подпунктах 5, 7 — 9 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции (кроме лиц, работающих на должностях, работа на которых засчитывается в стаж, дающий право на получение пенсии в соответствии с законами Украины «О государственной службе», «О прокуратуре», «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов», «О научной и научно-технической деятельности», «О статусе народного депутата Украины», «О Национальном банке Украины», «О службе в органах местного самоуправления», Таможенным кодексом Украины, Положением о помощнике-консультанте народного депутата Украины, утвержденным постановлением Верховной Рады Украины от 13 октября 1995 года № 379, а также летных экипажей воздушных судов гражданской авиа-ции (пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, летчиков-наблюдателей) и бортоператоров, выполняющих специальные работы в полетах), единый взнос устанавливается в соответствии с  Законом в размере 3,6 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда».

3.6. Для наемных работников — инвалидов, работающих на предприятиях УТОГ, УТОС, единый взнос устанавливается в соответствии с Законом в размере 2,85 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда».

3.7. Для плательщиков, указанных в подпункте 6 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, единый взнос устанавливается в соответствии с Законом в размере 2,6 процента суммы вознаграждения за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам.

3.8. Для плательщиков, указанных в подпунктах 5, 7 — 9-- пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, работающих на должностях, работа на которых засчитывается в стаж, дающий право на получение пенсии в соответствии с законами Украины «О государственной службе», «О прокуратуре», «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов», «О научной и научно-технической деятельности», «О статусе народного депутата Украины», «О Национальном банке Украины», «О службе в органах местного самоуправления», Таможенным кодексом Украины, Положением о помощнике-консультанте народного депутата Украины, утвержденным постановлением Верховной Рады Украины от 13 октября 1995 года № 379, а также для летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, летчиков-наблюдателей) и бортоператоров, выполняющих специальные работы в полетах, единый взнос устанавливается согласно Закону в размере 6,1 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда».

3.9. Для плательщиков, указанных в подпункте 10 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, единый взнос устанавливается в соответствии с Законом в размере 2,6 процента денежного обеспечения.

3.10. Для плательщиков, указанных в подпункте 12 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, единый взнос устанавливается в соответствии с Законом в размере 2 процента суммы пособия по временной нетрудоспособности, пособия в связи с беременностью и родами.

3.11. Для предприятий, учреждений и организаций, в которых работают инвалиды, единый взнос устанавливается в соответствии с Законом в размере 8,41 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, включающих основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда», и суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, осуществляемой за счет средств работодателя, и пособия по временной нетрудоспособности, пособия в связи с беременностью и родами для работающих инвалидов.

3.12. Для предприятий и организаций всеукраинских общественных организаций инвалидов, в частности обществ УТОГ и УТОС, в которых количество инвалидов составляет не менее 50 процентов общей численности работающих, и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 процентов суммы расходов на оплату труда, единый взнос устанавливается в соответствии с Законом в размере 5,3 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда», и суммы вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам, а также суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, осуществляемой за счет средств работодателя, и пособия по временной нетрудоспособности, пособия в связи с беременностью и родами.

3.13. Для предприятий и организаций общественных организаций инвалидов, в которых количество инвалидов составляет не менее 50 процентов общей численности работающих, и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 процентов суммы расходов на оплату труда, единый взнос устанавливается в соответствии с Законом в размере 5,5 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда», и суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, осуществляемой за счет средств работодателя, и пособия по временной нетрудоспособности, пособия в связи с беременностью и родами для работающих инвалидов.

Подтверждением установления работнику инвалидности является заверенная копия справки из акта осмотра в медико-социальной экспертной комиссии об установлении группы инвалидности. Заверение копии справки осуществляется непосредственно предприятием, учреждением или организацией, указанными в пунктах 3.11 — 3.13 раздела III настоящей Инструкции.

3.14. На период до 1 января 2023 года для предприятий судостроительной промышленности (класс 30.11 группы 30.1 раздела 30, класс 33.15 группы 33.1 раздела 33 КВЭД ГК 009:2010) единый взнос устанавливается в размере 33,2 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда», и суммы вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам.

3.15. Плательщики, указанные в подпунктах 11, 13 — 15 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, освобождаются от уплаты единого взноса из сумм полученных ими денежного обеспечения, помощи или компенсации.

3.16. Начисление единого взноса осуществляется в пределах максимальной величины базы начисления единого взноса, равнявшейся до 1 октября 2011 года пятнадцати размерам прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного Законом, на которую начисляется единый взнос, с 1 октября 2011 года — семнадцати размерам прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного Законом, на которую начисляется единый взнос. 

 

IV. Начисление, исчисление и уплата единого взноса

4.1. Начисление единого взноса:

1) единый взнос начисляется на суммы, определенные в качестве базы для начисления единого взноса, не уменьшенные на сумму отчислений налогов, других обязательных платежей, которые в соответствии с Законом уплачиваются с указанных сумм, и на суммы удержаний, осуществляемые в соответствии с Законом или по договорам займа, приобретения товаров и выплат или на другие цели по поручению получателя;

2) единый взнос начисляется на суммы, определенные в качестве базы для начисления единого взноса, независимо от источников их финансирования, формы, порядка, места выплаты и использования, а также от того, выплачены ли такие суммы фактически после их начисления к уплате;

3) единый взнос исчисляется исключительно в национальной валюте, в том числе из выплат (дохода), осуществляемых в натуральной форме.

Исчисление единого взноса из сумм, выраженных в иностранной валюте (кроме случаев уплаты единого взноса в иностранной валюте согласно договорам о добровольном участии лицами, которые работают или постоянно проживают за пределами Украины, указанными в подпунктах 3, 4 пункта 5.1 раздела V настоящей Инструкции, и в случаях, предусмотренных пунктом 5.9 раздела V настоящей Инструкции), осуществляется путем перечисления указанных сумм в национальную валюту Украины по официальному курсу национальной валюты к иностранной валюте, установленному Национальным банком Украины на день исчисления единого взноса;

4) исчисление единого взноса за прошлые периоды, кроме случаев единовременной уплаты лицом единого взноса за предыдущие периоды согласно договору о добровольном участии в системе общеобязательного государственного социального страхования (далее — договор о добровольном участии), осуществляется исходя из размера единого взноса, действовавшего на день начисления (исчисления, определения) заработной платы (дохода), на которую начисляется единый взнос. 

4.2. Уплата единого взноса:

1) уплата единого взноса осуществляется в национальной валюте путем внесения соответствующих сумм единого взноса на счета органов доходов и сборов, открытые в центральном органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, для его зачисления, кроме единого взноса, уплачиваемого в иностранной валюте расположенными за пределами Украины предприятиями, учреждениями, организациями (в том числе международными) за работающих у них граждан Украины, и гражданами Украины, которые работают или постоянно проживают за пределами Украины, в соответствии с договорами о добровольном участии.

Уплата единого взноса согласно договорам о добровольном участии лицами, указанными в подпунктах 3, 4 пункта 5.1 раздела V настоящей Инструкции (из числа лиц, которые работают или постоянно проживают за пределами Украины), и в случаях, предусмотренных пунктом 5.9 раздела V настоящей Инструкции, в иностранной валюте осуществляется на текущий счет центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную налоговую и таможенную политику, открытый в уполномоченном банке Украины.

Средства единого взноса, поступившие в иностранной валюте после ее продажи по курсу продажи безналичной иностранной валюты за гривни и удержания уполномоченным банком комиссионного вознаграждения за осуществление операции по продаже иностранной валюты, зачисляются на соответствующие счета органа доходов и сборов, открытые в центральном органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств.

Учет единого взноса, уплаченного в иностранной валюте, осуществляется в гривнях органами доходов и сборов по месту регистрации (последнему месту проживания) гражданина в Украине на основании уведомления центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную налоговую и таможенную политику, и копий платежных документов, подтверждающих уплату единого взноса;

2) единый взнос уплачивается путем перечисления плательщиком безналичных средств с его банковского счета.

Плательщики, указанные в подпунктах 3 и 4 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, которые не имеют банковского счета, уплачивают единый взнос путем наличных расчетов через банки либо отделения связи;

3) днем уплаты единого взноса считается:

в случае перечисления сумм единого взноса со счета плательщика на соответствующие счета органов доходов и сборов — день списания банком либо органами Государственной казначейской службы Украины суммы платежа со счета плательщика независимо от времени ее зачисления на счет органов доходов и сборов;

в случае уплаты единого взноса наличными — день принятия к выполнению банком или другим учреждением — членом платежной системы документа на перевод наличными вместе с суммой средств в наличной форме;

в случае уплаты единого взноса в иностранной валюте — день поступления средств на соответствующие счета органа доходов и сборов, открытые в центральном органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств;

4) единый взнос подлежит уплате независимо от финансового состояния плательщика.

4.3. Исчисление и сроки уплаты единого взноса плательщиками, указанными в  подпунктах 1 и 2 (кроме являющихся страхователями для плательщиков, указанных в подпунктах 11, 13 — 15 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции) пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции:

1) исчисление единого взноса указанной категорией плательщиков осуществляется ежемесячно на основании бухгалтерских и других документов, в соответствии с которыми производится начисление (исчисление) или которые подтверждают начисление (исчисление) выплат (дохода), на которые начисляется единый взнос. 

Начисление единого взноса за лиц, которые находятся в отпуске в связи с беременностью и родами и получают пособие в связи с беременностью и родами, осуществляется за каждый месяц отдельно следующим образом:

определяется среднедневной размер пособия в связи с беременностью и родами путем деления начисленной суммы такого пособия на количество дней, за которые оно начислено;

определяется сумма пособия в связи с беременностью и родами, приходящаяся на каждый месяц отдельно, путем умножения среднедневного размера такого пособия на количество календарных дней каждого месяца, за которые оно начислено;

определяется сумма единого взноса для работодателя путем умножения рассчитанной суммы пособия в связи с беременностью и родами за каждый месяц отдельно на размер единого взноса, установленный Законом для указанной категории плательщиков (33,2 %, 8,41 %, 5,3 %, 5,5 %);

определяется сумма единого взноса для лица, которое находится в отпуске в связи с беременностью и родами и получает пособие в связи с беременностью и родами, путем умножения рассчитанной суммы пособия в связи с беременностью и родами за каждый месяц отдельно на размер единого взноса, установленный Законом (2 %).

Уплата единого взноса за лиц, которые находятся в отпуске в связи с беременностью и родами и получают пособие в связи с беременностью и родами, производится со всей суммы начисленного пособия в месяце, в котором были осуществлены начисления;

2) при определении максимальной величины базы начисления единого взноса выплаты учитываются в следующей очередности:

сумма начисленной заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда»;

сумма вознаграждения по гражданско-правовым договорам;

сумма пособия по временной нетрудоспособности, сумма пособия в связи с беременностью и родами.

При этом размер единого взноса применяется отдельно для каждого вида выплат соответствующей категории плательщиков.

Применение максимальной величины при начислении единого взноса на суммы пособия по временной нетрудоспособности, пособия в связи с беременностью и родами, оплаты ежегодного отпуска, период которых больше одного месяца, осуществляется отдельно за каждый месяц;

3) если начисление заработной платы осуществляется за предыдущий период, в частности в связи с уточнением количества отработанного времени, выявлением ошибок, начисленные суммы включаются в заработную плату того месяца, в котором были осуществлены начисления;

4) для лиц, которые работают в сельском хозяйстве, заняты на сезонных работах, выполняют работы (предоставляют услуги) по гражданско-правовым договорам, творческих работников (архитекторов, художников, артистов, музыкантов, композиторов, критиков, искусствоведов, писателей, кинематографистов) и других лиц, получающих заработную плату (доход) за выполненную работу (предоставленные услуги), срок выполнения которой (которых) превышает календарный месяц, единый взнос начисляется на сумму, определяемую путем деления заработной платы (дохода), выплаченной по результатам работы, на количество месяцев, за которые она начислена.

Указанный порядок начисления взноса распространяется также на лиц, которым начислена заработная плата (доход) за отработанное время после увольнения с работы или согласно решению суда, — средняя заработная плата за вынужденный прогул;

5) определение видов выплат, относящихся к основной, дополнительной заработной плате и другим поощрительным и компенсационным выплатам, при начислении единого взноса, предусмотренное Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13 января 2004 года № 5, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 27 января 2004 года под № 114/8713;

6) начисленные за соответствующий календарный месяц суммы единого взноса уплачиваются плательщиками не позднее 20 числа следующего месяца, кроме горных предприятий, которые обязаны уплачивать единый взнос, начисленный за календарный месяц, не позднее 28 числа следующего месяца независимо от выплаты заработной платы и других видов выплат, на суммы которых начисляется единый взнос;

7) плательщики при каждой выплате заработной платы (дохода, денежного обеспечения), на суммы которой (которого) начисляется единый взнос, одновременно с выдачей указанных сумм обязаны уплачивать начисленный на эти выплаты единый взнос в размере, установленном для соответствующих плательщиков (авансовые платежи). Исключением являются случаи, если взнос, начисленный на эти выплаты, уже уплачен в сроки, определенные подпунктом 6 настоящего пункта, или по результатам сверки плательщика с органом доходов и сборов за плательщиком признана переплата единого взноса, сумма которой превышает сумму взноса, подлежащего уплате, или равна ей.

Средства перечисляются одновременно с получением (перечислением) средств на оплату труда (выплату дохода, денежного обеспечения), в том числе в безналичной либо натуральной форме.

Фактическим получением (перечислением) средств на оплату труда (выплату дохода, денежного обеспечения) считается получение соответствующих сумм наличных, зачисление на счет получателя, перечисление по поручению получателя на какие-либо цели, получение товаров (услуг) или каких-либо других материальных ценностей в счет указанных выплат, фактическое осуществление из таких выплат отчислений согласно законодательству либо исполнительным документам или каких-либо других отчислений.

4.4. Исчисление и сроки уплаты единого взноса за плательщиков, указанных в подпунктах 5 — 10 и 12 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции:

1) исчисление и уплата единого взноса за указанную категорию плательщиков осуществляются плательщиками, указанными в подпунктах 1 и 2 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, за счет сумм, на которые взнос начислен;

2) начисление и уплата единого взноса осуществляются в соответствии с требованиями подпунктов 1 — 5 пункта 4.3 настоящего раздела и в сроки, определенные подпунктом 6 пункта 4.3 настоящего раздела.

4.5. Исчисление и строки уплаты единого взноса плательщиками, указанными в подпунктах 3 (кроме физических лиц — предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения) и 4 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции:

1) исчисление сумм единого взноса указанной категорией плательщиков осуществляется на основании данных годовых налоговых деклараций (годовой отчетности) и результатов проверок деятельности таких лиц, которые привели к увеличению либо уменьшению размера дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц;

2) плательщики, определенные подпунктом 3 (кроме физических лиц — предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения) пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, уплачивают единый взнос в течение года до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября в виде авансовых платежей в размере 25 процентов годовой суммы единого взноса, исчисленной от суммы, определенной органами доходов и сборов для уплаты авансовых сумм налога на доходы физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности.

Суммы единого взноса, уплаченные в виде авансовых платежей, учитываются плательщиком при окончательном расчете, осуществляемом им за календарный год до 10 февраля следующего года, на основании данных годовой налоговой декларации.

Сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за месяц, в котором получен доход (прибыль).

Плательщикам, которые обязаны осуществить доплату к минимальному страховому взносу, органами доходов и сборов для согласования направляется уведомление-расчет по форме согласно приложению 1*, в котором указывается расчет сумм такой доплаты, подлежащих уплате по результатам предпринимательской деятельности за календарный год;

3) плательщики, определенные подпунктом 4 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, уплачивают единый взнос, начисленный за календарный год, до 1 мая следующего года на основании данных годовой налоговой декларации.

Сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за месяц, в котором получен доход (прибыль).

Плательщикам, которые обязаны осуществить доплату к минимальному страховому взносу, органами доходов и сборов для согласования направляется уведомление-расчет по форме согласно приложению 1, в котором указывается расчет сумм такой доплаты, подлежащих уплате по результатам их деятельности за календарный год.

4.6. Исчисление и сроки уплаты единого взноса плательщиками, указанными в подпункте 3 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, которые избрали упрощенную систему налогообложения:

1) указанная категория плательщиков самостоятельно исчисляет сумму единого взноса, которая не может быть меньше минимального страхового взноса в месяц;

2) плательщики уплачивают единый взнос, начисленный за календарный квартал, до 20 числа месяца, следующего за кварталом, за который уплачивается единый взнос. 

Плательщики могут уплачивать единый взнос в виде авансового платежа в самостоятельно определенном размере до 20 числа каждого месяца текущего квартала. При этом суммы единого взноса, уплаченные в виде авансовых платежей, учитываются плательщиком при окончательном расчете, осуществляемом им за календарный квартал до 20 числа месяца, следующего за кварталом, за который уплачивается единый взнос. 

4.7. Единый взнос, подлежащий уплате из сумм выплат за период со дня возникновения у плательщика обязательства по уплате единого взноса до дня включения органом доходов и сборов данных о таком плательщике в реестр страхователей, уплачивается (взимается) на общих основаниях за указанный период.

4.8. В случае изменения в установленном законодательством порядке класса профессионального риска производства плательщик за период с даты установления нового класса профессионального риска и размера единого взноса самостоятельно осуществляет перерасчет единого взноса.

Самостоятельно исчисленную сумму в результате перерасчета (разница между начисленной суммой единого взноса согласно установленному ранее размеру и начисленной суммой единого взноса согласно установленному размеру за указанный период) плательщик отражает в отчете о начисленных суммах единого взноса, подаваемом им за отчетный период.

4.9. Исчисление единого взноса органами доходов и сборов осуществляется на основании актов проверки правильности начисления и уплаты единого социального взноса, отчетности, подаваемой плательщиками в органы доходов и сборов, бухгалтерских и других документов, подтверждающих сумму выплат (дохода), на которые начисляется единый взнос. 

4.10. В случае если последний день сроков уплаты единого взноса, указанных в настоящей Инструкции, приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков уплаты единого взноса считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

4.11. Органы доходов и сборов используют данные, указанные в уведомлении об изменении класса профессионального риска производства, полученном от рабочих органов исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, для осуществления контроля за правильностью отражения доначисленных (уменьшенных) сумм единого взноса в отчетности в органы доходов и сборов в соответствии с установленными классами профессионального риска производства за периоды, указанные в уведомлении.

 

V. Добровольная уплата единого взноса

5.1. На добровольную уплату единого взноса по некоторым видам общеобязательного государственного социального страхования имеют право:

1) плательщики, указанные в подпунктах 3, 4 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, — на общеобязательное государственное социальное страхование в связи со временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, и/или от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли за собой потерю трудоспособности;

2) члены фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства — на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы, в связи со временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли за собой потерю трудоспособности, и пенсионное страхование;

3) граждане Украины, работающие за пределами Украины, — на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы, в связи со временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением;

4) лица, достигшие 16-летнего возраста и не относящиеся к плательщикам единого взноса, определенным подпунктами 3 — 15 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, в том числе иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают или работают в Украине, граждане Украины, которые работают или постоянно проживают за пределами Украины, если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, — на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

5.2. Лица, указанные в подпунктах 1 — 4 пункта 5.1 настоящего раздела, подают в органы доходов и сборов по месту жительства:

заявление о добровольном участии в системе общеобязательного государственного социального страхования по форме согласно приложению 2, в котором указывают, в каком виде общеобязательного государственного социального страхования они желают принимать участие;

копии таких документов:

документа, удостоверяющего регистрацию в Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов (при наличии);

трудовой книжки (при наличии);

документа, удостоверяющего личность.

Лица, указанные в подпункте 1 пункта 5.1 настоящего раздела, подают также копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей или другой документ, подтверждающий право на занятие соответствующей деятельностью.

Лица, указанные в подпункте 2 пункта 5.1 настоящего раздела, подают также документ, подтверждающий их членство в таком хозяйстве.

Лица, указанные в подпункте 3 пункта 5.1 настоящего раздела, подают документ уполномоченного органа, который подтверждает работу лица в стране, где оно находится, и что это лицо не является застрахованным в соответствующей системе социального страхования. Указанный документ должен легализоваться посольством (консульством) Украины, юрисдикция которого распространяется на страну, где работает такое лицо.

5.3. С лицом, подавшим заявление о добровольном участии в системе общеобязательного государственного социального страхования, после проверки изложенных в заявлении сведений органом доходов и сборов в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня получения заявления заключается договор о добровольном участии в соответствии с типовым договором о добровольном участии в системе общеобязательного государственного социального страхования, приведенным в приложении 3 к этой Инструкции.

Договор о добровольном участии вступает в силу со дня его подписания.

Договором о добровольном участии может быть предусмотрена единовременная уплата лицом единого взноса за предыдущие периоды, в которых лицо не подлежало общеобязательному государственному социальному страхованию (в том числе за период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2010 года). При этом сумма уплаченного единого взноса за каждый месяц такого периода не может быть меньше минимального страхового взноса и больше суммы единого взноса, исчисленного исходя из максимальной величины базы начисления единого взноса, установленных на дату заключения договора.

Единовременная уплата лицом единого взноса за предыдущие периоды, предусмотренная абзацем третьим настоящего пункта, может быть осуществлена по отдельному договору, заключенному в порядке, предусмотренному частями первой, третьей и четвертой статьи 10 Закона.

5.4. Орган доходов и сборов отказывает в заключении договора о добровольном участии в случае, если лицо:

подлежит общеобязательному государственному социальному страхованию по тому же виду страхования, который выбран им для добровольного участия;

не соответствует требованиям, определенным в подпунктах 1 — 4 пункта 5.1 настоящего раздела;

подало неполные или недостоверные сведения;

ранее заключило договор о добровольном участии, действие которого не прекращено или по которому не выполнены предусмотренные договором условия;

желает заключить договор на срок менее одного года.

В других случаях отказ в заключении договора о добровольном участии не допускается.

5.5. Лица, указанные в подпунктах 1 — 4 пункта 5.1 настоящего раздела, принимают добровольное участие в системе общеобязательного государственного социального страхования в течение срока, определенного в договоре о добровольном участии, но не менее одного года.

5.6. Лица, принимающие добровольное участие в системе общеобязательного государственного социального страхования, уплачивают единый взнос в размерах:

1) лица, указанные в подпункте 1 пункта 5.1 настоящего раздела, заключившие договор о добровольном участии, — установленных пунктами 3.3 и 3.4 раздела III настоящей Инструкции для соответствующих плательщиков единого взноса;

2) лица, указанные в подпунктах 2 — 4 пункта 5.1 настоящего раздела, заключившие договор о добровольном участии, — в зависимости от выбранного вида общеобязательного государственного социального страхования:

в общеобязательном государственном пенсионном страховании (кроме лиц, указанных в подпункте 3 пункта 5.1 настоящего раздела) — 33,2 процента суммы, определяемой таким плательщиком самостоятельно, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом;

в общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы (кроме лиц, указанных в подпункте 4 пункта 5.1 настоящего раздела) — 1,5 процента суммы, определяемой таким плательщиком самостоятельно, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом;

в общеобязательном государственном социальном страховании в связи со временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением (кроме лиц, указанных в подпункте 4 пункта 5.1 настоящего раздела), — 1,9 процента суммы, определяемой таким плательщиком самостоятельно, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом;

в общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли за собой потерю трудоспособности (кроме лиц, указанных в подпунктах 3 и 4 пункта 5.1 настоящего раздела), — 1,51 процента суммы, определяемой таким плательщиком самостоятельно, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом.

При этом сумма единого взноса, определенная указанной категорией плательщиков самостоятельно, не может быть меньше размера минимального страхового взноса, установленного Законом на месяц;

3) лица, указанные в подпунктах 2 — 4 пункта 5.1 настоящего раздела, заключившие договор о добровольном участии в нескольких видах общеобязательного государственного социального страхования, уплачивают единый взнос в размерах, установленных в соответствии с Законом пунктом 3.4 разде
ла III-
настоящей Инструкции.

5.7. Лица, указанные в подпункте 1 пункта 5.1 настоящего раздела, уплачивают единый взнос в размере и сроки, установленные в договоре о добровольном участии.

Лица, указанные в подпунктах 2 — 4 пункта 5.1 настоящего раздела, уплачивают единый взнос ежемесячно в размере, установленном в договоре о добровольном участии, за каждый месяц до 20 числа месяца, следующего за месяцем, за который он уплачивается.

5.8. Уплаченные суммы единого взноса в случае досрочного расторжения договора о добровольном участии возврату не подлежат.

5.9. Участие в системе общеобязательного государственного социального страхования (кроме общеобязательного государственного социального страхования в связи со временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли за собой потерю трудоспособности) граждан Украины, работающих на расположенных за пределами Украины предприятиях, в учреждениях, организациях (в том числе международных), может осуществляться в соответствии с договорами о добровольном участии, заключенными органом доходов и сборов с такими предприятиями, учреждениями, организациями (в том числе международными).

В договоре о добровольном участии указываются:

название документа;

сведения о лице, вносимые в систему персонифицированного учета (номер удостоверения застрахованного лица (начиная с 1 января 2014 года); фамилия, имя и отчество лица, за которого уплачивается единый взнос, дата рождения; пол; гражданство; регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов из Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте));

вид (виды) общеобязательного государственного социального страхования, в котором лицо будет принимать участие;

срок действия договора;

порядок уплаты единого взноса и счета, на которые он должен уплачиваться;

условия приобретения застрахованным лицом права на выплаты по общеобязательному государственному социальному страхованию в соответствии с Законом;

условия расторжения договора;

права и обязанности сторон, ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора;

другие условия с согласия сторон или предусмотренные типовым договором о добровольном участии, которые не противоречат законодательству об общеобязательном государственном социальном страховании;

порядок учета платежей в органах доходов и сборов;

дата вступления в силу договора.

5.10. Единый взнос для лиц, указанных в пункте 5.9 настоящего раздела, устанавливается в размере, определенном подпунктами 2 и 3 пункта 5.6 настоящего раздела.

 

VI. Порядок взыскания задолженности с плательщиков

6.1. Меры взыскания и воздействия применяются к плательщикам, определенным подпунктами 1 — 4 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, на которых согласно закону возложена обязанность начислять, исчислять и уплачивать единый взнос. 

6.2. Сумма единого взноса, своевременно не начисленная и/или не уплаченная плательщиками в сроки, определенные в соответствии с  Законом подпунктом 6 пункта 4.3, абзацем вторым подпункта 2, подпунктом 3 пункта 4.5 и подпун
ктом 2- пункта 4.6 раздела IV
настоящей Инструкции, исчисленная органами доходов и сборов в случаях, предусмотренных Законом, является недоимкой.

Сумы недоимки взыскиваются с начислением пени и применением штрафов.

6.3. Органы доходов и сборов направляют плательщикам требование об уплате недоимки в следующих случаях:

если данные документальных проверок результатов деятельности плательщика о суммах дохода (прибыли) физических лиц — предпринимателей либо лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, свидетельствуют о доначислении сумм единого взноса органами доходов и сборов в уведомлениях-расчетах, где определены суммы единого взноса, подлежащие доплате;

если плательщик имеет на конец календарного месяца недоимку по уплате единого взноса;

если плательщик имеет на конец календарного месяца долги по уплате финансовых санкций.

В случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта, требование направляется одновременно с актом документальной проверки плательщика единого взноса либо актом о суммах расхождений относительно сумм дохода (прибыли), заявленных в отчетности в орган доходов и сборов и задекларированных в годовой налоговой декларации физическими лицами — предпринимателями либо лицами, обеспечивающими себя работой самостоятельно, или уведомлением-расчетом на всю сумму доначисленного единого взноса.

В случаях, предусмотренных абзацами третьим и/или четвертым настоящего пункта, требование направляется:

плательщикам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, — в течение пяти рабочих дней, следующих за календарным месяцем, в котором возникла или возросла недоимка по уплате единого взноса (задолженность по уплате финансовых санкций);

плательщикам, указанным в подпунктах 3 и 4 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, в течение пятнадцати рабочих дней, следующих за календарным месяцем, в котором возникла или возросла недоимка по уплате единого взноса (задолженность по уплате финансовых санкций).

Требование формируется на основании данных лицевых счетов плательщиков на сумму долга, превышающую 10 гривень.

Требование об уплате недоимки является исполнительным документом.

Сумма долга в требовании проставляется в гривнях с двумя десятичными знаками.

6.4. Требование об уплате долга формируется на основании актов документальных проверок, отчетов плательщика о начислении единого взноса и учетных данных из карточек лицевых счетов плательщиков по форме согласно приложению 4 к этой Инструкции (для плательщика — юридического лица) или по форме согласно приложению 5 к настоящей Инструкции (для плательщика — физического лица).

Орган доходов и сборов ведет реестр выданных требований об уплате недоимки по форме согласно приложению 6.

При формировании требования ему присваивается порядковый номер, состоящий из трех частей: 1-я часть — буква «Ю» (требование к юридическому лицу) или «Ф» (требование к физическому лицу), 2-я часть — порядковый номер, 3-я часть — буква «У» (согласованное требование).

Требование формируется под одним порядковым номером до полного погашения сумм долга.

После формирования требования и внесения данных в соответствующий реестр требование передается работнику, на которого возложена обязанность по ведению делопроизводства и архивному хранению документов, для направления (вручения) его плательщику. При этом корешок требования остается в органе доходов и сборов.

Требование считается направленным (врученным) юридическому лицу либо обособленному подразделению, если оно передано служебному лицу такого плательщика под подпись или направлено письмом с уведомлением о вручении.

Требование считается направленным (врученным) физическому лицу, если оно вручено лично такому физическому лицу или его законному представителю либо направлено письмом по его адресу по месту жительства или последнему известному месту его пребывания (проживания) с уведомлением о вручении согласно порядку оформления указанных почтовых отправлений, установленному Кабинетом Министров Украины.

Если плательщик на день направления ему органом доходов и сборов требования не уведомил в установленном порядке об изменении местонахождения (местожительства), требование считается надлежащим образом врученным даже в случае его возврата как не нашедшего адресата.

В случае если невозможно вручить плательщику единого взноса требование по почте в связи с отсутствием его по местонахождению (отсутствием служебных лиц плательщика единого взноса по его местонахождению), отказом служебных лиц плательщика единого взноса принять требование, требование считается врученным плательщику единого взноса в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении, с указанием причин невручения.

После вручения (получения информации о вручении) требования плательщику работник, на которого возложены обязанности по ведению делопроизводства и архивному хранению документов, подшивает корешок такого требования с отметкой о вручении к делу плательщика и:

если требование органа доходов и сборов отменяется либо изменяется судом (хозяйственным судом), то подшивает экземпляр (копию) решения суда (хозяйственного суда) к делу плательщика вместе наряду с корешком от требования, по которому состоялось судебное разбирательство;

в случае списания недоимки в случаях, определенных статьей 25 Закона, — копию решения о списании.

6.5. В течение десяти календарных дней со дня получения требования об уплате недоимки плательщик обязан уплатить указанные в требовании суммы недоимки, штрафов и пени.

В случае если согласие с органом доходов и сборов не достигнуто, плательщик единого взноса обязан уплатить суммы недоимки и штрафов вместе с начисленной пеней в течение десяти календарных дней со дня поступления решения соответствующего органа доходов и сборов или обжаловать требование в вышестоящие органы доходов и сборов, или в судебном порядке.

В случае если плательщик единого взноса в течение десяти календарных дней со дня поступления требования не уплатил указанные в требовании суммы недоимки и штрафов с начисленной пеней, не согласовал требование с органом доходов и сборов, не обжаловал требование в судебном порядке или не уплатил согласованную сумму недоимки в течение десяти календарных дней со дня поступления согласованного требования, орган доходов и сборов направляет в порядке, установленном Законом, в подразделение государственной исполнительной службы требование об уплате недоимки.

В случае если плательщик единого взноса, являющийся бюджетным учреждением и получателем бюджетных средств, а также предприятием, учреждением и организацией, счета которых открыты в органах Государственной казначейской службы Украины, в течение десяти календарных дней со дня поступ-ления требования не уплатил указанные в требовании суммы недоимки и штрафов с начисленной пеней, не согласовал требование с органом доходов и сборов, не обжаловал требование в судебном порядке или не уплатил согласованную сумму недоимки в течение десяти календарных дней со дня поступления согласованного требования, орган доходов и сборов направляет в порядке, установленном частью второй статьи 3 Закона Украины «Об исполнительном осуществлении», в орган Государственной казначейской службы Украины требование об уплате недоимки.

6.6. В случае несогласия с расчетом суммы недоимки плательщик единого взноса согласовывает ее с органом доходов и сборов путем обжалования требования об уплате единого взноса в административном или судебном порядке.

Об обжаловании требования в вышестоящие органы доходов и сборов или суд плательщик обязан в письменном виде уведомить в течение десяти календарных дней орган доходов и сборов, направивший требование.

6.7. Требование считается отозванным, если:

сумма долга самостоятельно погашается плательщиком;

орган доходов и сборов отменяет либо изменяет ранее указанную сумму долга в результате ее согласования или обжалования;

требование органа доходов и сборов об уплате долга отменяется либо изменяется судом (хозяйственным судом);

долг списывается в случаях, предусмотренных
статьей 25- Закона;

имеется решение суда на взыскание соответствующих сумм долга, указанных в требовании.

В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, требование считается отозванным в день, в течение которого произошло погашение суммы долга.

В случае, указанном в абзаце третьем настоящего пункта, требование считается отозванным со дня принятия органом доходов и сборов решения об отмене либо изменении ранее указанной суммы долга.

В случае, указанном в абзаце четвертом настоящего пункта, требование считается отозванным в день набирания судебным решением законной силы.

В случае, указанном в абзаце пятом настоящего пункта, требование считается отозванным в день принятия органом доходов и сборов решения о списании долга в соответствии с частью седьмой статьи 25 Закона.

В случае, указанном в абзаце шестом, требование считается отозванным в день поступления исполнительных документов в органы государственной исполнительной службы или в орган Государственной казначейской службы Украины.

6.8. В случае если плательщик, который получил требование и в течение десяти календарных дней после его получения не уплатил указанные в требовании суммы недоимки, штрафов и пени, не согласовал требование с соответствующим органом доходов и сборов, не обжаловал требование в судебном порядке или не уплатил согласованную сумму недоимки в течение десяти рабочих дней со дня получения согласованного требования орган доходов и сборов направляет в порядке, установленном Законом, в орган государственной исполнительной службы или в органы Государственной казначейской службы Украины требование об уплате недоимки, в котором указывает сумму долга по данным карточки лицевого счета плательщика на дату подачи.

В суммы долга плательщика, подаваемые в органы государственной исполнительной службы или в органы Государственной казначейской службы Украины, в требование об уплате недоимки по данным карточки лицевого счета плательщика включаются также суммы согласованных с плательщиком, но не уплаченных в установленный срок штрафов и пени.

В указанных случаях орган доходов и сборов также имеет право обратиться в суд с иском о взыскании недоимки. В случае обращения органа доходов и сборов с иском о взыскании недоимки в суд предусмотренные законодательством меры досудебного урегулирования споров не применяются.

6.9. Если в течение следующего базового отчетного периода плательщик нарастил суммы долга, то после прохождения соответствующей процедуры согласования и обжалования требование подается в орган государственной исполнительной службы или в органы Государственной казначейской службы Украины только на сумму возрастания долга.

Если в течение следующих базовых отчетных периодов плательщик полностью погасил суммы долга, указанные в требовании, которое подано в орган государственной исполнительной службы или в органы Государственной казначейской службы Украины, то орган доходов и сборов подает в соответствующее подразделение уведомление об уплате долга по форме согласно приложению 7 к настоящей Инструкции.

6.10. За счет сумм, поступающих от плательщика единого взноса или от государственной исполнительной службы, погашаются суммы недоимки, штрафных санкций и пени в порядке календарной очередности их возникновения. В случае если плательщик имеет неуплаченную сумму недоимки, штрафов и пени, уплаченные им суммы единого взноса засчитываются в счет уплаты недоимки, штрафов и пени в порядке календарной очередности их возникновения.

 

VII. Финансовые санкции

7.1. За нарушение норм законодательства о едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование к плательщикам, на которых согласно закону возложена обязанность начислять, исчислять и уплачивать единый взнос, применяются финансовые санкции (штрафы и пеня) в соответствии с Законом.

7.2. В соответствии с частью одиннадцатой статьи 25 Закона к плательщикам, определенным подпунктами 1 — 4 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, органы доходов и сборов применяют штрафные санкции в следующих размерах:

1) в случае уклонения от взятия на учет или несвоевременной подачи заявления о взятии на учет в качестве плательщиков единого взноса, на которых не распространяется действие Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», налагается штраф в размере десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций за уклонение от взятия на учет или несвоевременную подачу заявления о взятии на учет в качестве плательщиков единого взноса, на которых не распространяется действие Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», по форме согласно приложению 8 к настоящей Инструкции.

Основанием для принятия этого решения является акт об указанном нарушении, составляемый в произвольной форме;

2) за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса налагается штраф в размере 10 процентов своевременно не уплаченных сумм. При этом составляется решение о применении штрафных санкций и начислении пени по форме согласно приложению 9.

Расчет этой финансовой санкции осуществляется на основании данных карточек лицевых счетов плательщиков.

При применении штрафов, указанных в настоящем подпункте, принимается одно решение после уплаты (погашения) в полном объеме недоимки отдельно за каждый период, за который уплачивается единый взнос, независимо от количества случаев уплаты за указанный период.

Для плательщиков, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, таким периодом является календарный месяц, для плательщиков, указанных в подпунктах 3 (кроме физических лиц — предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения) и 4 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, — календарный год, для плательщиков, указанных в подпункте 3 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, избравших упрощенную систему налогообложения, — календарный квартал соответственно;

3) за доначисление органом доходов и сборов либо плательщиком своевременно не начисленного единого взноса налагается штраф в размере 5 процентов указанной суммы за каждый полный или неполный отчетный период, за который доначислена такая сумма, но не более 50 процентов суммы доначисленного единого взноса.

Для расчета указанного штрафа количество отчетных периодов рассчитывается начиная с месяца, на который приходится срок подачи отчетности за период, за который доначислены (исчислены) суммы единого взноса, и заканчивая месяцем, на который приходится получение таким плательщиком акта проверки от органа доходов и сборов или в котором он подал отчетность, где указаны такие доначисленные суммы.

Если по результатам проверки выявлены в отдельных месяцах суммы доначисленного (своевременно не исчисленного) единого взноса, то за каждое такое доначисление (каждый месяц) в соответствии с Законом налагается штраф в следующих порядке и размерах:

для соблюдения требований по максимальному размеру (50 процентов) штрафа:

определяется в совокупности сумма доначислений по всем отчетным периодам, в которых они выявлены;

определяется в совокупности сумма штрафа по всем отчетным периодам, в которых выявлены доначисления и по которым начислены такие штрафы;

осуществляется подсчет максимального размера штрафа от совокупной суммы доначислений и сравнивается с фактически начисленной суммой штрафов, определенной в совокупности за все отчетные периоды, в которых доначислены суммы единого взноса.

К уплате определяются суммы штрафов, не превышающие максимальный их размер, определенный настоящим подпунктом.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций за доначисление территориальным органом доходов и сборов либо плательщиком своевременно не начисленного единого взноса по форме согласно приложению 10 к настоящей Инструкции.

Основанием для принятия соответствующего решения является акт проверки плательщика единого взноса;

4) за ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется единый взнос, налагается штраф в размере от восьми до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций по форме согласно приложению 11 к настоящей Инструкции.

Основанием для принятия соответствующего решения является акт проверки;

5) за неуплату, неполную уплату или несвоевременную уплату суммы единого взноса одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется единый взнос (авансовых платежей), налагается штраф в размере 10 процентов таких не уплаченных или несвоевременно уплаченных сумм.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций по форме согласно приложению 12 к настоящей Инструкции.

Расчет указанной штрафной санкции осуществляется по данным акта проверки.

7.3. Органы доходов и сборов в соответствии с частью двенадцатой статьи 25 Закона применяют к банкам следующие финансовые санкции:

1) за несвоевременное перечисление или несвоевременное зачисление на счета органов доходов и сборов сумм единого взноса, финансовых санкций, указанных в подпунктах 1 — 5 пункта 7.2 настоящего раздела, налагается штраф в размере 10 процентов своевременно не зачисленных (не перечисленных) сумм.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций и начислении пени по форме согласно приложе
нию 13 к настоящей Инструкции
.

Расчет указанной штрафной санкции осуществляется по данным акта о нарушении, который составляется в произвольной форме, на основании акта проверки плательщика единого взноса и/или копий платежных документов плательщика о перечислении указанных средств и выписок банка о поступ-лении средств на счета органов доходов и сборов;

2) в случае если банки принимают от плательщиков единого взноса, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2.1 разде
ла II-
настоящей Инструкции, платежные поручения и другие расчетные документы на выдачу (перечисление) средств для выплаты заработной платы, на которые в соответствии с Законом начисляется единый взнос, и осуществляют выдачу (перечисление) указанных средств без одновременной подачи плательщиком расчетных документов о перечислении средств для уплаты соответствующих сумм единого взноса или документов, подтверждающих фактическую уплату таких сумм, налагается штраф в размере суммы единого взноса, подлежащей уплате плательщиками.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций по форме согласно приложению 14 к настоящей Инструкции.

Расчет указанной штрафной санкции осуществляется по данным акта о нарушении, составляемого в произвольной форме, на основании акта проверки плательщика единого взноса.

7.4. Факты нарушений законодательства, кроме являющихся предметом акта проверки и указанных в подпункте 2 пункта 7.2 настоящего раздела, должностное лицо органа доходов и сборов оформляет актом произвольной формы, в котором четко излагается содержание нарушения с обоснованием нарушенных норм законодательных актов. Такой акт о нарушении направляется (вручается) плательщику вместе с решением о применении штрафных санкций.

7.5. На сумму недоимки плательщику единого взноса начисляется пеня из расчета 0,1 процента суммы недоимки за каждый день просрочки платежа.

Начисление пени начинается с первого календарного дня, следующего за днем окончания срока внесения соответствующего платежа, до дня его фактической уплаты (перечисления) включительно.

Документы, являющиеся основанием для начисления пени:

документы, подтверждающие сумму единого взноса и срок ее уплаты, — отчет плательщика о начислении единого взноса (с положительным значением); требование о доначисленных суммах единого взноса по актам проверок или уведомлению-расчету; решение суда;

документы, подтверждающие сумму и дату погашения недоимки по единому взносу, — выписки со счетов в виде электронного реестра расчетных документов; корешок приходного документа о приеме учреждением банка платежей наличными; отчет плательщика о начислении единого взноса с отрицательным значением; сведения или справка (извлечение) из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей; свидетельство о смерти физического лица.

Пример начисления пени:

Сумма недоимки плательщика по состоянию на 21 февраля 2013 года составляет 10000 гривень.

Плательщик 18 марта 2013 года осуществляет уплату платежа в сумме 2000 гривень. На фактически уплаченную сумму недоимки (2000 грн.) начисляется пеня.

Сумма пени рассчитывается с помощью следующей формулы:

Y = S х K х 0,1 %,

где Y  — сумма пени, начисляемая на фактически уплаченную сумму недоимки по уплате единого взноса (округляется до второго знака после запятой);

S  — фактически уплаченная сумма недоимки по уплате единого взноса;

K  — количество дней просрочки платежа;

0,1 %  — ставка для начисления пени согласно части десятой статьи 25 Закона.

Пример:

Y = 2000 х 25 х 0,1 %, Y = 50,00 гривень.

Таким образом, начисленная плательщику пеня составляет 50,00 гривень.

7.6 . За несвоевременное перечисление или несвоевременное зачисление на счета органов доходов и сборов сумм единого взноса, финансовых санкций, указанных в подпунктах 1 — 5 пункта 7.2 настоящего раздела, банкам начисляется пеня из расчета 0,1 процента указанных сумм, рассчитанная за каждый день просрочки их перечисления (зачисления).

Начисление пени начинается с первого календарного дня, следующего за днем списания со счета плательщика соответствующих средств (внесения соответствующего платежа наличными), до дня его фактического перечисления (зачисления) банками на счета органов доходов и сборов с соблюдением сроков, предусмотренных Законом Украины «О платежных системах и переводе средств в Украины».

7.7. Решение о начислении пени и применении штрафов, предусмотренных пунктами 7.2, 7.3, 7.5 и 7.6 настоящего раздела, по результатам рассмотрения акта и других материалов о нарушении принимает начальник соответствующего органа доходов и сборов либо его заместитель. Решение принимается по установленной форме в двух экземплярах.

Первый экземпляр решения в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется плательщику в порядке, установленном для направления требований, либо вручается под подпись руководителю или главному бухгалтеру плательщика, банка или физическому лицу — плательщику единого взноса.

Второй экземпляр остается в структурном подразделении, на которое возложены обязанности по организации контроля за поступлением сумм единого взноса и других платежей в органы доходов и сборов. Направленные (врученные) решения о применении финансовых санкций регистрируются в журнале учета решений по форме согласно приложению 15.

Нумерация решений осуществляется в журнале, начиная с первого номера, в пределах календарного года.

Решение о начислении пени и применении штрафов считается направленным (врученным) юридическому лицу либо обособленному подразделению, если оно передано служебному лицу такого плательщика единого взноса под подпись или направлено письмом с уведомлением о вручении.

Решение о начислении пени и применении штрафов считается направленным (врученным) физическому лицу, если оно вручено лично такому физическому лицу или его законному представителю либо направлено письмом по его адресу по месту жительства или последнему известному месту его пребывания с уведомлением о вручении.

Если плательщик на день направления ему органом доходов и сборов решения о начислении пени и применении штрафов не уведомил в установленном порядке об изменении местонахождения (местожительства), решение считается надлежащим образом врученным даже в случае его возврата как не нашедшего адресата.

В случае если невозможно вручить плательщику единого взноса решение о начислении пени и применении штрафов по почте в связи с его отсутствием по местонахождению (служебных лиц плательщика единого взноса по его местонахождению), отказом служебных лиц плательщика единого взноса принять решение, решение о начислении пени и применении штрафов считается врученным плательщику единого взноса в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении, с указанием причин невручения.

7.8. Сумы штрафов и пени, предусмотренных пунктами 7.2, 7.3, 7.5 и 7.6 настоящего раздела, подлежат уплате плательщиком единого взноса или банком в течение десяти рабочих дней после поступления соответствующего решения или могут быть обжалованы в этот же срок в вышестоящем органе доходов и сборов или в суде с одновременным обязательным письменным уведомлением об этом соответствующего органа доходов и сборов, должностными лицами которого принято это решение.

7.9. Обжалование решения органа доходов и сборов о применении финансовых санкций приостанавливает течение срока их уплаты до вынесения вышестоящим органом доходов и сборов или судом решения по делу.

Срок уплаты финансовых санкций также приостанавливается до принятия судом решения в случае обжалования плательщиком единого взноса требования об уплате недоимки, если применение финансовых санкций связано с возникновением или несвоевременной уплатой суммы недоимки.

7.10. Решение органа доходов и сборов о начислении пени и/или применении штрафов является исполнительным документом.

7.11. В случае если плательщик единого взноса или банк получили решение о начислении пени и/или применении штрафов и не уплатили указанные в них суммы в течение десяти рабочих дней, а также не обжаловали это решение или не уведомили в этот срок соответствующий орган доходов и сборов о его обжаловании, такое решение передается для исполнения органа государственной исполнительной службы или в органы Государственной казначейской службы Украины.

7.12. Сумы штрафов и начисленной пени, примененных за нарушение порядка и сроков начисления, исчисления и уплаты единого взноса, взыскиваются в том же порядке, что и суммы недоимки по уплате единого взноса.

Сумы штрафов и начисленной пени включаются в требование об уплате недоимки, если их применение связано с возникновением и уплатой недоимки.

7.13. Срок давности к начислению, применению и взысканию сумм недоимки, штрафов и начисленной пени не применяется.

 

Директор Департамента доходов и сборов с физических лиц В. БУСАРЕВ

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше