Темы статей
Выбрать темы

Тема недели. «Разгребаем» новшества антикризисного Закона

Редакция БН
Статья

«Разгребаем» новшества антикризисного Закона

«Потуже поясок» — универсальный «слоган» для тяжелых времен. Мол, сами понимаете… чтобы не было еще хуже.

«Рецепты» сегодняшнего дня находим в Законе № 1166. Что называется, без «подарка» не уйдет никто. Здесь и НДС на лекарства, и урезание соцвыплат.

В прошлом номере мы уже сделали экспресс-обзор этих новшеств (с. 4).

Сегодня поговорим о них более основательно. Тем более, что уже появились первые разъяснения от контролеров.

Николай ШПАКОВИЧ, заместитель главного редактора, Жанна СЕМЕНЧЕНКО, Сергей ДЕЦЮРА, налоговые эксперты

 

ЕВС и соцвыплаты

 

Пособие при рождении ребенка

С 1 июля 2014 года размер этого пособия будет изменен. И, как вы понимаете, исходя из названия Закона № 1166 это изменение не в сторону увеличения. В небольшом выигрыше останутся только мамочки первого ребенка (теперь они будут получать пособие в течение трех лет, а не двух, как раньше). А вот финансовая поддержка семьям при рождении второго, третьего и последующих детей будет меньше.

Напомним, сейчас и до вступления в силу соответствующих изменений из Закона № 1166 (до 01.07.14 г.) размер пособия зависит от того, какой по счету ребенок рождается в семье, а также от прожиточного минимума (ПМ) на ребенка до 6 лет, действующего на день рождения ребенка.

С 01.07.14 г. эти «нюансы» учитываться не будут. Сумма пособия будет единой для всех случаев и зафиксирована на уровне 41280 грн. При этом единоразово пособие будет выплачиваться в размере 10320 грн., а затем ежемесячно в течение трех следующих лет по 860 грн.

Мотивация, очевидно, такова: все дети равны между собой и потому на каждого из них (1-го, 2-го, 3-го и т. д.) пособие должно быть одинаковым.

Наше мнение: законодатели, наверное, забыли, что мамочка, находясь, к примеру, в отпуске по уходу за вторым ребенком, на первого заработать не может, и поэтому сумму пособия придется делить на двоих детей. А это как раз и ведет к неравноправию детей — единственный ребенок в семье будет обеспечен лучше, чем дети в многодетной семье. Фактически это «антидемографическая» позиция.

Надеемся, что законодатели одумаются.

Для сравнения приведем размеры пособия до и после 01.07.14 г.

 

Пособие при рождении ребенка

Размер

до изменений (с учетом «замораживания» роста прожитминимума на 2014 год // «БН», 2014, № 14, с. 7)

после изменений

01.01.14 г. — 30.06.14 г.

с 01.07.14 г.

Сумма единоразовой выплаты (для всех):

10320

10320

Сумма ежемесячной выплаты(1):

• при рождении первого ребенка (в течение 24 месяцев)

860,00

860,00

(в течение 36 месяцев)

• при рождении второго ребенка (в течение 48 месяцев)

1075,00

• при рождении третьего ребенка (в течение 72 месяцев)

1576,67

(1) С месяца, следующего за месяцем рождения ребенка.

 

Важно! Порядок назначения пособия определяется на момент наступления страхового случая, т. е. на дату рождения ребенка.

На заметку. Обратиться за пособием нужно не позднее 12 календарных месяцев со дня рождения ребенка (ч. 7 ст. 11 Закона № 2811). Если ребенок родился до 01.07.14 г., а обращение за пособием приходится уже после этой даты, применяются старые правила выплаты!

 

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет

Здесь семей с маленькими детьми ждет еще один «сюрприз». С 01.07.14 г. выплата данного пособия отменяется.

Размер пособия по уходу до 3 лет, прямо скажем, невелик (в большинстве случаев — 130 грн.). И все же потеря даже этой суммы для многих семей неприятна.

Но, опять же, семьи, в которых рождается первый ребенок, все равно останутся в плюсе. Компенсатором является то, что теперь они в течение 3 лет будут получать пособие при рождении. При этом «новая» сумма пособия 41280 грн. перекроет «старую» сумму 30960 грн. вместе с пособием по уходу до 3 лет.

Жаль, что подобного не скажешь о семьях, где рождается второй и последующие дети. Мало того, что они теряют в сумме самого пособия, так еще и лишаются пособия по уходу до 3 лет.

Отправной точкой для решения вопроса «положено/не положено пособие» является дата ухода в отпуск по уходу за ребенком до 3 лет. Для работающего лица это подтверждается копией соответствующего приказа работодателя.

Наша позиция. При уходе в отпуск до 3 лет (как правило, со следующего дня по окончании отпуска по беременности и родам — закрытия больничного) до 01.07.14 г. работнице или другому лицу, фактически осуществляющему уход за больным ребенком, полагается пособие до 3 лет по старым правилам*. В связи с этим и после 1 июля таким лицам выплата пособия должна продолжаться. Надеемся, что Минсоцполитики даст аналогичные разъяснения.

* Это справедливо, в частности, и в случае, если обращение за пособием поступит после этой даты.

На заметку. Сейчас если работница выходит на работу в режиме полного рабочего времени из отпуска по уходу до 3 лет до окончания такого отпуска (т. е. до дня исполнения ребенку 3 лет), работодатель должен уведомить об этом собес, назначивший пособие, в течение 5 дней после издания приказа о прекращении такого отпуска. Теперь по уходящим в отпуск до 3 лет после 01.07.14 г. уведомлять о выходе на работу собес не нужно будет. Ждем по этому поводу изменения в Порядок № 1751.

И наиболее важный для работодателей момент в связи с отменой пособия до 3 лет. Лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и далее (после 01.07.14 г.), остаются застрахованными лицами в системе общеобязательного государственного соцстрахования. Об этом сделаны соответствующие коррективы в п. 13 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕВС. Так, в число плательщиков ЕВС входят лица, которые ухаживают за ребенком до достижения им 3-летнего возраста и в соответствии с законом получают пособие по уходу за ребенком до 3 лет и/или при рождении ребенка.

Соответственно, с включением данного периода в страховой стаж проблем не возникнет, ведь согласно абз. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2240 страховой стаж — это период (срок), в течение которого лицо подлежало общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обус­ловленными погребением, и за который ежемесячно уплачены им и работодателем или только им страховые взносы в сумме не меньше, чем минимальный страховой взнос, кроме случаев, предусмотренных абзацем вторым этой части. А как раз в этом исключительном случае (абз. 2 ч. 1 ст. 7 Закона № 2240) и сделана оговорка, что период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет включается в страховой стаж как период, за который уплачены страховые взносы исходя из размера минимального страхового взноса.

Вывод. Отмена пособия по уходу до 3 лет никоим образом не скажется на правах лиц, находящихся в таком отпуске: они остаются застрахованными в системе соцстрахования лицами, а время нахождения в таком отпуске включается в страховой стаж.

 

Прочие «социзменения»

Назначение пенсий. Пенсии теперь не будут пересчитываться в связи с увеличением средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы.

Выплаты госслужащим. Такие лица теперь лишены вознаграждения за добросовестный труд в гос­органах, образцовое выполнение трудовых обязанностей. Нет теперь и денежной помощи при выходе на пенсию.

 

НДФЛ

 

Антикризисные изменения направлены на пополнение бюджета за счет доходов обеспеченных, по мнению правительства, граждан.

Важно! Налогообложение зарплаты и выплат по ГП-договорам остается без каких-либо изменений! По-прежнему к таким доходам в пределах 12180 грн. в месяц (в 2014 году) применяется 15 % ставка НДФЛ, а к сумме превышения — 17 %. Изменения не коснулись и 10 % шахтерской ставки (п. 167.4 НКУ). Далее будем говорить только о тех доходах, налогообложение которых изменено Законом № 1166.

Внимание. Сегодняшние изменения в НКУ в части обложения НДФЛ вступят в силу с 1 июля 2014 года.

 

Большие пенсии

С суммы пенсии (включая индексацию)/пожизненного денежного содержания свыше 10000 грн. будет удерживаться НДФЛ по ставке 15 (17) %. Но лишь с суммы превышения над 10000 грн. Налоговым агентом по данным доходам назначены органы Пенсионного фонда Украины, которые и будут удерживать налог у источника выплаты.

Важно. Те, у кого пенсия небольшая (до 10000 грн.), данное нововведение на себе не почувствуют — получат на руки всю сумму кровно заработанных.

 

Проценты

Какой платеж признается процентами, узнаем из п.п. 14.1.206 НКУ. Здесь и банковские проценты (начисленные на текущий или депозитный счет), и проценты на ценные бумаги, и проценты по таким ГП-договорам, как финансовый лизинг, продажа товаров в рассрочку и т. п. Причем этот перечень является исчерпывающим, ведь согласно последнему абзацу п.п. 14.1.206 НКУ платежи по другим ГП-договорам независимо от того, установлены они в абсолютных (фиксированных) ценах или в процентах, не являются процентами.

До последних (комментируемых) изменений не облагались НДФЛ лишь так называемые банковские проценты, а также проценты на вклады членов кредитных союзов (КС). Их налогообложение по ставке 5 % (причем со всей суммы!), должно было стартовать с 1 января 2015 года (абз. шестой п. 1 раздела XIX НКУ).

Однако благодаря Закону № 1166 это произойдет раньше — с 01.07.14 г. и по иным правилам. С указанной даты проценты свыше 17 ПМТЛ уже будут облагаться налогом. Соответственно, в 2014 году проценты в пределах 20706 грн. вы получите без обложения НДФЛ (формально эти 20706 грн. должны полностью формироваться за счет процентов, полученных во втором полугодии 2014 года, поскольку в первом действует полное освобождение).

Обратите внимание. Банки не будут удерживать налог независимо от суммы процентов (п.п. 170.4.1 НКУ). Они обязаны только уведомлять о таких доходах налоговиков через ф. № 1ДФ. Платить налог физлицу придется самостоятельно на основании поданной по итогам года декларации. Благо, делать это нужно не всегда, а только если сумма процентов за 2014 год превысит 20706 грн. (новый п.п. «ж» п. 176.1 НКУ)*.

* При условии, конечно, что нет других оснований для декларирования доходов!

Что касается ставки НДФЛ, то ее размер (15, 20, 25 %) зависит от суммы полученного за год дохода в виде процентов, дивидендов, роялти и инвестприбыли (подробнее см. подраздел «Перерасчет НДФЛ»).

Нюанс. Проценты, начисленные на текущие «зарплатные» счета граждан, с 01.07.14 г. также «шагают в ногу» с остальными процентами (сваливаются в «общую кучу» процентов, по которой и идет сравнение с 17 ПМТЛ, см. выше). Вне налогообложения остались лишь доходы (проценты) на счета физлиц, открытые исключительно для выплаты стипендий, пенсий, социальной помощи и прочих соцвыплат.

Внимание, неточность. Абзац шестой п. 1 разд. XIX НКУ, который «притормаживал» налого­обложение банковских процентов до 2015 года, отменен уже с 1 апреля 2014 года. Как признается сам Минфин на своем официальном сайте, это — техническая ошибка, которая вскоре будет исправлена. Следовательно, эти проценты до 01.07.14 г. не облагаются НДФЛ.

Что касается прочих (небанковских) процентов физлицам, то сейчас те проценты, которые указаны в абз. пятом — восьмом п. 167.2 НКУ, облагаются по ставке 5 %, а прочие — по ставке 15 % (17) %.

Важно. С 1 июля 2014 года налогообложение небанковских процентов также изменится. Теперь установлены единые правила для всех доходов в виде процентов: одинаковые ставки, общие льготы, единые правила перерасчета НДФЛ.

Таблица 1. Порядок налогообложения НДФЛ сумм процентов

Вид процентов

Правила налогообложения

до 01.07.14 г.

с 01.07.14 г.

(облагается сумма превышения над 17 ПМТЛ)

На текущие и депозитные счета

15, 20, 25 % плательщиком при перерасчете по итогам года

Проценты или дисконтный доход по именным сберегательным (депозитным) сертификатам

Проценты на вклад (депозит) члена КС в КС

• 15 % при выплате налоговым агентом(1), (2);

 15, 20, 25 % при перерасчете по итогам года плательщиком

Доход, который выплачивается компанией, которая управляет активами ИСИ(3)

5 % налоговым агентом

Доход по ипотечным ценным бумагам(3)

Доход по долговым ценным бумагам (облигациям, казначейским обязательствам и т. п.)

Доход по сертификатам ФОН(3)

Прочие проценты (например, проценты по займам)

15 (17) % налоговым агентом

(1) От обязанности удерживать НДФЛ у источника выплаты освобождены только банковские учреждения.

(2) Налоговый агент обязан удержать НДФЛ с процентов по ставке, указанной в абз. первом п. 167.1 НКУ, т. е. по ставке 15 % (обновленный абз. второй п. 167.1 НКУ). Повышенные ставки (15, 20 и 25 %) сам налоговый агент к таким доходам не применяет.

(3) Речь идет только о доходах (процентах), начисленных на такие ценные бумаги. Если плательщик получает доход от операций с самими ценными бумагами путем их продажи, погашения, отчуждения другим способом, то такой доход облагается НДФЛ в порядке, установленном для инвестприбыли.

 

Таблица 2. «Процентные» льготы по НДФЛ

Название льготы

Период действия

1. Проценты в сумме, не превышающей 17 ПМ в год (в 2014 году — 20706 грн.) (п.п. 164.2.8 НКУ)

с 01.07.14 г.

2. Проценты, начисленные на ценные бумаги, эмитированные Минфином, и на долговые обязательства НБУ (п.п. 165.1.2 НКУ)

как до, так и после 01.07.14 г.

3. Проценты на счета, открытые исключительно для стипендий, пенсий, соцпомощи и соцвыплат (п.п. 165.1.41 НКУ)(1)

(1) До 01.07.14 г. в этом списке были еще и зарплатные счета физлиц. Теперь льгота снята.

 

Операции с инвестактивами

Непосредственно в п. 170.2 НКУ, который регулирует правила обложения НДФЛ инвестдоходов, никаких изменений нет.

Однако изменение формулировок абз. второго п. 167.1 НКУ несколько настораживает. Согласно ему налогообложение пассивных доходов (в том числе и инвестприбыли), начисленных (выплаченных) в пользу физлиц в течение отчетного месяца, осуществляется налоговым агентом во время каждого начисления (выплаты) с применением ставки 15 %.

Отсюда налоговики могут сделать вывод, что при выплате, к примеру, участнику-физлицу расчета в связи с его выходом из общества или при проведении других операций с инвестактивами не через торговца ценных бумаг (ТЦБ) нужно удерживать НДФЛ. На наш взгляд, в порядке налогообложения инвестдоходов ничего (кроме перерасчета для прогрессивной ставки НДФЛ, о чем далее) не изменилось. В соответствии с п.п. 170.2.1 НКУ для целей налогообложения инвестприбыли отчетным периодом является календарный год. При этом учет общего финрезультата таких операций ведется физлицом самостоятельно, отдельно от других доходов и расходов. Это говорит в пользу того, что абз. второй п. 167.1 НКУ является общей нормой, определяющей правила налогообложения пассивных доходов. При этом нужно учитывать специальные нормы, прописанные в НКУ по каждому виду таких доходов. На данный момент удерживать НДФЛ у источника выплаты инвестдоходов обязаны только ТЦБ, что не избавляет физлицо от подачи годовой декларации.

Идем далее. Теперь при получении в отчетном году инвестдоходов плательщик должен провести перерасчет НДФЛ с целью применения ставок 15, 20 и 25 % (подробнее см. подраздел «Перерасчет НДФЛ»).

И еще один момент. С 01.07.14 г. нет оснований для применения 5 % ставки НДФЛ к некоторым операциям с инвестактивами, приведенным в п. 167.2 НКУ. Это произошло в результате того, что Законом № 1166 исключены абз. второй — девятый п. 167.2 НКУ.

 

Дивиденды

Почти 3 года просуществовала ставка НДФЛ с дивидендов физлицам в размере 5 %. Но с 01.07.14 г. будут действовать иные правила:

• налоговый агент при начислении (выплате) дивидендов физлицам удерживает НДФЛ по ставке 15 %. Причем такая ставка применяется вне зависимости от размера выплачиваемых дивидендов. Иные ставки (15, 20 или 25 %) сам налоговый агент к таким доходам не применяет;

• по итогам года физлицо обязано задекларировать доходы в виде дивидендов и пересчитать сумму НДФЛ с учетом шкалы ставок 15, 20 и 25 %.

Обратите внимание. Исходя из норм НКУ, такой порядок и такие ставки действуют и для получателей дивидендов — нерезидентов. Хотя вряд ли такие плательщики по итогам года будут декларировать свои доходы в Украине и доплачивать НДФЛ.

 

Перерасчет НДФЛ

Сразу определим, что здесь мы будем говорить о перерасчете, который обязан делать сам плательщик в годовой декларации. К перерасчету НДФЛ, проводимому налоговым агентом (в том числе работодателем), это не имеет никакого отношения.

До сегодняшних изменений физлица в декларации делали «зарплатный» перерасчет НДФЛ (по доходам в виде зарплаты и выплат по ГП-договорам)*. Кроме того, отдельный (!) перерасчет с целью определения среднемесячного годового налого­облагаемого дохода проводится (так будет и дальше) по предпринимательским доходам граждан («предпринимательский» перерасчет).

* Если такие доходы получены от двух и более налоговых агентов и их сумма за год превысила 120 МЗП.

Теперь добавился еще один, назовем его «пассивный», перерасчет. Он проводится по доходам, полученным плательщиком в виде дивидендов, процентов, роялти и инвестприбыли за отчетный год. Эти доходы суммируются и к полученному результату применяется шкала ставок НДФЛ — 15, 20 и 25 % (см. табл. 3).

Таблица 3. Ставки НДФЛ для перерасчета пассивных доходов граждан

Размер годовой базы обложения

Ставка НДФЛ

ПМ(1)

в 2014 году

не более 204 ПМ

не более 248472 грн.

15 %

более 204 ПМ, но не выше 396 ПМ

248473 грн. — 482328 грн. включительно

20 %

свыше 396 ПМ

сверх 482328 грн.

25 %

(1) В Законе № 1166 не конкретизировано, какой именно показатель прожиточного минимума (ПМ) нужно брать и на какую дату. Предположим, что имеется в виду показатель ПМТЛ, т. е. установленный на трудоспособное лицо на 1 января отчетного года.

 

Учитывайте, что по повышенной ставке (20 и 25 %) облагается только сумма превышения над установленным пределом.

Пример. По итогам года физлицом получены налогооблагаемые доходы в сумме инвестприбыли в размере 100 тыс. грн. и дивиденды в сумме 300 тыс. грн.

Окончательная сумма НДФЛ при перерасчете составит:

248472 х 15 % + (400000 - 248472) х 20 % = 67576,40 (грн.).

Обратите внимание. В «пассивном» перерасчете по итогам 2014 года должны участвовать только доходы, начисленные (выплаченные) плательщику с 1 июля 2014 года. К примеру, по начисленным (выплаченным) дивидендам до 01.07.14 г. должна применяться ставка 5 % без дальнейшего перерасчета. Надеемся, Миндоходов придет к такому же выводу.

Выводы читайте на с. 47 — 48.

 

Новая ставка НДС для лекарств — 7 %

 

К каким операциям применять ставку 7 %

Общие правила. Операции, к которым применяют ставку НДС 7 %, указаны в п.п. «в» п. 193.1 НКУ, а именно:

• поставка лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств (в том числе аптечными заведениями),

• поставка изделий медицинского назначения по перечню, утвержденному Кабмином.

Обратите внимание! Кабмин утверждает только перечень средств медицинского назначения. Сниженную ставку НДС применяют к лекарственным средствам автоматически. Главное, чтобы такие лекарства были внесены в соответствующий госреестр.

Изделия медицинского назначения. Понятно, что операции, для которых придумали ставку 7 %, это операции, которые ранее были освобождены от обложения НДС на основании п.п. 197.1.27 НКУ (эта норма исключена из НКУ). Однако формально это разные нормы. Поэтому Перечень № 867 «не подходит» для применения ставки НДС 7 %. По сути, Кабмин должен утвердить новый перечень изделий медицинского назначения под новую норму НКУ.

Хорошая новость! Налоговики официально дали «зеленый свет» для применения ставки НДС 7 % к изделиям, указанным в Перечне № 867. Об этом идет речь в письмах Миндоходов от 04.04.14 г. № 7822/7/99-99-19-05-01-17 (далее — письмо № 7822) и от 04.04.14 г. № 7860/7/99-99-19-04-02-17 (далее — письмо № 7860).

Следовательно, при поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которые раньше были освобождены от обложения НДС, с 01.04.14 г. применяем ставку 7 %.

Импорт. В п.п. «в» п. 193.1 НКУ речь идет о применении ставки НДС 7 % к операциям по поставке лекарств и изделий медицинского назначения. Напомним, что определение термина «поставка товаров» приведено в п.п. 14.1.191 НКУ. И это определение не охватывает импорт товаров.

На первый взгляд может сложиться впечатление, что ставка НДС 7 % — сугубо внутренняя (применяется для поставки на территории Украины). Однако мы уверены, что это не так.

Основания для этого вы найдете в п. 206.2 НКУ. Именно эта норма определяет, по какой ставке облагать налогом импортные товары. Там указано, что операции по ввозу на таможенную территорию Украины товаров в таможенном режиме импорта облагаются НДС по ставке, определенной п.п. 194.1.1 НКУ.

В свою очередь, в обновленном п.п. 194.1.1 НКУ указано, что налог составляет 20 %, 7 % базы налогообложения и прибавляется к цене товаров/услуг. То есть импортер должен выбрать одну из двух ставок — 20 % или 7 %. Естественно, не на свое усмотрение, а исходя из того, какие товары он импортирует.

Если это лекарства, то логичнее применять специальную ставку 7 %, введенную именно для лекарств.

Плохая новость! В письме № 7822 налоговики не стали вдаваться в подробности, а сразу сделали вывод: при ввозе лекарственных средств и изделий медицинского назначения на таможенную территорию Украины налогообложение осуществляется на общих основаниях по ставке 20 % в соответствии с п.п. «а» п. 193.1 НКУ.

Таким образом, налоговики настаивают, что ставку НДС 7 % нельзя применять к импортным операциям.

Надеемся, что спустя некоторое время они пересмотрят свою позицию. Ведь при таком подходе все импортеры лекарств впоследствии будут требовать бюджетного возмещения НДС.

Продемонстрируем схему работы такого механизма на условном примере.

Пример 1. Импортер ввозит лекарства таможенной стоимостью 100 грн. и уплачивает ввозной НДС в сумме 20 грн. Дальше он продает лекарства на территории Украины по цене 140 грн. без учета НДС. У него возникают налоговые обязательства в сумме 9,80 грн. (140 х 7 %).

В результате такой операции импортер имеет право получить бюджетное возмещение в сумме 10,20 грн. (20 - 9,80). Вряд ли законодатель хотел заложить именно такую схему налогообложения импортных лекарств. Это подтверждает Законопроэкт № 4645, в котором Кабмин предлагает «согласовать» законодательство.

 

Первоапрельские поставки лекарств

Неожиданный «сюрприз». Закон № 1166 в интересующей нас части вступил в силу с 01.04.14 г. Поскольку многие аптечные заведения работают круглосуточно, начисление НДС по ставке 7 % нужно было начинать с 00 часов 00 минут 1 апреля 2014 года.

Закон № 1166 был опубликован накануне даты его введения — 31.03.14 г. Естественно, что «аптекари» не могли сразу же выполнить его требования. Им пришлось пересмотреть цены, перепрограммировать РРО, а все это требует времени.

Возникает вопрос: что делать тем субъектам, которые не сразу отреагировали на эти новшества?

По операциям, проведенным в начале апреля, все равно придется начислить НДС.

Если это оптовые продажи, то можно пересмотреть цену поставки и выписать расчет корректировки к «льготной» налоговой накладной (пп. 20 — 22 Порядка № 10)*.

* Подробнее о корректировке НДС в налоговой накладной вы можете почитать в «БН», 2012, № 37, с. 25.

Если речь идет о розничной продаже, то возможны два варианта.

Вариант 1. Накрутить НДС «сверху» на выручку, полученную в переходный период. При этом НДС придется уплатить из собственных средств.

Пример 2. Аптека начала применять ставку НДС 7 % с 02.04.14 г. Выручка от продажи «льготных» товаров за 01.04.14 г. составила 1256,25 грн. Принято решение начислить НДС «сверху» за счет собственных средств.

Сумма НДС составит 87,94 грн. (1256,25 х 7 %). В итоговой налоговой накладной за 01.04.14 г. следует указать базу налогообложения исходя из реальных цен, которые были зафиксированы в кассовых чеках.

Вариант 2. Извлечь НДС «снизу». Считаем, что полученная сумма оплаты включает сумму НДС. Поэтому фактическая база для обложения НДС меньше, чем стоимость лекарств, указанная в чеках РРО. Чтобы определить сумму НДС, нужно общую стоимость умножить на «магический» коэффициент 7/107 (умножить на 7 и разделить на 107)**. Базу налогообложения определим как разницу между общей стоимостью и рассчитанной суммой НДС.

** Математические выкладки для определения «магического» коэффициента вы найдете в «БН», 2013, № 50, с. 35.

Пример 3. Аптека начала применять ставку НДС 7 % с 02.04.14 г. Выручка от продажи лекарств за 01.04.14 г. составила 1256,25 грн. Принято решение извлечь НДС из полученной выручки «снизу».

Сумма НДС составит 82,18 грн. (1256,25 х 7 : 107). В итоговой налоговой накладной за 01.04.14 г. следует указать базу налогообложения исходя из пересчитанных (сниженных) цен. Общая база налогообложения составит 1174,07 грн. (1256,25 - 82,18).

Заметим! Вариант 1 дороже, но  безопаснее.

 

Переходные операции и ставка 7 %

Учитывая богатый опыт обложения НДС переходных операций, можем утверждать: правила обложения НДС «фиксируем» на дату осуществления первого события.

Если первое событие (отгрузка лекарств либо получение оплаты за них) произошло до 01.04.14 г., то заключительное событие не облагается НДС. Вся операция освобождается от налогообложения на основании п.п. 197.1.27 НКУ, действовавшего до 01.04.14 г.

Если до 01.04.14 г. была получена часть оплаты, то операция будет частично освобожденной от налогообложения (в части полученной оплаты).

Важно. Дата заключения договора не влияет на правила налогообложения.

Также обратите внимание, что приобретенные до 01.04.14 г. лекарственные средства и изделия медицинского назначения теперь нужно продавать с применением ставки НДС 7 % независимо от того, что их приобрели в условиях действия льготного режима налогообложения. Об этом напомнили миндоходовцы в письме № 7860.

 

Розничная надбавка: с НДС или без?

На лекарственные средства и изделия медицинского назначения постановлением № 955 установлены предельные снабженческо-сбытовые надбавки и предельные торговые (розничные) надбавки.

Конечно, о том, учитывать ли сумму НДС в таких надбавках, в п. 1 постановления № 955 прямо не указано, потому что эти товары ранее освобождались от НДС.

Однако НДС упоминается, когда речь идет о приобретении лекарств за бюджетные средства (п. 2 постановления № 955). Там пре­дусмотрено, что на лекарства и медсредства, цены на которые внесены в реестр оптово-отпускных цен согласно Порядку № 794, предельные снабженческо-сбытовые надбавки не могут превышать 10 % от задекларированного изменения оптово-отпускной цены с учетом таможенной пошлины, НДС. А предельные торговые (розничные) надбавки не могут быть выше 10 % от закупочной цены с учетом НДС.

Если провести аналогию между «бюджетными» и «коммерческими» надбавками, то можно прий­ти к выводу, что постановление № 955 устанавливает максимальные надбавки с учетом НДС. Соответственно и база, от которой будет рассчитываться максимальный размер розничной надбавки, будет учитываться с «входным» НДС.

Но поскольку об НДС относительно «коммерческих» надбавок в п. 1 постановления № 955 формально не упоминается, то имеет право на жизнь и вариант, согласно которому надбавку рассчитываем от закупочной цены без «входного» НДС (который мы отнесем в налоговый кредит). А дальше на эту цену с нашей надбавкой сверху «накручиваем» НДС по ставке 7 %.

Что касается остатков товаров, которые были приобретены без НДС, то безопаснее не выходить за пределы установленных ранее надбавок, т. е. сумма НДС должна «вписаться» в такую над- бавку.

 

НН на лекарства

Миндоходовцы только недавно утвердили новую форму НН*, а она уже устарела. В ней не пре­дусмотрено место для новой ставки НДС 7 %.

* Подробнее о новой форме налоговой накладной читайте в «БН», 2014, № 7, с. 4; № 12, с. 47; № 14, с. 29.

Порадовала оперативность налоговиков, которые в письме № 7860 разъяснили, как выйти из ситуации. Рекомендации следующие:

1) на операции по поставке лекарств составляется отдельная НН;

2) при формировании порядкового номера такой НН в поле, предназначенном для кода вида деятельности, после порядкового номера через дробь проставляется специальная отметка «7» (см. рис. 1);

3) объем поставки лекарств, подлежащий обложению НДС по ставке 7 %, указывается в НН в гр. 9 «Постачання на митній території України», поскольку ставка 7 % не является основной. Номенклатуру лекарств указывайте в соответствующих строках раздела I НН. Сумму НДС укажите в разделе ІІІ НН в строке «Податок на додану вартість» в гр. 9 и перенесите в гр. 12. В разделе ІV НН в гр. 9 и 12 укажите общую стоимость лекарств с НДС (см. рис. 2);

4) остальные поля НН заполните в общем порядке.

 

img 1

Рис. 1. Фрагмент шапки НН на поставку лекарств

 

img 2

Рис. 2. Фрагмент табличной части НН на поставку лекарств

 

Как видите, налоговики ввели специальный вид деятельности «7» для НН, составленных на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В данный момент в Порядке № 10 он не предусмотрен.

В самой НН операции по поставке лекарств рекомендовано отражать в гр. 9, предназначенной для операций, облагаемых на территории Украины налогом по ставке 0 %.

 

Реестр

В упомянутом выше письме № 7860 налоговики внесли ясность и в порядок заполнения Реестра.

Продавец отражает НН на поставку лекарств в разделе I Реестра с учетом следующих особенностей:

1) порядковый номер НН (гр. 3) должен содержать специальную отметку «7», проставляемую после порядкового номера через дробь;

2) в гр. 7 указывает общую стоимость поставленных лекарственных средств и изделий медицинского назначения с НДС;

3) в гр. 9 указывает сумму НДС, исчисленную в размере 7 % от базы налогообложения;

4) в гр. 10 указывает базу налогообложения — стоимость лекарственных средств и изделий медицинского назначения без НДС;

5) остальные поля раздела I Реестра заполняются в общем порядке.

Пример заполненного Реестра изображен на рис. 3.

 

img 3

Рис. 3. Фрагмент заполненного Реестра из НН на поставку лекарств

 

Рекомендации налоговиков по заполнению раздела II Реестра покупателем сводятся к напоминанию об «особом» виде деятельности в номере НН (гр. 4), т. е. с отметкой «7», проставляемой после порядкового номера НН через дробь.

Остальные графы они рекомендуют заполнять в «общепринятом» порядке.

Действительно, все входные НН на приобретение товаров/услуг, которые предназначены для использования в операциях, облагаемых НДС по ставкам 20 %, 0 %, а теперь и 7 %, указывают вместе. Для этого предназначены гр. 9 и 10. Именно в них и нужно внести данные из НН на приобретение лекарств. В гр. 9 указываем базу налогообложения, а в гр. 10 — сумму НДС, начисленную по ставке 7 %.

 

Налоговый кредит

Еще одна хорошая новость! Аптекари получили право включать в налоговый кредит:

• суммы НДС, уплаченные при приобретении лекарств и медсредств, которые облагаются НДС по ставке 7 %;

• суммы НДС, уплаченные при приобретении других товаров/услуг, облагаемых по ставке 20 % (коммунальные услуги, канцтовары, мебель и т. п.). Раньше эти суммы аптекари включали в расходы (п.п. 139.1.6 НКУ), потому что права на налоговый кредит не имели.

Кроме того, в письме № 7860 налоговики признали, что плательщик НДС имеет право включить в налоговый кредит суммы НДС, уплаченные до 01.04.14 г., если такие товары остались неиспользованными по состоянию на 01.04.14 г. и будут в дальнейшем использоваться при осуществлении операций по поставке лекарств и медсредств. Основание для этого — абз. 6 п. 198.5 НКУ.

Напомним, что для этого на дату фактического использования остатков НДСных товаров нужно составить справку, в которой указать НН, подтверждающую уплаченную сумму НДС.

Должны предупредить: налоговики признают только НН «не старше» 365 дней с даты составления.

При таких обстоятельствах очевидно, что у плательщиков, торгующих лекарствами, может возникать отрицательное значение НДС. Налоговики с пониманием отнеслись к этой ситуации. Они признали, что такие плательщики имеют право получить бюджетное возмещение на общих основаниях (ст. 200 НКУ).

 

НДС по импортным операциям, новая зерновая льгота,
 пенсионный сбор с валюты и другие «мелочи»

 

Новая основная ставка НДС — 20 %

Еще в первой редакции НКУ было задекларировано: основная ставка НДС — 17 %, а до ее введения «временно» применяется ставка 20 % (п. 10 подразд. 2 разд. XX НКУ). Однако этому не суждено было сбыться. Теперь в п.п. «а» п. 193.1 НКУ четко зафиксировано, что ставка НДС составляет 20 %.

Следовательно, именно ставка 20 % теперь является основной. Ее следует применять во всех случаях, кроме тех, для которых установлены специальные «льготные» ставки 0 % и 7 % (п. 194.1 НКУ).

 

Предел для импортного НДС — €150

Законом № 1166 увеличен до  150 евро размер таможенной стоимости товаров, операции по ввозу которых на таможенную территорию Украины являются объектом обложения НДС (п.п. 196.1.16 НКУ). Ранее «ввозным» НДС облагались товары стоимостью от 100 евро.

В то же время уменьшена с 300 до 150 евро таможенная стоимость товаров, операции по ввозу которых на таможенную территорию Украины в международных почтовых и экспресс-отправлениях являются объектом обложения НДС (п.п. 196.1.17 НКУ).

В письме № 7822 миндоходовцы обратили внимание на то, что в ТКУ остались «старые» предельные размеры таможенной стоимости, определяющие необходимость уплаты таможенных платежей. В общем случае объектом обложения таможенной пошлиной являются товары стоимостью от 100 евро (ст. 277 ТКУ). А почтовые отправления будут облагаться таможенными платежами начиная с суммы 300 евро (ст. 234 ТКУ). С учетом таких обстоятельств порядок налогообложения импортных операций приведен в табл. 1.

Таблица 1. Нижний предел для уплаты таможенных платежей

Общая фактурная стоимость

Порядок обложения

таможенной пошлиной

НДС

Товары в международных почтовых и экспресс-отправлениях

До 150 евро

Не облагается

Не облагается

Превышает 150 евро, но не более 300 евро

Не облагается

Является объектом обложения НДС, но в соответствии с п. 191.1 НКУ база определяется согласно ст. 234 и 374 ТКУ (с суммы, превышающей 300 ев­ро), т. е. фактически не облагается

Свыше 300 евро

Для предприятий: таможенная пошлина — по ставкам, определенным Таможенным тарифом.

Для граждан: таможенная пошлина — 10 % части суммарной фактурной стоимости товаров, превышающей эквивалент 300 евро, но не более 10000 евро

Облагается НДС

Товары ввозятся субъектами хозяйствования (независимо от выбранного таможенного режима)

Не превышает 100 евро

Не облагается

Не облагается

Превышает 100 евро, но не более 150 евро

При условии письменного декларирования (Положение № 450) облагается таможенной пошлиной по ставкам, определенным Таможенным тарифом

Не облагается

Превышает 150 евро

Облагается НДС

 

Зерновая льгота — возмещение НДС только производителям

До 01.01.14 г. действовала временная «зерновая» льгота, предусмотренная в п. 15 подразд. 2 разд. XX НКУ. С 01.01.14 г. на смену ей пришла «постоянная» льгота, предусмотренная в п. 197.21 НКУ*. Главные ее особенности:

• сельхозпроизводители и пред­приятия, которые приобрели зерновые и технические культуры у производителя (зернотрейдеры), получили право на бюджетное возмещение НДС при экспорте;

• по необоротным активам, частично задействованным в не облагаемых налогом «зерновых» операциях, с 01.01.14 г. пришлось распределять «входной» НДС по общим правилам (ст. 199 НКУ).

* Эти изменения мы подробно анализировали в «БН», 2014, № 3, с. 40.

Закон № 1166 снова «реанимирует» временную льготу, действовавшую до 01.01.14 г. (новый п. 151 подразд. 2 разд. XX НКУ), но с некоторыми коррективами (текст см. на с. 32 номера). Фактически изменяются только два аспекта:

Во-первых, освобождение от обложения НДС при экспорте зерновых и технических культур не распространяется на вывоз их только производителями (т. е. они могут применять экспортную ставку НДС 0 %). Да еще и при условии, что такие зерновые и технические культуры выращены ими на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в их собственности или постоянном пользовании на дату такого экспорта.

Каким именно документом нужно подтвердить наличие сельхозземель и что именно на этих землях выращено зерно, экспортируемое по нулевой ставке НДС, теперь неизвестно.

Во-вторых, снова действует норма, позволяющая не распределять «входной» НДС по необоротным активам, которые одновременно используются для облагаемых налогом и «зерновых» операций.

Внимание! Эти правила будут действовать с 01.04.14 г. до 01.10.14 г., а затем мы опять вернемся к «постоянной» зерновой льготе из п. 197.21 НКУ.

 

Источник возмещения НДС

Законодатели уточнили, что источником возмещения НДС (в том числе задолженности бюджета) являются доходы бюджета, в который уплачивается налог (абзац первый п. 200.17 НКУ).

На сегодняшний день такое уточнение ничего не меняет, ведь НДС уплачивают в госбюджет. Однако если в перспективе этот налог (или его часть) будет уплачиваться в местные бюджеты, то и возмещение НДС будет осуществляться за счет доходов такого местного бюджета.

 

Пенсионный сбор при покупке валюты

Для наполнения бюджета с 01.04.14 г. снова введен пенсионный сбор на операции по покупке валюты.

Основные характеристики «нового» (хорошо забытого старого) сбора приведены в табл. 2.

Таблица 2. Новый пенсионный сбор на операции по покупке валюты

Показатель

Основные характеристики

Плательщики

Юридические и физические лица, осуществляющие операции по покупке иностранной валюты в безналичной и/или наличной форме.

(п. 5 части первой ст. 1 Закона № 400).

В частности, плательщиками этого сбора являются субъекты предпринимательской деятельности, применяющие упрощенный режим налогообложения (единый налог, фиксированный налог и фиксированный сельскохозяйственный налог).

(часть вторая ст. 1 Закона № 400)

Ставка сбора, объект налогообложения

0,5 % от суммы в гривнях, израсходованной на покупку иностранной валюты без учета комиссионного вознаграждения по этим операциям

(п. 4 ст. 2, п. 6 ст. 4 Закона № 400, письмо НБУ от 04.04.14 г. № 29-113/14630)

Куда уплачивать сбор

Сбор уплачивают в госбюджет в порядке, определенном Кабмином(1). Начислять, удерживать и перечислять сбор обязаны банки (финансовые учреждения).

(часть третья ст. 3 Закона № 400)

(1) Общая норма п. 2 Порядка № 1740 предусматривает, что сбор на пенсионное страхование уплачивают плательщики (лица, покупающие валюту) в общий фонд госбюджета. Других подробностей по уплате пенсионного сбора с валюты в Порядке № 1740 пока нет.

 

Как видите, этот платеж будут уплачивать не только субъекты хозяйствования, но и рядовые граждане. Его нужно будет уплатить при приобретении как безналичной, так и наличной валюты. Обязанность по такой уплате возложена на покупателя валюты.

Нацбанк должен организовать уплату (удержание) этого сбора и контролировать этот процесс. Для банков должны ввести соответствующую отчетность, которую будут подавать ежемесячно в отделения Пенсионного фонда до 20 числа следующего месяца.

Важно! Никакой отчетности для обычных граждан и хозсубъектов — покупателей валюты не предусмотрено.

Уплаченный сбор будет включаться в прочие расходы операционной деятельности в соответствии с п.п. «в» п.п. 138.10.4 НКУ (строка 06.4.15 приложения ІВ к декларации по налогу на прибыль).

 

Акцизный налог

Чтобы наполнить бюджет, антикризисным Законом № 1166 изменены правила взимания акцизного налога, а именно:

1) увеличен размер ставок акцизного налога на пиво на 42,5 %, а на спирт этиловый, другие спиртовые дистилляты и алкогольные напитки — на 25 %.

Заметим:

• во-первых, повышение акциза на пиво произойдет с 01.05.14 г., а на остальной алкоголь — с 01.09.14 г.;

• во-вторых, ставки на спирт этиловый и алкогольные напитки за 2014 год возрастут вдвое. Напомним, что первое повышение акциза на эти товары произошло с 01.03.14 г. на 14 % (детали — в «БН», 2014, № 1, с. 11);

• в-третьих, останется неизменной только ставка акциза на вина натуральные виноградные. Это указывает на то, что отечественное виноделие не лишается господдержки;

2) подкорректированы правила обложения акцизным налогом спиртовых дистиллятов и спиртных напитков, полученных путем перегонки виноградного вина либо выжимок винограда (коды 2208 20 12 00, 2208 20 62 00 согласно УКТ ВЭД). Так, в течение 2014 года льготная ставка акциза на эти напитки (п. 1 подразд. 5 разд. ХХ НКУ) будет поэтапно «подтянута» до общей ставки на спиртовые дистилляты, которая будет составлять на тот момент 70,53 грн. (п.п. 215.3.1 НКУ).

При этом льготная ставка акциза 56,42 грн. за 1 литр 100-процентного спирта будет действовать только в период с 1 апреля до 31 августа 2014 года (а не все 2014 и 2015 годы, как планировалось ранее), и только после этого (с 01.09.14 г.) будет применяться общая ставка акциза для спиртовых дистиллятов;

3) отменяется с 01.07.14 г. временный льготный порядок взимания акцизного налога с сигарет с фильтром и без фильтра (п. 6 подразд. 5 разд. ХХ НКУ). С этой даты облагать акцизом такие табачные изделия следует по ставкам налога для табачных изделий, определенным в пп. 215.3.2 и 215 3.3 НКУ.

Хотим обратить внимание на одну деталь. Законодатели некорректно отменили действие льготной ставки для сигарет с фильтром и без фильтра. Они лишь исключили упоминание о применении таких льготных ставок в 2014 году (исключили абзац первый п. 6 подразд. 5 разд. ХХ НКУ). В то же время упоминание о применении льготных ставок по таким изделиям в 2015 году осталось на месте (абзац второй п. 6 подразд. 5 разд. ХХ НКУ). Такая ситуация вызывает вопрос: будет ли действовать льготная ставка с 2015 года или это всего лишь техническая ошибка законодателя? Судя по Проекту № 4645, призванному исправить «ляпы» Закона № 1166, это ошибка законодателя (льготных ставок не будет).

Заметим: ставки акциза на табачные изделия, табак и промышленные заменители табака также будут увеличены на 25 % с 01.07.14 г. До этой даты табачные изделия следует облагать акцизным налогом по ставкам, действующим с начала этого года;

4) существенно увеличены ставки акциза на дизельное топливо (тяжелые дистилляты), топливо печное (бытовое и жидкое (мазут)) и биодизель и его смеси;

5) повышен в 2 раза акциз на новые автомобили легковые и другие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей;

6) расширен перечень транспортных средств, облагаемых акцизом. Теперь подакцизными считаются все мотоциклы и велосипеды с двигателем независимо от объема двигателя.

Внимание! Ставки акциза на «старые» подакцизные мотоциклы и велосипеды с мотором (т. е. те, которые были подакцизными до этих изменений) возросли, как и большинство ставок акциза, в 2 раза.

 

Плата за недра

Новые плательщики. Антикризисным Законом № 1166 перечень плательщиков платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых дополнен следующими категориями:

1) собственники земли и землепользователи (кроме субъектов предпринимательства, которые в соответствии с законодательством относятся к фермерским хозяйствам), осуществляющие хозяйственную деятельность по добыче подземных вод на основании разрешений на специальное водопользование (новый п.п. 263.1.5 НКУ).

Интересно! Выделение таких плательщиков в отдельную когорту говорит о том, что отныне ряды плательщиков платы за недра пополнят также субъекты хозяйствования, которые не должны получать специальное разрешение на пользование недрами.

Напоминаем, что такое разрешение для добычи воды получают субъекты хозяйствования в случае (п. 8 Порядка № 615):

• геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки и добычи подземных питьевых и технических вод для обеспечения технологического процесса производства и для нужд сельского хозяйства (п. 5);

• геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки и добычи подземных вод для собственных хозяйственно-бытовых нужд, нецентрализованного и централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (кроме производства фасованной питьевой воды), при условии, что объем добычи подземных вод из водозаборов превышает 300 куб. м в сутки (п.п. 6);

2) собственники земли и землепользователи (кроме субъектов предпринимательства, относящихся в соответствии с законодательством к фермерским хозяйствам) — граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые в границах предоставленных им земельных участков, размер которых превышает нормы*, предусмотренные ст. 121 ЗКУ, добывают пресные подземные воды с применением электрических устройств в объеме более 13 куб. м на человека в месяц (по показаниям счетчиков) (новый п.п. 263.1.6 НКУ).

* В ст. 121 ЗКУ установлено, что граждане Украины имеют право на безвозмездное получение земельных участков: 1) для ведения личного крестьянского хозяйства в размере не более 2 гектаров; 2) для ведения садоводства — не более 0,12 гектара; 3) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебных участков) в селах — не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах — не более 0,10 гектара; 4) для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 гектара; 5) для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара.

Важно! Обычные граждане раньше не считались плательщиками этого налога. Да и теперь не все так просто. Пока еще не известно, как налоговики будут определять, кто именно является плательщиком этого налога. Дел в том, что точно не известно, как они будут устанавливать критерии для отнесения физических лиц к плательщикам этого налога, а именно:

• во-первых, как определят, что у лица есть скважина (спецразрешение на пользование такими недрами такие лица не получают);

• во-вторых, как определить, что за месяц такое лицо использует более 13 куб. м воды. Счетчики воды такие лица обычно не устанавливают;

• в-третьих, сколько человек и по какому принципу будут включаться в расчет среднемесячного потребления воды на одного человека.

Поэтому пока не будет содержательных разъяснений налоговиков, говорить что-то конкретное по этому вопросу очень сложно.

Можем сказать точно только одно: дополнение перечня плательщиков платы за недра лицами, использующими воду, не говорит о том, что количество плательщиков сразу возрастет в несколько раз. Дело в том, что для внесения платы за недра необходимо не только быть плательщиком этого налога, но и иметь объект обложения этим налогом.

Добытая пресная вода не всегда является объектом обложения платой за недра. Так, в соответствии с п.п. 263.2.3 НКУ не являются объектом налогообложения пресные подземные воды местного значения, не включенные в государственный баланс запасов полезных ископаемых, добытые собственниками земли и землепользователями для собственного потребления, если их использование не предусматривает получение экономической выгоды из скважины общей глубиной до 20 метров.

Таким образом, если вы добываете воду для собственных нужд (население — для бытовых нужд, а юридические лица и ФЛП — для удовлетворения санитарно-гигиенических потребностей своих работников) из скважины, глубина которой менее 20 м, то, несмотря на то, что вы попали в круг плательщиков платы за недра, фактически уплачивать этот налог вы не должны.

Итак, фактическое увеличение количества плательщиков платы за недра в то же время сразу не увеличит размер поступлений налога в бюджет

Правила расчета. Масштабные изменения претерпели правила взимания этого налога:

1) ставка платы за недра при добыче подземной воды отныне определена в относительных показателях, а не, как было ранее, в абсолютных (ставки платы в абсолютных показателях канули в Лету). Поэтому рассчитывать плату за добычу воды субъекты хозяйствования должны по правилам, определенным в п.п. 263.7.1 НКУ, т. е. как плательщики, рассчитывающие размер налога по ставкам, определенным в относительных показателях;

2) физические лица — граждане будут уплачивать плату за недра при добыче воды по ставкам, определенным для уплаты сбора за спецводопользование (п. 325.2 НКУ). Получается некоторая путаница: население, которое освобождено от уплаты сбора за спец- водопользование, будет уплачивать (при соблюдении соответствующих условий) плату за недра по ставкам, установленным для водосбора. Как видим, бывает и такое!

3) из перечня объектов обложения платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых наконец исключен объем погашенных запасов полезных ископаемых;

4) размер платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых субъекты хозяйствования отныне рассчитывают исключительно по ставкам в относительных показателях и без ориентации на минимально допустимый размер такого налога в расчете на единицу добытых полезных ископаемых;

5) увеличены приблизительно на 9 % ставки платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

 

Другие ресурсные платежи

Налог на недвижимое имущество. Незначительные коррективы претерпел порядок взимания налога на недвижимое имущество.

1. База налогообложения. С 01.04.14 г. базой налогообложения как для юридических, так и для физических лиц является общая площадь объекта жилой недвижимости, а не жилая площадь, как было ранее.

Стоит заметить. В связи с этими изменениями юридические лица, которые уже подали налоговую декларацию по налогу на недвижимое имущество за 2014 год (это сделано до 20 февраля 2014 года), должны доначислить налоговые обязательства по этому налогу за II — IV кварталы 2014 года. Чтобы это сделать, нужно подать уточняющую декларацию. Когда именно ее следует подавать, в НКУ четко не сказано. В связи с этим есть два варианта уточнения таких данных:

вариант 1 — считаем, что увеличение объекта налогообложения идеологически подпадает под понятие создания (отведения) нового объекта жилой недвижимости. В этом случае следует подать уточняющую декларацию формально — «в течение месяца со дня возникновения права собственности на такой объект», т. е. не позднее 1 мая 2014 года. Но поскольку это не совсем наш случай, пропуск этого срока, считаем, не штрафо­опасный.

Важно! Площадь нового объекта равна разнице общей и жилой площади объекта недвижимости;

вариант 2 — можно также считать, что увеличение площади объекта налогообложения — это вроде бы допущенная ошибка, которая привела к занижению налогового обязательства, начиная со ІІ квартала. В этом случае следует подать уточняющую декларацию по общим правилам исправления ошибок (п. 50.1 НКУ).

Если вы выберете этот вариант, то при заполнении декларации вам нужно будет найти дельту между правильно начисленным налоговым обязательством (за  I квартал — исходя из жилой площади, а за остальные — из общей) и размером обязательств, начисленных в декларации, поданной на 2014 год.

Внимание! Начислять штраф в размере 3 % следует только в том случае, если такая декларация будет подана после окончания предельного срока уплаты налогового обязательства за ІІ квартал 2014 года, т. е. если ее подать после 30.07.14 г. Если сделать это раньше, то начислять и уплачивать штраф не придется.

Какой из этих двух вариантов проведения уточнения имеет больше шансов на жизнь, до появления разъяснений налоговиков сказать сложно. Ближайший срок подачи уточняющей декларации истекает только через две недели, поэтому у вас есть время на размышления. Да и налоговики, надеемся, до того момента выскажут свою незаангажированную позицию.

Что касается физических лиц, то на них эти изменения пока еще никак не повлияют. Дело в том, что в 2014 году они уплачивают налоговые обязательства за прошлый год.

2. Льготы. Еще одним новшеством является расширение функций городских, поселковых и сельских советов при уплате этого налога. Органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по этому налогу для физических лиц. Раньше право на такие льготы имели исключительно религиозные организации. Чем должны руководствоваться такие органы при определении приобретателя льгот, в НКУ не сказано.

Плата за землю. Правила взимания земельного налога изменились не кардинально, хотя эти изменения имеют весомые последствия для плательщиков налога, в частности:

• проведена индексация на 8,3 % ставок налога за земельные участки в пределах населенных пунктов, НДО которых не проведена. Если у вас в собственности есть такой земельный участок, то придется провести уточнение начисленных налоговых обязательств начиная с апреля (как это сделать, читайте в «БН», 2012, № 31, с. 36). Для уточнения применяем старую форму декларации (с. 13 номера);

• установлено, что размер годовой арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности, установленный в договоре аренды, не может быть меньше 3 % НДО таких земель (п.п. 288.5.1 НКУ). Ранее минимальный предел арендной платы был определен отдельно для сельхоз­угодий (равнялся размеру земельного налога) и отдельно для других категорий земель (трехкратный размер земельного налога).

Если в вашем договоре аренды указана сумма, размер которой меньше этого предела, то органы местного самоуправления должны инициировать пересмотр ставок арендной платы. Субъект хозяйствования, в свою очередь, после такого пересмотра должен осуществить уточнение ранее начисленных обязательств (правила уточнения приведены в «БН», 2012, № 31, с. 36).

Эконалог. Ставки эконалога (приведенные в ст. 243 — 246, 247 и 248 НКУ) также претерпели некоторые незначительные коррективы. Они были увеличены на 8,3 % (см. с. 22 номера).

Такое увеличение не затронуло ставки утилизационного эконалога (ст. 2461 НКУ). Однако Верховная Рада 08.04.14 г. приняла Закон, которым вообще отменен такой вид эконалога.

Стоит также заметить. Новые ставки эконалога начали действовать с 01.04.14 г., т. е. с начала ІІ квартала 2014 года. Отчетность по эконалогу заполняется отдельно за каждый квартал без нарастающего итога. Поэтому у плательщиков этого налога проблем с заполнением отчетности при изменении ставок с начала квартала возникнуть не должно. А следовательно, традиционные* ежегодные подачи «двойных» приложений с новыми (проиндексированными) и старыми ставками в этом году вас обошли стороной.

* Подробно об этом — в «БН», 2013, № 10, с. 7.

Сбор за спецводопользование. Уплачивать сбор за спецводопользование с 01.04.14 г. будем по проиндексированным на 8,6 % ставкам (см. с. 30 номера). При этом, поскольку отчетность по сбору за спецводопользование заполняется нарастающим итогом с начала года, у вас могут возникнуть проблемы при составлении этой отчетности за ІІ квартал текущего года. В частности, при заполнении раздела «Нарахована сума збору з початку року» и с распределением установленного годового лимита использования воды за период, когда действовали разные ставки сбора.

Наверное, как и в прошлые годы (см. «БН», 2013, № 40, с. 37), придется начислять налоговые обязательства по разным ставкам в двух строках (в одной — по старым ставкам, а в другой — по новым). Хотя как именно это предложат делать налоговики, в данный момент сказать трудно. Поэтому подождем появления их официальных разъяснений. Мы же можем обещать только одно: с приближением предельного срока подачи отчетности за ІІ квартал разъясним все эти вопросы.

Внимание! При заполнении декларации по сбору за спецводопользование за I квартал 2014 года об упомянутых выше изменениях и проблемах, которые они вызывают, можете забыть. Такие новшества не влияют на расчет налоговых обязательств за этот период.

Радиочастотный сбор. Здесь только одно изменение — ставка сбора возросла в 2 раза (см. с. 29 номера). В то же время, если вы пользуетесь полосой радиочастот до 30 МГц (15 х 2) в каждом регионе отдельно, то отныне имеете право на применение понижающего коэффициента 0,75.

Сбор за первую регистрацию ТС. Правила взимания этого сбора по сравнению с другими налогами и сборами изменились несущественно. Внесено только одно изменение: размер ставок налога на все ТС увеличен на 8,3 % (см. с. 21 номера). Применять увеличенную ставку этого сбора субъекты хозяйствования будут при первой регистрации в Украине транспортных средств после 01.04.14 г.

 

 

ФСН

 

Изменения претерпели также правила взимания ФСН. Их суть сводится к тому, что с 01.01.15 г. базой обложения ФСН станет:

• для сельхозугодий — НДО одного гектара сельхозугодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений), с учетом коэффициента индексации, определенного по состоянию на 1 января базового налогового (отчетного) года;

• для земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ) — НДО одного гектара пашни в АР Крым или в области, с учетом коэффициента индексации, определенного по состоянию на 1 января базового налогового (отчетного) года.

Методика расчета коэффициента индексации заимствуется из порядка расчета платы за землю (п. 289.2. НКУ). Таким образом, данный коэффициент будет определяться кумулятивно в зависимости от даты проведения НДО земель.

Внимание! Новые правила определения базы налогообложения начинают действовать только с начала 2015 года. Таким образом, рассчитанный на 2014 год размер ФСН исходя из НДО одного гектара по состоянию на 1 июля 1995 года, без проведения индексации не подлежит пересмотру.

А вот с 2015 года рассчитывать размер ФСН придется уже с учетом коэффициента индексации. При этом поскольку НДО одного гектара для расчета ФСН была проведена еще по состоянию на 01.07.95 г., то коэффициент индексации следует рассчитывать от этой даты до года расчета налоговых обязательств.

На сегодняшний день размер кумулятивного коэффициента индексации (за период с 01.05.95 г. до 2014 года) уже составляет 3,2. Этот коэффициент рассчитан исходя из произведения коэффициентов индексации за: 1996 год — 1,703, 1997 год — 1,059, 1998 год — 1,006, 1999 год — 1,127, 2000 год — 1,182, 2001 год — 1,02, 2005 год — 1,035, 2007 год — 1,028, 2008 год — 1,152, 2009 год — 1,059, 2010 год — 1,0, 2011 год — 1,0, 2012 год — 1,0, 2013 год — 1,0. Индексация НДО земель за 2002, 2003, 2004 и 2006 годы не осуществлялась (индекс инфляции не превышал 110 %). На это, в частности, указывает Госземагенство (письмо от 10.01.14 г. № 12-28-0.22-95/2-14).

Будет ли индексироваться НДО земель еще и на индекс инфляции 2014 года, сможем сказать только в конце года. Но принимая во внимание нынешние темпы роста индекса потребительских цен, надеяться на положительное развитие событий (что он не превысит 110 %) не стоит. Поэтому НДО земель с 2015 года наверняка вырастет еще больше.

Нюанс. В связи с изменениями правил определения базы налогообложения с 2015 года сельхозтоваропроизводителям наверняка придется индексировать показатель НДО пашни на коэффициент 1,756 (п. 5 и 191 Методики № 231).

Напоминаем: на сегодняшний день такой коэффициент применяется только при расчете платы за землю. На расчет ФСН он не влиял. Объяснялось все это тем, что базой обложения ФСН является НДО земель сельхозназначения, проведенная именно по состоянию на 01.07.95 г. (это преду­смотрено в пока еще действующем п. 303.1 НКУ). Поэтому использование с 01.01.12 г. коэффициента 1,756 (п. 5 и 191 Методики № 231) при расчете НДО не соответствовало требованиям действующего законодательства. На это обращали внимание налоговики в письме от 16.02.12 г. № 4790/7/15-2217ф (см. «БН», 2012, № 11, с. 9) и в консультации, приведенной в категории 113.06 ЗIР Миндоходов, а также Госзем­агентство в письмах от 03.02.12 г. № 1370/22/4-12 и от 13.02.12 г. № 1979/22/4-12.

После того как с 01.01.15 г. правила определения базы обложения ФСН изменятся, использовать упомянутые выше аргументы, чтобы не применять коэффициент 1,756, не удастся. Поэтому при расчете ФСН за 2015 год придется использовать НДО пашни, увеличенную еще и на коэффициент 1,756.

Следовательно, на первый взгляд небольшие коррективы правил взимания ФСН приведут к достаточно значительному увеличению (более чем в 5 раз) налоговой нагрузки на сельхозтоваропроизводителей.

 

 

Выводы

ЕВС и соцвыплаты 

  • С 1 июля пособие при рождении ребенка зафиксировано в размере 41280 грн. для всех случаев. Едино­временно выплачивается 10320 грн., а затем ежемесячно — по 860 грн.

  • Пособие по уходу до 3 лет с 01.07.14 г. отменяется (как бы «вливается» в пособие при рождении).

  • Лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, остаются застрахованными в системе соцстрахования. Этот период включается в страховой стаж.

НДФЛ 

  • Изменения в НКУ в части НДФЛ вступят в силу с 01.07.14 г.

  • Дивиденды будут облагаться налогом по ставке 15 % у источника выплаты с последующим «пассивным» перерасчетом. Считаем, что по начисленным (выплаченным) дивидендам до 01.07.14 г. должна применяться ставка 5 % без дальнейшего перерасчета.

  • Проценты в пределах 17 ПМТЛ (в 2014 году — 20706 грн.) не облагаются НДФЛ.

  • По итогам года физлицо в декларации пересчитывает пассивные доходы (роялти, дивиденды, проценты и инвестприбыль) для применения шкалы ставок 15, 20 и 25 %.

  • С 01.07.14 г. НДФЛ нужно будет уплачивать с больших пенсий (более 10000 грн.). Пенсии до 10000 грн. не пострадают.

НДС 

  • Введена ставка НДС 7 % на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Ее можно применять к товарам, которые ранее были освобождены от налогообложения (Перечень № 867).

  • Налоговики настаивают, что при импорте лекарств нужно уплачивать НДС по ставке 20 %. Логики в таких требованиях нет. Планируется, что в ближайшее время парламентарии все-таки установят для импорта 7 %.

  • Облагать НДС лекарства по ставке 7 % нужно было с 01.04.14 г. Если вы в начале апреля продавали лекарства без НДС, то суммы налога безопаснее начислить «сверху» и уплатить за счет собственных средств.

  • Остатки лекарств, которые были приобретены без НДС, теперь тоже следует продавать с НДС. При этом плательщик имеет право включить в налоговый кредит входной НДС, уплаченный при приобретении товаров/услуг, облагаемых налогом по ставке 20 %.

  • Если у вас есть остатки товаров, приобретенных для хозяйственных нужд (канцтовары, МБП и т. п.), и вы не воспользовались правом на налоговый кредит или воспользовались только частично, то можете «восстановить справедливость» на основании бухгалтерской справки (п. 198.5 НКУ) в момент фактического использования.

  • В номере НН на поставку лекарств нужно указать вид льготной деятельности «7» (после первого знака дроби). В табличной части НН базу налогообложения укажите в гр. 9 и начислите НДС по ставке 7 % в разделе III НН.

  • В разделе I Реестра базу налогообложения укажите в гр. 10, а сумму НДС — в гр. 9.

  • Снова применяется временная «зерновая» льгота по НДС. Основные новации: получить экспортное возмещение могут только производители, да и то не все. Входной НДС не нужно распределять по необоротным активам, используемым по двойному назначению.

  • Увеличен со 100 до 150 евро размер таможенной стоимости товаров, операции по ввозу которых на таможенную территорию Украины являются объектом обложения НДС.

  • Уменьшена с 300 до 150 евро таможенная стоимость товаров, операции по ввозу которых на таможенную территорию Украины в международных почтовых и экспресс-отправлениях являются объектом обложения НДС. Но это изменение фактически «простаивает», потому что не изменился ТКУ.

«Валютный» сбор в ПФУ 

  • С 01.04.14 г. введен пенсионный сбор на операции по покупке наличной и безналичной валюты. Он касается как юридических, так и физических лиц. Ставка — 0,5 %. Начисляют, удерживают и перечисляют сбор и отчитываются по нему банки (финансовые учреждения).

Ресурсные платежи и ФСН 

  • Плательщиками платы за недра при добыче пресной подземной воды стали также субъекты хозяйствования (ФЛП и юрлица, кроме фермерских хозяйств), имеющие только разрешения на специальное водопользование, а также обычные физические лица, добывающие пресные подземные воды с применением электрических устройств в объеме более 13 куб. м на человека в месяц.

  • Изменен подход к определению базы обложения налогом на недвижимое имущество. Отныне как для юридических, так и для физических лиц базой налогообложения будет выступать общая площадь объекта жилой недвижимости, а не, как раньше, жилая. Такие изменения требуют от юрлиц уточнения налоговых обязательств, задекларированных на 2014 год.

  • Проведена индексация ставок налога за земельные участки в пределах населенных пунктов, НДО которых не проведена, на 8,3 %, и установлен минимальный размер годовой арендной платы с земель государственной и коммунальной собственности на уровне не менее 3 % НДО таких земель.

  • Ставки эконалога увеличены на 8,3 %, а сбора за спецводопользование — на 8,6 %. Такие коррективы вынуждают плательщиков спецводосбора при заполнении декларации за полугодие, как и в прошлые годы, начислять налоговые обязательстве по разным ставкам в двух строках (в одной — по старым ставкам (I квартал), а в другой — по новым (ІІ квартал)). Плательщиков эконалога в этот раз такая доля обошла стороной.

  • С начала 2015 года НДО земель при расчете ФСН будет приниматься с учетом индекса инфляции. Такие изменения повлекут за собой увеличение налоговой нагрузки на сельхозпредприятие более чем в 5 раз.

Документы и сокращения Темы

ТКУ — Таможенный кодекс Украины от 13.03.12 г. № 4495-VI.

Таможенный тариф — Закон Украины «О Таможенном тарифе Украины» от 19.09.13 г. № 584-VII.

Закон № 400 — Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.

Закон № 1166 Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» от 27.03.14 г. № 1166-VII.

Закон № 2240 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.01 г. № 2240-ІІІ.

Закон № 2811 — Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.92 г. № 2811-XII.

Проект № 4645 — Проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по устранению отдельных несогласованностей норм законодательства» от 07.04.14 г. № 4645.

Перечень № 867 — Перечень изделий медицинского назначения, операции по поставке которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 08.08.11 г. № 867.

Постановление № 955 — постановление КМУ «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» от 17.10.08 г. № 955.

Порядок № 794 — Порядок декларирования изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, которые закупаются за счет средств государственного и местных бюджетов, утвержденный постановлением КМУ от 13.08.12 г. № 794.

Порядок № 10 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Миндоходов от 14.01.14 г. № 10.

Порядок № 1751 — Порядок назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.01 г. № 1751.

Порядок № 1740 — Порядок уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций, утвержденный постановлением КМУ от 03.11.98 г. № 1740.

Порядок № 615 — Порядок предоставления специальных разрешений на пользование недрами, утвержденный постановлением КМУ от 30.05.11 г. № 615.

Положение № 450 — Положение о таможенных декларациях, утвержденное постановлением КМУ от 21.05.12 г. № 450.

Приказ № 1000 — приказ Минздрава «Об утверждении обязательного минимального ассортимента (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных заведений» от 29.12.11 г. № 1000.

Методика № 213 — Методика нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденная постановлением КМУ от 23.03.95 г. № 213.

НН — налоговая накладная.

Реестр — Реестр выданных и полученных налоговых накладных.

НДО — нормативно-денежная оценка.

ПМТЛ — прожиточный минимум на трудоспособное лицо.

МЗП — минимальная заработная плата.

ИСИ институт совместного инвестирования.

ФОН — фонд операций с недвижимостью.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше