И снова… итоговая налоговая накладная: основные моменты и нюансы заполнения

В избранном В избранное
Печать
КРАВЧЕНКО ДАРЬЯ
Бухгалтерская неделя Июль, 2014/№ 27
Вечер... Время, когда следует подвести итоги еще одного рабочего дня. Для плательщиков НДС, осуществляющих розничную торговлю, — это ответственный момент. Они готовятся заполнить налоговые накладные по результатам дня. О том, как это сделать правильно, мы сегодня и поговорим. Что ж, за дело!

Когда составляют итоговую НН

По общим правилам, мы выписываем НН на каждую полную или частичную поставку или на сумму поступившего аванса (п. 201.7 НКУ). Делать это необходимо сразу — в день возникновения налогового обязательства.

Однако, в розничной торговле такой вариант затруднителен. С целью облегчить участь тем, кто работает с конечными потребителями, им дали право оформлять «особые» НН, которые содержат весь объем операций, проведенных за день. Такие НН получили название «НН по ежедневным итогам операций» или, проще говоря, итоговые НН.

Внимание! Не путайте итоговую НН со сводной НН! Сводную выписывают исходя из установленной в договоре периодичности оплаты поставленных товаров/услуг (один раз в 5 дней, 10 дней и т. д.) (п. 17 Порядка № 10 // «БН», 2014, № 7, с. 19; детали — в «сводной» ОНК от 21.12.12 г. № 1177 // «БН», 2013, № 2, с. 6).

Итак, что мы знаем об итоговой НН?

Случаи, в которых оформляем итоговую НН, определены п. 12 Порядка № 10. Это:

1. Поставка товаров/услуг конечному потребителю — неплательщику НДС, оплату за которые предприятие получает:

• либо наличными через кассу или РРО;

• либо в безналичной форме (в том числе с применением платежных карточек) через банковские учреждения или платежные устройства (непосредственно на текущий счет поставщика*).

* Судя по всему, тот факт, что в последнем случае деньги поступают сначала оператору платежной системы (эквайру), а потом на счет продавца, не будет помехой для выписки итоговой НН. Иначе упоминание о платежных устройствах (платежных терминалах) вообще не имеет смысла.

Внимание! В этих случаях вы можете оформить итоговую НН даже когда с каждым из покупателей подписан отдельный договор (категория 101.19 ЗІР Миндоходов). Хотя не запрещено выписывать и отдельные НН на каждую операцию.

2. Поставка товаров, на которые выписаны документы, содержащие общую сумму платежа, сумму НДС и ИНН продавца (за исключением тех, форма которых установлена международными стандартами). К таким документам относят: транспортные билеты; отельные счета; счета за услуги связи; другие документы на услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета.

3. Поставка плательщикам НДС товаров/услуг с выдачей кассовых чеков, содержащих сумму поставленных товаров/услуг, общую сумму начисленного НДС, фискальный и налоговый номер поставщика. Хотя, если чек будет на сумму больше 200 грн. (без НДС), покупатель наверняка потребует выписать ему НН, иначе он не получит права на налоговый кредит. Соответственно такая поставка не попадет в итоговую НН (см. ниже).

Важное условие! Все данные по перечисленным документам вносим в итоговую НН лишь в том случае, когда по таким операциям предприятие не выписывало «обычные» НН по требованию покупателя — плательщика НДС.

 

Сколько итоговых НН составлять

Тут нужно ориентироваться на два момента:

1. Для каждой «кассовой» точки необходимо составить отдельную итоговую НН.

Например, НН по итогам дня вы составляете по данным Z-отчета, распечатанного РРО. Если кассовых аппаратов у предприятия несколько, то вы должны выписать итоговые НН к каждому РРО отдельно.

Нюанс. Если РРО расположены в структурных подразделениях предприятия, право на выписку НН которым не делегировано головным предприятием, то вы все равно выписываете итоговые НН на каждый РРО отдельно. Но! Уже от имени головного предприятия (категория 101.19 ЗІР Миндоходов).

2. На товары, облагаемые по разным ставкам НДС, составляем отдельные итоговые НН.

Пунктом 13 Порядка № 10 предусмотрено, что для операций, которые облагаются НДС или освобождены от налогообложения, составляются отдельные НН. Поэтому при одновременной поставке одному покупателю как налогооблагаемых товаров/услуг, так и освобожденных от налогообложения продавец составляет отдельные НН.

Исключение — поставка товаров/услуг, к которой одновременно применяют как нулевую, так и основную ставки НДС.

Отдельные НН также составляют и на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которые облагаются НДС по ставке 7 % (письмо Миндоходов от 04.04.14 г. № 7860/7/99-99-19-04-02-17).

Поэтому, если вы реализуете товары, освобожденные от налогообложения и облагаемые по ставке 7 %, выписывайте для них отдельные итоговые НН.

В этом ничего сложного нет. На сегодняшний день каждый РРО обеспечивает отдельное накопление, внесение и хранение в фискальной памяти суммарных дневных оборотов по реализации товаров (оказанию услуг) по каждой из ставок НДС (п. 7 Порядка № 1224).

При этом помните, что общая сумма налоговых обязательств по итогам рабочего дня должна быть равна сумме НДС по каждой ставке налогообложения, отраженной в кассовых чеках.

Если предприятие работает круглосуточно, вы также не реже чем один раз в сутки распечатываете Z-отчет. И по его результатам оформляете итоговую НН.

Но запомните! В НН по итогам дня вы учитываете только те операции, дата которых совпадает с днем составления самой итоговой НН. Ведь согласно нормам НКУ датой возникновения налоговых обязательств при поставке товаров считается день оприходования денежных средств в кассе или поставки товаров покупателю (п. 187.1 НКУ). Но никак не следующий день.

Итак, с основными правилами разобрались. Теперь давайте узнаем, как правильно заполнить нашу итоговую НН.

 

Заполняем «проблемные» поля итоговой НН

Итоговую НН составляем в двух экземплярах, которые остаются у продавца. Большинство ее полей и граф заполняем по тем же правилам, которые действуют и для «обычной» НН. О них вы можете прочесть в «БН», 2014, № 12, с. 19.

Сегодня уделим внимание «изю­минкам», которые присущи лишь НН, выписанным по ежедневным итогам. Пройдемся по ним в таблице ниже.

 

Название поля/графы

Порядок заполнения

1

2

«Підлягає реєстрації в ЄРПН»

Отметку «Х» не ставим, так как НН, которые не выдаются покупателю и остаются у продавца, не подлежат регистрации в ЕРНН (п. 4 Порядка № 1246)

«Усі примірники залишаються у продавця (тип причини)»

Ставим метку «Х» в верхней клеточке поля, так как оба экземпляра итоговой НН всегда остаются у продавца.

В нижних клеточках указываем код типа причины «11» (п. 10 Порядка № 10)

«Особа (платник податку) — покупець»

Пишем «Неплатник податку» (категория 101.19 ЗІР Миндоходов)

«(індивідуальний податковий номер покупця)»

Указываем условный код «400000000000» (п. 11 Порядка № 10)

«Місцезнаходження (податкова адреса) покупця»

Поля не заполняем (категория 101.19 ЗІР Миндоходов).

Оставляем их пустыми

«Номер телефону»

«Вид цивільно-правового договору»

В поле «вид договору» указываем вид договора, согласно которому продавец работает с покупателями, например: «Договір купівлі-продажу», «Договір на виконання робіт», «Договір на виконання послуг» и т. п.

В поле «від» — дату выполнения устной договоренности.

В поле «» ставим прочерк

(категория 101.19 ЗІР Миндоходов)

«Форма проведених розрахунків»

Указываем форму оплаты товаров/услуг. В качестве образца используем примеры, приведенные в самой форме НН.

Внимание! С 01.03.14 г. в одну итоговую НН можно включать не только реализацию товаров/услуг за наличные средства, но и их оплату через платежные терминалы (п. 12 Порядка № 10).

Главное, чтобы покупателям не были выписаны НН на такие операции.

Как заполнить поле в этом случае, налоговики не разъясняют. Наше мнение: следует указать все формы оплаты, например, «готівка/безготівково за допомогою платіжних карток».

Внимание! Комиссию банка из общей суммы итоговой НН вычитать не нужно (п. 201.7 НКУ)

«Номенклатура товарів/послуг продавця»

(гр. 3)

Отечественные товары сворачиваем в одну строчку под названием «Товари в асортименті». Услуги — в «Послуги в асортименті».

Подакцизные и импортные товары формируем по группам в соответствии с кодами УКТ ВЭД и вносим в графу отдельно, но с тем же названием «Товари в асортименті» (категория 101.19 ЗІР Миндоходов)

«Код товару згідно з УКТ ЗЕД»

(гр. 4)

Заполняем лишь в случае продажи подакцизных и импортных товаров, напротив соответствующей группы товаров гр. 3 (категория 101.19 ЗІР Миндоходов).

Внимание! Это правило работает лишь с товарами, которые продаются без видоизменения (порционности, дополнительного оформления; п. 1.3 Правил № 219).

Но если импортные/подакцизные товары подверглись обработке/переработке и в результате превратились в другой товар (отечественный), указывать их УКТ ВЭД в итоговой НН не нужно (категория 101.19 ЗІР Миндоходов).

Важно! Упаковка товара не является основанием для неуказания УКТ ВЭД импортных/акцизных товаров, так как не относится к критериям достаточной переработки товара (ст. 40 ТКУ). В таком случае упаковку записываем отдельной строкой без кода УКТ ВЭД, а в другой строке указываем сам товар, но уже с соответствующим кодом в гр. 4

«Одиниця виміру товару/послуги»

(гр. 5)

Пишем «грн.» (в связи с многообразием единиц измерения проданных товаров/оказанных услуг)

«Кількість (об’єм, обсяг)»

(гр. 6)

Вносим «1» (категория 101.19 ЗІР Миндоходов)

«Ціна постачання одиниці товару/послуги без урахування ПДВ»

(гр. 7)

Указываем суммарную цену поставки всех проданных товаров/услуг (без НДС), по которым НН в течение дня не выписывалась

 

Для большей наглядности приведем пример.

Пример. 27 июня 2014 года ООО «Плюс» реализовало товары:

 отечественного производства на сумму 900 грн. (в том числе НДС — 150 грн.);

 импортного производства (код УКТ ВЭД — 2203000100) на сумму 600 грн. (в том числе НДС — 100 грн.).

При этом расчеты были проведены как за наличные средства, так и с помощью платежных карт в безналичной форме. Составим итоговую НН.

Пример заполнения итоговой НН

 

Если покупатель вернул товар

В случае возврата товара покупателем — неплательщиком НДС для продавца возможны два варианта дальнейших действий.

Вариант 1. Оформляем возврат товара, при этом РК к итоговой НН не выписываем. Стоимость товара, возвращенного покупателем, «сворачиваем» с дневной выручкой. В НН, выписанной по итогам дня, в котором произошел такой возврат, указываем выручку за минусом возврата (категория 101.07 ЗІР Миндоходов).

Напомним! В КУРО эту сумму показываем в гр. 8 разд. II КУРО. При этом дневную сумму поставки с суммой возвратов не сворачивают (п. 6 гл. 4 разд. ІІ Порядка регистрации КУРО). В итоговую же НН попадает сумма, рассчитанная путем вычитания из дневного объема поставок (гр. 6 разд. II КУРО) сумм возвратов (гр. 8 разд. II КУРО).

Но учтите: чтобы этот способ сработал, стоимость возвращенного товара не должна превышать суммы вашей выручки за день, так как сумма НДС, которую вы вычтете из ежедневных итогов, должна быть в пределах суммы средств, полученной за проданные товары. Отрицательные же значения НДС не допускаются (категория 101.07 ЗІР Миндоходов; утратила силу).

И помните: пополнение кассы РРО через служебное внесение вам не поможет. Ведь сумма НДС, начисленная за день, все равно останется отрицательной.

Что делать? Выбираем второй вариант.

Вариант 2. Составляем РК к итоговой НН, в которой была отражена продажа этого товара. В таком случае в итоговой НН, составленной в день возврата, мы укажем всю сумму полученной выручки за этот день. При этом расчет корректировки продавец оставляет у себя и покупателю не передает.

Заполнить расчет корректировки вам не составит особого труда, так как в шапку РК мы переносим данные из итоговой НН (подробнее см. «БН», 2014, № 17, с. 17).

Хотим лишь обратить ваше внимание, что в поле «Вид цивільного договору» вы должны указать вид как основного, так и дополнительного договора. В поле «від» — дату возврата товара, которая будет совпадать с «(датой складання)» и «датой коригування» (гр. 1). Поле «№ » оставьте пустым.

Табличную часть заполните в обычном порядке.

 

Отражаем итоговую НН в Реестре

Нам осталось внести итоговую НН в Реестр. А точнее в раздел I Реестра. В этом нам поможет Порядок № 708 (см. «БН», 2014, № 24, с. 17).

На что здесь следует обратить внимание?

1. Графа 4 «Вид документа». Для итоговых НН не выделено отдельное условное обозначение документа. Поэтому будем пользоваться имеющимся, а именно «ПНП» (в электронном виде такие НН нельзя составлять). Дополнительно к виду документа добавляем код типа причины согласно п. 10 Порядка № 10 — цифру «11». В результате в гр. 4 вносим «ПНП11».

2. Графа 5 «Платник податку — покупець» — «найменування (П. І. Б. — для фізичної особи — підприємця)». Следуя разъяснениям налоговиков, пишем фразу «Щоденний підсумок операцій» (категория 101.21 ЗІР Миндоходов).

3. Графа 6 «Платник податку — покупець» — «індивідуальний податковий номер». Налоговики требуют в этой графе ставить «0». Но, по нашему мнению, сюда следует перенести из итоговой НН условный код — «400000000000». На это у нас несколько причин (несогласованность норм Порядка № 708 с более новым Порядком № 10, необходимость отражать такой код при приобретении товаров/услуг у неплательщиков НДС в разделе II Реестра и др.). О них вы могли прочитать в «БН», 2014, № 21, с. 48.

Выводы 

  • Итоговая НН содержит весь объем операций, проведенных за день. Выписывать ее можно лишь в случаях, предусмотренных п. 12 Порядка № 10.

  • Количество итоговых НН будет зависеть от числа «кассовых» точек у предприятия и ставок НДС, по которым облагаются продаваемые им товары/оказываемые услуги.

  • При возврате товара покупателем расчет корректировки можно не выписывать. Главное, чтобы объем продаж за день не превысил стоимости возвращаемого товара.

Документы и сокращения статьи

Порядок № 10 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Миндоходов Украины от 14.01.14 г. № 10.

Порядок № 1224 — Порядок исчисления и накопления регистраторами расчетных операций сумм налога на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1224.

Порядок № 1246 — Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.10 г. № 1246.

Порядок регистрации КУРО  Порядок регистрации и ведения расчетных книг, книг учета расчетных операций, утвержденный приказом Миндоходов Украины от 28.08.13 г. № 417.

Порядок № 708 — Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденный приказом Миндоходов Украины от 25.11.13 г. № 708.

Правила № 219 — Правила работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденные приказом Минэкономики Украины от 24.07.02 г. № 219.

НН — налоговая накладная.

РК — расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной.

РРО — регистратор расчетных операций.

КУРО — книга учета расчетных операций.

Реестр — Реестр выданных и полученных налоговых накладных.

Теги НДС
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить