(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 30
  • № 29
  • № 27
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
20/20
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Июль , 2014/№ 28

Трансфертное ценообразование: налоговики уточнили и дополнили консультацию

http://tinyurl.com/y5wdyf69
Приказ Миндоходов Украины от 01.07.14 г. № 368 «О внесении изменений в Обобщающую налоговую консультацию по отдельным вопросам применения норм налогового законодательства относительно трансфертного ценообразования, утвержденную приказом Миндоходов от 22.11.2013 г. № 699»

Перед вами еще одна первоиюльская ОНК* (с полным текстом можете ознакомиться на с. 22). Это довольно масштабное творение представляет собой новую редакцию ОНК от 22.11.13 г. № 699, посвященную вопросам трансфертного ценообразования.

* Комментарии к другим ОНК от 01.07.14 г. вы найдете на с. 4, 5, 8 номера.

Большинство знакомых вам ответов остались прежними. Но есть и обновленное меньшинство. А обновления вызвал Закон № 1260-VII («БН», 2014, № 22, с. 4):

• налоговики признали, что суммы кредита, депозита, займа, возвратной финпомощи, дивидендов, стоимость инвестиций НЕ учитываются при определении стоимостного критерия (50 млн грн. без НДС за отчетный календарный год). Важно, что налоговики при этом не акцентируют внимание на статусе контрагента.

Напомним, что Закон № 1260-VII ограничил круг таких операций только хозоперациями по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг) для отношений со связанными нерезидентами и связанными «особыми» резидентами. Для «оффшорных» нерезидентов до «товарного» круга операций дело так и не дошло (хотя это было бы вполне логично). Круг сузился только до хозяйственных операций (влияющих на активы, обязательства и капитал). Но, как видим, и здесь налоговики готовы следовать здравой логике.

Помните: суммы процентов по кредиту, депозиту, комиссионного вознаграждения будут учитываться в стоимостном критерии.

К слову, о договоре комиссии: продажа товаров комитентом нерезиденту — связанному лицу через комиссионера — тоже контролируемая операция (КО), поскольку право собственности по всем правилам переходит от комитента к покупателю, пусть и через посредника. И такая операция будет учитываться при подсчете 50-миллионного критерия по операциям с указанным нерезидентом, но не с комиссионером.

Еще один «след» Закона № 1260-VII — запоздалый перенос срока подачи Отчета о контролируемых операциях (далее — Отчет) за период с 01.09.13 г. по 31.12.13 г. на 1 октября 2014 года. Судя по правкам в ОНК, тем, кто не отчитался до 01.05.14 г. (старый срок), штрафы не грозят.

За самостоятельно выявленные ошибки не штрафуют, даже в размере 1 грн. Также штраф не грозит за то, что в Отчете не указаны отдельные КО. Верно, ведь штраф установлен за неподачу Отчета — 100 минзарплат.

Кроме уточнений, ОНК изрядно «поправилась» — появилось много новых ответов на интересующие налогоплательщиков вопросы. Пробежимся по главным моментам.

Определяем стоимостный критерий. Важные правила, которые нужно учитывать при расчете стои­мостного критерия:

• определяем общий (суммарный) стоимостный критерий по хозоперациям с головным предприятием и его филиалами, представительствами, а не отдельно по операциям с головным предприятием и отдельно с каждым филиалом;

• учитываем сумму по бартерным операциям, причем, по мнению налоговиков, как по двум отдельным операциям — продаже передаваемых товаров и покупке получаемых взамен;

• по операциям с нерезидентами используем официальный курс НБУ на дату совершения хозоперации, в части предоплаты — на дату ее получения. Уточнение: полагаем, здесь также нужно учитывать правило «ночного» курса (действующий на 00 часов 00 минут соответствующего дня);

не учитываем стоимость давальческого сырья, ввезенного в Украину от поставщика-нерезидента и соответственно стоимость вывозимой изготовленной из него продукции/частично обработанного сырья. Согласны, ведь на давальческих условиях к нам не переходит право собственности на сырье/продукцию;

• если нерезидент стал связанным лицом в конце 2013 года (с 01.11.13 г.), то объем операций с ним для сравнения с 50-миллионным критерием все равно подсчитываем с начала 2013 года, но контролируемыми будут только операции с 01.11.13 г.

Отчет за 2013 год:

• в Отчет включаем те операции по форвардному контракту, по которым переход права собственности на товар произошел с 01.09.14 г. по 31.12.13 г.;

• включаем даже КО, которые не повлияли на налоговые расходы и налоговый кредит;

• купленные у связанного лица основные средства отражаем так: в гр. 17 — договорная (контрактная) цена, а в гр. 26 — обычная цена, по которой операция отражена в налоговом учете;

• подать Отчет можно только в Миндоходов (главный орган) и только средствами электронной связи в электронном виде с правильно наложенными ЭЦП (на бумаге, в том числе почтой, — нельзя).

«Оффшорные» нерезиденты. Контролируемыми являются операции с нерезидентами, которые (п.п. 39.2.1.2 НКУ):

• зарегистрированы в государстве (на территории), в котором ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине (далее — низкая ставка, в 2014 году — 13 % и ниже). Перечень «оффшорных» государств утвержден распоряжением КМУ от 25.12.13 г. № 1042-р (найдете его в «БН», 2014, № 2, с. 4);

• уплачивают налог на прибыль (корпоративный налог) по низкой ставке.

Бывает, что нерезидент зарегистрирован в «оффшорной» стране, но уплачивает налог не по низкой ставке, т. е. в 2014 году — 14 % и выше (когда в стране его резиденции установлено больше одной ставки). В таком случае операции с контр­агентом не считаются контролируемыми. В подтверждение ставки налога контрагента-нерезидента нужно отправить в Миндоходов почтой с уведомлением о вручении соответствующую справку (или ее нотариально заверенную копию). К слову, форма такой справки не утверждена. Известно лишь, что она должна быть выдана компетентным органом страны нерезидента и должным образом легализирована, переведена по законам Украины.

В обратной ситуации, когда нерезидент зарегистрирован в стране, которая не вошла в «оффшорный» список, но уплачивает налог по низкой ставке, операции с ним признаются контролированными.

Вывод: роль играет ставка, по которой нерезидент фактически уплачивает налог на прибыль (корпоративный налог).

ТЦО-особенности для крупных налогоплательщиков. Крупные налогоплательщики:

• не могут согласовать цены в КО «задним числом», т. е. в отношении тех КО, которые уже совершили или совершают сейчас. Работать нужно по схеме «утром деньги — вечером стулья»: подписали договор с Миндоходов о согласовании цен — применяем эти цены к КО, осуществленным после согласования;

• обязаны на запрос налоговиков подать документацию по отдельным КО (п.п. 39.4.8 НКУ), в том числе данные о лицах, связанных с крупным налогоплательщиком и между собой (группы связанных лиц).

Уточняемся. Если налоговики проверяют КО, нельзя уточнять данные деклараций по налогу на прибыль и НДС за календарный год, в котором проводились проверяемые КО, даже если эти уточнения не касаются проверяемых КО.

Небазовые ставки. Операции со связанным лицом — резидентом считаются контролируемыми и в том случае, если такой контрагент в общем случае уплачивает налог на прибыль и НДС по основным ставкам (в 2014 году — 18 % и 20 % соответственно), но при этом еще и не по базовой ставке (абз. 5 п.п. 39.2.1.1 НКУ):

• уплачивает налог на репатриацию (ст. 160 НКУ);

• проводит экспортные операции по ставке НДС 0 %;

• проводит операции с ценными бумагами, которые облагаются налогом на прибыль по ставке 10 %.

Как видите, сюда входят не только прибыльщики-«нулевщики» (ставка 0 % — п. 154.6 НКУ), субъекты индустрии программной продукции (ставка 5 % — п. 15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ), но и обычные плательщики налога на прибыль и НДС, у которых «проскакивают» операции по небазовым ставкам.

«Переходные» правила. В п. 21 подразд. 10 разд. XX сказано, что переходные правила определения обычных цен применяются к экспортно-импортным операциям по отдельным видам товаров с лицами, указанными в п.п. 39.2.1.2 НКУ — «оффшорными» нерезидентами. При этом ни слова о втором обязательном условии признания операций контролируемыми — 50-миллионном критерии. Так вот, миндоходовцы отмечают: для применения одного из «переходных вариантов» определения обычных цен в КО такие операции нужно протестировать на соответствие стоимостному критерию.

Приказ действует с 01.07.14 г.

 

 

Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам применения норм налогового законодательства по трансфертному ценообразованию

Утверждена приказом от 1 июля 2014 года № 368

 

Вопрос 1: Каков первый отчетный период для подачи Отчета о контролируемых операциях, подаваемого налогоплательщиком в соответствии с требованиями п.п. 39.4.2 п. 39.4 ст. 39 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс)?

Ответ: Поскольку Закон Украины от 4 июля 2013 года № 408 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по трансфертному ценообразованию» вступил в силу 1 сентября 2013 года, то первым отчетным периодом для подачи Отчета о контролируемых операциях будет 2013 год. Для определения объема контролируемых операций учитывается стоимостный показатель всех операций отдельно с каждым контрагентом в целом за календарный год, т. е. с 1 января по 31 декабря 2013 года. В отчете за 2013 год плательщик налога должен указать контролируемые операции, осуществленные в период с 01.09.2013 по 31.12.2013.

Например: общая сумма операций в 2013 году с одним связанным лицом составляет 50,5 млн грн. (без НДС), и все эти операции были осуществлены до 01.09.2013. В этом случае отчитываться не нужно.

В случае если общая сумма операций в 2013 году с одним связанным лицом составляет 50,0 млн грн. (без НДС), из них операции на сумму 20,0 млн грн. осуществлены до 01.09.2013, остальные — после. В этом случае объем операций рассчитывается в целом за год, т. е. с 1 января по 31 декабря 2013 года. Соответственно, такие операции являются контролируемыми. В Отчете отражают контролируемые операции, осуществленные в период с 01.09.2013 по 31.12.2013.

 

Вопрос 2: Учитываются ли при определении стоимостного критерия — 50,0 млн грн. контролируемые операции для целей применения п.п. 39.2.1.4 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса суммы кредита, депозита, займа, возвратной финансовой помощи, дивидендов, стоимость инвестиций?

Ответ: Нет, не учитываются.

 

Вопрос 3: По каким ценам рассчитывается объем контролируемых операций?

Ответ: По договорным (контрактным) ценам.

 

Вопрос 4: Если в отчетном периоде были операции как по приобретению, так и по продаже товаров (работ, услуг) с одним контрагентом, каким образом учитываются такие операции для определения стоимостного критерия контролируемой операции и какие из этих операций будут считаться контролируемыми и указываться в Отчете?

Ответ: В этом случае учитывается общий объем (суммарное значение) операций по продаже и операций по приобретению с таким контрагентом. В случае признания операций контролируемыми в соответствии с критериями, установленными п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, такие операции отражаются в Отчете о контролируемых операциях.

 

Вопрос 5: По какой дате операции отражаются в Отчете как контролируемые?

Ответ: В Отчете контролируемые операции отражаются по дате перехода прав собственности на товары или дате составления акта либо другого документа, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, который подтверждает выполнение работ или предоставление услуг.

 

Вопрос 6: Считается ли подача Отчета о контролируемых операциях с опозданием неподачей Отчета для целей применения штрафа, предусмотренного п. 120.3 ст. 120 Кодекса?

Ответ: В соответствии с положениями п.п. 39.4.2 п. 39.4 ст. 39 Кодекса налогоплательщики, которые в течение отчетного периода осуществляли контролируемые операции, обязаны подавать Отчет о контролируемых операциях до 1 мая года, следующего за отчетным (до 1 октября 2014 года — за период с 01.09.2013 по 31.12.2013). Таким образом, подача Отчета с опозданием приравнивается к неподаче Отчета и влечет за собой штрафные санкции, пре­дусмотренные п. 120.3 ст. 120 Кодекса.

 

Вопрос 7: Какую первичную документацию по запросу контролирующего органа в соответствии с п.п. 39.4.7 п. 39.4 ст. 39 Кодекса обязаны предоставлять налогоплательщики: оригиналы или их заверенные копии?

Ответ: Налогоплательщики должны предоставить надлежащим образом заверенные копии первичных документов, фиксирующих осуществление отдельных контролируемых операций, которые указываются в запросах о таких контролируемых операциях.

 

Вопрос 8: Для целей применения п.п. 39.2.1.1 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса пребывание на каких специальных режимах налогообложения плательщика налога определяет операцию в качестве контролируемой?

Ответ: К специальным налоговым режимам относятся определенные статьями 209, 210 и разделом XIV Кодекса:

специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства;

специальный режим налогообложения деятельности относительно изделий искусства, предметов коллекционирования либо антиквариата;

упрощенная система налогообложения, учета и отчетности;

фиксированный сельскохозяйственный налог.

 

Вопрос 9: Учитывается ли при определении объема контролируемых операций сумма акцизного налога?

Ответ: Да, учитывается.

 

Вопрос 10: Утрачивает ли плательщик право на самостоятельную корректировку цены контролируемой операции, предусмотренную п.п. 39.5.4.3 п.п. 39.5.4 п. 39.5 ст. 39 Кодекса, если такая корректировка в течение календарного года не осуществлена?

Ответ: Нет, не утрачивает. Такой плательщик может осуществить самостоятельную корректировку в течение следующего(их) календарного(ых) года (лет) с учетом сроков исковой давности, предусмотренных ст. 102 Кодекса, до начала проверки контролируемых операций.

 

Вопрос 11: Подпадает ли операция под определение контролируемой с объемом 50,0 и более млн грн. (без НДС) в соответствии с требованиями п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, если контрагент — связанное лицо (резидент) на момент осуществления операции согласно поданной в контролирующий орган декларации по налогу на прибыль за предыдущий год не является убыточным, но впоследствии показатели декларации предыдущего отчетного года по результатам проверки или после уточнения изменились и возникли убытки?

Ответ: Если контрагент — связанное лицо (резидент) самостоятельно выявил ошибку и в текущей декларации либо уточняющем расчете уточнил показатели за предыдущий год, которые привели к возникновению отрицательного значения объекта налогообложения по налогу на прибыль, операции с таким контрагентом считаются контролируемыми.

Если отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий отчетный год контрагента — связанного лица (резидента) выявлено по результатам проверки контролирующего органа, операции с таким контрагентом не считаются контролируемыми при условии отсутствия других условий для признания операций контролируемыми.

 

Вопрос 12: Предприятие согласно договору купли-продажи в отчетном году осуществило поставку товара связанному лицу на сумму 60,0 млн грн. (без НДС) (произошел переход права собственности на товар покупателю), но до конца этого года или в следующем году согласно этому договору или дополнительному договору предприятие вернуло продавцу часть ранее полученного товара на сумму 20,0 млн грн. (без НДС) в связи с ненадлежащим качеством поставленного товара (право собственности на товар перешло к продавцу). Каким образом учитываются эти операции для определения стоимостного критерия контролируемых операций?

Ответ: Если приобретение и возврат товара осуществлены в течение одного отчетного календарного года, то при определении стоимостного критерия контролируемой операции (50,0 млн грн.) в этом отчетном году учитывается стоимость поставки — 60,0 млн грн., уменьшенная на стоимость возвращенного товара — 20,0 млн грн., т. е. 40,0 млн грн. В случае если продажа произошла в одном календарном году, а возврат произошел в следующем году, то при определении стоимостного критерия контролируемой операции (50,0 млн грн.) в календарном году, в котором осуществлена поставка, учитывается вся стоимость поставленного товара в сумме 60,0 млн грн.

При этом в будущем году стоимость возвращенного товара в сумме 20,0 млн грн. не учитывается при определении стоимостного критерия контролируемой операции и не уменьшает стоимость других операций при определении такого критерия.

 

Вопрос 13: Как для целей применения п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса рассчитать опосредованное владение компанией А корпоративными правами компании В, если компания А владеет 80 % корпоративных прав компании Б, а компания Б владеет 30 % корпоративных прав компании В?

Ответ: Опосредованное владение рассчитывается путем перемножения долей владения корпоративными правами. Компания А опосредованно владеет корпоративными правами компании В в размере 24 % (80 х 30 : 100).

 

Вопрос 14: В ноябре 2013 года налогоплательщиком осуществлена поставка товара, договорная стоимость которого составляет 85,0 млн грн., и произошел переход права собственности в момент поставки. В январе 2014 года плательщиком получена оплата за поставленный товар на сумму 61,0 млн грн. По какому событию рассчитывать стоимостный критерий (50,0 млн грн.) и как отражать эту операцию в Отчете?

Ответ: Учитывая то, что переход права собственности на товар произошел в 2013 году, при определении стоимостного критерия (50 млн грн.) контролируемых операций учитывается договорная (контрактная) стоимость проданного товара за 2013 год. В случае признания такой операции в соответствии с требованиями п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса контролируемой операцией такая операция отражается в Отчете за 2013 год.

При этом факт оплаты указанного товара в 2014 году не приводит к повторному учету стоимости товара при определении стоимостного критерия и отражению в Отчете.

 

Вопрос 15: В ноябре 2013 года налогоплательщиком осуществлена предварительная оплата за товар нерезиденту — связанному лицу на сумму 200,0 млн грн., поставка которого будет осуществлена в апреле 2014 года (переход права собственности произойдет в момент поставки). В каком периоде эта операция учитывается при определении стоимостного критерия (50 млн грн.) контролируемой операции?

Ответ: Учитывая то, что переход права собственности на товар происходит в 2014 году, при определении стоимостного критерия (50 млн грн.) контролируемой операции за 2013 год сумма предварительной оплаты за товар не учитывается. Эта операция учитывается при определении стоимостного критерия (50 млн грн.) контролируемой операции за 2014 год.

Вопрос 16: К каким именно нарушениям по контролируемым операциям применяется штраф в размере 1 гривни в соответствии с п. 20 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» Кодекса?

Ответ: Штраф в размере 1 гривни применяется за занижение налогового обязательства за период с 1 сентября 2013 года по 31 декабря 2014 года вследствие применения плательщиком в контролируемых операциях цен, не соответствующих уровню обычных цен, выявленное по результатам проверки контролирующим органом.

 

Вопрос 17: Считается ли компания-резидент, созданная в середине года (например, в июле месяце), которая с даты регистрации является плательщиком налога на прибыль и НДС, не применяет специальные режимы налогообложения и уплачивает эти налоги по базовой (основной) ставке, такой, операции с которой подпадают под критерии контролируемых, определенные п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса?

Ответ: Не считается, поскольку для такой компании началом налогового (отчетного) года будет дата ее создания (регистрации), и у нее отсутствуют задекларированные показатели на начало такого года.

 

Вопрос 18: Какие ставки налога на прибыль и НДС считаются базовыми (основными) для целей применения п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса?

Ответ: Основная ставка налога на прибыль определена п. 151.1 ст. 151 Кодекса и с учетом положений п. 10 подразд. 4 разд. XX Кодекса в 2012 году составляет 21 %, в 2013 году — 19 %, в 2014 году — 18 %.

Основная ставка налога на добавленную стоимость, определенная п.п. «а» п. 193.1 ст. 193 и п. 194.1 ст. 194 Кодекса, составляет 20 %.

 

Вопрос 19: Предприятие «А» — резидент, задекларировавшее отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий налоговый (отчетный) год, осуществляет поставку товаров в объеме более 50 млн грн. связанному лицу — предприятию «Б» — резиденту, которое задекларировало положительное значение объекта налогообложения. Являются ли указанные поставки контролируемыми операциями для предприятий «А» и «Б» и обязаны ли такие предприятия подавать Отчет о контролируемых операциях? Как быть, когда убыточными являются предприятия «А» и «Б»?

Ответ: В соответствии с п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса контролируемыми операциями являются хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), осуществляемые налогоплательщиками со связанными лицами — резидентами, которые задекларировали отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий налоговый (отчетный) год.

Если убыточным является только предприятие «А», операции будут считаться контролируемыми только для предприятия «Б» и обязанность по подаче Отчета о контролируемых операциях с указанием в нем соответствующих операций возлагается на предприятие «Б». При этом предприятие «А» в случае отсутствия других операций, подпадающих под определение контролируемых, Отчет подавать не должно.

В случае если за налоговый (отчетный) год убыточным является и предприятие «А», и предприятие «Б», то Отчет о контролируемых операциях подают оба предприятия.

 

Вопрос 20: Будут ли считаться связанными лицами в соответствии с п.п. 14.1.159 п. 14.1 ст. 14 Кодекса государственные предприятия, относящиеся к сфере управления одного министерства?

Ответ: В соответствии с положениями ст. 73 Хозяйственного кодекса Украины государственное унитарное предприятие создается компетентным органом государственной власти в распорядительном порядке и входит в сферу его управления.

Орган государственной власти, в сферу управления которого входит предприятие, является представителем собственника и выполняет его функции в рамках, определенных этим Кодексом и другими законодательными актами.

Органом управления государственного унитарного предприятия является руководитель предприятия, назначаемый органом, в сферу управления которого входит предприятие, и являющийся подотчетным этому органу.

В соответствии с п.п. «ґ» п.п. 14.1.159 п. 14.1 ст. 14 Кодекса к связанным лицам относятся юридические лица, единоличные исполнительные органы которых назначены (избраны) по решению одного и того же лица (собственника либо уполномоченного им органа).

Учитывая это, государственные предприятия, относящиеся к сфере управления одного министерства, являются связанными лицами в соответствии с п.п. «ґ» п.п. 14.1.159 п. 14.1 ст. 14 Кодекса.

 

Вопрос 21: По какой процедуре происходят принятие плательщиком решения о применении одного из методов по определению обычных цен в соответствии с п. 21 подразд. 10 разд. XX Кодекса и уведомление об этом решении контролирующих органов?

Ответ: Решение принимается плательщиком самостоятельно, при этом направление отдельного уведомления в контролирующий орган не преду­смотрено. Информация о выбранном методе указывается в соответствующей графе Отчета о контролируемых операциях.

 

Вопрос 22: Какова форма справки, подтверждающей выбранную нерезидентом ставку корпоративного налога, для целей применения п.п. 39.2.1.3 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса?

Ответ: Форма справки Кодексом не предусмотрена. Такая справка должна быть выдана компетентным органом другой страны (например, налоговым органом или министерством финансов) и надлежащим образом легализована, переведена в соответствии с законодательством Украины.

 

Вопрос 23: К каким ценам применяется 5-процентный диапазон цен в соответствии с п.п. 1 п. 21 подразд. 10 разд. XX Кодекса?

Ответ: Пятипроцентный диапазон применяется к ценам, определенным в соответствии с требованиями п.п. 2 п. 21 подразд. 10 разд. XX Кодекса, а именно: ценам, определенным согласно биржевой котировке, — в случае если товары котируются на бирже, и ценам, определенным согласно справочным ценам, опубликованным в источниках информации (специализированных коммерческих изданиях), — в случае если товары не котируются на бирже.

 

Вопрос 24: По какому курсу определять объем операций с нерезидентами при определении стоимостного критерия (50 млн грн.)?

Ответ: С целью определения общей стоимости операций плательщики, имеющие отношения с контрагентами-нерезидентами, учитывают официальный курс НБУ, действовавший на дату осуществления операции, а в части ранее полученной (проведенной) оплаты — курс, действовавший на дату ее получения (осуществления оплаты) (пп. 153.1.1 и 153.1.2 п. 153.1 ст. 153 Кодекса).

Вопрос 25: Учитывается ли при определении стоимостного критерия (50 млн грн.) стоимость ввезенного на давальческих условиях сырья и вывезенной готовой продукции (частично обработанного сырья) на условиях импорта (экспорта), если поставщиком такого сырья выступает нерезидент — связанное лицо?

Ответ: Нет, не учитывается.

 

Вопрос 26: Если у связанного лица приобретены основные средства, какую цену указывать в Отчете?

Ответ: В этом случае при заполнении Отчета в графе 17 раздела «Відомості про контрольовані операції» приложения к Отчету отражается договорная (контрактная) цена, а в графе 26 этого же раздела — обычная цена, по которой соответствующая операция отражена в налоговом учете налогоплательщика.

 

Вопрос 27: Следует ли отражать в Отчете контролируемые операции, которые не включены плательщиком налога ни в состав налоговых расходов, ни в состав налогового кредита?

Ответ: Да, такие операции подлежат отражению в Отчете.

 

Вопрос 28: Будут ли считаться контролируемыми операции со связанным лицом — нерезидентом, которое стало связанным с 01.11.2013, если объем операций с таким лицом составлял: с 01.01.2013 до 01.11.2013 — 35 млн грн. (без НДС), с 01.11.2013 до 31.12.2013 — 20 млн грн. (без НДС)?

Ответ: С учетом того, что общая сумма осуществленных операций с одним контрагентом за отчетный год превышает 50 млн грн. (без НДС), операции, осуществленные со связанным лицом — нерезидентом в период с 01.11.2013 по 31.12.2013, признаются контролируемыми и подлежат отражению в Отчете.

 

Вопрос 29: Будет ли считаться операция контролируемой, если плательщик налога осуществляет продажу товаров нерезиденту — связанному лицу через комиссионера (поверенного)?

Ответ: Операции плательщика налога по продаже товаров нерезиденту — связанному лицу через комиссионера (поверенного) признаются контролируемыми при условии, что общая сумма осуществленных операций такого плательщика с нерезидентом равна или превышает 50 млн грн. (без учета налога на добавленную стоимость) за соответствующий календарный год, поскольку непосредственно право собственности на товар переходит от комитента к покупателю (нерезиденту — связанному лицу).

 

Вопрос 30: Считаются ли контролируемыми операции с контрагентом-нерезидентом, зарегистрированным в государстве, не вошедшем в перечень государств (территорий), в которых ставки налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Украины от 25.12.2013 № 1042-р, но такой контрагент-нерезидент уплачивал в стране резиденции налог на прибыль по ставке 6 процентов?

Ответ: При условии достижения стоимостного критерия, определенного п.п. 39.2.1.4 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса (50 млн грн.), операции с таким контрагентом признаются контролируемыми в соответствии с п.п. 39.2.1.2 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса.

 

Вопрос 31: Форвардный контракт на поставку сельскохозяйственной продукции заключен в марте 2013 года. Непосредственно реализация и отгрузка продукции происходили в августе — ноябре 2013 года. Должны ли включаться в Отчет операции по такому контракту?

Ответ: В Отчет должны быть включены контролируемые операции, в которых переход прав собственности на товары произошел в период с 01.09.2013 по 31.12.2013.

 

Вопрос 32: Считаются ли контролируемыми операции юридического лица, общая сумма которых составляет более 50 млн грн. без НДС, со связанным физическим лицом — резидентом?

Ответ: В соответствии с п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса контролируемыми операциями являются хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), осуществляемые налогоплательщиками со связанными лицами — резидентами, которые не были плательщиками налога на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость по состоянию на начало налогового (отчетного) года.

Таким образом, операции юридического лица, общая сумма которых составляет более 50 млн грн. без НДС, со связанным физическим лицом — резидентом признаются в соответствии со ст. 39 Кодекса контролируемыми.

 

Вопрос 33: Налогоплательщик в течение отчетного периода осуществлял операции с контрагентом-нерезидентом — несвязанным лицом, зарегистрированным в государстве, вошедшем в перечень государств (территорий), в которых ставки налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Украины от 25.12.2013 № 1042-р. В то же время контрагент-нерезидент уплачивает налог на прибыль (корпоративный налог) в этом государстве по ставке 21 %.

Считаются ли операции с таким контрагентом контролируемыми? В случае предоставления плательщиком налогов справки (ее нотариально удостоверенной копии), определенной п.п. 39.2.1.3 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, должен ли он подавать Отчет? Каков порядок предоставления такой справки (ее нотариально удостоверенной копии)?

Ответ: В соответствии с п.п. 39.2.1.3 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса в случае, когда в государстве (на территории) регистрации нерезидента установлено более одной ставки налога на прибыль (корпоративного налога), плательщиком налога предоставляется справка (или ее нотариально удостоверенная копия), которая подтверждает выбранную нерезидентом ставку налога на прибыль (корпоративного налога), установленную в государстве его регистрации.

В случае предоставления плательщиком налогов справки (или ее нотариально удостоверенной копии), подтверждающей выбранную нерезидентом в государстве его регистрации ставку налога на прибыль (корпоративного налога), которая не меньше ставки налога в Украине более чем на 5 процентных пунктов, установленную в государстве его регистрации, в сроки, определенные п.п. 39.2.1.3 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, операции с таким контр­агентом не считаются контролируемыми и Отчет по ним не подается.

Такая справка (или ее нотариально удостоверенная копия) направляется в Миндоходов по почте с уведомлением о вручении.

 

Вопрос 34: Возможно ли при проведении проверки по вопросам трансфертного ценообразования, назначенной в соответствии с п.п. 39.5.2 п. 39.5 ст. 39 Кодекса, подавать уточняющие расчеты к поданным ранее налоговым декларациям по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость, если такие уточняющие расчеты не связаны с проведением контролируемых операций, по которым назначена проверка?

Ответ: В соответствии с п. 50.2 ст. 50 Кодекса налогоплательщик при проведении документальных плановых и внеплановых проверок не имеет права подавать уточняющие расчеты к поданным им ранее налоговым декларациям за какой-либо отчетный (налоговый) период по соответствующему налогу и сбору, который проверяется контролирующим органом.

Таким образом, при проведении проверки налогоплательщика по вопросам полноты начисления и уплаты налогов и сборов при осуществлении им контролируемых операций, которая назначена и проводится в соответствии с п.п. 39.5.2 п. 39.5 ст. 39 Кодекса, и учитывая нормы п.п. 39.1.2 пп. 39.1 и п. 39.7 ст. 39 Кодекса, такой налогоплательщик не имеет права подавать уточняющие расчеты к поданным им ранее налоговым декларациям по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость за отчетный период, определенный п.п. 39.4.1 п. 39.4 ст. 39 Кодекса, в котором осуществлялись контролируемые операции, относительно которых продолжается проверка, в части таких операций.

 

Вопрос 35: Возможно ли проведение процедуры согласования цен в контролируемых операциях, которые уже проведены крупным налогоплательщиком или которые осуществляются?

Ответ: Согласование цен в контролируемых операциях между крупным налогоплательщиком и Миндоходов возможно только по контролируемым операциям, которые будут осуществляться после процедуры согласования цен.

Завершением процедуры согласования цен в контролируемых операциях является заключение соответствующего договора между крупным налогоплательщиком и Миндоходов.

Таким образом, контролируемая операция, по которой производилось согласование цен, не может быть начата или проведена либо осуществляться до момента подписания договора между крупным налогоплательщиком и Миндоходов по результатам такого согласования.

 

Вопрос 36: Какую информацию о связанных лицах и группе в соответствии с пп. «а» и «б» п.п. 39.4.8 п. 39.4 ст. 39 Кодекса должны предоставить крупные налогоплательщики: исключительно о контрагентах контролируемой операции или и о других лицах?

Ответ: Документация, которую крупный налогоплательщик должен предоставить в соответствии с п.п. 39.4.8 п. 39.4 ст. 39 Кодекса, должна содержать информацию обо всех лицах, являющихся связанными лицами с крупным налогоплательщиком и между собой, в соответствии с положениями п.п. 14.1.159 п. 14.1 ст. 14 Кодекса.

Указанная информация должна включать данные, позволяющие идентифицировать каждое связанное лицо (полное наименование и налоговый номер, наименования государств (территорий), налоговыми резидентами которых являются такие лица), а также данные об этих лицах как группе (совокупности субъектов хозяйствования, являющихся связанными лицами, отношения между которыми могут влиять на условия либо экономические результаты их деятельности или деятельности лиц, которых они представляют). При этом указывается, в частности, информация о структуре группы, описании деятельности, распределении функций и активов в группе, политике трансфертного ценообразования группы и т. п.

 

Вопрос 37: Налогоплательщик осуществляет хозяйственные операции с филиалами одного юридического лица и непосредственно с юридическим лицом. Каким образом необходимо рассчитывать стоимостный критерий контролируемых операций в соответствии с п.п. 39.2.1.4 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса?

Ответ: Для расчета стоимостного критерия контролируемых операций (50 млн грн.) учитывается суммарное значение всех операций, осуществленных с головным предприятием и всеми обособленными подразделениями (филиалами и представительствами) юридического лица.

 

Вопрос 38: Учитываются ли при определении стоимостного критерия контролируемых операций бартерные операции?

Ответ: Да, учитываются.

Поскольку в рамках бартерного (товарообменного) договора каждая из сторон договора одновременно выступает продавцом товаров (работ, услуг), которые он передает, и покупателем товаров (работ, услуг), которые он получает взамен, такие операции рассматриваются как две отдельные и при расчете стоимостного критерия учитывается общий объем (суммарное значение) операций как по продаже, так и по приобретению товаров (работ, услуг).

В случае признания операций контролируемыми в соответствии с критериями, установленными п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, такие операции отражаются в Отчете о контролируемых операциях.

 

Вопрос 39: Имеет ли право плательщик налога направить Отчет о контролируемых операциях на бумажных носителях по почте?

Ответ: Нет, не имеет, поскольку положения п.п. 39.4.2 п. 39.4 ст. 39 Кодекса содержат обязательство для налогоплательщиков (кроме Национального банка Украины) подавать Отчет о контролируемых операциях центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, только с помощью средств электронной связи в электронной форме с соблюдением требований закона об электронном документообороте и электронной цифровой подписи.

 

Вопрос 40: Считается ли выплата налога на доходы нерезидента компанией-резидентом в соответствии с положениями п. 160.2 ст. 160 Кодекса и/или налогообложение экспортных операций по нулевой ставке в соответствии с положениями ст. 195 Кодекса «уплатой налога по иной ставке, чем базовая», согласно п.п. 39.2.1.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса? Нужно ли признавать операции с лицами, которые уплачивают налог на репатриацию либо облагают налогом экспортные операции по нулевой ставке НДС, контролируемыми, если контролируемые операции облагаются налогом по базовым ставкам?

Ответ: Операция подпадает под определение контролируемой в соответствии с абз. 3 ч. 2 п.п. 39.2.1.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, при условии, если контр­агент — связанное лицо при налогообложении контролируемых операций уплачивает по основной ставке налог на прибыль (в 2014 году — 18 %) и НДС (20 %), но при этом:

• уплачивает налог на репатриацию в соответствии с положениями ст. 160 Кодекса;

• осуществляет экспортные операции, облагаемые НДС по нулевой ставке в соответствии с положениями ст. 195 Кодекса;

осуществляет операции с ценными бумагами, облагаемые налогом по ставке 10 процентов.

 

Вопрос 41: Учитывается ли при применении п. 21 подраздела 10 «Прочие переходные положения» раздела XX «Переходные положения» Кодекса стоимостный критерий для признания операций конт­ролируемыми, определенный п.п. 39.2.1.4 п. 39.2 ст. 39 Кодекса?

Ответ: Подраздел 10 «Прочие переходные положения» раздела XX «Переходные положения» Кодекса дополнен п. 21 в соответствии с Законом Украины от 4 июля 2013 года № 408-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по трансфертному ценообразованию».

В постановлении Кабинета Министров Украи­ны от 02.10.2013 № 749 «Об утверждении процентного диапазона цен для некоторых товарных позиций согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности для целей трансфертного ценообразования» и распоряжении Кабинета Министров Украины от 23.10.2013 № 865-р «Об утверждении специализированных коммерческих изданий для целей трансфертного ценообразования», принятых Кабинетом Министров Украины в соответствии с нормами п. 21 подраздела 10 «Прочие переходные положения» раздела XX «Переходные положения» Кодекса, указана область их применения — для целей трансфертного ценообразования.

Таким образом, при применении п. 21 подраздела 10 «Прочие переходные положения» раздела XX «Переходные положения» Кодекса учитывается стоимостный критерий для признания операций контролируемыми, определенный п.п. 39.2.1.4 п. 39.2 ст. 39 Кодекса.

 

Директор Департамента координации нормотворческой
 и методологической работы по вопросам налогообложения
 Н. ПРИВАЛОВА

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
обычные цены добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
20/20
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье