Темы статей
Выбрать темы

Страховые свидетельства работников: нужно менять на удостоверения, но, похоже, не сейчас

Статья

Страховые свидетельства работников: нужно менять на удостоверения, но, похоже, не сейчас

Страховое свидетельство для граждан многих стран — очень серьезный документ. Оно дает право на получение помощи от государства, бесплатного или льготного медобслуживания, да и просто является равноправным документом по удостоверению личности. У нас пока этот документ такой силы не имеет. Более того, скоро его заменит удостоверение застрахованного лица. Обсудим, что об этом должен знать работодатель.

Жанна СЕМЕНЧЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», bn@id.factor.ua

 

История или реалии?

Начнем с того, что страховые свидетельства в нашей жизни появились в уже далеком 2000 году. Свидетельства выдаются в соответствии с Порядком № 1306, который разработан во исполнение ст. 8 Закона № 16/98.

Уверены, что многие граждане Украины имеют такой документ (заламинированное «Свідоцтво про загальнообов’язкове державне соціальне страхування» светло-зеленого цвета). Номер свидетельства соответствует номеру учетной карточки плательщика налогов (идентификационному номеру физлица).

Для чего оно нужно? Как сказано в п. 2 Порядка № 1306, свидетельство подтверждает право застрахованного лица на получение услуг и матобеспечения по соцстрахованию. Свидетельство предъявляется застрахованным лицом в случае получения услуг и мат­обеспечения за счет соцстраха, во время заключения трудового договора (контракта), договора гражданско-правового характера на выполнение работ, услуг, во время приема на учебу, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством (п. 17 Порядка № 1306).

Получить свидетельство на работающих граждан обязаны их работодатели. Для этого они подают в орган Пенсионного фонда анкету застрахованного лица. Через три недели со дня получения анкеты орган Пенсионного фонда обязан выдать свидетельство (п. 8 Порядка № 1306).

Однако ввиду массовости обращений работодателей, свидетельства выдавались со значительным опозданием. При этом де-факто отсутствие свидетельства не являлось основанием для увольнения работника или для отказа в приеме на работу. Для целей налогообложения (НДФЛ, ЕВС, а ранее соцвзносов) и персонифицированного учета достаточно наличия у работника идентификационного номера (он же является номером его страхового свидетельства).

Важно! Штрафы за отсутствие свидетельства действующим законодательством не предусмотрены.

Единственная опасность заключалась в том, что без свидетельства работник не сможет получить соцпособия (например, в случае болезни или отпуска по беременности и родам). Но эти опасения не подтвердились. Аргумент — свидетельство не указано в перечне документов, дающих право на пособия согласно Закону № 2240. Это подтвердил и ФВПТ в своем письме от 01.03.11 г. № 01-16-345.

Обратите внимание. В данном письме ФВПТ разъясняет, как заполнить заявку-расчет на получение пособие в случае, если у работника нет страхового свидетельства (об этом в конце данного материала).

Польза свидетельства (и, на наш взгляд, главное его предназначение) — возможность физлица бесплатно получить сведения о себе в системе персонифицированного учета в любом органе ПФУ (письмо ПФУ от 06.12.05 г. № 15407/03-02).

 

Реалии или будущее?

С 1 января 2011 года начал действовать Закон о ЕВС. В нем о свидетельстве ничего не говорится. Речь идет уже об удостоверении застрахованного лица. Это специальный документ в виде электронной смарт-карты с визуальными персонифицированными признаками. Предназначение удостоверения — документирование, сохранение и использование индивидуальной информации о приобретенных застрахованным лицом правах в сфере общеобязательного государственного соцстрахования.

Как мы понимаем, удостоверение должно выглядеть, как банковская платежная карточка, с данными о физлице и штрихкодом для считывания информации. Номер удостоверения (как и свидетельства) опять же должен соответствовать идентификационному номеру физлица.

Переходными положениями Закона о ЕВС (п. 1 раздела VIII) дата внедрения удостоверений была назначена на 01.01.14 г. Эта дата уже наступила. Однако Кабмин, которого законодатель обязал в течение 3 лет обеспечить внедрение удостоверений, до сих пор не утвердил ни образец, ни порядок выдачи удостоверения.

Итог. Можно утверждать, что норма о переходе на удостоверения пока мертва.

Важно! Сейчас на рассмотрении в Верховной Раде находится законопроект под № 3266 о переносе начала действия этой нормы на 1 января 2015 года. Причина — дефицит средств соцстрахования. «Обилетить» удостоверениями надо 14 млн человек. На это нужны «неподъемные» суммы.

Поэтому, скорее всего, еще год удостоверения так и не увидят свет. И это, наверное, в лучшем случае.

Поэтому, как представляется, нужно продолжать «жить» по свидетельствам. А там, где речь идет об удостоверении, видеть свидетельство.

Напомним, с 01.01.14 г. работодатель обязан (ч. 2 ст. 6 Закона о ЕВС):

• проверять во время приема на работу наличие у физлица удостоверения;

• сообщать в составе отчетности о приеме на работу физлица, сведения о котором отсутствуют в Госреестре соцстрахования или которое не предъявило по требованию работодателя удостоверение, и подавать необходимые сведения и документы для взятия его на учет;

• получать в территориальном органе Пенсионного фонда удостоверения и выдавать их застрахованным лицам.

Выводы

  • Пока действует страховое свидетельство, а не удостоверение.

  • Внедрять удостоверение, скорее всего, начнут с 01.01.15 г.

  • Даже если у работника нет свидетельства, он не лишается права на соцпособия.

Документы статьи

Закон № 16/98 — Закон Украины «Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании» от 14.01.98 г. № 16/98-ВР.

Порядок № 1306 — Порядок выдачи свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании, утвержденный постановлением КМУ от 22.08.00 г. № 1306.

 

 

Это Вам пригодится

Извлечение из письма Исполнительной дирекции ФВПТ от 01.03.11 г. № 01-16-345

 

«Страхователи-работодатели, в случае отсутствия у застрахованного лица страхового свидетельства, в виде исключения, могут в графе 3 обратной стороны заявления-расчета указать номер учетной карточки застрахованного лица… номер учетной карточки застрахованного лица — это номер персональной учетной карточки застрахованного лица, соответствующий идентификационному номеру физического лица согласно ГРФЛ. Для застрахованных лиц, которые из-за религиозных убеждений отказались от идентификационного номера, о чем имеют соответствующую отметку в паспорте, указываются данные свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании: серия и номер (NNN XXXXXX — три буквы, пробел, шесть цифр); если у такого застрахованного лица отсутствует свидетельство об общеобязательном государственном социальном страховании, указываются серия и номер паспорта (БКNNXXXXXX — «БК» — константа, указывающая на регистрацию по паспортным данным; «NN» — две украинские буквы серии паспорта (верхний регистр); «XXXXXX» — шесть цифр номера паспорта (с ведущими нулями). Для лиц, не являющихся гражданами Украины, но работающих на территории Украины и не имеющих идентификационного номера, указываются серия и номер документа, удостоверяющего личность».

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше