Темы статей
Выбрать темы

Фирменная одежда для работников торговли и сферы услуг

Редакция БН
Статья

Фирменная одежда для работников торговли и сферы услуг

 

Фирменная одежда — что это такое? Наверное, нет нужды объяснять… Но мы все-таки задали этот вопрос, потому что действующим законодательством термин «фирменная одежда» не определен. В общем понимании такая одежда предназначена для создания и поддержания имиджа предприятия. Это может быть просто одинаковая одежда у всех сотрудников или какой-то ее элемент (рубашка, шарф, галстук). А может быть и пошитая на заказ одежда, например, с логотипом предприятия. Сегодня вы узнаете об учете расходов предприятия, связанных с фирменной одеждой.

Жанна СЕМЕНЧЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», bn@id.factor.ua

 

Фирменная одежда ≠ спецодежда

Как только разговор заходит об одежде работников, сразу приходит на ум правило: включать в расходы и не облагать НДФЛ можно только спецодежду и только в пределах установленных норм.

Действительно, для спецодежды в НКУ есть свои разрешительные нормы (по налогу на прибыль — п.п. 140.1.1, по НДФЛ — п.п. 165.1.9). Согласно им без налоговых последствий работников можно обеспечить специальной (форменной) одеждой, обувью, которые необходимы для выполнения профессиональных обязанностей, по перечню. Этот перечень устанавливает Кабмин и/или отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви.

В одном из недавних разъяснений (письмо ГНСУ от 19.10.12 г. № 3976/0/61-12/15-1415) на прямой вопрос, можно ли учесть в налоговых расходах затраты на фирменную одежду работников, дан отрицательный ответ. Ранее также были неоднократные письма аналогичного содержания. Позиция жесткая: раз не спецодежда и не в пределах норм — «нельзя». Никак Миндоходов не желает шире посмотреть на этот вопрос.

Наше мнение. Мы не спорим, что спецодежду без налогового обременения можно выдавать только в пределах установленных норм. Мы согласны, что затраты на фирменную одежду работников нельзя включить в налоговые расходы и не облагать НДФЛ на основании п.п. 140.1.1 и п.п. 165.1.9 НКУ, так как такая одежда не является специальной (форменной). Однако мы совершенно не можем принять того, что такие расходы должны идти за счет чистой прибыли предприятия и включаться у работника в налогооблагаемый доход. Считаем, что в НКУ есть основания для того, чтобы признать эти затраты хозяйственными, а значит, налоговорасходными.

 

Фирменная одежда = расходы на сбыт

Рассмотрим такие затраты в зависимости от того, содержит фирменная одежда элементы рекламы (логотип предприятия, торговой марки) или нет.

Если фирменная одежда содержит элементы рекламы. В этом случае затраты являются расходами на рекламу, которые входят в состав расходов на сбыт (п.п. «г» п.п. 138.10.3 НКУ).

Обоснуем свою позицию. Фирменная одежда предназначена для формирования и поддержания имиджа предприятия. Так создается фирменный стиль предприятия, повышается его деловая репутация, узнаваемость бренда.

Реклама — информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лица или товара (ст. 1 Закона о рекламе).

Как видим, фирменная одежда, которая содержит какие-то сведения о субъекте или продаваемых им товарах (услугах, работах), является рекламой. Эти расходы стоят в одном ряду с затратами на ТМЦ (канцтовары, сувенирная продукция и т. п.) с нанесенным на них логотипом предприятия. Право этих затрат на налоговые расходы контролеры признают (письмо ГНСУ от 21.06.12 г. № 10601/6/15-1415, подкатегория 102.07.20 БЗ Миндоходов). Чем в этом смысле отличается реклама, нанесенная на фирменную одежду?

На заметку. Коммерческое (фирменное) наименование предприятия и/или торговая марка являются объектом права интеллектуальной собственности. Если субъект хочет получить правовую охрану этих объектов, он проходит процедуру регистрации в порядке, установленном Законом № 3689. Но даже если у субъекта нет свидетельства на знак для товаров и услуг, это не значит, что он не вправе использовать созданный им знак (логотип, название, эмблему). Регистрация знака — это право субъекта, а не обязанность.

Если фирменная одежда не содержит элементов рекламы. Здесь мы будем говорить о тех случаях, когда работники обеспечиваются просто одинаковой формой без нанесения логотипа предприятия (торговой марки). Например, руководитель принял решение, что все работники предприятия должны находиться на рабочих местах в белых рубашках и синих пиджаках. Эти расходы направлены на создание фирменного стиля предприятия, что повышает эстетическое восприятие и доверие покупателей.

Таким затратам место в налоговых расходах на основании п.п. «з» п.п. 138.10.3 НКУ как прочих расходах, связанных со сбытом товаров (работ, услуг).

Обратим внимание: на данный момент действующими являются Методрекомендации № 12. Данный документ, хоть и носит рекомендательный характер, но является нормативно-правовым актом, поэтому примите его во внимание. Здесь даны рекомендации по организации работы фирменного магазина*.

* В Методрекомендациях № 12 под фирменным магазином понимается предприятие розничной торговли, которое осуществляет фирменную торговлю. В свою очередь, фирменная торговля — хозяйственная деятельность в сфере розничной торговли то- варами народного потребления, производства отечественных промышленных предприятий и их хозяйственных объединений.

В нем сказано, что стильный образ фирменного магазина должен создаваться с использованием стилеобразующих компонентов образа соответствующего предприятия-производителя. Это касается внешнего и внутреннего оформления помещений, торговой марки, цвета, шрифта, внешней, внутренней и печатной рекламы, упаковки, элементов одежды сотрудников, деловой документации и т. п.

Эти затраты направлены на повышение доверия у покупателей, что приводит к росту объемов продаж. Интересны с этой позиции и Методрекомендации № 265. Этот документ имеет узкую направленность (предназначен для заведений, организующих питание учеников в общеобразовательных учебных заведениях), но в нем подтверждаются сделанные нами выводы. Под брендом заведения ресторанного хозяйства здесь понимаются атрибуты заведения ресторанного хозяйства, которые отражают его индивидуальность, привлекают концентрированное внимание потребителей, создают его имидж и способствуют продвижению продукции и услуг к потребителям.

Как видим, формирование стиля (образа, бренда) — это не роскошь, а вполне обоснованные и экономически направленные затраты субъекта хозяйствования для продвижения товаров (работ, услуг) на рынке.

Обосновать налоговые расходы предприятию, на наш взгляд, помогут и такие документы:

по продовольственным товарам — Правила № 185, согласно п. 9 которых работники субъекта хозяйственной деятельности должны быть одеты в форменную или другую одежду, отвечающую санитарным требованиям;

по непродовольственным товарам — Правила № 104, согласно п. 9 которых работники субъекта хозяйствования могут иметь форменную одежду.

Под форменной одеждой, как мы понимаем, здесь подразумевается не обмундирование, которое выдается отдельным категориям работников (судьям, сотрудникам органов внутренних дел и т. п.), а как раз установленная на предприятии форма одежды.

В документальном плане обеспечение работников фирменной одеждой следует оформить:

• приказом (распоряжением, решением) об обеспечении работников фирменной одеждой. Здесь прописываются основные правила выдачи: каким категориям работников, порядок выдачи и возврата, сроки ношения, порядок компенсации в случае порчи одежды и т. п.;

• актом приема-передачи одежды во временное пользование работнику.

 

НДФЛ и ЕВС

НДФЛ. Для того чтобы не включать стоимость выданной фирменной одежды в налогооблагаемый доход работников, нельзя передавать эту одежду им в собственность. Работодатель выдает форму лишь во временное пользование, чтобы работник носил ее на работе. При истечении определенного срока (устанавливается работодателем с учетом износа одежды) или при увольнении работник обязуется вернуть выданную ему форму.

Важно! В таком случае налогооблагаемый доход не возникает на основании п.п. 164.2.17 НКУ. Согласно этой норме в доход в виде дополнительного блага включается стоимость использования жилья, других объектов материального или нематериального имущества, принадлежащего работодателю, которые предоставлены налогоплательщику в бесплатное пользование, или компенсация стоимости такого использования, кроме случаев, когда такое предоставление обусловлено выполнением налогоплательщиком трудовой функции в соответствии с трудовым до- говором (контрактом) или предусмотрено нормами коллективного договора или в соответствии с законом в установленных ими пределах.

ЕВС. В соответствии с п.п. 2.2.11 Инструкции № 5 в фонд дополнительной зарплаты входит стоимость бесплатно предоставленной работникам форменной одежды, обмундирования, которое может использоваться вне рабочего места и остается в личном постоянном пользовании, или сумма скидки в случае продажи форменной одежды по сниженным ценам.

Как мы сказали выше, фирменная одежда не выдается работникам насовсем, т. е. она не остается в их личном постоянном пользовании. Следовательно, нет оснований для начисления ЕВС на ее стоимость.

Пример. Предприятие занимается розничной торговлей бытовой техникой. Для продавцов-консультантов вводится одинаковая форма одежды. Для этого закуплено 10 рубашек стоимостью 240 грн., в том числе НДС — 40 грн. На рубашки нанесен логотип предприятия. Стоимость услуг по нанесению логотипа — 360 грн., в том числе НДС — 60 грн.

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

расходы

1. Выданы подотчетному лицу средства на закупку рубашек

372

311

3000,00

2. Предоставлен Отчет подотчетного лица о закупке рубашек с приложением подтверждающих документов (10 шт. по 240,00 грн.)

22

372

2000,00

3. Отражена сумма НДС (при наличии налоговой накладной)

641

372

400,00

4. Возвращен остаток неиспользованных подотчетных средств в кассу предприятия

301

372

600,00

5. Получены услуги по нанесению логотипа на рубашки (по 30,00 грн. на каждую рубашку)

22

685

300,00

6. Отражена сумма НДС (при наличии налоговой накладной)

641

685

60,00

7. Выдано 5 рубашек работникам во временное пользование ((200 + 30) х 5)

93

22

1150,00

1150,00

 

Выводы 

  • Затраты на обеспечение работников фирменной одеждой включаются в налоговые расходы в составе расходов на сбыт. Миндоходовцы против этого, разрешая уменьшать налогооблагаемую прибыль только на стоимость спецодежды в пределах установленных норм.

  • Фирменную одежду следует выдавать работникам во временное пользование под обязательство возврата. В таком случае нет оснований для начисления НДФЛ и ЕВС.

  • Для целей учета фирменная одежда является МБП (малоценными и быстроизнашивающимися предметами). Расходы и в бухгалтерском, и в налоговом учете формируются только при передаче одежды в пользование работникам.

Документы и сокращения статьи

Закон о рекламе — Закон Украины «О рекламе» от 03.07.96 г. № 270/96-ВР.

Закон № 3689 — Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15.12.93 г. № 3689-XII.

Правила № 185 — Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики от 11.07.03 г. № 185.

Правила № 104 — Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики от 19.04.07 г. № 104.

Методрекомендации № 265 — Методические рекомендации по организации питания учащихся в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденные приказом Минэкономики от 01.08.06 г. № 265.

Рекомендации № 12 — Рекомендации относительно организации работы фирменного магазина, утвержденные приказом Минэкономики от 18.01.01 г. № 12.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше