Революционные изменения в администрировании НДС и «урезанные» льготы по налогу на прибыль

В избранном В избранное
Печать
Шпакович Николай
Бухгалтерская неделя Август, 2014/№ 32
Кардинальные изменения в системе налогообложения начались. Первой «ласточкой» можно считать реформирование системы администрирования НДС, предусмотренное в Законе № 1621, которое ждет нас с 01.01.15 г. По сравнению с этими изменениями сужение льгот по налогу на прибыль выглядит как «полумера», потому что лишь немного корректирует действующие правила. Однако эти изменения не менее важны, ведь они уже начали работать.

Льготы по налогу на прибыль

 

Ценные бумаги. «Канула в Лету» льготная ставка (10 %), применявшаяся для налогообложения прибыли, полученной от торговли ценными бумагами. Теперь этой ставки не будет (исключен п. 151.4 НКУ). Следовательно, прибыль от ценнобумажных операций будет облагаться по основной ставке 18 % (п.п. 153.8.3 НКУ).

Эта норма, равно как и другие изменения по налогообложению прибыли предприятий, предусмотренные Законом № 1621, вступила в силу с 03.08.14 г.

Напомним, что доходы от реализации товаров (в частности, и ценных бумаг) признаются по дате перехода к покупателю права собственности (п. 137.1 НКУ). Следовательно, операции с ценными бумагами, по которым право собственности передано покупателю до 03.08.14 г., будут облагаться по ставке 10 %. А с этой даты — по ставке 18 %.

Продавцы ценных бумаг должны провести «границу» между такими операциями. Соответственно и в декларации по налогу на прибыль их нужно декларировать отдельно!

Действующая форма декларации не позволяет начислять налог на прибыль по операциям с ценными бумагами отдельно по двум ставкам. Надеемся, что до начала декларационной кампании за III квартал контролеры подскажут, как это сделать.

Доходы ИСИ и ФОН. Доходы, полученные в виде процентов, начисленных по активам:

• институтов совместного инвестирования (ИСИ)

• и фондов операций с недвижимостью (ФОН),

будут включаться в объект обложения налогом на прибыль (изменения в п.п. 136.1.9 НКУ).

Ранее такие доходы вместе с другими доходами ИСИ и ФОН не учитывали при определении объекта налогообложения.

Предприятия теплоэнергетики. У предприятий топливно-энергетического комплекса, водо-, теплоснабжения и водоотведения часть прибыли освобождается от налогообложения (в пределах расходов, предусмотренных инвестиционными программами согласно пп. 154.8 и 154.9 НКУ). Такие плательщики имели еще одну привилегию. Они были освобождены от обязанности распределять амортизационные отчисления и расходы двойного назначения.

Теперь их лишили такой преференции. Исключен абзац девятый п. 152.11 НКУ.

«Гостиничная» льгота. Отменена временная льгота, освобождавшая от налогообложения прибыль, полученную от предоставления гостиничных услуг в гостиницах категорий «пять звезд», «четыре звезды» и «три звезды» (исключен п.п. «а» п. 17 подразд. 4 разд. XX НКУ).

Напомним, что эта льгота была введена с 01.01.11 г. и должна была работать до 01.01.21 г.

О том, как отделить льготную прибыль, полученную от гостиничного бизнеса, мы рассказывали в «БН», 2013, № 34, с. 17. Теперь у субъектов, пользовавшихся этой льготой, появится еще одна нелегкая задача. Нужно будет определить льготную прибыль за часть отчетного периода. Ведь эта норма вступила в силу с 03.08.14 г. Следовательно, нужно определить прибыль за льготный период — с 01.01.14 г. по 02.08.14 г. включительно.

Для этого нужно будет подсчитать «льготные» доходы и связанные с ними расходы. С доходами все более-менее понятно — дату их возникновения определяем по дате составления документа, подтверждающего предоставление услуги (п. 137.1 НКУ).

Совет. Чтобы применить льготу к «переходным» услугам, мы бы советовали составить отдельные документы за время проживания постояльцев по 02.08.14 г. включительно и после этой даты. Иначе контролеры все доходы от таких услуг зачислят в облагаемые налогом (по дате выезда постояльца из гостиницы).

С расходами намного сложнее. Ведь большинство из них нельзя привязать к какой-либо конкретной услуге (административные расходы, заработная плата, амортизация и т. п.).
На наш взгляд, такие расходы нужно распределить между льготным и налогооблагаемым периодом пропорционально количеству дней августа, приходящихся на каждый период. На льготные операции придется доля размером 2/31.

«Зеленая» электроэнергетика. Также отменена временная льгота (п.п. «в» п. 17 подразд. 4 разд. XX НКУ), освобождавшая от налого­обложения прибыль предприятий электроэнергетики, которые производят электрическую энергию исключительно из возобновляемых источников энергии (ветровые и солнечные электростанции).

 

Электронное администрирование НДС

 

Сразу успокоим. Большинство изменений, которые Закон № 1621 вносит в порядок уплаты НДС, начнут работать с 01.01.15 г.

Следовательно, еще есть немного времени для того, чтобы их осмыслить и подробно изучить. В течение этого времени Кабмин должен утвердить соответствующие подзаконные акты.

Самая грандиозная новость — новая система электронного администрирования НДС (СЭА). Ей посвящена ст. 2001 НКУ. В этой системе не просто будут вести учет сумм НО и НК плательщика, но еще по данным этой системы плательщик будет определять, на какую сумму он может выписать НН!!!

Да, именно так! Продавец не сможет выдавать НН по своему усмотрению на любую сумму.

Кардинально меняется подход к расчетам с бюджетом плательщиков НДС.

Действующая в данный момент система администрирования НДС позволяет плательщику в течение месяца проводить операции (выписывать и получать НН). Далее он подает декларацию, на основании которой уплачивает НДС в бюджет или получает право на БВ.

Согласно новому подходу, прежде чем выписать НН, плательщик должен финансово обеспечить сумму НДС, которая будет указана в такой НН. Для этого будут доступны следующие источники:

• суммы НДС, указанные в полученных НН, которые зарегистрированы в ЕРНН;

• суммы НДС, уплаченные таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Украины;

• собственные средства плательщика, которыми он пополнил свой счет, открытый в СЭА.

По сути, мы перейдем к свое­образному аналогу «предоплаченных услуг мобильной связи». Есть средства на счете — выдаете НН, закончились — прежде чем составить НН, пополните счет.

Продемонстрируем этот подход на двух примерах.

Пример 1. Плательщик НДС приобрел товары стоимостью 120 грн., в том числе НДС — 20 грн. (получил НН на сумму НДС 20 грн.). Если плательщик продает эти товары по цене 150 грн. без НДС, то он должен выписать НН и зарегистрировать ее в ЕРНН на сумму НДС 30 грн. (150 х 20 %).

Чтобы составить такую НН, продавец должен перечислить на свой счет в СЭА сумму 10 грн. Таким образом будет обеспечена сумма НДС в выписанной НН:

• 20 грн. — «входной» НН;

• 10 грн. — уплаченными средствами.

Если других операций у плательщика НДС в течение отчетного периода не будет, то уплачивать в бюджет разницу между НО и НК 10 грн. (30 - 20) он не обязан. Эти средства спишут с его счета в СЭА. Ведь будет предусмотрена возможность погашения обязательств по НДС за счет средств, учитываемых СЭА (абзац второй п. 87.1 НКУ). Старые источники (собственные средства) тоже не запрещено использовать для погашения обязательства по НДС.

Пример 2. Плательщик НДС получил от покупателя аванс в сумме 180 грн., в том числе НДС — 30 грн., а затем купил товары для поставки стоимостью 120 грн., в том числе НДС — 20 грн.

Чтобы выписать НН на сумму 30 грн., плательщику придется перечислить на свой счет в СЭА 30 грн. Иначе он не сможет зарегистрировать НН на эту операцию в ЕРНН. Уменьшить эту сумму за счет НН, которая будет получена позже (когда он приобретет товар), плательщик не сможет. Ведь «входная» НН должна быть зарегистрирована в ЕРНН на момент определения разрешенной суммы НО.

Как видите, плательщик уплачивает сумму НДС авансом, но не сразу в бюджет, а на «промежуточный» спецсчет в СЭА.

Конечно, для расчета разрешенной суммы НО будет учитываться предыдущая история взаимоотношений плательщика с СЭА. Формула расчета приведена в п. 2001.3 НКУ. Схематически она изображена на рис. 1 (см. с. 20).

 

Рис. 1. Формула расчета разрешенной суммы НО согласно п. 2001.3 НКУ

 

Как видите, увеличивают разрешенную сумму НО полученные НН и средства, уплаченные в бюджет при импорте и при пополнении личного счета в СЭА. Наоборот, уменьшают разрешенную сумму НО выданные НН и другие документы, в которых уже начислены НО, а также заявленные к возмещению суммы.

Другие детали о том, как именно будет функционировать СЭА, мы узнаем после того, как Кабмин разработает Порядок электронного администрирования НДС.

Кроме описанных революционных изменений, стоит обратить внимание еще на ряд «побочных» корректив, которые заинтересуют плательщиков НДС.

 

Регистрация НН

 

С 01.01.15 г. кардинально изменится порядок выдачи НН.

1. НН будут составлять только в электронной форме (п. 201.1 НКУ).

2. Будет функционировать только один реестр НН — ЕРНН. В нем нужно будет регистрировать:

во-первых, все расчеты корректировки к НН (изменения в п. 192.1 НКУ);

во-вторых, все НН независимо от суммы НДС в такой НН (изменения в п. 11 подразд. 2 разд. XX НКУ), в частности:

• НН, составленные на «условную поставку» при использовании приобретенных товаров/услуг в не облагаемых налогом операциях или в нехозяйственной деятельности (п. 198.5 НКУ);

• НН, составленные на услуги, полученные от нерезидента (п. 208.2 НКУ). Кстати, право на НК по таким услугам будет возникать синхронно с НО (п. 198.2 НКУ).

Внимание! Как мы уже говорили выше, в ЕРНН плательщик может зарегистрировать НН, сумма НДС в которых не превышает сумму финансового обеспечения, рассчитанную согласно п. 2001.3 НКУ.

Право на НК будет предоставлять только НН, зарегистрированная в ЕРНН. Об этом прямо будет указано в п. 198.6 НКУ.

Судя по всему, именно в ЕРНН будет осуществляться нумерация НН и расчетов корректировки к ним. Не зарегистрировав НН или расчет корректировки в ЕРНН, вы не будете иметь номера для такого документа. Соответственно, покупатель не получит право на НК.

Хорошая новость! Привычного Реестра выданных и полученных НН не будет, т. е. ни продавец, ни покупатель не будут регистрировать у себя выданные/полученные НН.

3. В качестве «пережитка» из прошлого останется Реестр документов, предоставляющих право на НК без НН. Это документы, указанные в п. 201.11 НКУ (транспортные билеты, гостиничные счета, кассовые чеки и т. п.). В перечень этих документов попала НН, составленная на услуги, полученные от нерезидента (новый п.п. «в» п. 201.11 НКУ). Получается, что такую НН нужно зарегистрировать в ЕРНН (чтобы получить право на НК), а затем еще записать в свой Реестр.

Надеемся, что теперь контролеры не будут требовать от плательщиков НДС вписывать в этот Реестр документы, не имеющие отношения к начислению НДС, такие как банковские выписки.

Электронные копии этого «урезанного» Реестра нужно будет подавать вместе с декларацией.

Осторожно! Жалоба на поставщика НЕ будет «железным» основанием для того, чтобы сформировать НК (новая редакция абзаца одиннадцатого п. 201.10 НКУ).

Жаловаться на поставщика не запрещено, но если поставщик не обеспечил финансово свои НО, то вы не получите право на НК. Каким образом покупатель сможет претендовать на НК в такой ситуации, пока непонятно. Похоже, что по замыслу авторов Закона № 1621 претензии нужно будет предъявлять продавцу.

 

База налогообложения

 

Период «демократии» в обложении НДС убыточных продаж закончится с началом 2015 года. Как и до введения трансфертного ценообразования (до 01.09.13 г.), при определении базы налогообложения нужно будет ориентироваться на цену приобретения (изменения в п. 188.1 НКУ). Новый порядок определения базы налогообложения показан на рис. 2.

 

Рис. 2. База для начисления НДС с 01.01.15 г.

 

Обратите внимание! В ситуации, когда товары поставляются в контролируемой операции, цена таких товаров должна соответствовать уровню обычных цен, рассчитанному по трансфертным правилам. Однако если обычная цена окажется ниже цены приобретения товаров/услуг, то для начисления НДС базой будет цена приобретения. В обратной ситуации, когда обычная цена выше цены приобретения, базой для налогообложения будет обычная цена. Таким образом, в качестве базы налогообложения берем наибольшую из величин:

• или фактическую цену;

• или обычную цену (в контролируемых операциях);

• или цену приобретения (для необоротных активов — остаточную стоимость).

 

Расчеты с бюджетом

 

Централизованная уплата НДС. Уплата НДС в бюджет будет осуществляться автоматически. Контролеры будут подавать реестр «должников» в банк, в котором будут открыты спецсчета для обслуживания СЭА (п. 200.2 НКУ). От плательщика НДС требуется лишь заблаговременно обеспечить наличие соответствующей суммы (финансового обеспечения) на своем счете в СЭА.

Отрицательное значение. Изменится алгоритм действий в ситуации, когда в декларации по НДС возникает ОЗ — заполнена стр. 19 (п. 200.3 НКУ).

ОЗ будет зачисляться таким образом:

1) как и ранее, сначала будет уменьшать налоговый долг по НДС (в данный момент это стр. 20.1 декларации). Но такое зачисление возможно в части, не превышающей сумму, рассчитанную в соответствии с п. 2001.3 НКУ на момент подачи декларации (сумму финансового обеспечения);

2) если налогового долга нет, то ОЗ:

• либо зачисляется в состав НК следующего отчетного периода;

• либо подлежит возмещению по заявлению плательщика. Здесь тоже нельзя превысить сумму финансового обеспечения, исчисленную в соответствии с п. 2001.3 НКУ на момент подачи декларации.

Обратите внимание! Заявить БВ в 2015 году можно будет в том отчетном периоде, в котором оно возникло. На месяц раньше, чем по нынешним правилам!

Дальше еще интереснее. Из ст. 200 НКУ исключили нормы (пп. 200.10 и 200.11 НКУ), регламентировавшие порядок проведения камеральных и документальных проверок суммы БВ.

Очевидно, что с 01.01.15 г. внеплановые документальные проверки деклараций с заявленным БВ будут проводить в общем порядке — если для этого есть основания, предусмотренные в п. 78.1 НКУ. В частности, таким основанием является декларирование к возмещению суммы более 100 тыс. грн. (п.п. 78.1.8 НКУ).

Автоматическое возмещение. Подкорректированы критерии для получения автоматического БВ.

Остались требования о том, что кандидат на автовозмещение:

• не является банкротом;

• не имеет «компрометирующих» записей в ЕГР;

• не имеет налогового долга;

• не декларировал убытки (только для крупных плательщиков).

Кроме того, подкорректирован п.п. 200.19.3 НКУ, который требует, чтобы остаточная балансовая стоимость необоротных активов на отчетную дату по данным налогового учета превышала в 20 раз сумму БВ. При этом должно выполняться хотя бы одно из двух условий:

• плательщик осуществляет операции, к которым применяется нулевая ставка (удельный вес которых в течение предыдущих 12 месяцев в совокупности составляет не менее 40 % общего объема поставок);

• плательщик осуществил инвестиции в необоротные активы в размерах не менее 3 млн грн. в течение последних 12 календарных месяцев.

 

Другие изменения в НДС

 

Электронная отчетность. С 01.01.15 г. вся отчетность по НДС будет электронной (п. 49.4 НКУ). Все плательщики НДС (даже малые предприятия и ФЛП) должны будут подавать декларации по НДС в электронной форме.

Ничего странного в этой норме нет. Уже давно плательщики НДС подают копии Реестров выданных и полученных НН исключительно в электронной форме. Естественно, что, имея возможность подать отчетность по НДС в электронной форме, не многие подают Реестры в электронной форме, а декларации — на бумажных носителях.

Теперь электронизация отчетности по НДС будет полностью узаконена.

Регистрационный предел. Существенно повышен регистрационный предел для обязательной регистрации в качестве плательщика НДС. С 01.01.15 г. он составит 1 млн грн. Плательщики НДС, у которых объем поставок в течение 2014 года окажется меньше этой суммы, получат возможность отказаться от регистрации в качестве плательщиков НДС. Для этого нужно будет подать налоговикам заявление по форме № 3-ПДВ.

Нулевая ставка. Проезд в поездах «Интерсити+» уже с 03.08.14 г. облагается НДС на общих основаниях по ставке 20 % (п.п. «г» п.п. 195.1.3 НКУ). Ранее к таким операциям применялась нулевая ставка.

Изменения во временных льготах. Продлены до 01.01.15 г. сроки действия в существующем в данный момент виде «зерновой» льготы по НДС (п. 151 подразд. 2 разд. XX НКУ). При этом с 01.01.14 г. получить БВ при экспорте зерновых и технических культур наряду с землевладельцами смогут и арендаторы земельных участков.

Уже с 03.08.14 г. отменено действие льготы по НДС на поставку, импорт и экспорт древесины (п. 23 подразд. 2 разд. XX НКУ).

 

Выводы

  • С 03.08.14 г. финансовый результат от операций с ценными бумагами облагается налогом по ставке 18 %.

  • Также отменены некоторые льготы по налогу на прибыль, в частности «гостиничная льгота».

  • Новая система администрирования НДС начнет работать с 01.01.15 г.

  • Нас ожидают: регистрация всех НН в ЕРНН, предоплата НО, сокращенные сроки БВ.

  • Предельная сумма для обязательной регистрации в качестве плательщика НДС будет увеличена до 1 млн грн.

  • При определении базы для начисления НДС опять нужно будет «оглядываться» на цену приобретения.

Документы и сокращения статьи

Закон № 1621 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 31.07.14 г. № 1621-VII.

БВ  бюджетное возмещение.

ОЗ — отрицательное значение разницы между суммой налоговых обязательств и налогового кредита.

ЕГР — Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

ЕРНН — Единый реестр налоговых накладных.

НО — налоговые обязательства.

НК — налоговый кредит.

НН — налоговая накладная.

СЭА — Система электронного администрирования НДС.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить