(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 30
  • № 28
  • № 27
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
25/25
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Июль , 2014/№ 29

Цена минимальная — штраф максимальный, или Продажа алкогольных напитков по заниженным ценам

http://tinyurl.com/y4dfuumv
С 17.06.14 г. в очередной раз возросли минимальные оптово-отпускные и розничные цены на алкогольные напитки («БН», 2014, № 25, с. 6). Такие изменения сразу вызвали ряд вопросов у субъектов хозяйствования, занимающихся реализацией алкогольных напитков. В основном их интересует, как определить размер таких минимальных цен и можно ли избежать ответственности за продажу алкоголя по ценам ниже минимальных. Ответы на эти и другие вопросы ищите ниже.

В чем проблема?

С оглядкой на увеличение акцизов Кабмин недавно постановлением № 177 в очередной раз повысил минимальные оптово-отпускные и розничные «алкогольные» цены (размер минимальных цен ищите в «БН», 2014, № 25, с. 6). Новые минимальные цены начали действовать с 17.06.14 г., т. е. со дня опубликования указанного выше постановления в газете «Урядовий кур’єр» от 17.06.14 г. № 107.

Важно! Продавать не ниже новых минимальных цен нужно и те алкогольные напитки, которые будут приобретены после даты вступ­ления в силу постановления № 177, и те остатки алкоголя, которые были куплены до этой даты.

Как нарочно, Кабмин не дал субъектам хозяйствования времени для подготовки к изменению минимальных цен. Новый нижний предельный уровень цен на алкогольные напитки начал действовать сразу после опубликования постановления № 177. Таким образом, выполнить новые требования могли только те субъекты хозяйствования, которые узнали об изменениях еще до их обнародования. Все же остальные, к сожалению, сделать это просто физически не могли.

Но даже если вы узнали об этом в день опубликования постановления № 177, не факт, что это дало бы возможность выполнить требования законодательства. Дело в том, что реализовать алкогольные напитки на сегодняшний день можно только через РРО. Поэтому какое-либо изменение цены на такие напитки требует от субъекта хозяйствования как минимум перепрограммирования кассового аппарата. А для этого также нужно время.

Поэтому неудивительно, что многие субъекты хозяйствования не смогли выполнить требования закона и реализовывали алкоголь по цене ниже минимальной.

Обращаем внимание! Когда Кабмин в последний раз увеличивал размер минимальных цен (постановление КМУ от 07.11.12 г. № 1017 // «БН», 2012, № 49, с. 4), то он дал субъектам хозяйствования «на размышление» 15(!) дней. Благодаря этим «каникулам» все успели подготовиться к изменениям, а следовательно, избежали штрафа за продажу алкоголя по «заниженным» ценам. Но, очевидно, в этот раз КМУ, наоборот, решил простимулировать «штрафной урожай».

Глядя на такую скорость изменения минимальных цен, возникает закономерный вопрос: будут ли наказывать продавцов алкоголя за эти нарушения? Налоговики еще никаких официальных заявлений по этому поводу не сделали.

Но если формально соблюдать «букву закона», то субъекты хозяйствования, продававшие алкоголь по ценам ниже минимальных, нарушили «алкогольное» законодательство, поэтому их можно привлечь к ответственности согласно ст. 17 Закона № 481.

 

Минимальные цены: правила определения

Перед тем как переходить к ответственности за нарушение правил реализации алкоголя, напомним, что же такое минимальные цены и как их определить.

Понятие «минимальные цены на алкоголь» приведено в ст. 1 Закона № 481:

минимальные оптово-отпускные цены на алкогольные напитки — цены, определяемые под кодами изделий Украинской классификации товаров внешне­экономической деятельности за 1 литр 100-процентного спирта, рассчитанные исходя из самой низкой оптовой цены на отечественную или контрактной стоимости на импортную продукцию, а также налогов и сборов, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат уплате с единицы продукции отечественными производителями и импортерами, и с учетом стоимости тары;

минимальные розничные цены на алкогольные напитки — цены, определяемые исходя из минимальных оптово-отпускных цен на эту продукцию и торговой надбавки.

Как видим, минимальная оптово-отпускная цена на алкогольные напитки включает в себя НДС и стоимость тары, а розничная — еще и торговую надбавку. Таким образом, рассчитанная цена и является той ценой, по которой товар должен реализоваться покупателю.

На сегодняшний день, как было сказано выше, размер минимальных цен содержится в постановлении № 177. Установлены они в гривнях за 1 литр 100-процентного спирта, кроме цен на вина, для которых розничная минимальная цена от крепости не зависит. Алкогольные напитки продаются в разной таре и с разным процентом крепости. Поэтому прямо использовать минимальные цены, установленные в упомянутом постановлении, нельзя. Их следует перерассчитать исходя из реальных данных (емкости тары и крепости напитка). Механизм перерасчета описан в примечаниях 1 — 3 приложения к постановлению № 957.

Для наглядности в таблице приведем формулы для определения таких минимальных цен.

Методика расчета минимальной цены алкогольных напитков

 

Рассчитать размер минимальных цен для алкогольных напитков, как видно из таблицы, достаточно просто. Например, с 17.06.14 г. минимальная розничная цена:

• на водку 40 % в пол-литровой бутылке составляет (174,5 грн. х х 40 % х 0,5) : 100 % = 34,9 грн.;

• на игристое вино (товарная позиция 2204 10) в бутылке емкостью 0,75 л* составляет (33 грн. х 0,75) : 0,7 = 35,36 грн.

* Можно встретить достаточно много судебных решений, где суды игнорировали «формулу» расчета и считали, что в таком случае минимальная цена (в данный момент — 33 грн.) установлена за бутылку емкостью 0,75 л. Но это рискованные действия, поэтому безопаснее применять «формулу».

И хотя расчет минимальной цены достаточно прост, относиться к нему нужно очень внимательно. Дело в том, что, как свидетельствует судебная практика, даже незначительные ошибки в расчете цены (отклонение от минимальной цены на 1 копейку) приводит к серьезным последствиям.

 

Ответственность

За нарушение «алкогольного» законодательства, т. е. реализацию оптом или в розницу алкоголя по ценам ниже установленных минимальных оптово-отпускных или розничных цен на такие напитки на вас могут наложить штраф в размере 100 % стоимости полученной партии товара, рассчитанной исходя из минимальных оптово-отпускных или розничных цен, но не менее 5000 грн. (ч. 2 ст. 17 Закона № 481).

Как видим, размер штрафа рассчитывается не от стоимости товара, проданного по заниженной цене, а исходя из стоимости полученной «партии товара»*, к которой относится алкоголь, проданный с нарушением. С тем, что именно так будет рассчитываться размер штрафа, контролирующие органы определились уже достаточно давно (письма ГНАУ от 26.06.02 г. № 2704/21-4317 и Гос­инспекции по контролю за ценами от 21.07.10 г. № 200-5-23/4223).

* Согласно Государственному стандарту Украины (ДСТУ) 3993 — 2000 «Товароведение. Термины и определения» партия товара — это определенное количество товаров одного или нескольких наименований, закупленных, отгруженных или полученных одновременно по одному товаросопроводительному документу (ТТН, накладной на отпуск товара и т. п.).

Таким образом, если субъект хозяйствования продал всего одну бутылку по заниженной цене, то для расчета штрафа будет приниматься не стоимость одной бутылки, проданной с нарушением, а стоимость всей партии товара, к которой относится такой алкогольный напиток.

При этом не имеет значения состав (товарная группа по УКТ ВЭД) полученной партии товара. Следовательно, независимо от того, один вид алкогольных напитков входил в эту партию или несколько, в расчет будет включена стоимость всей партии. Так, если вы приобрели партию алкогольных напитков, включающую 30 бутылок водки и 10 коньяка, а по заниженной цене реализовали одну бутылку коньяка, то в расчет будет включатся стоимость всей партии, т. е. стоимость всех 40 бутылок, поступивших по одной накладной.

С учетом этого подхода считаем, что в случае если напитки, проданные по более низкой цене, относятся к двум разным партиям, то и в расчет штрафа будут приниматься обе партии товара.

Такой механизм расчета не следует прямо из положений Закона № 481. В то же время суды (например, постановление Волынского окружного админсуда от 03.02.14 г. по делу № 803/46/14, определения Львовского апелляционного админсуда от 11.03.14 г. по делу № 876/8377/13 и Житомирского апелляционного админсуда от 27.02.12 г. по делу № 2а/1770/2985/2011) при рассмотрении жалоб на применение таких штрафных санкций выбирают именно такой подход. Они считают, что для расчета финсанкции следует выбирать именно ту партию алкоголя, которая поступила по одной накладной с алкоголем, проданным по заниженной цене. Таким образом, главным фактом, определяющим принадлежность алкоголя, проданного по ошибочной цене, будет накладная на его приобретение.

Внимание! Штрафная санкция налагается за факт продажи алкоголя по цене ниже минимальной. Поэтому, если занижение цены товара составит даже несколько копеек, избежать ответственности вам не удастся. Минимальная сумма штрафа — 5000 грн.

 

Кто «палач»?

Наказать вас за такое нарушение могут только органы Миндоходов (п.п. 19.1.20 НКУ и ст. 17 Закон № 481). При этом выносить решение о наказании они могут на основании решения, составленного после проведения плановой или внеплановой проверки.

Если вы не соглашаетесь с выводами контролеров или размером штрафа, можете обжаловать все это в административном порядке в месячный срок (п. 56.12 НКУ) или в судебном порядке в течение 1095 дней (п. 56.18 НКУ).

Кроме того, в случае невыполнения субъектом хозяйствования решения о применении финсанкций сумма штрафа взыскивается на основании решения суда.

Сама процедура такого взыскания выглядит так. После наложения штрафа вам дается 30 дней для уплаты суммы штрафа в государственный бюджет и на обжалование решения о применении санкций. Если после этого срока штраф не перечислен, то налоговый орган, принявший решение о применении финсанкций, обращается в суд с соответствующим иском. В случае удовлетворения иска судом издается приказ, который является исполнительным документом и на основании которого государственный исполнитель открывает исполнительное производство и будет взыскивать соответствующую сумму.

Внимание! В случае принудительного исполнения решений судов о взыскании в пользу государства по искам налоговых органов сумм финсанкций за нарушение законодательства по производству и обращению спирта, алкоголя и табака государственными исполнителями могут привлекаться работники налоговой милиции.

Также следует учитывать: кроме этого наказания, на должностных лиц субъекта хозяйствования также могут наложить админштраф согласно ст. 1652 КоАП в размере от 6 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.), а за повторное нарушение в течение года — от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн.).

 

Сроки давности

У субъектов хозяйствования, нарушивших нормы «алкогольного» законодательства, также возникает вопрос: существуют ли какие-либо сроки давности по применению этого «алкогольного» штрафа? То есть установлен ли срок, по истечении которого наказать продавца алкоголя за такое нарушение не удастся.

Прямого ответа на этот вопрос Закон № 481 не содержит. Поэтому, чтобы это выяснить, следует обратиться к самой сути этого наказания. «Алкогольный» штраф по своему содержанию является административно-хозяйственной санкцией. В связи с этим логично допустить, что к нему можно применить срок давности, определенный ч. 1 ст. 250 ХКУ. В соответствии с положениями этой статьи административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, пре­дусмотренных законом.

Налоговики также не против такого подхода. Так, в консультации, приведенной в категории 115.06 ЗIР Миндоходов, они без каких-либо условий утверждают, что при наложении «алкогольных» санкций следует ориентироваться на сроки давности, определенные ч. 1 ст. 250 ХКУ.

Внимание! В то же время если подробно проанализировать положения ч. 1 ст. 250 ХКУ, то эти сроки давности применить к «алкогольным» штрафам, к сожалению, не удастся. Дело в том, что сроки давности, определенные в ХКУ, не распространяется на штрафные санкции, размер и порядок взыскания которых определены НКУ и другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на органы Миндоходов (ч. 2 ст. 250 ХКУ).

Как было сказано выше, именно налоговики налагают «алкогольный» штраф, поэтому, к сожалению, надеяться на эти сроки давности не следует.

Вместе с тем, поскольку наказать торговцев алкоголем могут именно налоговики, то, наверное, и сроки давности должны применяться как для налоговых наказаний.

Тем более, что такая практика на сегодняшний день действует. Так, в аналогичной ситуации, когда определяются сроки давности при нарушении кассовой дисциплины (в обоих случаях контролирующим органом является налоговый орган), предлагают ориентироваться именно на сроки, установленные ст. 102 НКУ (1095 дней).

Хотя как именно следует применять этот срок давности, не понятно. Дело в том, что в соответствии со ст. 102 НКУ 1095-дневный срок рассчитывается от предельных сроков подачи налоговых деклараций, которые при наложении «алкогольных» штрафов, как и за нарушения кассовой дисциплины, естественно, не подаются. Таким образом, даже если согласиться с применением ст. 102 НКУ, мы все равно не сможем рассчитать срок давности, поскольку не известна точка отсчета этого периода.

Суды, как свидетельствует практика, вышли из этой ситуации достаточно просто. Они предлагают отталкиваться от момента выявления нарушения (постановление окружного административного суда г. Киева от 04.06.14 г. № 826/5937/14). Таким образом, срок определения денежных обязательств и принятия решения о применении финансовых санкций за нарушение законодательства в сфере обращения алкогольных напитков составляет 1095 дней с момента выявления нарушения. При таком подходе не стоит надеяться избежать наказания.

 

Выводы

  • Новые минимальные цены следует применять с 17.06.14 г., в частности и на алкогольные напитки, которые уже находились в обращении на эту дату.

  • Штрафные санкции за продажу алкоголя по заниженной цене рассчитываются из стоимости всей партии товара, к которой относится алкогольный напиток, проданный с нарушением, а не исходя из стоимости только товара, проданного с нарушением.

  • Минимальный размер штрафа составляет 5000 грн.

Документы статьи

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Постановление № 957 — постановление КМУ «Об установлении размера минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков» от 30.10.08 г. № 957.

Постановление № 177 — постановление КМУ «О внесении изменений в приложение к постановлению КМУ от 30.10.08 г. № 957» от 11.06.14 г. № 177.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
Ценообразование, Алкоголь добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
25/25
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье