Темы статей
Выбрать темы

«Обычные» обычные цены: есть ли у них жизнь после 1 сентября?

Редакция БН
Статья

«ОБЫЧНЫЕ» ОБЫЧНЫЕ ЦЕНЫ:

есть ли у них жизнь после 1 сентября?

 

Сколько лет потрачено на выяснение того, что является обычной ценой в той или иной ситуации, как ее определить, как обосновать ее величину при проверке. И вот с 1 сентября 2013 года «обычноценовые» правила изменены в корне (см. «Трансфертное ценообразование: основные моменты применения обычных цен с 01.09.13 г.» // «БН», 2013, № 34, с. 38). В то, что привычные нам вездесущие обычные цены в большей своей части покинут «налоговую арену», сложно поверить, свидетельством чему стал шквал поступивших в редакцию звонков и писем.

Сегодня мы рассмотрим наиболее часто задаваемые вопросы по применению «обычной» (не трансфертной) обычной цены. Как вы догадались, речь пойдет о тех случаях, когда операция не подпадает под трансфертное ценообразование. 

Жанна СЕМЕНЧЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Вопрос

Ответ

1

2

Чем объясняется деление обычной цены на так называемую обычную (ООЦ) и трансфертную (ТОЦ)?

Законом № 408 в новой редакции изложена ст. 39 НКУ. Если ранее она называлась «Методы определения и порядок определения обычной цены», то сейчас — «Трансфертное ценообразование».

Соответственно, теперь правила, приведенные в ст. 39 НКУ, применяются исключительно к операциям, признанным контролируемыми, которые и подлежат трансфертному ценообразованию (п.п.  14.1.251 1 НКУ).

Важно! В отдельных нормах НКУ (по налогу на прибыль, НДС и НДФЛ) по-прежнему упоминаются обычные цены (эти исключительные случаи мы приводили в «БН», 2013, № 34, с. 40 и упомянем их ниже). Есть и определение обычной цены (п.п.  14.1.71 НКУ), которое стоит особняком от ст. 39 НКУ. Все это говорит о том, что пока совсем забыть об обычных ценах субъектам, не проводящим многомиллионные сделки, не получится. В некоторых случаях их все-таки придется учитывать. Благо, что случаи эти не повсеместные

Как рассчитывается 50-миллионный критерий для признания операций контролируемыми: по всем контрагентам или отдельно по каждому за год?

Критерии признания операции контролируемой приведены в п. 39.2 НКУ, о чем мы подробно писали в статье «Трансфертное ценообразование: основные моменты применения обычных цен с 01.09.13 г.» // «БН», 2013, № 34, с. 38.

Наиболее «весомым» из них является такое условие: общая сумма осуществленных операций налогоплательщика с каждым контрагентом равна или превышает 50 млн грн. (без учета НДС) за соответствующий календарный год.

Отсюда вывод. В расчет берется годовой объем операций по каждому отдельному контрагенту. Нет превышения 50 млн грн. за год — операция не попадает в разряд контролируемых (требования ст. 39 НКУ не применяем). Есть превышение — смотрим на дополнительные критерии (резидент — нерезидент, налоговый статус контрагента, связаны между собой или нет и т. п.).

Из этого следует, например, что если годовой объем операций с конкретным единоналожником не превысил 50 млн грн., то необходимости применять ООЦ и ТОЦ в отношениях с ним нет. С трудом верится, но факт

Как определить ООЦ с 01.09.13 г.?

Есть нюанс! По сути, определение обычной цены не изменилось. По-прежнему таковой является цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если другое (об этом ниже) не установлено НКУ. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена отвечает уровню рыночных цен (п.п.  14.1.71 НКУ).

В связи с этим априори договорная цена и является обычной. «Другое» (о котором было сказано выше) прописано в этом же п.п.  14.1.71 НКУ и касается отдельных, исключительных операций (по госрегулируемым ценам; по товарам, продаваемым на аукционе; при проведении обязательной экспертной оценки и др.).

Суть проблемы. Так вот, остается открытым вопрос с методами определения ООЦ в случаях, «не охваченных» п.п.  14.1.71 НКУ.

Те методы и источники информации, которые сейчас прописаны в НКУ, распространяются исключительно на контролируемые операции. А других методов просто нет. Возможно, Миндоходов будет ориентировать плательщиков на заимствование методов из ст. 39 НКУ для трансфертного ценообразования (по аналогии).

Надеемся, что Кабмин или Миндоходов вскоре прояснят этот вопрос

Кто обязан доказывать, что цена не соответствует обычной?

Раньше в НКУ прямо было прописано, что это обязаность проверяющих. Аналогичная норма есть и сейчас, но она касается только контролируемых операций (п.п.  39.1.3 НКУ).

По идее, так должно быть и с неконтролируемыми операциями, но сейчас задача осложняется тем, что доначисление обязательств в связи с применением ООЦ будет происходить в обычном порядке, а не исключительно через суд.

Получается, что доказывать правильность применения обычной цены будет сам плательщик, который и будет подавать иск в суд

Нужно ли применять ООЦ при отражении налоговых доходов/расходов по операциям со связанными лицами?

Нет, теперь такого требования в НКУ нет. Ранее в операциях со связанными лицами необходимо было учитывать обычные цены ввиду действия п. 153.2 НКУ(1). С 01.09.13 г. эта норма изложена в новой редакции, и теперь она касается исключительно контролируемых операций.

Необходимость применения ООЦ теперь возникает по отдельным операциям (бартер, операции с основными средствами и другие), читайте подробнее ниже(2). Если предприятие проводит одну из таких операций, то оно это делает с оглядкой на обычные цены независимо от статуса контрагента

Нужно ли применять обычные цены в операциях с единоналожниками?

Нет, не нужно (см. выше)

Учитывается ли обычная цена при проведении бартерной операции с обычным плательщиком налога на прибыль?

Да, учитывается.

Доходы и расходы от проведения бартерных операций определяются согласно договорной цене такой операции, но не ниже (выше) обычных цен (п. 153.10 НКУ).

Как видим, вне зависимости от того, является контрагент плательщиком налога на прибыль или нет, связаны стороны между собой или нет, при бартере он обязан учитывать обычные цены. Это касается налога на прибыль.

Важно. А вот по НДС такого требования при бартере сейчас нет

Применяется ли 20 % коридор при сравнении договорной цены с обычной?

Нет, не применяется.

Сейчас любое отклонение от обычной цены (в тех редких случаях, когда применение ООЦ обязательно) может иметь негативные налоговые последствия

Нужно ли импортеру при продаже товара отражать доходы исходя из стоимости не ниже таможенной?

Нет, с 01.09.13 г. это требование упразднено.

Стоимость, определенная таможенными органами при импорте (таможенная стоимость), зачастую превышает фактурную стоимость товара. В связи с этим требование об отражении налоговых доходов и обязательств по НДС при дальнейшей продаже ввезенных товаров исходя из цены не ниже таможенной было, мягко говоря, несправедливым. Тем не менее, это была прямая норма НКУ (бывший п. 39.13), которую не проигнорируешь(3).

Теперь импортеры могут вздохнуть с облегчением. Кабальная норма упразднена, а, значит, при дальнейшей продаже импортированных товаров обычные цены применяются лишь в некоторых, прямо скажем, редких, случаях

Применяются ли обычные цены при начислении обязательств по НДС при продаже товаров (работ, услуг)?

Нет, не применяются.

В новой редакции изложен п. 188.1 НКУ, определяющий базу обложения НДС. Ранее во всех случаях база обложения определялась исходя из договорной цены, но не ниже обычной. Сейчас это правило действует только по контролируемым операциям.

В остальных случаях базой налогообложения по поставке товаров (работ, услуг) является договорная стоимость

Подпадают ли операции с основными средствами под «обычноценовой» контроль?

Да, операции с основными средствами, пожалуй, самые распространенные, при которых нужно учитывать ООЦ.

Например, по налогу на прибыль это касается: любого отчуждения основных средств (п. 146.14 НКУ), приобретения объекта по бартеру (пп. 146.9, 146.10 НКУ), получения в качестве взноса в уставный капитал (п. 146.8 НКУ) и в некоторых других случаях(2).

В части обложения НДС под «обычноценовой» контроль попали такие операции с основными средствами: ликвидация по самостоятельному решению плательщика (п. 189.9 НКУ); использование ОС, по которым не ведется учет (такое возможно у физлиц-предпринимателей) в нехозяйственных операциях, освобожденных от налогообложения операциях или не являющихся объектом обложения НДС (пп. 198.5, 189.1 НКУ); продажа б/у транспортных средств (п. 189.3 НКУ); передача в пределах баланса ОС, по которым не ведется учет, для непроизводственного использования, перевод производственных объектов в состав непроизводственных (пп. 198.5, 189.1 НКУ).

Обратите внимание! Отчуждение объекта основных средств требует применения обычных цен только для целей налога на прибыль. По НДС обязательства начисляются исходя из договорной цены

Как определить обычную цену по операциям с основными средствами?

Как правило, в таком случае ориентир на остаточную (балансовую) стоимость объекта.

В частности, по НДС для операций, приведенных в п. 198.5 НКУ, есть прямое требование: обязательства начисляются исходя из остаточной (балансовой) стоимости объекта, и только если не ведется учет по необоротным активам (например, у физлиц-предпринимателей) — исходя из обычных цен (п. 189.1 НКУ).

В остальных случаях также рекомендуем «не опускаться» ниже остаточной (балансовой) стоимости. И хотя эти понятия не являются равнозначными, для целей применения ООЦ проверяющие в первую очередь обращают внимание на этот показатель.

Наш совет. Если реальная стоимость объекта ощутимо отличается от остаточной, то следует, как минимум, произвести уценку. Более надежным вариантом является проведение экспертной оценки, результаты которой помогут вам отстоять свою правоту(4)

Нужно ли учитывать обычную цену при аннулировании НДС- регистрации?

Да, нужно.

Об этом по-прежнему прямо сказано в п. 184.7 НКУ

Нужно ли с 01.09.13 г. учитывать обычные цены единоналожникам?

Не нужно.

И до этой даты единственный случай, когда у плательщиков единого налога была опасность применения обычных цен, — отражение доходов при бесплатном получении товаров (работ, услуг). Да и то, такого требования в НКУ не было. Это исключительно позиция налоговиков, которые ввиду отсутствия специальных правил определения доходов по таким операциям требуют ориентироваться на обычные цены (разделы 107.04 и 108.04 ЕБНЗ).

Теперь такая позиция налоговиков, на наш взгляд, совсем неубедительна

Как происходит доначисление налоговых обязательств в связи с применением ООЦ?

Раньше привлечь плательщика к ответственности из-за неправильного применения обычных цен можно было не иначе, как только через суд (бывший п. 39.15 НКУ). Это правило не действовало лишь тогда, когда плательщик в добровольном порядке платил доначисленные суммы.

Сейчас такого особого правила в НКУ нет. Вернее, в НКУ (п.п.  20.1.36) осталась норма, что контролирующие органы имеют право обращаться в суд относительно начисления и уплаты налоговых обязательств, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности в результате применения обычных цен. Но на фоне всех изменений она выглядит как пережиток прошлого.

Похоже, что теперь обжалование таких решений налоговиков будет происходить в обычном порядке (в судебном или административном).

Также заметим, что с 01.09.13 г. не являются предметом документальной проверки только вопросы трансфертного ценообразования. Соответственно, правильность применения ООЦ может проверяться налоговиками в ходе проверки

Применяется ли 1-гривневый штраф к нарушениям в части неправильного применения ООЦ?

За нарушения норм ст. 39 НКУ, совершенные в период с 01.09.13 г. по 01.09.14 г., предусмотрен штраф в размере 1 гривни за каждое нарушение (п. 20 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НКУ). Однако эти нормы, во-первых, не распространяются на штрафные санкции, предусмотренные п. 120.3 НКУ за неподачу отчета и документов о контролируемых операциях. А во-вторых, вряд ли это переходное правило будет действовать в отношении неконтролируемых операций, ведь ст. 39 НКУ на них не распространяется

(1) Напомним, что применять обычные цены по доходам и расходам ранее в п. 153.2 НКУ предписывалось не только в операциях со связанными лицами, но и при осуществлении операций с неплательщиками налога на прибыль или лицами, уплачивающими налог на прибыль по иной ставке, нежели сам налогоплательщик. Соответственно, во всех этих случаях теперь априори применять обычные цены не нужно. Обычные цены всплывают только в отдельных операциях, которые требуют применения обычных цен. И тут статус контрагента не берется во внимание.

(2) Все случаи применения обычных цен по налогу на прибыль, НДС и НДФЛ в обычных (неконтролируемых) операциях мы приводили в статье «Трансфертное ценообразование: основные моменты применения обычных цен с 01.09.13 г.» // «БН», 2013, № 34, с. 38.

(3) Правда, в некоторых случаях импортеров спасало общее правило о 20 %-й «вилке» (бывший п. 39.15 НКУ), которое, по нашему убеждению, действовало во всех случаях применения обычных цен.

(4) Экспертная оценка безоговорочно применяется в тех случаях, когда ее проведение обязательно (п.п.  14.1.71 НКУ). Но и проведенная по собственной инициативе плательщика независимая экспертиза будет иметь вес в споре с проверяющими.

 

Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон № 408 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» от 04.07.13 г. № 408-VII.

НДС — налог на добавленную стоимость.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

ООЦ — «обычные» обычные цены.

ТОЦ — трансфертные обычные цены.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше