Темы статей
Выбрать темы

«Что в имени тебе моем?..»: создаем и учитываем собственную торговую марку

Редакция БН
Статья

«Что в имени тебе моем?..»: создаем и учитываем собственную торговую марку

 

Торговая марка — это имидж и репутация компании. Это признак качественного, а иногда, наоборот, некачественного товара. Чего стоят такие бренды, как Apple, Coca-Cola, Pringles и т. д. А чего стоили восходящие «звезды» китайских продаж 90-х — Abibas, Pоnasonic, NOKLA и т. д.! Кстати, где они теперь?

Где бы они ни были, неоспорим тот факт, что логотип, изображение или «въевшийся» в сознание человека слоган помогают выполнить одну из главных и трудных задач — «продвинуть» товар на рынке.

Создать собственную торговую марку на сегодняшний день не сложно. Для этого существует четко установленная процедура. А вот как отразить такую операцию в учете — вопрос потруднее. Ответ на него вы и найдете в сегодняшней статье.

Дарья КРАВЧЕНКО, налоговый эксперт, d.kravchenko@id.factor.ua

 

С чего начать?

Начнем с основ. Ведь лишь обозначив их, мы придем к правильному пониманию сути ТМ.

Для начала позвольте заметить, что, говоря о ТМ, мы сразу «переводим мяч» на поле прав интеллектуальной собственности.

Подтвердить такое право на ТМ может Свидетельство Украины на знак для товаров и услуг (далее — Свидетельство; ч. 1 ст. 494 ГКУ; ч. 1 ст. 157 ХКУ). Оно предоставляет владельцу ТМ исключительные полномочия на пользование и распоряжение ТМ по своему усмотрению.

Срок действия Свидетельства ограничен 10 годами от даты подачи заявки. Но его можно постоянно продлевать — каждый раз на дополнительные 10 лет. Для этого собственник должен подать соответствующее ходатайство на протяжении последнего года действия таких прав.

Процесс регистрации ТМ не сложен. Он включает 5 этапов, которые помогут нам определить:

• какие нам предстоят расходы, связанные с регистрацией ТМ;

• в какой момент возникают имущественные права на ТМ.

Останавливаться на каждом из них долго не будем. Выделим самое главное. Итак.

Этап 1. Готовимся к регистрации.

На этой ступени вашей основной задачей будет создать макет ТМ. Для этого надо четко определить:

• что именно вы будете регистрировать (название, изображение или слоган). Не важно, что это будет. Главное, чтобы оно было уникальным, не нарушало права третьих лиц и не вводило в заблуждение потребителя. Помощником для вас станет база уже зарегистрированных знаков. Ее вы можете найти на сайте http://base.uipv.org/searchbul/search.php (выберите в появившемся окошке «Відомості про видачу свідоцтв України на знаки для товарів і послуг» и осуществите поиск по ключевым словам);

• для какого количества классов товаров или услуг вы будете использовать ТМ. Их 45. Чтобы узнать о них больше, предварительно ознакомьтесь с МКТУ (http://nice102014.uipv.org/).

Если самостоятельно справиться с первым этапом вам не под силу, привлеките стороннюю организацию.

Этап 2. Подаем заявку.

Здесь вы тоже можете поберечь свое время и обратиться к услугам представителя по делам интеллектуальной собственности (патентного поверенного)*.

* Нерезиденты, которые хотят зарегистрировать ТМ, обязаны проводить такую процедуру только через патентных поверенных.

Решили делать все сами? Тогда вам прямая дорога на Государственное предприятие «Украинский институт промышленной собственности» (далее — ГП «УИПС»). Подать заявку придется лично (п.п. 2.1.1 Правил № 116). На сайте этого предприятия (http://base.uipv.org/efiling/) предлагают принять участие в экспериментальной подаче заявок в электронном виде, однако Правилами № 116 такая возможность не предусмотрена.

Кроме того, вам следует уплатить сбор за подачу заявки (1000 грн. за каждый класс по МКТУ)** плюс различные «доплаты», например, за подачу в заявке цветного изображения знака. Документ об оплате вы можете подать вместе с самой заявкой либо в течение 2 месяцев от даты ее подачи.

** Код сбора — 40100. Его размер и порядок оплаты определены Порядком № 1716.

С документами все в порядке? Значит, в течение месяца вы получите уведомление с указанием номера заявки и датой подачи документов.

Обратите внимание! Начиная с даты подачи заявки у предприятия (предпринимателя) возникают имущественные права интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 496 ГКУ). На следующий день уже можно использовать ТМ в своей деятельности (письмо Госкомпредпринимательства от 22.06.10 г. № 7930).

Этап 3. Проходим экспертизу.

Она состоит из нескольких этапов, на которых останавливаться не будем. Скажем только, что то, как ваша заявка проходит все стадии, вы можете отслеживать на сайте ГП «УИПС» в разделе «ІДС «Відомості про стан діловодства за заявками на знаки для творів і послуг».

Важно! Если заявка не пройдет экспертизу — ее просто отклонят, а деньги не вернут.

В любом случае вас известят письмом. В случае положительного ответа вы получите решение о регистрации знака.

Этап 4. Оплата.

Теперь вы смело можете уплатить госпошлину за выдачу Свидетельства (не забудьте сохранить оригинал с печатью банка) и сбор за публикацию о выдаче Свидетельства на ТМ. Только при наличии документов об оплате вы перейдете на следующий этап. «На раздумья» вам дается 3 месяца.

Этап 5. Свидетельство. Регистрация ТМ в Государственном реестре свидетельств Украины на знаки для товаров и услуг и публикация о его выдаче.

Эти два действия проводят одновременно на основании решения о регистрации знака и уплаты гос­пошлины за выдачу Свидетельства (85 грн.) (Декрет № 7-93) и сбора за публикацию о выдаче Свидетельства (150 грн. за каждый класс МКТУ) (Порядок № 1716).

В течение месяца вы получите письмо со Свидетельством, состоящее из двух листов — самого Свидетельства и спецификации к нему.

Именно в последнем из них будут указаны:

• дата окончания срока действия Свидетельства;

• номер поданной вами заявки;

• дата публикации и номер официального бюллетеня, в котором указаны данные о регистрации ТМ;

• собственник ТМ;

• классы, по которым ТМ зарегистрировали.

Поздравляем, теперь вы можете смело ставить к изображению ТМ знак ® («Зарегистрировано»).

 

Бухгалтерский учет

Вопрос о том, признавать ли ТМ объектом НМА, стоит давно. Нормы нашего законодательства сформулированы таким образом, что трактовать их можно по-разному.

С одной стороны, ТМ полностью подходит под определение НМА, изложенное в П(С)БУ 8 «Нематериальные активы». С другой стороны, тот же документ предлагает затраты на создание ТМ отражать в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены (п. 9 П(С)БУ 8).

Как быть?

Наша позиция. Надо разделять расходы, связанные с созданием собственной ТМ и покупкой прав на эту ТМ.

Пункт 9 П(С)БУ 8 дает нам четко понять: все затраты на создание и регистрацию ТМ фиксируем в расходах того периода, в котором они были понесены. И тут даже не важно, соответствует ли созданная ТМ термину «НМА», приведенному в п. 4 П(С)БУ 8. Поэтому ни о каком НМА речи быть не может, как и о его дальнейшей амортизации.

Подтверждение этому находим и в • 63 МСБУ 38 «Нематериальные активы». В нем указано, что расходы на «внутригенерированные» ТМ не следует признавать как НМА. И причина проста — в данном случае не выполнен один из важных критериев признания актива — возможность достоверно оценить его себестоимость (п. 7 П(С)БУ 8). Согласитесь, ведь расходы на создание ТМ отделить от расходов на развитие всего предприятия довольно трудно.

Резюмируем: в бухгалтерском учете самостоятельно созданную ТМ не признаем объектом НМА. А затраты на ее создание и регистрацию отражаем на счете 93 «Расходы на сбыт».

Нюанс. В случае, если вы впоследствии захотите продать созданную вами ТМ, отразите доходы проводкой Дт 377 — Кт 719, а обязательства по НДС — Дт 719 — Кт 64. При этом в налоговом учете покажите разницу между доходом от продажи ТМ и ее остаточной стоимостью. Положительную разницу в доходах, отрицательную — в расходах (п.146.13 НКУ). Об этом мы подробнее расскажем в следующем разделе.

Другое дело, если речь идет о приобретении права на ТМ. Тогда такие расходы вы признаете объектом НМА и учитываете на субсчете 123 «Права на коммерческие обозначения», предварительно отразив их на субсчете 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов».

 

Налоговый учет

В налоговом учете все по-другому. Зарегистрировали собственную ТМ или приобрели исключительные права на нее — обязательно признайте ее объектом НМА (п.п. 14.1.120 НКУ). Такие затраты нельзя отражать в составе налоговых расходов в периоде их осуществления.

Права на ТМ учитывайте в составе НМА группы 3 (п.п. 145.1.1 НКУ). На баланс зачисляйте по первоначальной стоимости ТМ (п.п. 14.1.19 НКУ), ведь ликвидационную стоимость смело можно признать в размере 0 грн.

Какие расходы включить в балансовую стоимость ТМ, в НКУ не прописано. Таким образом, в первоначальную стоимость ТМ включаем все расходы, фактически понесенные на изготовление, регистрацию и ввод в эксплуатацию ТМ, а именно:

• плату за разработку макета ТМ, услуги дизайнера;

• сбор за подачу заявки;

• сбор за публикацию и госпошлину за выдачу свидетельства;

• оплату услуг патентного поверенного.

Расходы на создание ТМ амортизируем в налоговом учете (п. 144.1 НКУ). Используем для этого прямолинейный метод. Суть его в том, что каждый отдельный вид актива амортизируют равными частями, исходя из его амортизируемой (в данном случае — первоначальной) стоимости в течение срока использования (10 лет).

Заметьте: срок полезного использования следует принять на уровне 10 лет с момента подачи заявления о регистрации ТМ (п. 3 ст. 5 Закона № 3689).

Начислять амортизацию начинаем с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, т. е. со следующего месяца после офор- мления акта по ф. № НА-1 «Акт введення в господарський оборот об’єкта права інтелектуальної власності у складі нематеріальних активів»*. При этом на ТМ открываем Инвентарную карточку по  ф. № НА-2.

* Формы документов первичного учета НМА утверждены приказом МФУ «Об утверждении типовых форм первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов» от 22.11.04 г. № 732.

Важно! Оформить эти документы вы сможете после того, как получите свидетельство на ТМ.

Суммы амортизации относите к расходам на сбыт (п.п. «з» п.п. 138.10.3 НКУ). Включайте их в расходы в том периоде, в котором вы их начислили (п. 138.5 НКУ).

Нюанс. Если у вас не получилось зарегистрировать ТМ с первого раза, но вы стремитесь довести начатое до конца и в дальнейшем использовать ТМ в хоздеятельности, потраченные средства саккумулируйте на субсчете 154 и впоследствии включите их в первоначальную стоимость уже зарегистрированной ТМ.

Отчетность. В декларации по налогу на прибыль сумму амортизации отражайте в стр. 06.2. В приложении АМ к декларации включайте ее в состав общей суммы начисленных за отчетный период амортотчислений по всем НМА, т. е. в гр. 3 таблицы 1 «Нарахована амортизація за звітний період».

Напомним, что с 24.01.14 г. вступил в силу приказ Миндоходов от 30.12.13 г. № 872, которым утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль. Как ее заполнять, вы можете узнать, прочитав статью «Годовая декларация по налогу на прибыль» // «БН», 2014, № 4, с. 41, а также комментарий «Декларация по налогу на прибыль: встречайте итоговый вариант» // «БН», 2014, № 5, с. 4.

НДС. Сумму «входного» НДС вы можете отнести в состав налогового кредита, если (п. 198.1, п. 198.3 и ст. 201 НКУ):

• вы являетесь плательщиком НДС;

• имеете в наличии соответствующие налоговые накладные;

• используете ТМ в своей хозяйственной деятельности, в облагаемых НДС операциях.

Как отразить расходы на создание и регистрацию собственной ТМ в налоговом и бухгалтерском учете, покажем в таблице на с.21.

Учет расходов на создание собственной ТМ

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

1. Перечислена предоплата за создание макета ТМ сторонней организации

371

311

9000

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

1500

3. Получен макет ТМ согласно акту выполненных работ

93

631

7500

(1)

4. Отражен зачет налогового кредита по НДС

644

631

1500

5. Отражен зачет задолженности

631

371

9000

6. Перечислена предоплата патентному поверенному за ускоренную регистрацию ТМ

371

311

6000

7. Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

1000

8. Уплачен сбор за подачу заявки на регистрацию знака для товаров и услуг

377

311

2000(2)

9. Уплачен сбор за публикацию о выдаче свидетельства на ТМ

377

311

300(2)

10. Уплачена госпошлина за выдачу свидетельства на ТМ

642

311

85

11. Списаны в состав расходов суммы сборов (2000 + 300)

93

377

2300

(1)

12. Списана в состав расходов сумма госпошлины

93

642

85

(1)

13. Получен акт выполненных услуг от патентного поверенного

93

631

5000

(1)

14. Отражен зачет налогового кредита по НДС

644

631

1000

15. Отражен зачет задолженности

631

371

6000

(1) В налоговом учете расходы на создание и регистрацию ТМ формируют первоначальную стоимость объекта НМА группы 3 — 14885 грн. (7500 грн. + 2300 грн. + 85 грн. + 5000 грн.).

Ежемесячная сумма налоговой амортизации по такому объекту составит 124,04 грн. (14885 грн. : 120 мес.).

(2) Предприятие подает заявку на регистрацию ТМ по двум классам по МКТУ. Следовательно, ее стоимость возрастет в 2 раза и будет равна 2000 грн. (1000 грн. х 2). Соответственно и сумма сбора за публикацию составит 300 грн. (150 х 2).

Выводы 

  • Говоря о ТМ, мы затрагиваем правовое поле интеллектуальной собственности. Такое право удостоверяет Свидетельство.

  • В бухгалтерском учете самостоятельно созданная ТМ не является объектом НМА. Поэтому затраты на создание и регистрацию ТМ отнесите на расходы того периода, в котором они были понесены. Отразите их на счете 93 «Расходы на сбыт».

  • В налоговом учете, наоборот, созданную ТМ признайте объектом НМА 3 группы. Все расходы на создание и регистрацию ТМ амортизируйте. Суммы амортотчислений относите к расходам на сбыт.

Документы и сокращения статьи:

Закон № 3689 — Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15.12.93 г. № 3689-XII.

Декрет № 7-93  Декрет КМУ «О государственной пошлине» от 21.01.93 г. № 7-93.

Порядок № 1716 — Порядок уплаты сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 23.12.04 г. № 1716.

Правила № 116 — Правила составления и представления заявки на выдачу свидетельства Украины на знак для товаров и услуг, утвержденные приказом Государственного патентного ведомства Украины от 28.07.95 г. № 116.

ТМ — торговая марка.

МКТУ — Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков.

НМА — нематериальный актив.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше