Темы статей
Выбрать темы

Пора в Интернет: разрабатываем и размещаем собственный сайт

Редакция БН
Статья

Пора в Интернет: разрабатываем и размещаем собственный сайт

Еще совсем недавно пользование сетью Интернет считалось роскошью. Налоговики признавали расходы на эти цели, только если будут доказательства их связи с хоздеятельностью. Сейчас, скорее, наоборот: если у предприятия нет Интернета, то у проверяющих могут возникнуть сомнения, а действительно ли им ведется какая-то деятельность. Более того, сейчас часто недостаточно просто пользоваться сетью Интернет, там нужно размещаться.

Вы тоже считаете, что пора размещаться? Тогда эта статья для вас.

Жанна СЕМЕНЧЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», bn@id.factor.ua

 

Что нужно для сайта

Чтобы заявить о себе в Интернете, субъекту нужно:

разработать веб-сайт собственными силами или с помощью услуг третьих лиц;

оплатить регистрацию доменного имени. Если не углубляться в технические дебри, домен — это уникальное наименование, адрес сайта (например, www.factor.ua, www.minrd.gov.ua и т. п.);

оплатить хостинг (от англ. host — хозяин) — услугу по физическому размещению веб-сайта на сервере, который имеет постоянное подключение к Интернету. Это реализуется либо путем предоставления места на сервере, который используется для хранения множества веб-сайтов (так называемый виртуальный хостинг), либо путем предоставления отдельного сервера (услуга выделенного сервера).

Далее рассмотрим каждую составляющую затрат подробнее.

 

Создание (покупка) сайта

Веб-сайт — совокупность программных и аппаратных средств с уникальным адресом в сети Интернет вместе с информационными ресурсами, которые находятся в распоряжении определенного субъекта и обеспечивают доступ юридических и физических лиц к этим информационным ресурсам и другие информационные услуги через сеть Интернет*.

* Такое определение приведено, в частности, в приказе № 17.

Веб-сайт является результатом творческой работы, на который разработчик (автор) имеет личные не- имущественные права, а собственник (заказчик) — имущественные права.

Как видим, веб-сайт относится к объектам авторского права, под которыми понимаются произведения в сфере науки, литературы и искусства (ч. 1 ст. 8 Закона № 3792).

На заметку. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрация произведения или какое-либо иное специальное его оформление (ч. 2 ст. 11 Закона № 3792).

В учете расходы на создание веб-сайта, исключительные имущественные права на который принадлежат предприятию-заказчику, формируют первоначальную стоимость (ПС) нематериального актива (НА). Подтверждают это и контролеры (подкатегория 102.09.01 ЗІР Миндоходов). Причем в НУ такой объект включается в состав НА группы 5 (авторские и смежные с ними права).

Обратите внимание: расходы на создание сайта в БУ капитализируем только в том случае, если выполнены все критерии признания НА, среди которых возможность получения будущих экономических выгод от реализации или использования НА (п. 7 П(С)БУ 8).

В отношении сайта-визитки (страничка с названием субъекта, его месторасположением, видами деятельности, контактами) или промоушн-сайтов (небольших временных сайтов, созданных с целью продвижения одного товара (товарной линии), отдельной услуги, информирования об акции и т. д.)­ такие критерии не выполняются (см. также п. 8 Интерпретации SIC 32 «Нематериальные активы: расходы на страницу в Интернете»). В связи с этим расходы на создание таких сайтов не формируют стоимость НА, а учитываются в расходах отчетного периода как затраты на рекламу и продвижение продукции (п. 9 П(С)БУ 8). Однако в НУ такие сайты все равно признаются объектом НА (подкатегория 102.09.01 ЗІР Миндоходов).

Порядок формирования ПС такого объекта НА зависит от способа создания сайта (смотрите табл. 1).

Ввод в эксплуатацию веб-сайта оформляется Актом ввода в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (типовая форма № НА-1, утвержденная приказом № 732). Информация из Акта по форме № НА-1 заносится в Инвентарную карточку учета объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (типовая форма № НА-2), которая оформляется на каждый объект или группу однотипных по назначению и условиям использования объектов права интеллектуальной собственности.

При вводе сайта в эксплуатацию устанавливается его срок полезного использования (СПИ) (гр. 6 Акта по ф. № НА-1).

Таблица 1. Способы создания веб-сайта

Способ

Оформление

Расходы, формирующие ПС сайта

Хозяйственный (собственными силами)

Работнику выдается задание (или заключается авторский договор) по разработке и использованию сайта. Результатом такой работы является служебное произведение(1). Исключительные имущественные права на служебное произведение принадлежат работодателю, если иное не установлено договором (ч. 2 ст. 16 Закона № 3792).

Рекомендация: во избежание споров в договоре обязательно следует прописать, что исключительные имущественные права на созданный сайт принадлежат работодателю.

По окончании работы составляется отчет о выполнении служебного задания или акт приема-передачи работ (если заключался авторский договор)

Здесь учитываются затраты на:

1) оплату труда работника (авторское вознаграждение согласно договору или сумма начисленной зарплаты согласно установленному окладу)(2);

2) ЕВС с суммы зарплаты такого работника. Если работнику выплачивается авторское вознаграждение согласно договору, ЕВС не начисляется(3);

3) амортизацию объектов ОС, задействованных в разработке сайта;

4) прочие расходы (услуги третьих лиц по созданию отдельных элементов, тестированию сайта и т. п.)

Подрядный (с помощью услуг третьих лиц)

С исполнителем заключается договор заказа на изготовление и использование веб-сайта (ч. 6 ст. 33 Закона № 3792).

В договоре обязательно указывается, что к заказчику переходят исключительные имущественные права на созданный объект.

По факту выполнения заказа составляется акт приема-передачи выполненных работ

Расходы заказчика сайта состоят из стоимости услуг третьих лиц (согласно договору, акту приема-передачи).

Важно: если эти услуги оказывает физлицо — не предприниматель, заказчик с такого дохода удерживает НДФЛ по ставке 15 (17) %.

ЕВС с авторского вознаграждения не взимается (п. 9 раздела I Перечня № 1170)

Покупка готового сайта

Предприятие может приобрести уже готовый сайт. В таком случае стороны заключают договор о передаче исключительных имущественных прав на сайт

Стоимость сайта согласно договору и акту приема-передачи.

Нюанс: при покупке сайта у физлица — не предпринимателя удерживается НДФЛ по ставке 15 (17) %. ЕВС не взимается

(1) Служебное произведение — произведение, созданное автором в порядке выполнения служебных обязанностей в соответствии со служебным заданием или трудовым договором (контрактом) между ним и работодателем (ст. 1 Закона № 3792).

(2) Если в трудовые обязанности работника входит разработка сайта, то за время выполнения служебного задания ему начисляется заработная плата согласно установленному окладу (ставке). Если выполнение данного задания выходит за рамки трудовых обязанностей, то оно выполняется работником на основании договора с выплатой авторского вознаграждения.

(3) Это подтверждают и специалисты ПФУ (см. «БН», 2011, № 24, с. 31). Хотя в письме ПФУ от 11.07.11 г. № 14179/03-30 была высказана иная позиция: ГП-договор на создание произведения имеет признаки договора на выполнение работ, поэтому выплачиваемое по нему вознаграждение облагается ЕВС. Чтобы уйти от споров с проверяющими, с физлицом следует заключить не договор заказа, а договор о передаче исключительных имущественных прав на веб-сайт. Предметом такого договора является покупка прав на объект интеллектуальной собственности, а, значит, вопрос с ЕВС не возникает.

 

В НУ минимальный СПИ для группы 5 НА составляет 2 года.

Внимание. С 1 января 2014 предприятие самостоятельно может определять срок использования НА, для которых правоустанавливающими документами не установлен срок действия, но не менее 2 и не более 10 лет (Закон № 657*). До этого был строгий срок — 10 лет.

* Подробно об изменениях, которые вносит этот закон, вы можете прочесть в Теме недели «Масштабное улучшение НКУ» // «БН», 2013, № 47, с. 34.

В БУ нет требования о минимальном СПИ объектов НА. По желанию в БУ предприятие может установить такой же СПИ, что и в НУ. Такое право дает абз. седьмой п. 26 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы».

Что касается методов амортизации, то и в НУ, и в БУ применяется один из пяти имеющихся методов (пп. 145.1.1, 145.1.5 НКУ; п. 27 П(С)БУ 8): прямолинейный, уменьшения остаточной стоимости, ускоренного уменьшения остаточной стоимости, кумулятивный или производственный*.

* О расчете амортизации по каждому из методов мы говорили в Шпаргалке бухгалтера «Амортизация основных средств» // «БН», 2013, № 45, с. 23. Порядок расчета амортизации НА идентичен.

 

Регистрация доменного имени

Рассматривая эти расходы, важно понимать, что доменное имя не продается, а передается клиенту во временное пользование (обычно на один год). По окончании периода действия регистрации домена необходимо продлить его регистрацию, повторно оплатив установленную регистратором сумму. В связи с этим данные расходы представляют собой затраты на техническое обеспечение работы сайта в сети Интернет. Говорить о том, что эти расходы являются затратами на приобретение (создание) НА, нельзя.

В БУ плату за регистрацию доменного имени на весь период вперед целесообразнее всего отражать по дебету счета 39 «Расходы будущих периодов» с постепенным отнесением этой суммы в состав расходов отчетных периодов (по дебету счета 93 «Расходы на сбыт», так как основная функция сайта, как правило, рекламная).

То же самое в НУ: такие затраты включаются в расходы отчетного периода (расходы на сбыт, стр. 06.2 Декларации), а не в ПС веб-сайта.

Мнение Миндоходов: затраты по регистрации домена увеличивают ПС НА (веб-сайта) (подкатегория 102.09.03 ЗІР Миндоходов).

Наша позиция: говорить об увеличении ПС НА можно только в том случае, если такие услуги включены в стоимость веб-сайта его разработчиком (продавцом). При отдельной оплате этих услуг правильнее, на наш взгляд, и в БУ, и в НУ включать их в расходы по мере их фактического получения.

 

Хостинг

Выше мы уже говорили, что по своей сути данная услуга очень похожа на аренду (в пользование берется место на виртуальном или отдельном сервере).

Данные расходы не связаны с доведением веб-сайта до пригодного для его использования состояния. Эти расходы, скорее, направлены на его поддержание в рабочем состоянии. В этой связи затраты на оплату хостинга, по нашему мнению, не увеличивают ПС НА (веб-сайта), а включаются в расходы отчетного периода (п. 18 П(С)БУ 8).

В НУ такая же ситуация — эти затраты относятся в состав расходов (расходы на сбыт, стр. 06.2 Декларации) в периоде отражения расходов в БУ.

Мнение Миндоходов: затраты на хостинг, так же как и расходы на разработку (покупку) сайта, относятся на увеличение ПС объекта НА (подкатегория 102.09.03 ЗІР Миндоходов). Но мы с этим не согласны.

 

Обновление контента и «раскрутка» сайта

Вы запустили сайт с информацией о вашем предприятии, товарах (услугах), ценах и т. п. Однако все течет, все изменяется: расширяется ассортимент, «скачут» цены, проводятся рекламные акции. Расходы на обновление и пополнение контента (содержащейся на сайте информации), размещение новостей и т. п. направлены на поддержание сайта в актуальном состоянии. Такие затраты в НУ и БУ включаются в расходы отчетного периода.

Аналогично с позиции учета обстоят дела и с затратами на продвижение (раскрутку) сайта. Для этого используются разные технологии: контекстная реклама, продвижение в поисковых системах по определенным ключевым словам.

Для справки. Контекстная реклама представляет собой текстовые объявления рекламного характера или баннеры, показываемые сразу под строкой поиска либо справа от окна выдачи результатов поисковой системы по определенным запросам (соответствующей тематики) или на страницах тематических сайтов. Ее видят посетители Интернета, которые интересовались похожей тематикой. Кликнув на заинтересовавший текст (вашу контекстную рекламу), посетитель попадает на ваш сайт.

Продвижение сайта в поисковых системах состоит в основном в работе над самим сайтом, а именно в оптимизации его текстов, стру­к­­туры, некоторых других специфических параметров под алгоритмы работы поисковых систем. Эти мероприятия направлены на то, чтобы ваш сайт «выскакивал» в числе первых, когда посетитель что-то ищет в Интернете по ключевым словам.

В последнее время все больший оборот набирает раскрутка сайта через социальные сети.

Цель этих мероприятий — поднять посещаемость сайта, увеличить отклик на него в поисковых системах. Не вдаваясь в технические подробности, определим главное, что нужно знать бухгалтеру: такие расходы являются затратами на рекламу и включаются и в НУ, и в БУ в расходы отчетного периода.

Важно. Учитывая, что к расходам на маркетинг и рекламу проверяющие относятся с особым вниманием, предприятие должно иметь подтверждающие документы (договор, акты предоставленных услуг). Кроме того, как говорится в ОНК № 123*, нужно доказать связь этих расходов с хозяйственной деятельностью. Здесь могут помочь отчеты о расшифровке фактически проведенной работы, составленные исполнителем либо свои­ми работниками — специалистами в области IT-технологий.

* Наш комментарий к этому документу вы можете прочитать в «БН», 2012, № 10, с. 4.

 

НДС

Здесь хотим обратить внимание на п. 261 подраздела 2 раздела ХХ НКУ: временно с 01.01.13 г. до 01.01.23 г. освобождаются от обложения НДС операции по поставке программной продукции (ПП).

Важно. Для этих целей к ПП относятся в том числе и интернет-сайты.

Подробно см. в статье «Льготы по НДС для программной продукции: первая Обобщающая налоговая консультация Миндоходов»//­ «БН», 2013, № 43, с. 31**. Вкратце остановимся на основных выводах с позиции рассматриваемых сегодня вопросов:

1) освобождение от НДС преду­смотрено по операциям поставки ПП (т. е. согласно договору о передаче исключительных имущественных прав на веб-сайт). А вот поставка услуг (выполнение работ) по разработке ПП или ее компонентов, на которые право собственности получает заказчик после завершения таких услуг (работ), облагается НДС в общеустановленном порядке (льготы нет)***;

2) услуги хостинга и регистрации доменного имени не относятся к операциям поставки ПП, поэтому не попадают под льготу. Исключение — если такие услуги включены продавцом в стоимость веб-сайта и отдельно не выделяются;

3) операции по поставке ПП (сайта) от нерезидента резиденту на таможенную территорию Украины не облагаются НДС (основание — п. 261 подраздела 2 раздела ХХ НКУ).

** В связи с утверждением ОНК № 536.

*** Чтобы воспользоваться льготой, в договоре между исполнителем и заказчиком следует указать, что исключительные имущественные права на ПП приобретает исполнитель, а затем передает их заказчику.

 

Пример

Порядок БУ и НУ операций по созданию и размещению сайта приведем в табл. 2.

Таблица 2. Учет расходов в НУ и БУ

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ПС НА

Расходы

1

2

3

4

5

6

Создание и размещение сайта

1. Перечислена разработчику предоплата за создание веб-сайта (плата за регистрацию доменного имени входит в стоимость таких услуг)(1)

371

311

9000,00

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

1500,00

3. Подписан акт предоставленных услуг по разработке веб-сайта

154 (93)(2)

631

7500,00

4. Списана сумма ранее отраженного налогового кредита

644

631

1500,00

5. Отражен зачет задолженностей

631

371

9000,00

6. Веб-сайт введен в хозяйственный оборот (составлен акт по форме № НА-1)

125

154

7500,00

7500,00

(объект НА гр. 5)

7. Начислена амортизация за месяц (7500 / 10 / 12)(3)

93(4)

133

62,50

62,50

8. Перечислена плата за хостинг (за год)

377

311

240,00

9. Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

40,00

10. Отражены расходы будущих периодов и списан налоговый кредит

39(5)

377

200,00

(6)

(5)

644

377

40,00

11. Списана в конце месяца на расходы часть стоимости услуг хостинга (200/12 мес.)

93(4)

39

16,67

16,67

Продвижение («раскрутка») сайта в поисковых системах

12. Перечислена предоплата за услуги по продвижению сайта (без НДС, так как исполнитель не является плательщиком НДС)

371

311

3000,00

13. Предоставлена услуга по продвижению сайта (подписан акт предоставленных услуг)

93

631

3000,00

3000,00

14. Произведен зачет задолженностей

631

371

3000,00

(1) При последующей оплате за продление регистрации доменного имени такие затраты будут включаться в расходы в том отчетном периоде, на который они приходятся.

(2) Если в БУ сайт не соответствует критериям НА, то расходы на его создание сразу списываются в расходы отчетного периода.

(3) При расчете исходим из того, что: метод амортизации — прямолинейный; СПИ — 10 лет; ликвидационная стоимость сайта — 0,00 грн. Амортизация начисляется с месяца, следующего после ввода сайта в хозооборот.

(4) Сайт, как правило, выполняет рекламную функцию для привлечения потенциальных покупателей (заказчиков), поэтому расходы на его амортизацию, поддержку, продвижение и т. п. относим на счет 93 «Расходы на сбыт». В НУ такие затраты также отражаются в составе расходов на сбыт (стр. 06.2 Декларации).

(5) Эти услуги приходятся на длительный период (год), поэтому в НУ, как и в БУ, расходы списываются постепенно по мере их фактического получения (через счет 39).

(6) По мнению Миндоходов, такие расходы формируют ПС НА, но, на наш взгляд, это затраты на поддержание готового объекта (сайта) в рабочем состоянии.

 

Выводы

  • В НУ расходы на приобретение (создание) веб-сайта являются объектом НА группы 5.

  • В БУ, если сайт выполняет исключительно рекламную функцию (сайт-визитка), то затраты на его приобретение (создание) включаются в расходы отчетного периода (затраты на сбыт).

  • Если есть возможность получать доходы при использовании веб-сайта (размещение заявок, оплата услуг и т. п.), то эти расходы в БУ формируют ПС НА.

  • Амортизация начисляется одним из пяти существующих методов в течение СПИ. В НУ этот срок составляет от 2 и до 10 лет.

  • Услуги хостинга и регистрации доменного имени включаются в расходы того отчетного периода, на который они приходятся. Однако Миндоходов считает, что эти затраты должны увеличивать ПС НА (сайта).

  • Расходы на «раскрутку» (продвижение) и техническую поддержку сайта включаются в расходы отчетного периода.

Документы и сокращения статьи

Закон № 3792 — Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23.12.93 г. № 3792-XII.

Закон № 657 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно учета и регистрации налогоплательщиков и усовершенствования некоторых положений» от 24.10.2013 г. № 657-VII.

Приказ № 17 — Приказ Госкомтелерадио «Об обеспечении обнародования в сети Интернет информации относительно деятельности Госкомтелерадио» от 23.01.09 г. № 17.

Приказ № 732 — Приказ МФУ «Об утверждении типовых форм первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов» от 22.11.04 г. № 732.

Перечень № 1170 — Перечень видов выплат, которые осуществляются за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением КМУ от 22.12.10 г. № 1170.

ОНК № 536 — Обобщающая налоговая консультация об особенностях налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по поставке программной продукции, утвержденная приказом Миндоходов от 07.10.13 г. № 536.

ОНК № 123 — Обобщающая налоговая консультация по отнесению расходов на оплату маркетинговых и рекламных услуг в состав расходов, утвержденная приказом ГНСУ от 15.02.12 г. № 123.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше