Налоговый учет расходов на ремонт арендованного коммунального имущества не отличается от учета ремонта «обычного» объекта аренды. Представим его схематично (см. с. 47).
Как правило, бюджетники в договорах аренды прописывают право арендатора проводить ремонты/улучшения арендованного имущества с разрешения арендодателя за счет собственных средств арендатора без какой-либо компенсации понесенных расходов. Отражение этой ситуации в учете мы рассмотрим на примере.
Пример. Арендатор с разрешения арендодателя произвел улучшение здания, арендованного под магазин. Дооборудование произведено с привлечением подрядной организации. Расходы на улучшение составили 54000 грн. (в том числе НДС 20 % — 9000 грн.).
Арендатор уже исчерпал 10 % ремонтный лимит в налоговом учете. Поэтому из расходов на улучшение арендатор формирует отдельный объект основных средств (ОС) «Ремонты (улучшения) арендованного магазина» группы 3 балансовой стоимостью 45000 грн. со сроком амортизации 20 лет.
Согласно договору по окончании срока аренды улучшения передаются арендодателю, но без возмещения расходов арендатору.
Учет данных операций отразим в таблице.
| Содержание операции | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | ||||
| дебет | кредит | сумма | доходы | расходы | строка «прибыльной» декларации или приложения к ней | |
| Аренда | ||||||
| 1. Отражены капитальные инвестиции при проведении улучшений здания | 153 | 631 | 45000,00 | — | — | — |
| 2. Сумма НДС включена в состав налогового кредита на основании налоговой накладной | 641 | 631 | 9000,00 | — | — | — |
| 3. Сформирован объект прочих необоротных материальных активов | 117 | 153 | 45000,00 | — | — | — |
| 4. Начислена амортизация объекта прочих необоротных материальных активов (ежемесячно) | 93 | 132 | 187,50 | — | 187,50 | Стр. 06.2 декларации |
| 5. Оплачены работы подрядной организации | 631 | 311 | 54000,00 | — | — | — |
| По окончании срока аренды улучшения передаются арендодателю | ||||||
| 6. Списана сумма начисленной амортизации по арендованному объекту | 132 | 117 | 20000,00 (условно) | — | — | — |
| 7. Списана на расходы остаточная стоимость объекта прочих необоротных материальных активов (45000 - 20000) | 976 | 117 | 25000,00 | — | 25000,00 | Стр. 06.4 декларации (стр. 06.4.18 приложения ІВ) |
| 8. Начислены налоговые обязательства по НДС (25000 х 20 %) | 976 | 641 | 5000,00 | — | — | — |
В заключение порекомендуем вам также ознакомиться со Шпаргалкой бухгалтера «Ремонт (улучшение) арендованных ОС» // «БН», 2013, № 49, с. 21.

