Темы статей
Выбрать темы

Ответственность за нарушение 10-тысячного ограничения на наличные расчеты в периоде до 01.09.13 г.

Редакция БН
Ответы на вопросы

Ответственность за нарушение 10-тысячного ограничения на наличные расчеты в периоде до 01.09.13 г.

Подотчетное лицо торгового предприятия, работающего ежедневно (без выходных), приобрело за наличные в субботу у другого субъекта хозяйствования товары на сумму 18 тыс. грн. Остаток наличных в кассе на начало дня субботы составил 30 тыс. грн. В субботу в кассу поступила выручка в сумме 55 тыс. грн., а в воскресенье — 40 тыс. грн. В понедельник утром предприятие сдало в банк все средства, находившиеся в кассе. Лимит остатка наличных в кассе составляет 50 тыс. грн. Какие штрафные санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в этом случае?

(г. Харьков)

 

Напомним, что осуществление наличных расчетов одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам допускается на сумму не более 10 тыс. грн. Это предусмотрено п. 2.3 Положения № 637* и п. 1 постановления НБУ от 09.02.05 г. № 32 (действовавшего до 01.09.13 г.). За это нарушение на предприятие плательщика наличных** может быть наложен штраф за превышение установленного лимита остатка наличных в кассе (которые имело место до 01.09.13 г.) в соответствии с абз. 2 ст. 1 Указа № 436*** в двукратном размере суммы выявленных сверхлимитных наличных.

* Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением НБУ от 15.12.04 г. № 637.

** К лицам, принимающим наличные, такая ответственность не применяется. Это подтверждают Нацбанк (письмо от 27.04.05 г. № 11-113/1430-4321) и налоговики (консультация в разд. 109.13 ЕБНЗ).

*** Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличных» от 12.06.95 г. № 436/95.

Такой штраф налагается только в случае, если сумма превышения 10-тысячного ограничения (в нашем случае это 8000 грн. (18000 - 10000)) и фактические остатки наличных в кассе в день осуществления такой оплаты в совокупности превысят утвержденный лимит кассы (последний абзац п. 2.3 Положения № 637).

Чтобы определить, превысило ли предприятие лимит кассы вследствие несоблюдения ограничения на наличные расчеты, нужно провести следующие расчеты:

1) определить фактический остаток наличных на день несоблюдения наличного ограничения. Определяя этот показатель, следует учитывать, что в соответствии с п. 5.9 Положения № 637 наличные средства не считаются сверхлимитными в день их поступления, если они были сданы в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие банки не позднее следующего рабочего дня банка или были выданы для использования предприятием в соответствии с законодательством (без предварительной сдачи их в банк и одновременного получения из кассы банка на указанные нужды потребности) на следующий день на нужды, связанные с деятельностью предприятия. Это же касается и наличных средств, которые поступили в кассы предприятий в выходные и праздничные дни и были сданы в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие банки на следующий рабочий день банка.

То есть сумма наличных, которая будет сдана в банк в понедельник, не должна включаться в фактический остаток наличных на день осуществления такого нарушения. В рассматриваемом случае это выручка, поступившая в субботу в сумме 55 тыс. грн. и в воскресенье в сумме 40 тыс. грн. Поскольку эта выручка сдана в банк в понедельник, в соответствии с п. 5.9 Положения № 637 она не считается сверхлимитной в день ее поступления (в субботу и воскресенье).

Таким образом, фактический остаток наличных в кассе в субботу на конец дня составил 30000 грн.;

2) определить расчетным путем остаток наличных в кассе на конец дня, в котором допущено нарушение. Чтобы определить такой показатель, следует к фактическому остатку наличных в кассе в день осуществления нарушения (30000 грн.) прибавить сумму превышения 10-тысячного ограничения (8000 грн.).

Расчетный остаток средств в кассе на конец дня, в котором было допущено нарушение:

30000 + 8000 = 38000 (грн.);

3) сравнить утвержденный лимит кассы с расчетным остатком наличных в кассе на день нарушения.

В случае если окажется, что остаток средств в кассе (сумма превышения 10-тысячного ограничения и фактические остатки наличных в кассе в день осуществления такой оплаты) будет превышать утвержденный лимит кассы (50 тыс. грн.), налоговики начислят штраф (в двукратном размере от суммы превышения).

В рассматриваемой ситуации выполним сравнение утвержденного лимита с остатком наличных в кассе:

50000 грн. > 38000 грн.

То есть предприятие фактически не допустило превышения лимита наличных в кассе. Поэтому на такое предприятие не будет наложен штраф в соответствии с абз. 2 ст. 1 Указа № 436.

Следовательно, хотя предприятие не выполнило наличное ограничение, штраф за превышение лимита наличных в кассе на него налагаться не будет.

В то же время на сегодняшний день за нарушение 10-тысячного ограничения, кроме штрафных санкций, налагаемых на предприятие, к ответственности могут быть привлечены также и должностные лица такого предприятия (физические лица — предприниматели).

Речь идет об административной ответственности за нарушение порядка проведения наличных расчетов, применяемой к должностным лицам предприятия-нарушителя в соответствии со ст. 16315 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП)* в виде штрафа в размере от 1700 до 3400 грн., а за повторное совершение этого же нарушения в течение года — от 8500 до 17000 грн. Налагается этот админ-штраф органами Миндоходов, к тому же независимо от того, было ли допущено превышение лимита остатков в кассе или нет.

* К административной ответственности по этой статье привлекают должностных лиц предприятия и физических лиц — предпринимателей с 01.01.13 г. после внесения изменений в КУоАП Законом Украины от 06.12.12 г. № 5518-VI ( «БН», 2013, № 4, с. 4).

Следовательно, даже если, как в нашем случае, предприятию удалось избежать ответственности за нарушение наличных расчетов согласно абз. 2 ст. 1 Указа № 436, то должностные лица такого предприятия, невзирая на это, все-таки могут быть привлечены налоговиками к админ-ответственности. Срок наложения админштрафа ограничен ст. 38 КУоАП, в которой сказано, что в зависимости от вида нарушения (длящееся или не длящееся) админштраф может быть наложен в течение двух месяцев со дня его выявления или совершения. На наш взгляд, нарушение ограничения наличных расчетов является не длящимся, а разовым нарушением, поэтому должностных лиц предприятий (физических лиц — предпринимателей) можно привлечь к ответственности за такое нарушение только в течение 2 месяцев со дня его совершения.

Заметим, что привлечь к ответственности одновременно и предприятие, и его должностных лиц налоговики смогут только по нарушениям, которые произошли и произойдут до начала осени. Связано это с тем, что с 01.09.13 г. вступили в силу изменения, внесенные постановлением НБУ от 06.06.13 г. № 210 в п. 2.3 Положения № 637, согласно которым при несоблюдении ограничения на наличные расчеты на предприятие уже не будет налагаться штраф за превышение лимита остатков наличных в кассе.

Следовательно, с 01.09.13 г. единственной мерой наказания за превышение ограничения на осуществление наличных расчетов для субъектов хозяйствования осталась админ-ответственность. Подробнее об этом см. статью «Наличные» ограничения с 01.09.13 г. распространяются и на операции с физическими лицами» // «БН», 2013, № 30, с. 40.

Поэтому с 01.09.13 г. за несоблюдение ограничения на наличные расчеты к ответственности будут привлекаться только должностные лица предприятия-нарушителя или физическое лицо — предприниматель. А за нарушения, которые были совершены до 01.09.13 г., будут штрафовать (при наличии оснований) также и согласно абз. 2 ст. 1 Указа № 436. Однако такой штраф, на наш взгляд, является административно-хозяйственной санкцией. А это значит, что сроки его наложения ограничены ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины, в соответствии с которой применить такие штрафы к правонарушителю проверяющие могут только в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня совершения нарушения, кроме случаев, предусмотренных законом. В то же время, налоговики и Нацбанк настаивают на применении срока давности 1095 дней (см. «БН», 2011, № 21, с. 4 и «БН», 2011, № 25, с. 11).

 

Сергей ДЕЦЮРА

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше