Темы статей
Выбрать темы

Скважина на земельном участке: организационные моменты

Редакция БН
Статья

СКВАЖИНА НА ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ:

организационные моменты

На сегодняшний день обустройство скважины на земельном участке является достаточно привычной практикой среди граждан и субъектов хозяйствования. Имея такой объект, водопользователь гарантирует себе не только автономность от других субъектов хозяйствования, но и экономию средств при использовании воды.

Но чтобы добывать подземную воду, нужно получить соответствующие разрешительные документы, а также периодически уплачивать в бюджет установленные ресурсные платежи.

В предлагаемой статье рассмотрим вопросы, которые чаще всего возникают у субъектов хозяйствования при создании скважины на земельном участке. Сразу предупредим единоналожников, что для них пользование скважиной под запретом (п.п. 5 п.п. 291.5.1 НКУ, разд. 108.01 ЕБНЗ, «БН», 2013, № 4, с. 19).

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», s.detsyura@id.factor.ua

 

Разрешительные документы

1. Разрешение на спецводопользование. Забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты относятся к специальному водопользованию* (далее — спецводопользование), которое осуществляется на основании разрешения (ст. 48 и 49 ВКУ).

* Специальное водопользование осуществляется юридическими и физическими лицами в первую очередь для удовлетворения питьевых нужд населения, а также для хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных, сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических, рыбохозяйственных (в том числе для целей аквакультуры) и других государственных и общественных нужд (ст. 48 ВКУ).

Порядок согласования и выдачи таких разрешений регулируется Порядком № 321. В соответствии с п. 2 Порядка № 321 разрешения на спецводопользование выдаются в случае использования воды водных объектов:

1) общегосударственного значения — Советом министров АР Крым, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями;

2) местного значения — органом исполнительной власти АР Крым по вопросам охраны окружающей природной среды, областными, Киевским и Севастопольским городскими советами по согласованию с Советом министров АР Крым, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями.

Такие разрешения выдаются указанными выше органами по ходатайству водопользователей с обоснованием потребности в воде (в случае использования подземных вод) и согласовываются с Госгеонедрами или дочерними предприятиями НАК «Недра Украины» (п. 3 Порядка № 321). В таком разрешении указываются срок его действия (от 3 до 25 лет) и лимит забора воды**.

** Заметим, что при наступлении маловодья эти лимиты могут быть уменьшены специально уполномоченными государственными органами без корректировки разрешения на специальное водопользование.

Итак, все субъекты хозяйствования, намеревающиеся добывать воду из скважины, должны получить разрешение на спецводопользование. Выдача таких разрешений и согласование ходатайств осуществляются безвозмездно (п. 7 Порядка № 321).

2. Разрешение на пользование недрами. Подземные воды не только считаются частью водного фонда Украины (ст. 3 ВКУ), но и относятся к полезным ископаемым (п.п. 14.1.91 НКУ), поэтому, кроме разрешений на спецводопользование, субъект хозяйствования должен также получать специальное разрешение на пользование недрами (далее — специальное разрешение).

Об этом, в частности, свидетельствует ст. 21 Кодекса о недрах, где указано, что недра в пользование для добычи пресных подземных вод предоставляются без предоставления горного отвода на основании специальных разрешений.

Выдаются такие разрешения согласно Порядку № 615. В соответствии с п. 8 этого Порядка специальное разрешение предоставляется без проведения аукциона в случае:

— геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки и добычи подземных питьевых и технических вод для обеспечения технологического процесса производства и для нужд сельского хозяйства (п.п. 5);

— геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки и добычи подземных вод для собственных хозяйственно-бытовых нужд, нецентрализованного и централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (кроме производства фасованной питьевой воды) при условии, что объем добычи подземных вод из водозаборов превышает 300 куб. м в сутки (п.п. 6).

Таким образом, субъект хозяйствования, добывающий воду из скважины для использования ее в процессе производства, в том числе в сельском хозяйстве (водопой животных, полив полей и т. п.), должен обязательно получить такое разрешение без проведения аукциона.

В то же время субъекты хозяйствования, использующие подземную воду не в процессе производства, а для хозяйственно-бытовых нужд, должны получать такое разрешение только лишь в случае, когда производительность водозаборов подземных вод превышает 300 куб. м в сутки. Если производительность водозаборов не превышает этот предел, то получать такое разрешение этим субъектам не нужно (ст. 23 Кодекса о недрах).

Чтобы получить специальное разрешение, заявитель подает в произвольной форме заявление вместе с пакетом документов, перечень которых указан в приложении 1 к Порядку № 615. Решение о предоставлении такого разрешения принимается в течение 60 дней после поступления заявления.

Заметим, что за выдачу специальных разрешений на пользование недрами взимается сбор, который не входит в систему налогообложения и взимается в соответствии со ст. 34 Кодекса о недрах.

3. Лицензирование. На сегодняшний день в соответствии с п.п. 17 ч. 3 ст. 9 Закона о лицензировании лицензированию подлежит только хозяйственная деятельность по централизованному водоснабжению и водоотведению. Поэтому если вода используется для других нужд, например, для обеспечения процесса производства или для нужд сельского хозяйства либо для собственных хозяйственно-бытовых нужд предприятия, то лицензию получать не нужно.

4. Госреестр скважин. Постановлением № 963 предусмотрено, что с 01.01.13 г. Государственная служба геологии и недр обязана вести Государственный реестр артезианских скважин. В такой реестр включаются сведения об артезианских скважинах, в том числе недействующих, на основании данных, содержащихся в паспортах артезианских скважин. Такие паспорта должны составляться по форме, утвержденной совместным решением Минприроды и Минрегиона (такая форма пока еще не утверждена), а их копии ежегодно до 1 декабря подаваться в Госгеонедра субъектами хозяйствования, являющимися собственниками или пользователями земельных участков, в пределах которых расположены и эксплуатируются артезианские скважины.

Кроме того, предусмотрено, что водопользователи должны оснастить эксплуатируемые артезианские скважины средствами измерения объема добытых подземных вод, которые прошли в установленном законодательством порядке государственную метрологическую аттестацию или поверку.

 

Сбор за спецводопользование

Плательщиками сбора при добыче воды из скважины в соответствии с п. 323.1 НКУ являются водопользователи — субъекты хозяйствования, в частности физические лица — предприниматели, использующие воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных либо других водопользователей (вторичные водопользователи).

При этом следует учитывать, что даже непосредственная добыча воды из скважины первичным водопользователем не указывает на то, что он обязан уплачивать сбор на спец-водопользование.

Объясняется это тем, что в соответствии с п. 323.2 и п.п. 324.4.1 НКУ юрлица и предприниматели, использующие воду исключительно для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд*, не должны уплачивать сбор за спецводопользование. Поэтому первичные водопользователи (равно как и вторичные, получающие воду согласно договору на водоснабжение), использующие воду исключительно на удовлетворение собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, освобождены от уплаты этого сбора.

* Санитарно-гигиенические нужды — это использование воды в туалетных, душевых, ванных комнатах и умывальниках и использование для содержания помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии (п. 323.2 НКУ).

Кроме того, за добычу воды из скважины сбор не будет уплачиваться, если вода из скважины используется, в частности, для:

— противопожарных нужд (п.п. 324.4.2 НКУ);

— нужд внешнего благоустройства территорий городов и других населенных пунктов (п.п. 324.4.3 НКУ);

— нужд садоводческих и огородных товариществ или кооперативов (п.п. 325.4.10 НКУ).

Для Расчета суммы сбора за спецводопользование нужно знать:

— фактический объем использованной подземной воды. Такой объем исчисляется водопользователями самостоятельно на основании данных первичного учета согласно показаниям измерительных приборов (п. 326.10 НКУ). При отсутствии измерительных приборов объем фактически использованной воды определяется водопользователем по технологическим данным (продолжительность работы агрегатов, объем произведенной продукции или предоставленных услуг, расход электроэнергии, пропускная способность водопроводных труб за единицу времени и т. п.). В случае отсутствия измерительных приборов, если возможность их установки существует, сбор уплачивается в двукратном размере;

— лимиты использования воды. Информацию о размере лимитов на добычу подземных вод из скважины субъект хозяйствования получает из разрешения на спецводопользование (см. раздел «Разрешительные документы» на с. 33). Заметим, что от соблюдения или несоблюдения лимитов зависит размер сбора за спецводопользование. Так, в случае превышения водопользователями установленного годового лимита использования воды сбор исчисляется и уплачивается в пятикратном размере (п. 327.1 НКУ). При отсутствии у водопользователя разрешения на спецводопользование сбор взимается за весь объем использованной воды как за сверхлимитное использование (п. 327.3 НКУ);

— ставки сбора (размер ставки приведен в п. 325.2 НКУ);

— поправочные коэффициенты. Поправочный коэффициент при добыче воды из скважины могут применять только жилищно-коммунальные предприятия (коэффициент 0,3).

Что касается подачи отчетности по сбору за спецводопользование, то собственники скважины должны подавать Налоговую декларацию сбора: за специальное использование поверхностных и подземных вод; за специальное использование поверхностной воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водоснабжения; за специальное использование поверхностных и подземных вод жилищно-коммунальными предприятиями; за специальное использование воды, входящей исключительно в состав напитков; за специальное использование поверхностных и подземных вод для нужд рыбоводства; за специальное использование карьерной, шахтной, дренажной воды, форма которой утверждена приказом МФУ от 21.12.12 г. № 1403, ежеквартально в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, в орган ГНС по месту налоговой регистрации плательщика сбора. Одновременно с подачей декларации в налоговый орган подаются также и копии разрешения на специальное водопользование, договора на поставку воды и статистической отчетности об использовании воды ф. № 2-ТП (водгосп) (п. 328.7 НКУ).

Сбор уплачивается в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи декларации (п. 328.4 НКУ). Подробно с правилами заполнения декларации вы можете ознакомиться в консультации «Сбор за спецводопользование: нюансы отчетности за I квартал 2013 года» // «БН», 2013, № 16, с. 37.

 

Плата за пользование недрами

Пользование недрами, в том числе и для добычи подземных вод, как и специальное использование вод-ных ресурсов, является платным (ст. 28 Кодекса о недрах). Поэтому, кроме сбора за спецводопользование, собственники скважины должны также уплачивать плату за пользование недрами для добычи полезных ископаемых.

Согласно п.п. 263.1.1 НКУ плательщиками платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых являются субъекты хозяйствования, в том числе граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, зарегистрированные в соответствии с законом в качестве предпринимателей, которые приобрели право пользования объектом (участком) недр на основании полученных специальных разрешений в пределах конкретных участков недр с целью осуществления хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых, в том числе при геологическом изучении (либо геологическом изучении с последующей опытно-промышленной разработкой) в пределах указанных в таких специальных разрешениях объектах (участках) недр.

Из этого следует, что уплачивать такую плату должны только субъекты хозяйствования, получившие специальное разрешение. Лица, которым его не нужно получать, не являются плательщиками этого платежа и, соответственно, не должны уплачивать плату за пользование недрами. Еще раз напомним, что не получают такое разрешение только землевладельцы или землепользователи — субъекты хозяйствования, использующие воду для собственных хозяйственно-бытовых нужд, нецентрализованного и централизованного (кроме производства фасованной питьевой воды) хозяйственно-питьевого водоснабжения, при условии, что производительность водозаборов подземных вод не превышает 300 куб. м в сутки.

Внимание! Налоговики по этому поводу имеют свое мнение. Так, в консультациях, приведенных в разд. 130.01 ЕБНЗ, они утверждают, что субъекты хозяйствования, осуществляющие добычу подземных вод (независимо от производительности водозаборов подземных вод), являются плательщиками платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, за исключением тех субъектов хозяйствования, которые добывают пресные подземные воды с глубины до 20 м (такая вода не является объектом налогообложения согласно п.п. «а» п.п. 263.2.3 НКУ).

То есть, как видим, налоговики, определяя, должен ли собственник скважины уплачивать плату за недра, принимают во внимание только факт добычи подземных вод и не считаются с наличием либо отсутствием специального разрешения на осуществление таких действий.

На наш взгляд, такой вывод налоговиков ошибочен, поскольку положения п.п. 263.1.1 и п.п. «а» п.п. 263.2.3 НКУ нужно понимать так: уплачивать плату за недра при добыче воды из скважины должен лишь тот субъект хозяйствования, относительно которого одновременно выполняются два условия:

1) он получил специальное разрешение на пользование недрами;

2) глубина скважины, из которой добывают воду, превышает 20 метров.

В связи с этим мы считаем: если разрешение не нужно получать либо оно получено, но глубина скважины, из которой добывают пресную подземную воду для собственного потребления, не превышает 20 метров, то вода, добытая из скважины, не является объектом налогообложения, а субъект хозяйствования, добывающий такую воду, не уплачивает плату за пользование недрами.

В то же время, поскольку налоговики будут против такого подхода, то, чтобы доказать обратное, субъекту хозяйствования следует документально доказать, что производительность водозабора подземных вод не превышает 300 куб. м в сутки.

Сделать это, по нашему мнению, можно, используя техническую документацию на водозаборную установку (насос). В техническом паспорте на такой прибор производитель обязательно указывает максимальную производительность такого агрегата. И если она не превышает 300 куб. м в сутки, то у смелого плательщика появляются все основания попытаться отстоять свою позицию.

Заметим: налоговики в отдельных своих консультациях, а именно при определении плательщика платы за недра в случае передачи скважины в аренду, считают, что определять плательщика в таком случае следует на основании специального разрешения. Поэтому не исключено следующее: если вам удастся документально подтвердить, что производительность водозабора менее 300 куб. м в сутки, то местные налоговики поддержат такую позицию.

Тем же субъектам хозяйствования, которые не желают спорить с налоговиками, придется уплачивать плату за недра на общих основаниях.

Напомним: для того чтобы рассчитать размер платы, субъект хозяйствования должен в соответствии с п.п. 263.7.2 НКУ воспользоваться следующей формулой:

Пзн = Vф х Сазн х Кпп,

где Пзн— налоговые обязательства по плате за недра, грн.;

Vф— объем добытой подземной воды, куб. м. Объем добытой воды определяется плательщиком платы самостоятельно в журнале учета добытых полезных ископаемых в соответствии с требованиями утвержденных плательщиком схем движения добытого полезного ископаемого (минерального сырья) на производственных участках;

Сазн— ставка платы за пользование недрами, определенная в абсолютных значениях (п. 263.9 НКУ). Для пресных подземных вод ставка установлена на 100 куб. м, для других видов подземной воды (минеральной и промышленной) — на 1 куб. м;

Кпп — корректирующий коэффициент, установленный в п. 263.10 НКУ. Для подземных вод он установлен только для добычи углекислых минеральных подземных вод (гидрокарбонатных) из скважин, не оборудованных стационарными газоотделителями.

Рассчитывать размер платы субъекты хозяйствования должны в Налоговом расчете по плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, форма которого утверждена приказом МФУ от 17.09.12 г. № 1000.

Подается такой расчет ежеквартально в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, в орган ГНС по местонахождению участка недр, из которого добыты полезные ископаемые (п.п. 263.11.1 НКУ).

При этом в случае, если место учета плательщика платы не совпадает с местонахождением участка недр, из которого добыты полезные ископаемые, то такой плательщик подает также копию налогового расчета в контролирующий орган по месту пребывания такого плательщика на налоговом учете.

Уплачивать рассчитанный размер платы собственник скважины должен в течение 10 календарных дней после окончания предельного срока подачи налогового расчета.

 

Документы и сокращения статьи

ВКУ — Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Кодекс о недрах — Кодекс Украины о недрах от 27.07.94 г. № 132/94-ВР.

Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Постановление № 963 — постановление КМУ «Об утверждении Порядка государственного учета артезианских скважин, обустройства их средствами измерения объема добытых подземных вод» от 08.10.12 г. № 963.

Порядок № 615 — Порядок предоставления специальных разрешений на пользование недрами, утвержденный постановлением КМУ от 30.05.11 г. № 615.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на официальном сайте Миндоходов (www.minrd.gov.ua/ebpz/)

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше