Темы статей
Выбрать темы

Учитываем сушильную камеру для древесины

Редакция БН
Ответы на вопросы

Учитываем сушильную камеру для древесины

Предприятие приобрело сушильную камеру для сушки древесины. Как ее ввести в эксплуатацию и отразить в налоговом учете?

 

Стоимость сушильной камеры для древесины значительно превышает отметку в 2500 грн. А срок ее эксплуатации — больше года. Значит, сушильная камера — это объект основных средств (далее — ОС), с учетом которого нам с вами и предстоит разобраться. Будем исходить из того, что сушильная камера предназначена для использования в производственной деятельности предприятия.

Формируем первоначальную стоимость. Определить первоначальную стоимость сушильной камеры нам поможет п. 146.5 НКУ. Он разрешает включать в первоначальную стоимость объекта ОС:

• суммы, уплаченные поставщикам и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без НДС);

• регистрационные сборы, гос­пошлину и аналогичные платежи, которые осуществляются в связи с приобретением прав на объект;

• суммы ввозной таможенной пошлины;

• суммы НДС, уплаченные в связи с приобретением ОС (если предприятие — неплательщик НДС). Плательщики НДС относят суммы «входного» НДС в состав налогового кредита (конечно, при наличии налоговой накладной) и в первоначальную стоимость не включают;

• расходы на страхование рисков доставки ОС;

• расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку ОС;

• финансовые расходы, включение которых в себестоимость квалификационных активов предусмотрено П(С)БУ;

• другие расходы, которые непосредственно связаны с доведением ОС до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью.

Рассчитываем амортизируемую стоимость. Теперь перейдем к определению амортизируемой стоимости.

Для этого нам нужно знать ее первоначальную стоимость (с ней мы уже определились) и ликвидационную стоимость.

Ликвидационная стоимость — это сумма средств или стоимость других активов, которую предприятие ожидает получить от реализации (ликвидации) объекта ОС после окончания срока его полезного использования (эксплуатации), за вычетом расходов, связанных с продажей (ликвидацией) (п. 4 П(С)БУ 7).

Учитывая, что ликвидационная стоимость основана на ожидаемых оценках, в налоговом учете ее можно принять равной нулю. Обосновать такое решение можно тем, что ожидаемые доходы от реализации материалов, полученных при ликвидации (например, металлолом), не превысят расходы на демонтаж.

Как альтернативный вариант можете признать ликвидационную стоимость в размере стоимости металлолома, который вы сможете продать после ликвидации объекта.

Внимание! Если вы планируете начислять амортизацию сушильной камеры по методу уменьшения остаточной стоимости, то ликвидационную стоимость нужно установить обязательно. Без нее рассчитать амортизацию просто не получится.

Срок эксплуатации. При определении срока полезного использования (эксплуатации) сушильной камеры учтите (п.п. 145.1.3 НКУ):

• ожидаемое использование камеры с учетом ее мощности или производительности;

• предполагаемый физический и моральный износ;

• правовые или другие ограничения сроков использования объекта и другие факторы.

Помощь в определении срока полезного использования (эксплуатации) сушильной камеры вам может оказать техническая (паспортная) документация и гарантийные обязательства производителя.

Важно! В бухгалтерском учете вы можете установить любой срок эксплуатации камеры исходя из ожидаемых данных. А вот в налоговом учете этот срок должен быть не меньше минимально допустимого срока, который определен в п. 145.1 НКУ. Для упрощения учета установите одинаковые сроки эксплуатации для бухучета и налогового учета.

Чтобы найти минимально допустимый срок полезного использования, нам нужно определиться с группой ОС. На наш взгляд, для сушильной камеры больше всего подходит группа 4 — машины и оборудование. Минимально допустимый срок полезного использования (эксплуатации) для нее — 5 лет.

Документы. Ну вот, теперь у вас есть все данные для заполнения первичной документации.

Перво-наперво приказом создайте комиссию по поступлению и списанию необоротных активов. Пример текста приказа приведен на рис. 1.

 

img 1

Рис. 1. Примерный текст приказа о создании комиссии

 

Как правило, председатель такой комиссии — это директор. Членами комиссии могут быть, к примеру, главбух, инженер, технолог, офис-менеджер.

Затем комиссия составляет протокол о вводе объекта в эксплуатацию. Пример решения комиссии приведен на рис. 2.

 

img 2

Рис. 2. Пример решения комиссии

 

На основании протокола директор подписывает приказ о вводе в эксплуатацию объекта ОС (рис. 3).

 

img 3

Рис. 3. Пример приказа о вводе в эксплуатацию объекта ОС

 

Ну и завершающим аккордом станет оформление акта приема-передачи ОС по ф. № ОЗ-1. Его типовая форма утверждена приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352.

В табличной части ф. № ОЗ-1 необходимо указать, в частности:

• запись (проводку), которой объект введен в эксплуатацию в бух­учете, — Дт 104 Кт 152 (гр. 3, 5 ф. № ОЗ-1);

• первоначальную стоимость объекта в гривнях — условно 225000 (гр. 7);

• инвентарный номер — условно 105 (гр. 8);

• счет (субсчет), на который вы будете относить амортизационные отчисления (гр. 10). Если сушильная камера используется в производственном процессе, то указываете счет 23;

• год выпуска объекта (гр. 18);

• месяц и год ввода объекта в эксплуатацию (условно 02.2014) (гр. 19);

• номер паспорта объекта (гр. 20).

Далее указываем, на основании какого приказа составляется акт. Пишем наименование осмотренного комиссией объекта «сушильной камеры для пиломатериалов марки GEFEST». Указываем, от кого принимается объект в эксплуатацию (например, «от начальника деревообрабатывающего цеха») и где находится объект в момент приема (например, «в цехе № 2 по ул. Шевченко, 123»).

Ниже записываем краткую характеристику объекта (например, «сушильная камера для пиломатериалов GEFEST с металлокаркасным корпусом 2013 г. выпуска»).

В строке «Итоги испытаний объекта» отражаем выявленные дефекты оборудования. А если таковых нет, то указываем, что дефекты не выявлены.

В строке «Заключение комиссии» пишем, к примеру: «Передать для эксплуатации в производственный цех № 2».

В перечне технической документации можете указать технический паспорт, сервисную книжку и т. д.

В заключение напомним, что с подробным материалом по учету поступления ОС и с примерами соответствующей первичной документации вы можете ознакомиться в «БН», 2013, № 38, с. 17.

 

Елена БЕЛЯЕВА

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше