Деньги любят счет, или Как за наличные продать основное средство физическому лицу

В избранном В избранное
Печать
ДЕЦЮРА СЕРГЕЙ
Бухгалтерская неделя Июль, 2014/№ 30
Зачастую предприятия продают свои основные средства (здания, технику, автотранспорт и т. п.) обычным гражданам. С точки зрения налогообложения продажа таких активов ничем не отличается от их реализации субъектам хозяйствования. А вот в отношении порядка проведения расчетов имеются нюансы. Что следует учитывать при продаже основных средств гражданам — об этом читайте ниже.

Нужен ли РРО?

Стандартный для случая с наличными расчетами вопрос: необходимо ли использовать РРО при продаже основных средств (ОС)?

Волнует он как тех, кто в обычной хоздеятельности РРО использует, так и тех, кого эта участь миновала.

Напомним, что обязательно использовать РРО и расчетные книжки должны те субъекты хозяйствования, которые за наличные и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) реализуют товары (предоставляют услуги) в сфере торговли, общественного питания и услуг (ст. 3 Закона об РРО).

Если субъект хозяйствования не является предприятием торговли или общественного питания, то у него есть некоторые льготы. Так, при реализации своей собственной продукции и предоставлении услуг за наличные он может не применять РРО, однако должен производить расчеты в кассе с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций (п. 1 ст. 9 Закона об РРО). Но ОС обычно на предприятии не производятся, а потому фактически продукцией собственного производства не считаются. Поэтому и такие неторговые предприятия ломают голову над тем, как правильно осуществить реализацию таких активов.

Следует отметить, что ни в Законе об РРО, ни в других нормативно-правовых актах, регулирующих осуществление наличного обращения, прямо о том, как безопасно оформить получение средств за реализацию таких активов, не сказано.

Позиция же налоговиков по этому поводу непостоянна. Так, в начале этого тысячелетия налоговики настаивали, что РРО при реализации ОС применять необходимо. Мотивировали они это тем, что ОС, не изготовленное на предприятии, не может считаться продукцией собственного производства и потому не попадает в перечень освобождений от применения РРО, пре­дусмотренный ст. 9 Закона об РРО.

Однако впоследствии их гнев изменился на милость. Они «забрали свои слова назад», а взамен озвучили более лояльное новое мнение. Теперь налоговики (письмо ГНАУ от 10.04.09 г. № 7612/7/23-7017/264, вопрос 2.2.141 Обзорного письма ГНАУ от 06.07.09 г. № 14083/7/23-7017/572, консультация в категории 109.02 ЗІР Миндоходов) считают, что в случае продажи за наличные ОС, изъятых из активов (списанных с баланса) в результате их продажи, которые согласно бухгалтерскому учету учитывались на счете 10 «Основные средства», субъекты хозяйствования могут производить такие расчеты в кассах с оформлением кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций или в безналичной форме через банковские учреждения. То есть можно говорить, что в таком случае РРО применять не нужно.

Есть немало вопросов к формулировкам, которыми оперируют налоговики.

Так, в частности, любая продажа ОС сопровождается их предварительным переводом на субсчет запасов 286 «Необоротные активы и группы выбытия, удерживаемые для продажи». Так что выбывать с баланса объекты будут не со счета 10, а с субсчета 286. Также налоговики скидывают в «одну кучу» бухгалтерское и налоговое понятие «основные средства», что также неверно.

Тем не менее идея налоговиков ясна. Если за наличные продаем ОС, которые до продажи числились на счете 10 («ушли» на счет 286 со счета 10), то РРО можно не применять. Если продаем те же запчасти, оставшиеся после ликвидации ОС (оприходованные на счете 20), то РРО применять нужно.

Мы соглашаемся с последней лояльной позицией контролеров. Продажа объекта ОС в понимании Закона об РРО не относится к сфере торговли, поскольку это разовая хозяйственная операция по продаже в месте, не предназначенном для оптовой или розничной торговли. А потому вопрос о необходимости использования РРО в этом случае, по большому счету, вообще возникать не должен. В этом нас поддерживает и Госкомпредпринимательства (письмо от 12.01.08 г. № 219). Он также считает, что операция по продаже объекта ОС не вписывается в понятие «сфера торговли», а потому не попадает в сферу влияния Закона об РРО. В этой связи Госкомпредпринимательства не видит оснований для применения РРО при осуществление такой операции.

Внимание. Местные налоговики на практике, даже при наличии позитивных разъяснений своей высшей инстанции, иногда настаивают на проведении наличных расчетов за такие активы через РРО. При этом если продажа таких объектов происходит чаще чем 1 раз в год (два или три раза), то в таком случае практически все местные контролеры единодушны: без РРО не обойтись!

Вывод. Если имеете дело с разовой продажей бывших в использовании ОС, то применять РРО при наличном расчете не обязательно.

Если это не первая продажа на протяжении года, то могут быть проблемы с местными налоговиками.

Но, понятно, самый спокойный вариант — производить расчеты в безналичной форме через учреждение банка. Однако в этом случае вы должны помнить, что покупателю придется расщедриться и уплатить комиссию за кассовое обслуживание. Учитывая, что стоимость ОС обычно достаточно значительная, размер комиссии будет также довольно большим.

 

Что будет, если…?

За неиспользование РРО при получении наличных от реализации ОС коварные налоговики попробуют применить финсанкции, установленные ст. 17 Закона об РРО.

Внимание! Такие санкции могут применять только налоговые органы и к тому же только при проведении фактических и документальных проверок в соответствии с НКУ (ч. 1 ст. 15 Закона об РРО).

Пострадать субъекты хозяйствования, не использовавшие РРО при осуществлении наличных расчетов, могут лишь от штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 17 Закона об РРО. В соответствии с этим пунктом к субъектам хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции за товары (услуги), по решению органа Миндоходов могут применить финсанкции в следующих размерах:

1) нарушение совершено впервые 1 гривня;

2) нарушение совершенно во второй раз 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг);

3) за каждое последующее совершенное нарушение — в пятикратном размере стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг).

В этой связи субъектов хозяйствования, которые фактически допустили нарушение РРО-законодательства, или такое нарушение придумали налоговики (например, стали требовать, чтобы реализация ОС была обязательно проведена через РРО), интересует: что именно считать повторным нарушением в целях применения штрафов РРО?

К сожалению, налоговые органы пока не изложили свою позицию по этому поводу. Впрочем, на наш взгляд, ответ на этот вопрос спрятан в самом п. 1 ст. 17 Закона об РРО. Этот пункт начинается с фразы «…в случае установления в течение календарного года в ходе проверки факта…». Из этого следует, что под «совершением нарушения впервые» законодатель подразумевает нарушение, выявленное впервые в течение календарного года. Соответственно, повторным считается такое же нарушение, обнаруженное во второй раз в течение того же календарного года (календарный год длится с 1 января по 31 декабря).

Такую позицию можно увидеть и в судебных решениях: для квалификации совершения правонарушения субъектом хозяйствования в качестве правонарушения, совершенного во второй раз и каждого последующего, необходимым является установление контролирующим органом одних и тех же фактов в течение календарного года в ходе отдельно определенных проверок соответствующего субъекта хозяйствования (постановление Одесского окружного админсуда от 19.03.14 г. по делу № 815/725/14; http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/37883291).

То есть смотрим, какой раз в течение календарного года нас штрафуют за одно и то же нарушение.

При этом считаем, если с начала года было допущено несколько однотипных нарушений, например, реализовано без проведения через РРО два объекта основных средств, то обе эти операции-нарушительницы, которые налоговая выявила при проведении одной проверки, следует считать одним нарушением. А потому штраф за такое нарушение налагается как за первое нарушение в размере 1 грн.

Аргументируем данный подход тем, что пока предприятие не будет привлечено к ответственности за нарушение РРО-законодательства, независимо от того, сколько однотипных операций-нарушений было обнаружено во время этой проверки, все эти прегрешения считаются одним (первым) нарушением.

Таким образом, на наш взгляд, чтобы на предприятие наложить РРО-штраф как за второе нарушение, необходимо, чтобы за календарный год вас привлекли во второй раз к ответственности за однотипное нарушение РРО-законодательства.

Следовательно, если за год вы реализовали два основных средства и провели эту операцию через кассу предприятия, а не через РРО, то максимальный штраф, который вам угрожает после проведения проверки, составляет 1 грн. (при условии, что до этого вас на протяжении года не привлекали к ответственности согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО).

Важно! Одногривневый штраф за нарушение РРО-законодательства может несколько расхолодить субъекта хозяйствования. Хотя расслабляться не нужно. За такое нарушение также предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 1551 КУоАП в виде штрафа на лиц, осуществляющих расчетные операции, от 2 до 5 ннмдг, т. е. от 34 до 85 грн. (поскольку у предприятия нет РРО, а следовательно, и лиц, выполняющих такие функции, то этот штраф не налагается) и на должностных лиц — от 5 до 10 ннмдг, т. е. от 85 до 170 грн. За повторное нарушение, совершенное в течении года, за которое было наложено админвзыскание, налагается штраф на лиц, осуществляющих расчетные операции, от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.) и на должностных лиц — от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.).

Важно! В судебной практике встречаются решения, когда налоговики мирятся с 1-гривневым штрафом, но при этом считают средства, не проведенные через РРО, не­оприходованными — с наложением «5-кратного» штрафа. Такой подход неверный. Но суды его иногда пропускают. А это уже серьезный риск, если принять во внимание, что продаем мы ОС.

Вывод. Увлекаться многочисленными продажами ОС без РРО на сегодняшний день достаточно опасно.

 

Наличное ограничение: размер и штраф!

Получая наличные средства от граждан за проданное ОС в кассу предприятия или через РРО, предприятие должно помнить также об ограничении на осуществление наличных расчетов (см. консультацию контролеров из категории 109.13 ЗІР Миндоходов).

Напомним, что в соответствии с п. 2.3 Положения № 637 предприятия (предприниматели) имеют право рассчитываться наличными между собой или с физическими лицами в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам только в определенных пределах. Такие пределы введены постановлением № 210 и составляют при расчетах наличными:

• предприятий (предпринимателей) между собой в течение одного дня — 10 тыс. грн.;

• обычного физического лица с предприятием (предпринимателем) в течение одного дня за товары (работы, услуги) — 150 тыс. грн.;

• физических лиц между собой по договорам купли-продажи, подлежащим нотариальному удостоверению, — 150 тыс. грн.

Нас сегодня интересует ограничение на расчеты физического лица с предприятием, поэтому о нем поговорим подробнее*.

* О правилах соблюдения наличного ограничения читайте в «БН», 2013, № 30, с. 40; № 35, с. 37; № 38, с. 33.

Прежде всего следует заметить, что за превышение предельных сумм расчетов наличными на сегодняшний день предусмотрен только админштраф согласно ст. 16315 КУоАП. Однако размер штрафа составляет от 100 до 200 ннмдг, т. е. 1700 — 3400 грн. За повторное «наличное» нарушение, допущенное лицом, которое на протяжении года привлекалось к админответственности за те же действия, размер админ­штрафа значительно выше: от 500 до 1000 ннмдг (8500 — 17000 грн.).

Этот штраф налагается на виновных в таких нарушениях должностных лиц предприятий, а также на физических лиц — предпринимателей. Избежать наказания могут только обычные физические лица — граждане (см. категорию 109.21 ЗІР Миндоходов), поэтому заботиться о соблюдении такого ограничения должно само предприятие.

Обратите внимание! Несмотря на значительный штраф за нарушение наличного ограничения, в действительности «не так страшен черт, как его рисуют». Дело в том, что наказать вас могут только в течение определенного времени после совершения такого нарушения. Так, в соответствии со ст. 38 КУоАП эту санкцию проверяющие могут применить к нарушителю не позднее чем через 2 месяца с момента совершения правонарушения. То есть если вы случайно нарушили вышеуказанные ограничения, то для привлечения вас к ответственности необходимо, чтобы с момента его допущения и до момента проверки еще не прошло двух месяцев.

Чтобы не нарушить наличное ограничение в 150 тыс. грн., предприятие может воспользоваться различными способами. Самые распространенные из них такие:

1. Получение наличных частями. Самый простой способ — разбить сумму по договору на несколько частей, каждая из которых не превышает 150 тыс. грн., и получить их в разные дни. Здесь не будет никаких нарушений, ведь исходя из п. 1 постановления № 210 ограничения устанавливаются только для предельной суммы наличного расчета, а не всей суммы сделки (по договору). Подтверждают это и налоговики в консультации, приведенной в категории 109.13 ЗІР Миндоходов, и НБУ в письме от 24.01.14 г. № 11-116/3159.

Следовательно, если, например, предприятие продает основное средство, которое стоит 200 тыс. грн., то в договоре следует указать, что сумму наличных необходимо уплатить в один день не более 150 тыс. грн. Остальные 50 тыс. грн. можно уплатить наличными в другой день или безналично (например, перечислением/внесением денег на банковский счет).

Если физическое лицо не соглашается с такими условиями и желает заплатить всю сумму сразу, то можно договориться, чтобы уплата происходила частично (в установленных пределах) в наличной форме, а частично (сумма превышения) — в безналичной.

2. Получить деньги через кассу банка. Чтобы уладить наличную проблему, можно всю сумму платежа внести в банк (или несколько банков) для перечисления на счет получателя.

Причем для этой цели вовсе не обязательно, чтобы покупатель лично принес деньги в банк. Продавец может самостоятельно все организовать: направить в банк своего «посыльного», который по доверенности от покупателя внесет от имени последнего его наличные на счет продавца.

Как видите, выбор есть. Каким способом воспользоваться — решать вам.

 

Выводы

  • Разовая продажа ОС гражданам не относится к сфере торговли и не попадает в сферу влияния Закона об РРО. Поэтому наличные расчеты можно производить через кассу предприятия, не используя РРО. Хотя местные налоговики иногда имеют фискальную позицию и требуют такие операции проводить исключительно через РРО.

  • Риск вроде бы небольшой, но налоговики могут сделать «ход конем» и настаивать на «драконовском» штрафе за неоприходование наличных.

  • Продавая ОС гражданам, соблюдайте ограничения на проведение наличных расчетов между предприятием и физическим лицом. Размер такого ограничения за день составляет 150 тыс. грн. Во избежание нарушения рекомендуем договориться о получении оплаты частями в течение несколько дней. Размер таких платежей не должен превышать предельной суммы.

Документы статьи

Постановление № 210 — постановление Правления НБУ «Об установлении предельной суммы расчетов наличными» от 06.06.13 г. № 210.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением НБУ от 15.12.04 г. № 637.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить