Квартальная ФИНсдача «средних» и «крупных»: «полевой» инструктаж
В преддверии сроков подачи финансовой отчетности за I квартал «освежим» основные моменты, связанные с ее составлением «средними» и «крупными» субъектами предпринимательства.
Чтобы все у вас «пошло как по маслу».
Влада КАРПОВА, налоговый эксперт, канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)
Кому подают финотчетность за I квартал
Вначале напомним, так сказать, «who is who».
Согласно ч. 3 ст. 55 ХКУ субъектами крупного предпринимательства являются юрлица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых:
• среднее количество работников за отчетный период (календарный год) превышает 250 человек* и
• годовой доход от любой деятельности превышает сумму, эквивалентную 50 млн евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка Украины. Методика расчета показателя среднегодового курса Нацбанка приведена в письме НБУ от 22.03.04 г. № 13-410/1390. Среднегодовой курс Нацбанка за 2013 год равен 10,6116569 грн. за 1 евро, соответственно за 2013 год годовой доход в гривнях у указанных субъектов должен превышать 530582845 грн.
* Среднее количество работников предприятия за период определяют согласно Инструкции № 286.
К субъектам среднего предпринимательства относятся лица, которые и «большим» критериям не соответствуют, и к субъектам малого предпринимательства не относятся из-за того, что:
• среднее количество работников за отчетный период (календарный год) у них превышает 50 человек;
• их годовой доход от любой деятельности превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро (106116569 грн).
Далее. Финотчетность предоставляют (ч. 1 ст. 14 Закона о бухучете, п. 2 Порядка № 419):
• органам, к сфере управления которых относятся предприятия;
• трудовым коллективам по их требованию;
• собственникам (учредителям) в соответствии с учредительными документами;
• органам исполнительной власти в соответствии с законодательством.
Финотчетность за I квартал также подается в:
• органы статистики — не позднее 25 апреля 2014 года (п. 5 Порядка № 419; «растянули» только годовой срок подачи, а квартальные сроки остались без изменений). При этом с финотчетностью может подаваться справка о согласии на предоставление органам государственной власти данных из финансовой отчетности предприятия. При отсутствии такого согласия указанная справка не подается (п. 2 Порядка № 419);
• органы налоговой службы — не позднее 12 мая 2014 года.
Налоговикам финотчетность предоставляют те лица, которые подают декларацию по налогу на прибыль за I квартал. К ним относятся плательщики авансовых взносов по налогу на прибыль, которые по итогам I квартала 2014 года не получили прибыль или получили убыток и предоставляют по собственному желанию налоговую декларацию и финансовую отчетность за I квартал (п. 57.1 НКУ).
Кроме того, налоговикам подают финотчетность лица, которые обязаны уплачивать госдивиденды, вместе с Расчетом части чистой прибыли (дохода), подлежащей уплате в государственный бюджет государственными унитарными предприятиями и их объединениями по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 16.05.11 г. № 285 (см. письмо Миндоходов Украины от 27.09.13 г. № 19559/7/99-99-19-03-02-17).
Финансовая отчетность подается:
• в органы статистики — в электронной форме, лично или по почте;
• в налоговые органы исключительно средствами электронной связи в электронной форме при условии регистрации электронной подписи (поскольку говорим о крупных и средних плательщиках согласно п. 49.4 НКУ).
Финотчетность: основные моменты
Субъекты крупного и среднего предпринимательства составляют финотчетность в соответствии с НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности».
Важно. Этим документом следует руководствоваться и тем лицам, которые по результатам деятельности за 2013 год относились к субъектам малого предпринимательства, но по итогам деятельности за I квартал 2014 года уже «не вписались» в эту категорию.
Некоторые лица составляют финотчетность в соответствии с МСФО. В частности, в обязательном порядке МСФО-отчетность подают за I квартал такие лица (п. 2 Порядка № 419):
1) публичные акционерные общества, банки, страховщики;
2) предприятия, которые осуществляют хозяйственную деятельность по таким видам:
• предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения (разд. 64 КВЭД ДК 009:2010), за исключением деятельности по управлению активами (группа 64.3 КВЭД ДК 009:2010);
• негосударственное пенсионное обеспечение (группа 65.3 КВЭД ДК 009:2010);
3) предприятия, которые осуществляют вспомогательную деятельность в сферах финансовых услуг и страхования (разд. 66 КВЭД ДК 009:2010).
Остальные предприятия могут самостоятельно принять решение о переходе на применение МСФО, что должно быть закреплено в приказе об учетной политике (п. 3 ст. 121 Закона о бухучете, п. 1 разд. IV НП(С)БУ 1)*.
* О сложностях, связанных с переходом на МСФО, мы рассказывали в статье «МСФО: общие правила применения» // «БН», 2011, № 50, с. 15.
В случае применения МСФО (в обязательном порядке или по самостоятельному решению) предприятия не обязаны составлять финотчетность в соответствии с национальными П(С)БУ (письмо МФУ от 06.03.12 г. № 31-08410-07-29/5792).
Квартальная финотчетность подается в составе (ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете):
формы № 1 — Баланс (Отчет о финансовом состоянии);
формы № 2 — Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)**.
** То, что квартальная финотчетность подается в органы налоговой службы именно в этом комплекте, подтвердили и налоговики в разъяснении из категории 102.30.02 ЗІР Миндоходов.
Причем этот комплект квартальной финотчетности подают в госорганы и лица, применяющие МСФО.
Внимание! Финотчетность заполняется в тысячах гривень без десятичных знаков. Исключение составляет раздел IV Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе), денежные показатели которого приводятся в гривнях с копейками.
При составлении финансовой отчетности не допускается сворачивание статей активов и обязательств, доходов и расходов, кроме случаев, предусмотренных соответствующими П(С)БУ или МСФО (п. 3 разд. IV НП(С)БУ 1).
Показатели о налоге на прибыль, расходах и убытках, вычетах из дохода, выбытии средств, уменьшении составляющих собственного капитала приводятся в скобках (п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 1).
Предприятия имеют право не приводить статьи, которые предусмотрены в формах финансовой отчетности, в случае, если по ним отсутствует информация к раскрытию (п. 4 разд. ІІ НП(С)БУ 1). Актуально это в основном для дополнительных статей, поскольку «основные» строки удобно указывать и с прочерками.
Предприятие может включать в финотчетность дополнительные статьи в порядке, определенном НП(С)БУ 1, в случае если статья соответствует следующим критериям:
• информация является существенной;
• оценка статьи может быть достоверно определена.
На это обратил внимание и Минфин в письме от 27.08.13 г. № 31-08410-07-10/25152***.
*** См. статью «Заполняем финотчетность: «пробежка» по письмам Минфина» // «БН», 2013, № 50, с. 38.
Существенной признается информация, отсутствие которой может повлиять на решение пользователей финансовой отчетности (п. 3 разд. І НП(С)БУ 1).
Состав статей финансовой отчетности, в частности указываемой в дополнительно вписываемых строках, определяет предприятие в своей учетной политике****. Критерии существенности информации приведены в Методрекомендациях № 636.
**** Подробнее об этом читайте статью «Учетная политика-2014 в зимних мотивах» // «БН», 2014, № 1, с. 31.
Баланс предприятия составляется по состоянию на конец последнего дня квартала, т. е. за I квартал по состоянию на 31.03.14 г. (п. 1 ст. 13 Закона о бухучете).
В гр. 3 Баланса за I квартал 2014 года в общем случае указывается сальдо, приведенное в гр. 4 Баланса за 2013 год. Исключение составляют случаи исправления в I квартале ошибок, допущенных при составлении финансовых отчетов в предыдущие годы. Такие ошибки исправляют путем корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года (см. письмо МФУ от 17.07.13 г. № 31-08410-07-29/21303, статью «Ошибки в финансовой отчетности: особенности исправления» // «БН», 2010, № 47, с. 21).
Налоговые разницы в финотчетности за I квартал 2014 года не приводят. Объясним почему. Согласно п. 1 подразд. 4 разд. XX «Переходные положения» НКУ субъекты хозяйствования — плательщики налога на прибыль подают финансовую отчетность с учетом налоговых разниц, начиная с отчетных периодов 2014 года.
В то же время в соответствии с обновленной редакцией ПБУ «Налоговые разницы» информация, подлежащая раскрытию согласно этому ПБУ, приводится в примечаниях к финансовой отчетности с 01.01.14 г. При этом согласно п. 46.2 НКУ налогоплательщик имеет право, а не обязан указывать в финотчетности налоговые разницы.
Учитывая же то, что в составе квартальной финотчетности примечания не подают, то и упомянутую информацию в ней не приводят.
Штрафы за неподачу финотчетности
За неподачу финотчетности в налоговые органы на виновных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 136 до 255 грн. по ст. 1642 КоАП. Это подтвердили и налоговики (разъяснение из категории 102.33 ЗІР Миндоходов).
Но! Протоколировать и налагать админштрафы по ст. 1642 КоАП могут только органы Госфининспекции (ст. 2341 КоАП). А органы Госфининспекции имеют такое право только в отношении подконтрольных учреждений (ч. 9 ст. 10 Закона № 2939). То есть к обычным хозрасчетным предприятиям эта санкция неприменима, что подтверждают и сами налоговики.
Важно: непредоставление в орган налоговой службы в течение года документов финансовой отчетности является одним из оснований для вынесения судом решения о прекращении юридического лица (ч. 2 ст. 38 Закона № 755). Право на подачу соответствующего иска в суд предоставлено налоговым органам (п.п. 20.1.37 НКУ).
За неподачу финотчетности в органы статистики на должностных лиц предприятия могут наложить административный штраф по ст. 1863 КоАП в размере от 170 до 255 грн. Штрафуют по указанной статье органы статистики (ст. 2443 КоАП).
В завершение разговора заметим, что порядок заполнения финотчетности подробно рассматривался в «БН», 2014, № 4, с. 17, № 5, с. 17. Этими материалами можно в полной мере руководствоваться и при заполнении финотчетности за I квартал 2013 года. Отдельные вопросы составления финотчетности освещались в статье «Бухучетные Методрекомендации: а что изменилось?» // «БН», 2014, № 4, с. 33.
Выводы
-
Субъекты среднего и крупного предпринимательства составляют финотчетность за I квартал 2014 года в соответствии с НП(С)БУ 1.
-
Квартальная финотчетность подается в госорганы в составе Баланса (Отчета о финансовом состоянии) и Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе).
-
Финотчетность за I квартал 2014 года подается в органы статистики не позднее 25 апреля 2014 года.
-
В органы налоговой службы финотчетность предоставляют не позднее 12 мая 2014 года плательщики авансовых взносов по налогу на прибыль, которые по итогам I квартала 2014 года не получили прибыль или получили убыток и подают по собственному желанию налоговую декларацию и финансовую отчетность за I квартал.
-
Налоговые разницы в финотчетности за I квартал 2014 года не приводят.
Документы статьи
Закон № 2939 — Закон Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII.
Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.03 г. № 755-IV.
Порядок № 419 — Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.
Инструкция № 286 — Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.05 г. № 286.
Методрекомендации № 636 — Методические рекомендации относительно учетной политики предприятия, утвержденные приказом МФУ от 27.06.13 г. № 636.