«ПРОБЛЕМНЫЙ» КОНТРАГЕНТ,
завуалированная финпомощь: судебный ликбез
Елена БЕЛЯЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», e.belyaeva@id.factor.ua
Обзор подготовлен по материалам определения ВАСУ от 27.03.13 г. № К/9991/77789/12 | |
Предприятие, имеющее в штате юрисконсульта, имеет право включить стоимость юридических услуг стороннего лица в налоговые расходы и налоговый кредит по НДС | Ссылаясь на наличие в штате предприятия должности юрисконсульта, налоговый орган не признал право предприятия на расходы и налоговый кредит по НДС по оплаченным юридическим услугам, предоставленным сторонним лицом (предпринимателем). Суд встал на сторону предприятия и указал, что действия налоговиков по оценке расходов с точки зрения их целесообразности и рациональности для плательщика не соответствуют действующему законодательству. НКУ не содержит положений, разрешающих контролерам оценивать расходы с точки зрения их целесообразности, рациональности и эффективности, и не ставит возможность отражения налоговых расходов и налогового кредита по НДС в зависимость от субъекта предоставления услуг |
Признание расходов и налогового кредита по услугам перевозки, предоставленным «проблемным» перевозчиком | Предприятие отразило в налоговом учете расходы на оплату услуг по перевозке в условиях отсутствия, по мнению налоговиков, первичных транспортных документов установленной формы. В дополнение к этому перевозчик не задекларировал и не уплатил в бюджет налоговые обязательства, отсутствует по своему местонахождению (в Едином госреестре содержится запись об отсутствии подтверждения сведений о нем), не имеет необходимых ресурсов и основных средств для выполнения перевозок. Все эти, казалось бы, проблемные моменты суд опроверг и признал законность расходов и налогового кредита предприятия. Приведем аргументы суда: 1) факт предоставления предприятию услуг по поставке хлебобулочных изделий автотранспортом на самом деле был подтвержден товарно-транспортными накладными формы № 1-ТТН (хлеб) . Следовательно, наличие ф. № 1-ТТН (хлеб) является надлежащим документальным оформлением операции по перевозке хлебобулочных изделий (требование о наличии ТТН из ч. 3 ст. 909 Гражданского кодекса Украины выполнено); 2) отсутствие перевозчика по местонахождению и неуплата им налоговых обязательств по операциям по перевозке сами по себе не могут служить объективными признаками недобросовестности плательщика и подтверждать получение им необоснованной налоговой выгоды. Действующее налоговое законодательство не связывает право плательщика на налоговый кредит с полнотой отражения хозопераций поставщиком в своей налоговой отчетности, с фактической уплатой поставщиком НДС в бюджет или с фактическим нахождением поставщика по юридическому адресу. Предприятие-покупатель не может нести ответственность за действия всех предприятий и организаций, принимающих участие в многостадийном процессе уплаты налогов в бюджет. То есть для возникновения права на налоговый кредит по НДС важно соблюдение требований налогового законодательства самим покупателем, а не его поставщиком (аналогичные выводы содержатся в определениях ВАСУ от 18.04.13 г. по делу № К-42667/10, от 22.05.13 г. № К/9991/14800/11); 3) отсутствие у перевозчика основных средств для осуществления перевозок не свидетельствует о необоснованности налоговой выгоды предприятия-заказчика. Ничто не запрещает перевозчику предоставлять услуги с использованием как собственных, так и арендованных (привлеченных) ресурсов (автомобилей). Налоговое законодательство не ставит право плательщика на расходы и налоговый кредит по НДС в зависимость от того, за счет каких ресурсов (собственных или привлеченных) осуществляется поставка товаров поставщиком. Этот вывод суда очень важен, так как налоговики достаточно часто снимают расходы и налоговый кредит в случае отсутствия автомобилей на балансе перевозчика. Перевозчикам, использующим для перевозок привлекаемые со стороны автомобили, следует документально оформлять такие операции (например, договором аренды) |
Средства, перечисленные комиссионеру по договору комиссии на покупку, не являются возвратной финпомощью | По мнению налоговиков, комиссионер, получивший денежные средства от комитента по договору комиссии на покупку, ввиду давности такого получения должен был квалифицировать эту операцию как предоставление возвратной финпомощи с включением ее в налоговый доход. Суд с таким мнением не согласился, основываясь на том, что: — согласно договору срок выполнения обязательств комиссионера по закупке товара был определен моментом перечисления комитентом на счет комиссионера средств в полном объеме. Однако на момент проверки комитент перечислил комиссионеру лишь часть положенной по договору суммы; — на момент проверки срок действия договора комиссии еще не истек, что не исключает возможность выполнения комиссионером своих обязательств по этому договору. А раз так, то у комиссионера отсутствует обязанность по возврату средств комитенту по причине невыполнения им своих обязательств по договору. Следовательно, эти средства не подпадают под определение возвратной финпомощи в понимании НКУ. К слову, похожая ситуация часто складывается с задолженностью предприятия перед учредителем за приобретенные им за свои средства ТМЦ, в которой налоговики тоже иногда пытаются «увидеть» возвратную финпомощь. Подчеркнем, такая задолженность не является финпомощью, поскольку отношений займа между сторонами нет. |