Темы статей
Выбрать темы

РРО и КУРО: новые правила регистрации и применения

Редакция БН
Статья

РРО И КУРО:

новые правила регистрации и применения

 

Начало октября показалось непростым для субъектов хозяйствования, использующих РРО. Сначала их отправила «в нокдаун» весть о том, что в Госреестре РРО остались только модели РРО нового поколения, а следовательно, «устаревшие» РРО следует в ближайшее время заменить на современные («БН», 2013, № 41, с. 8, «спасительная» новость — в «БН», 2013, № 42, с. 62).

А затем, не успели они прийти в себя, следующая весть об изложении с 18.10.13 г. в новой редакции нормативно-правовых актов по регистрации, опломбированию и применению РРО и КУРО (РК) едва не отправила всех «в нокаут».

Чтобы вернуть всех субъектов хозяйствования в боевое состояние и не дать оказаться на «помосте», в этой статье подробно проанализируем обновленные правила регистрации, опломбирования и применения РРО и КУРО (РК).

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», s.detsyura@id.factor.ua

 

Почему так произошло?

Еще с начала 2013 года все субъекты хозяйствования, использующие РРО, должны подавать информацию о его работе в налоговые органы в электронном виде* (абз. 2 и 3 п. 7 ст. 3 Закона об РРО).

* Подробнее см. консультацию «Учет модемов для РРО» // «БН», 2013, № 21, с. 44.

Но на «новые рельсы» еще перешли далеко не все. Поэтому Миндоходов форсирует ситуацию таким образом, чтобы с 01.01.14 г. даже не осталось и мысли, что чей-то РРО еще может «не общаться» на электронном языке с налоговиками.

Для этого налоговики «усовершенствовали» Госреестр РРО, изъяв из него несовременные модели кассовых аппаратов**. А вскоре после обсуждения и регистрации появились изложенные в новой редакции Порядки регистрации РРО и КУРО, а также новый Порядок опломбирования РРО (до этого такого отдельного порядка не существовало, но он содержался в старой редакции Порядка регистрации РРО).

** Об этом читайте в консультации «Устаревшие РРО, или Что делать, когда кассовый аппарат стал ненужным?» // «БН», 2013, № 41, с. 36 и на с. 4 сегодняшнего номера.

В связи с этим с 18.10.13 г. утратили силу старые Порядки регистрации РРО и КУРО, которые были утверждены приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Обратите внимание! «Невредимым» осталось (продолжает действовать в неизменном состоянии) «старое» Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614. Соответственно, формы расчетных документов не подверглись изменениям. Также остались в неизменном состоянии ф. № ЗВР-1 «Отчет об использовании регистраторов расчетных операций (расчетных книжек)» и Порядок подачи отчетности, связанной с применением РРО или использованием РК. Смысл этого в том, чтобы сохранить отчетную форму для тех, кто, несмотря на все старания налоговиков, еще некоторое время будет продолжать использовать «устаревшие» РРО, а также для тех, кто применяет только КУРО с РК.

Больше всего новшеств содержит Порядок регистрации РРО, поэтому основное внимание уделим именно анализу изменений, внесенных в него. Тем более, что через недавние пертурбации в Госреестре РРО переходить на современные модели РРО будет много субъектов хозяйствования.

 

Место регистрации РРО

Регистрировать РРО субъекты хозяйствования в общем случае должны по основному месту налогового учета (п. 3 подразд. 2 разд. ІІ Порядка регистрации РРО). Ранее — по местонахождению субъекта хозяйствования.

Для плательщиков налога на прибыль, имеющих обособленные подразделения (филиалы), расположенные на территории другой территориальной громады, нежели такой субъект, ничего не изменилось. Регистрировать РРО они могут, как и ранее, по местонахождению подразделения, где используется РРО. Правда, при условии, что плательщик не принял решение об уплате и/или уплачивает этот налог консолидированно. Такого исключения ранее не было. Поэтому плательщики консолидированного налога должны обратить на эту особенность внимание.

Важная деталь. В новом Порядке регистрации РРО по-прежнему существует привязка местонахождения РРО к объекту, в котором он используется. На это указывает форма заявления на регистрацию, в котором приводятся реквизиты такого объекта.

В то же время отныне субъект хозяйствования освобожден от взятия такого РРО на учет по месту использования — если кассовый аппарат используется в хозяйственной единице, которая находится на другой административной территории, нежели субъект хозяйствования. Напомним, что ранее субъект хозяйствования, по общему правилу, ставил на учет такие РРО по местонахождению таких подразделений.

То есть при использовании РРО не по месту основного учета плательщика налога ставить его на учет в «чужой» налоговой инспекции уже не нужно.

 

Порядок регистрации РРО

Зарегистрировать РРО теперь можно одним из двух способов: традиционным и электронным. По большому счету эти два способа регистрации РРО отличаются только способом подачи документов на регистрацию и степенью сотрудничества при регистрации с налоговиками.

В целом, порядок регистрации РРО происходит в три этапа:

1 этап. Подача документов. На этом этапе субъект хозяйствования должен подать в налоговую следующие документы (п. 4 подразд. 2 разд. ІІ Порядка регистрации РРО):

заявление о регистрации РРО по форме № 1-РРО (приложение 1 к Порядку). Отметим, что ранее такое заявление заполнялось в произвольной форме. Отныне же его следует подавать по уже четко установленной форме. В нем заполняются все разделы и оно подписывается руководителем субъекта хозяйствования или физическим лицом — предпринимателем с указанием даты подачи;

— копию документа, подтверждающего факт покупки или бесплатного получения РРО в собственность, другого документа, подтверждающего право собственности или пользования РРО;

— копию документа на право собственности или другого документа, дающего право на размещение хозяйственной единицы, где будет использоваться РРО;

— копию договора субъекта хозяйствования с ЦСО о техническом обслуживании и ремонте РРО.

Важно! Если субъект хозяйствования пользуется традиционным способом регистрации РРО, то заявление и копии прилагаемых к нему документов подаются в бумажном виде. При этом оригиналы соответствующих документов, поданные с заявлением, предъявляются именно при их подаче. Если же используется электронный способ, то все документы подаются в электронном виде. При этом заявление подается с наложением ЭЦП, а все остальные документы — в сканируемом виде.

После подачи необходимых документов налоговики выдают справку о резервировании фискального номера РРО. При этом при традиционном способе регистрации она выдается исключительно в бумажной форме, при электронном (по выбору субъекта хозяйствования) — в электронной или в бумажной форме. Также такую справку налоговики могут направить непосредственно по электронному адресу ЦСО, указанному в регистрационном заявлении, если ЦСО включен в систему подачи налоговых документов в электронном виде.

О том, в какой форме поступит такая справка при электронной регистрации РРО, субъекту следует указать в заявлении (это касается и выбора способа получения копии регистрационного удостоверения).

2 этап. Опломбирование РРО. Получив справку о резервировании фискального номера РРО, субъект хозяйствования вместе с приобретенной «современной» моделью РРО обращается в ЦСО, с которым у него заключен договор на техническое обслуживание.

После этого ЦСО переводит РРО в фискальный режим работы, проводит персонализацию и опломбирование такого агрегата, а также вводит его в эксплуатацию. Проводить такие действия ЦСО должен, пользуясь новым Порядком опломбирования РРО.

После проведения таких действий ЦСО выдает субъекту хозяйствования два экземпляра акта ввода РРО в эксплуатацию, один из которых вместе со справкой об опломбировании передает субъект хозяйствования в орган Миндоходов, где проводится регистрация указанного РРО, а другой остается у субъекта.

Обращаем внимание! Провести опломбирование следует в течение действия справки о резервировании фискального номера (она действует в течение пяти рабочих дней с даты выдачи/отправления ее на адрес электронной почты). Если субъект хозяйствования не успел подать все документы для прохождения третьего этапа регистрации РРО, справка о резервировании фискального номера считается недействительной. А потому придется все начать с начала.

3 этап. Регистрация РРО. Чтобы завершить процедуру регистрации РРО, субъект хозяйствования до окончания срока действия справки о резервировании фискального номера подает в налоговую инспекцию копию справки об опломбировании РРО (один из экземпляров, полученных в ЦСО) и акт ввода в эксплуатацию РРО.

Кроме этих документов, субъект хозяйствования, использующий электронный способ подачи отчетности, должен предъявить налоговикам оригиналы документов, сканируемые копии которых подавались в налоговую инспекцию вместе с заявлением на регистрацию.

В случае отсутствия замечаний у налоговиков по поводу содержания поданных на регистрацию документов и соблюдения сроков регистрации должностное лицо органа Миндоходов не позднее следующего рабочего дня после поступления всех документов проводит регистрацию РРО и предоставляет субъекту хозяйствования регистрационное удостоверение РРО.

Получить такое удостоверение можно или по почте, или лично в налоговой инспекции. Если субъект хозяйствования решил воспользоваться услугами почты, то он должен предварительно оплатить стоимость почтовых услуг: подать в налоговую инспекцию почтовые марки на сумму, соответствующую стоимости услуг почтовой связи по пересылке заказного письма с уведомлением о вручении. Способ получения регистрационного удостоверения указывается в регистрационном заявлении.

Заметим! Налоговики отныне будут указывать на своем официальном сайте ежедекадно перечень зарегистрированных и снятых с регистрации РРО. Эта информация поможет субъекту хозяйствования, еще не получив регистрационное удостоверение, узнать о регистрации своего РРО.

 

Перерегистрация, отмена регистрации и использование

Перерегистрация РРО. В обновленном Порядке регистрации РРО более подробно описаны случаи перерегистрации. Так, отныне перерегистрация будет происходить, например, в случае изменения данных, указываемых в регистрационном удостоверении, смены применения РРО, версии внутреннего программного обеспечения РРО и т. п. (п. 2 подразд. 3 разд. ІІ Порядка регистрации РРО).

Сам порядок перерегистрации изменениям не подвергся. То есть, чтобы перерегистрировать РРО, субъект хозяйствования должен подать в налоговую инспекцию по месту регистрации РРО регистрационное заявление (форма № 1-РРО) с отметкой «Перерегистрация» с указанием причины перерегистрации и регистрационное удостоверение. Подается такое заявление в течение 5 рабочих дней, следующих за днем, когда возникли изменения или другие основания для замены регистрационного удостоверения.

Обращаем внимание! В связи с изменением правил определения места регистрации РРО (см. с. 11) возникает вопрос: нужно ли делать перерегистрацию уже действующих РРО после вступления в силу нового Порядка регистрации РРО? Наша позиция — этого делать не нужно. Хотя не исключено, что налоговики могут иметь и другое мнение. Поэтому придется подождать их официальных разъяснений.

Отмена регистрации РРО. Порядок отмены регистрации РРО практически изменениям не подвергся (подробно этот порядок описан в «БН», 2013, № 41, с. 36). Хотя некоторые новшества были сделаны, а именно:

расширены случаи отмены регистрации РРО за счет увеличения количества случаев принудительной отмены РРО. Перечень этих случаев приведен в п. 1 подразд. 4 разд. ІІ Порядка регистрации РРО;

утверждена форма заявления об отмене регистрации РРО (форма № 4-РРО; приложение 4 к Порядку регистрации РРО). До этого она заполнялась в произвольной форме;

более четко прописаны сроки проведения принудительной отмены регистрации РРО. Так, установлено, что в случаях отмены регистрации РРО на основаниях, указанных в пп. 4 — 10 п. 1 подразд. 4 разд. II Порядка регистрации РРО, налоговики могут принудительно отменить регистрацию РРО в любой день в рамках одного месяца с момента наступления соответствующих оснований для принудительной отмены. Ранее для таких случаев срок был установлен крайне нечетко (п. 2.13 Порядка № 614).

Применение РРО. Кардинальным изменениям порядок применения РРО не подвергся. Поэтому пользоваться кассовыми аппаратами субъекты хозяйствования будут по тем же правилам, что и ранее. В то же время есть в правилах применения РРО одна особенность, на которую следует обратить внимание.

Отныне в п. 4 разд. ІІІ Порядка регистрации РРО говорится, что покупателю товаров (услуг) следует всегда выдавать чек, а по его требованию — накладную или другой письменный документ, удостоверяющий передачу права собственности на них от продавца к покупателю. Это требование отличается от содержащегося в Законе об РРО. Напомним, что в соответствии с п. 15 ст. 3 Закона об РРО и чек, и накладную или другой письменный документ, удостоверяющий передачу права собственности на товар, выдают только по требованию покупателя.

Конечно, налоговики преследовали хорошие намерения (застраховать граждан от нарушений их прав как потребителей), хотя тем самым создали противоречие между нормами Закона об РРО и его подзаконным актом. Хотя по большому счету такой порядок выдачи документов на товар является на удивление логичным и обоснованным.

 

Регистрация и ведение КУРО (РК)

Как указывалось выше, также был обновлен и Порядок регистрации КУРО (РК). Каким-то глобальным изменениям он не подвергся, хотя отдельные его правила были переписаны.

1. Регистрация КУРО (РК). В связи с изменением места регистрации РРО было, по аналогии, изменено и место регистрации КУРО (РК), используемых с таким РРО (подробнее об этом см. с. 11).

Сам порядок регистрации КУРО (РК) остался без изменений, за исключением того, что:

— утверждены формы заявления о регистрации КУРО и/или РК (форма № 1-КУРО; приложение 3 к Порядку регистрации КУРО (РК)), а также заявления об отмене регистрации КУРО (форма № 2-КУРО; приложение 4 к Порядку регистрации КУРО (РК)). Ранее эти заявления заполнялись в произвольной форме:

— субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по перевозкам пассажиров и багажа, отныне не будут подавать вместе с заявлением на регистрацию КУРО (РК) лицензии на право осуществления указанного вида деятельности. То есть они теперь должны подавать только тот пакет документов, что и другие субъекты хозяйствования.

2. Ведение КУРО (РК). Правила применения КУРО (РК) также практически не изменились, за исключением того, что отныне в Порядке регистрации КУРО (РК) содержатся правила исправления ошибок, допущенных при ее заполнении.

При исправлении допущенных ошибок в КУРО нужно учитывать следующие правила (пп. 13 и 14 подразд. 2 разд ІІ Порядка регистрации КУРО (РК)):

— записи в КУРО исправляют только те лица, которые осуществляли эти записи, или лица, исполняющие их обязанности;

— исправление удостоверяется подписью ответственного лица субъекта хозяйствования или физического лица — предпринимателя;

— испорченные листы КУРО и такие, на которых сделано более 5 исправлений, перечеркивают по диагонали с обеих сторон, делают на них надпись «Аннулировано», ставят дату аннулирования и все эти действия удостоверяют подписью ответственного лица. Все данные из аннулированного листа переносятся на новый лист КУРО, номер которого проставляется на аннулированном листе.

Некоторым изменениям подверглась также и форма КУРО, но они только корректурные и поэтому не повлияли на правила ее заполнения.

В целом, обновленные правила регистрации РРО и КУРО не внесли глобальных изменений в правила проведения расчетных операций, а только усовершенствовали существующие с прицелом на подачу информации о работе РРО в электронном виде.

 

Выводы

  • Введен новый «электронный» способ регистрации РРО, суть которого сводится к подаче заявления на регистрацию РРО и копий документов, подаваемых с ним, в электронном виде.

  • При использовании РРО по неосновному месту учета субъекта хозяйствования ставить такой РРО на учет в «чужой» налоговой инспекции не нужно.

  • Появился порядок исправления записей в КУРО при допущении ошибки, который по своей сути подобен общепринятым правилам исправления записей в документах.

  • Новый Порядок регистрации РРО вступил в силу 18.10.13 г., поэтому субъекты хозяйствования, приобретающие современную модель РРО, регистрируют ее по обновленным правилам.

 

Документы и сокращения статьи

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III.

Порядок регистрации РРО — Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Миндоходов от 28.08.13 г. № 417.

Порядок регистрации КУРО — Порядок регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденный приказом Миндоходов от 28.08.13 г. № 417.

Порядок опломбирования РРО — Порядок опломбирования регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом Миндоходов от 28.08.13 г. № 417.

Порядок № 614 — Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614 (утратил силу 18.10.13 г.).

Госреестр РРО — Государственный реестр регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом Миндоходов от 18.09.13 г. № 491.

РРО — регистраторы расчетных операций.

КУРО — книга учета расчетных операций.

РК — расчетная книжка.

ЭЦП — электронная цифровая подпись.

ЦСО — Центр сервисного обслуживания.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше