Темы статей
Выбрать темы

Шпаргалка бухгалтера. Жаркое лето «Бухгалтерской недели», или Самые горячие материалы лета

Редакция БН
Статья

ЖАРКОЕ ЛЕТО «БУХГАЛТЕРСКОЙ НЕДЕЛИ»,

или Самые горячие материалы лета

 

Вот и прошло теплое время года и наступила осень. В этом году лето выдалось несколько непредсказуемым: солнечные дни резко сменялись мрачными и грозовыми, а после прохлады наступала нестерпимая жара.

Таким же непредсказуемым это лето показалось и бухгалтерам. Поэтому в предлагаемой публикации оглянемся назад и напомним вам, наши уважаемые читатели, наиболее «горячие» летние темы, которые освещались в нашей газете.

 

Трансфертное ценообразование, или Прощание с «привычными» обычными ценами

Самым главным новшеством прошедшего лета стал переход от эпохи с обычными ценами к эпохе «почти без них», поскольку «привычные» обычные цены преобразовались в трансфертное ценообразование.

Так, с 01.09.13 г. вступили в силу изменения в НКУ, связывающие применение обычных цен с трансфертным ценообразованием. В результате этого определение обычной цены в соответствии со ст. 39 НКУ предусматривается для целей исчисления налога на прибыль и НДС и применяется только в следующих контролируемых операциях:

1) со связанными лицами, которые не являются плательщиками налога на прибыль по основной ставке либо являются убыточными;

2) с нерезидентами.

Причем эти операции попадут под контроль, только если общая сумма таких операций с одним контрагентом превысит 50 млн грн. за год (п.п.  39.2.1.4 НКУ).

Следует предупредить! Поскольку в НКУ остались эпизодические ссылки на обычные цены, не связанные с трансфертным ценообразованием, в частности так называемая условная поставка при аннулировании НДС-регистрации — для НДС, безвозмездное получение товаров — для налога на прибыль, то пока еще непонятно, по какой методике они будут определяться в таких случаях. Возможно, «по аналогии» со ст. 39 НКУ.

Подробнее об этих новшествах, а также об особенностях их применения вы можете прочитать в «БН», 2013, № 34, с. 38, а также в материале на с. 31 сегодняшнего номера.

 

Новые «наличные» ограничения с 01.09.13 г.

Нацбанк с 01.09.13 г. установил новые ограничения по сумме ежедневных наличных расчетов:

— как и ранее, расчеты между субъектами хозяйствования ограничены суммой 10 тыс. грн.;

расчеты физического лица с предприятием (предпринимателем) за товары (работы, услуги) ограничены суммой 150 тыс. грн. в день. Причем это ограничение распространяется как на операции, в которых физическое лицо является плательщиком наличных, так и на те, в которых физическое лицо является получателем. На выплату зарплаты указанные ограничения не распространяются. Относительно расчетов по договорам аренды и взносов в уставный фонд стоит дождаться официальных разъяснений контролеров, а пока мы бы рекомендовали не превышать указанный предел. Ответы на первые вопросы по наличной теме мы опубликовали в « БН», 2013, № 35, с. 37;

— «внелимитные» платежи разрешается осуществлять, среди прочего, путем внесения наличных в кассу банка для последующего их перечисления на текущий счет получателя. Нацбанк здесь несколько запутался, но мы разобрались за него (см. «БН», 2013, № 35, с. 5).

Будьте осторожны! За превышение установленного наличного ограничения должностные лица предприятия и физические лица — предприниматели могут быть привлечены налоговиками к административной ответственности в размере 1700 — 3400 грн. В то же время сумма превышения не учитывается при расчете установленного лимита остатка наличных в кассе. О сроках давности для наложения админответственности (2 месяца со дня осуществления платежа) и об ответственности за нарушения до 01.09.13 г. мы написали в «БН», 2013, № 35, с. 44.

 

Переход ЕВС-полномочий от ПФУ к Миндоходов

Законом Украины от 04.07.13 г. № 406-VII разграничены полномочия Миндоходов и ПФУ по администрированию ЕВС:

1) Миндоходов будет вести учет плательщиков ЕВС, проверять и консультировать их. Подавать ЕВС-отчетность нужно будет также в органы Миндоходов, как и уплачивать сам ЕСВ — на «миндоходовские» казначейские счета;

2) ПФУ оставит за собой ведение реестра застрахованных лиц и выполнение некоторых других функций.

Передача полномочий происходит очень быстро, но, как бы ни старались налоговики, в один момент, как по взмаху волшебной палочки, переписать документы ПФУ по уплате ЕВС и подаче отчетности им не удалось. Поэтому в переходный период (август — сентябрь), как советуют ПФУ и Миндоходов, плательщики ЕВС будут:

— подавать отчетность по ЕВС за август по старой схеме, т. е. все еще в органы ПФУ. Форма отчетности также не изменилась, поэтому подать отчетность следует по старой форме, подававшейся за прошлые периоды;

уплачивать ЕВС в сентябре на те же казначейские счета, что и ранее.

Подробнее об этих и других новшествах вы можете узнать из публикаций в «БН», 2013, № 33, с. 4 и на с. 5 этого номера.

 

ЕВС и декретные: рассчитываем сумму взноса и заполняем форму № Д4

С 01.07.13 г. ЕВС начисляют и на сумму пособия по беременности и родам, выплачиваемую за счет средств ФВПТ. В целом ЕВС на такие суммы начисляется по тем же правилам, что и для обычных больничных (кроме судостроительных предприятий). Однако имеются переходные нюансы, которые мы своевременно освещали на страницах нашей газеты:

1) если пособие начисляется после 01.07.13 г. за периоды начиная с этой даты (за период с 01.07.13 г.), ЕВС начисляем на всю сумму пособия (см. «БН», 2013, № 25, с. 3);

2) на сумму пособия, начисленного в июне 2013 года (или раньше), за весь период отпуска в связи с беременностью и родами, в том числе за дни с 01.07.13 г., ЕВС не начисляется и из него не удерживается (см. «БН», 2013, № 32, с. 42, № 33, с. 15);

3) из пособия, начисляемого после 01.07.13 г., в том числе за периоды до 1 июля (листок нетрудоспособности подан с задержкой и/или комиссия по соцстраху утвердила выплату пособия позже 1 июля), ЕВС взимается только из суммы пособия, приходящейся на месяцы после 1 июля (см. «БН», 2013, № 32, с. 43, № 33, с. 15).

Обратите внимание! Эти особенности нужно учитывать и при отражении пособия по беременности и родам в форме № Д4. Подробно о заполнении этой формы в разных переходных ситуациях вы можете узнать из материала в «БН», 2013, № 33, с. 15, подготовленного при содействии Валентины Боршовской, заместителя директора Департамента, начальника отдела персонифицированного учета, информационных систем и сетей Пенсионного фонда Украины.

О порядке назначения, расчета и выплаты пособия по беременности и родам вы можете узнать из Шпаргалки бухгалтера «Декретные: основные правила расчета» (« БН», 2013, № 35, с. 16).

 

«Дивидендные» авансы учитываются при уплате «обычных» авансов по налогу на прибыль, годовой базовый период

Законом Украины от 04.07.13 г. № 403-VII в НКУ внесены изменения, которыми обновлен порядок уплаты авансовых взносов по налогу на прибыль:

1) «дивидендный» авансовый взнос, который необходимо уплатить до или одновременно с выплатой дивидендов, может засчитываться в счет уплаты текущих авансовых взносов;

2) установлен еще один базовый налоговый (отчетный) период — календарный год в случае уплаты ежемесячных авансовых взносов. На наш взгляд, базовым годовым (отчетным) периодом является год — и для годовых плательщиков налога на прибыль, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи, и для тех, которые не обязаны в течение года уплачивать налог на прибыль авансом. Хотя у Миндоходов другое мнение (об этом материал на с. 42 номера);

3) четко установлено, что авансовые взносы будут уплачиваться начиная с марта текущего года по февраль следующего года включительно.

Подробнее вы сможете прочитать об этом в «БН», 2013, № 32, с. 8. Также вопрос применения этих изменений рассмотрен на с.11, 42 данного номера.

 

РРО и отчетность в электронном виде

Эпопея с подачей в налоговые органы в электронном виде информации о проведенных расчетных операциях продолжается уже не первый год (см. «БН», 2013, № 26, с. 13, № 28, с. 13).

Последним шагом к введению таких мероприятий в действие должно было стать вступление в силу с 01.07.13 г. обновленного п. 9 ст. 17 Закона об РРО, которым планировалось ввести ответственность за неподачу отчетности о работе РРО в электронной форме в виде штрафа в размере 170 грн. Однако Законом от 21.06.13 г. № 357-VII в очередной раз перенесена (на 01.01.14 г.) дата, с которой будет применяться такой штраф (см. «БН», 2013, № 26, с. 13, № 28, с. 13). То есть субъектам хозяйствования предоставлено еще немного времени для приобретения новых РРО либо модернизации применяемых.

О том, что в период с 01.07.13 г. по 14.07.13 г. штрафы не применяются, а также о доброй воле налоговиков, «игнорирующих» возможность применения админответственности, мы писали в «БН», 2013, № 35, с. 46.

Следует учитывать! Налоговики придумали обходной маневр по стимулированию к переоборудованию существующих моделей РРО. Все модели РРО, не обеспечивающие передачу отчетности в электронном виде, с 01.10.13 г. должны быть исключены из Госреестра РРО («БН», 2013, № 29, с. 5, № 32, с. 12). Если это произойдет, то изъятые модели РРО нельзя будет использовать в фискальном режиме.

 

Учет налоговых разниц перенесен на год

Плательщики налога на прибыль могут с облегчением вздохнуть. Законом от 04.07.13 г. № 422-VII («БН», 2013, № 35, с. 6) учет налоговых разниц отсрочен еще на один год — до 01.01.14 г.

Недавно Минфин приказом от 27.06.13 г. № 627 утвердил форму расчета налоговых разниц, которая приводится в примечаниях к финансовой отчетности (приложение к ПБУ «Налоговые разницы»).

Однако с учетом того, что примечания подаются в составе годовой финансовой отчетности, плательщикам налога на прибыль нужно будет подавать финансовую отчетность, составленную с учетом налоговых разниц, только по итогам 2014 года (об учете налоговых разниц читайте в «БН», 2012, № 52, с. 9).

Заметим, что Минфин отказался от запланированной в начале года слишком громоздкой формы этой отчетности и ограничился только утверждением формы, которая практически идентична разделам IV и V «старого» Отчета о финансовых результатах, с корректировкой относительно изменений в классификации налоговых разниц, которые учитываются при определении налоговой прибыли (убытка) за отчетный период.

 

Новая трудовая отчетность

Минсоцполитики во исполнение норм Закона о занятости утвердило новые формы трудовой отчетности:

— форму № 3-ПН, которую работодатели подают в центры занятости с целью информирования последних о спросе на рабочую силу (вакансиях);

форму № 4-ПН. Эта форма, по сути, является аналогом формы № 4-ПН (план) (которая утратила силу). Форму № 4-ПН подают в случае запланированного массового высвобождения работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией либо перепрофилированием предприятий, сокращением численности или штата работников предприятия.

О порядке заполнения этих обновленных трудовых форм вы можете узнать из «БН», 2013, № 28, с. 35.

Кроме того, Минсоцполитики обязало предприятия, учреждения, организации с количеством штатных работников более 20 человек, для которых устанавливается квота по трудоустройству граждан в размере 5 % среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год, подавать отчет о трудо-устройстве таких граждан. Такой отчет составляется по итогам года и подается в центр занятости не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Подробно с его заполнением можно ознакомиться в «БН», 2013, № 26, с. 7.

 

Единый налог

Еще в январе этого года Минфин обновил форму декларации, подаваемой единоналожниками — частными предпринимателями. Однако фактически обновленную форму можно было подавать лишь начиная с апреля 2013 года.

Главное новшество этой формы — это дополнение ее разделами для отражения расчетов по единому налогу для единоналожников групп 5 и 6 («БН», 2013, № 30, с. 13).

О правилах заполнения декларации по единому налогу юридическими лицами также упоминалось на страницах нашей газеты («БН», 2013, № 31, с. 18). Кроме того, немало внимания уделялось нюансам отчетности в переходный период, а именно при переходе с общей системы на единый налог, с упрощенной на общую («БН», 2013, № 31, с. 45) и из группы в группу («БН», 2013, № 30, с. 47).

 

«Успокоительные» НДС-новости

В течение лета налоговики неоднократно сами накаляли ситуацию, а затем снимали напряжение в вопросах заполнения налоговых накладных. Так, в частности, налоговики отметили следующее:

дата и номер таможенной декларации, как и ранее, не проставляются в налоговой накладной. Связано это с тем, что в действующей форме налоговой накладной нет специальной строки (графы) для указания таких данных. Поэтому до внесения изменений в форму налоговой накладной такие реквизиты вносить не нужно. Подробнее смотрите «БН», 2013, № 27, с. 7;

размер букв в наименованиях продавца и покупателя в налоговой накладной не влияет на ее легитимность. Такой подход вполне логичен. Ведь чтобы покупатель мог проверить правильность заполнения в налоговой накладной наименования продавца с точностью до размера букв, ему необходимо иметь в наличии уставные документы контрагента. Подробнее об этом читайте в «БН», 2013, № 27, с. 7.

Кроме того, законодатель решил-таки согласовать положения разных нормативно-правовых актов по созданию механизма получения бюджетного возмещения НДС с помощью финансовых казначейских векселей. Ждем появления Порядка выдачи и обращения финансовых векселей, который вот-вот должен появиться. Подробно же ознакомиться с этой инициативой вы можете в «БН», 2013, № 32, с. 7.

 

Предприниматели-единоналожники платежные терминалы не применяют

Напомним, что на сегодняшний день субъекты хозяйствования обязаны обеспечивать возможность применять при расчетах платежные терминалы. Требования к субъектам хозяйствования, которые должны применять такие терминалы, определяются Кабмином. Но поскольку Кабмин не принял нормативный документ во исполнение указанных норм, то налоговики в своих консультациях в разд. 109.06 ЕБНЗ утверждали, что все субъекты сферы торговли и услуг, в том числе и плательщики единого налога, освобожденные от использования РРО, должны иметь платежные терминалы.

В то же время, поскольку в данный момент до сих пор формально действует постановление КМУ от 29.09.10 г. № 878, где указано, что обязательно использовать такие терминалы должны были только субъекты хозяйствования, использующие РРО, у субъектов хозяйствования (в том числе предпринимателей-единоналожников) возникает вопрос: следует ли им использовать терминалы, если они освобождены от использования РРО?

Налоговики долго обдумывали этот вопрос. И все же в конечном итоге пришли к закономерному и справедливому выводу: субъекты хозяйствования, не применяющие РРО, не обязаны использовать платежные терминалы для осуществления расчетов за проданные товары и предоставленные услуги.

Выводы контролирующих органов полностью соответствуют позиции редакции, изложенной в «БН», 2013, № 22, с. 42, № 28, с. 9, а также на с. 37 номера.

 

Бухгалтерский учет и финансовая отчетность

Утвердив в начале года НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности», Минфин на этом не остановился и в конце лета утвердил новое НП(С)БУ 2 «Консолидированная финансовая отчетность» («БН», 2013, № 34, с. 6).

НП(С)БУ 2 во многом походит на П(С)БУ 20: подкорректированы только некоторые положения в соответствии с МСБУ 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность».

Минфин этим летом также изменил названия некоторых счетов и ввел новые субсчета бухгалтерского учета (эти изменения обусловлены необходимостью детализации информации в новом разделе II «Совокупный доход» форм № 2 и № 2-к), а также урегулировал порядок отражения в бухучете (Дт 641 — Кт 311) и финансовой отчетности (строка 1135 Баланса) авансовых взносов по налогу на прибыль («БН», 2013, № 34, с. 4).

Кроме того, Минфин утвердил Методические рекомендации по учетной политике предприятия. Отметим, что этот документ имеет именно рекомендательный, а не обязательный статус. Новую информацию Метод-рекомендации не привнесли, поскольку в них преимущественно обобщены обнародованные ранее в письмах и других документах рекомендации Минфина. Подробно об этих рекомендациях вы можете узнать из «БН», 2013, № 30, с. 4.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше