«Все для победы!», в том числе и автотранспорт

В избранном В избранное
Печать
СЕМЕНЧЕНКО ЖАННА
Бухгалтерская неделя Июль, 2014/№ 29
Слово «мобилизация» ассоциируется у нас в основном с призывом на военную службу граждан, способных защищать нашу страну, однако армии нужны не только люди. Есть еще военно-транспортная обязанность, т. е. обязанность владельцев транспортных средств (как юридических, так и физических лиц) передать военкомату имеющийся у них автотранспорт, если это нужно Родине и армии.

Военно-транспортная обязанность — что это?

С самого начала, когда в Украи­не объявили частичную мобилизацию (напомним, что это произошло 18.03.14 г. согласно Указу о мобилизации), местным органам власти было поручено обеспечить временное выделение зданий, сооружений, земельных участков, транспортных и других материально-технических средств, предоставление услуг Вооруженным Силам Украины, Национальной гвардии Украины, другим военным формированиям Украины. Все это предписано делать в соответствии с мобилизационными планами.

Важно. Объявление мобилизации означает начало действия особого периода в понимании главного «мобилизационного» документа — Закона № 3543. И охватывает этот особый период время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий (абз. пятый ст. 1 Закона № 3543).

Пока, как известно, до военного времени (объявления военного положения) дело не дошло. Если это все-таки произойдет, то тут уже будут действовать более жесткие правила: по законам военного времени позволяется принудительное отчуждение имущества у их собственников (с предварительной или, что более реально, последующей компенсацией) или изъятие имущества у госпредприятий и государственных хозобществ. Эти процессы происходят в соответствии с Законом № 4765 и Постановлением № 998, но пока нет смысла затрагивать эти вопросы.

А вот до чего точно дошло дело, так это до совершенствования «мобилизационного» законодательства, которое ранее спокойно «спало» ввиду отсутствия оснований для его применения. И лучше бы так было и дальше, но реалии иные…

Назрела необходимость уточнения порядка выполнения воен­но-транспортной обязанности не «взагалі», как это было ранее, а конкретно в период мобилизации, когда не введен правовой режим военного или чрезвычайного положения. Для этого был принят Закон № 1275*, который внес изменения в ст. 6 Закона № 3543.

* Об этом вы уже знаете (см. «БН», 2014, № 24, с. 4).

Итак, определим основные моменты транспортной мобилизации:

1) требование отдать нужный автомобиль может быть предъявлено любому предприятию, учреждению, организации;

2) передача автомобиля осуществляется временно, а не на совсем. Автомобиль обязаны вернуть в течение 30 календарных дней с момента объявления демобилизации;

3) привлечение ТС во время мобилизации осуществляется военными комиссариатами на основании решений местных госадминистраций, которые оформляются соответствующими распоряжениями. Это все происходит в рамках Мобилизационного плана Украины, который также разрабатывается местными госадминистрациями при подаче военкоматов;

4) передача автомобиля военкомату и обратный возврат после объявления демобилизации осуществляется на основании актов приема-передачи. Специальной формы такого акта нет, поэтому можно использовать произвольную форму. Главное, чтобы в акте были указаны все необходимые сведения, позволяющие идентифицировать ТС (марка, цвет, номерной знак, номер кузова, шасси, номер свидетельства о регистрации (техпаспорт)), данные о техническом состоянии, остаточной (балансовой) стоимости авто, его владельце. Помните, что данный документ должен содержать все необходимые реквизиты, установленные для первичных документов (в частности, дату и место составления, должности и подписи лиц, уполномоченных на его составление).

На заметку. За основу можно взять Акт приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств по ф. № ОЗ-1 или Акт приема-передачи транспортного средства по форме приложения 2 к Порядку № 1388. Кроме того, так как вместе с ТС нужно будет передать и техпаспорт на него, то об этом следует либо упомянуть в акте приема-передачи ТС, либо составить отдельный акт приема-передачи этого документа;

5) если в ходе «военного» использования ТС будет повреждено, владельцу будет выплачена компенсация. Для этого Кабмин должен разработать соответствующий порядок. Пока его нет, по­этому не останавливаемся на этом вопросе.

 

Что в учете?

По факту получается, что передача ТС военкомату в период мобилизации есть ничем иным, как передачей имущества в бесплатное пользование. Сразу успокоим плательщиков налога на прибыль: ни о каком возникновении дохода тут речь не идет.

Но переданное ТС остается на балансе предприятия, учреждения, организации, поэтому возникает правомерный вопрос о возможности начисления амортизации на его стоимость.

В налоговом учете продолжать начислять амортизацию на стоимость такого объекта крайне опасно. В таких вопросах налоговики предсказуемы. Их позиция такова: объекты, не использующиеся в хозяйственной деятельности в течение отчетного периода, должны быть непременно выведены налогоплательщиком из эксплуатации, и начисление амортизации в налоговом учете должно быть приостановлено (категория 102.09.01 ЗIР Миндоходов).

У проверяющих есть достаточные доказательства того, что ТС не используются в хоздеятельности плательщика в течение определенного периода времени (акты приема-передачи ТС военкомату), поэтому, скорее всего, они будут против включения таких сумм в налоговые расходы.

Напоминаем. Амортизация прекращает начисляться с месяца, следующего за месяцем вывода объекта из эксплуатации, и возобновляется с месяца, следующего за месяцем обратного ввода объекта в эксплуатацию (п. 146.15 НКУ).

Не исключаем, что ввиду особой ситуации в особый период в Украине у налоговиков может появиться лояльное разъяснение по этому вопросу. Последние изменения в законодательстве показывают стремление нормотворцев минимизировать «мобилизационные» потери субъектов хозяйствования. Понятное дело, что военкомат забирает ТС не для того, чтобы оно простаивало, а значит, в этот период ТС изнашивается и физически, и морально. А так как владелец ТС отдает его не по доброй воле (как, например, другому субъекту хозяйствования по договору ссуды), то почему он должен терять право на вполне законные расходы? Другое дело, что на себестоимость изготавливаемых товаров (работ, услуг) или в состав административных расходов, расходов на сбыт такую амортизацию относить нельзя. Их следует включать в прочие операционные расходы предприятия, но для этого, еще раз подчеркнем, нужна добрая воля Миндоходов.

Кстати, поможем им найти вполне законное основание для лояльной позиции. Согласно п.п. 145.1.2 НКУ амортизацию не начисляют в период вывода из эксплуатации объекта ОС (для реконструкции, модернизации, достройки, до­оборудования, консервации и по другим причинам). Основанием для этого является приказ руководителя предприятия (п. 146.18 НКУ). Перечень приведенных причин сводится к тому, что объект ОС не эксплуатируется (простаивает) в течение определенного периода (в том числе и в случае простоя предприятия), а у нас иной случай.

Что касается возможной зацепки налоговиков об отсутствии амортизации ввиду признания такого ТС непроизводственным объектом, то эта позиция, на наш взгляд, изначально провальна. Согласно п. 144.3 НКУ термин «непроизводственные основные средства» означает необоротные материальные активы, которые не используются в хоздеятельности налогоплательщика. Однако предприятие приобретало ТС для хозиспользования, так его использовало и будет так использовать после объявления демобилизации. Поэтому для перевода такого объекта в состав непроизводственных нет никаких оснований.

В бухгалтерском учете право на амортизацию сохраняется. Не начислять амортизацию на ОС следует только в двух случаях:

• на период реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации таких ОС (п. 23 П(С)БУ 7);

• в случае перевода ОС в не­оборотные активы, удерживаемые для продажи (п. 6 разд. II П(С)БУ 27).

Кроме того, п. 55 МСБУ 16 (международный аналог П(С)БУ 7) прямо предусматривает, что начисление амортизации не прекращается в случае простоя актива или прекращения активного использования актива, за исключением случаев, когда актив полностью самортизирован. Такие расходы следует отражать по Дт 949 субсчета (прочие операционные расходы).

 

Выводы

  • В особый период в Украине действует военно-транспортная обязанность, которая распространяется на юридических лиц всех форм собственности и граждан.

  • Во время мобилизации по решению местных госадминистраций у собственников могут взять ТС для передачи во временное пользование военкоматам.

  • Передача ТС осуществляется на основании акта приема-передачи.

  • Обратный возврат ТС осуществляется в течение 30 календарных дней с момента объявления демобилизации. Если ТС был нанесен ущерб, он подлежит возмещению в порядке, который должен утвердить Кабмин.

  • Переданное военкомату ТС остается на балансе предприятия. В бухучете на него продолжает начисляться амортизация. В налоговом учете в этот период рекомендуем не начислять амортизацию на стоимость таких ТС (по крайней мере до появления лояльных разъяснений налоговиков).

Документы и сокращения статьи

Закон № 3543 — Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 г. № 3543-XII.

Закон № 1275 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации» от 20.05.14 г. № 1275-VII.

Закон № 1647  Закон Украины «О правовом режиме военного положения» от 06.04.2000 г. № 1647-III.

Закон № 4765 — Закон Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» от 17.05.12 г. № 4765-VI.

Указ о мобилизации — Указ Президента Украины «О частичной мобилизации», утвержденный Законом Украины от 17.03.14 г. № 1126-VII.

Постановление № 998 — постановление КМУ «Некоторые вопросы осуществления полной компенсации за имущество, принудительно отчужденное в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» от 31.10.12 г. № 998.

Порядок № 1388 — Порядок государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденный постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388.

ТС — транспортное средство.

ОС — основные средства.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить