«Губит людей не пиво..!», или Правила расчета платы за недра при добыче воды для хозяйственных нужд

В избранном В избранное
Печать
ДЕЦЮРА СЕРГЕЙ
Бухгалтерская неделя Июль, 2014/№ 30
Антикризисные меры, которые начали действовать еще с начала II квартала 2014 года, стали для субъектов хозяйствования «бомбой замедленного действия». Дело в том, что введены они были еще в начале весны, а резонанс создали только теперь. Об одной из таких «бомб», которая «взорвалась» при составлении декларации по водосбору, мы недавно рассказывали («БН», 2014, № 27, с. 25). Сегодня же поговорим о другой. Как ни странно, но она также касается водных ресурсов. О том ,как ее «обезвредить», читайте ниже.

Не все то золото, что блестит!

Прежде всего давайте вспомним, что с 1 апреля 2014 года благодаря антикризисному Закону № 1166 в перечне плательщиков платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых появились «новички»:

1) землевладельцы и землепользователи (кроме субъектов предпринимательства, в соответствии с законодательством относящихся к фермерским хозяйствам) — граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые в пределах предоставленных им земельных участков, размер которых превышает нормы, преду­смотренные ст. 121 ЗКУ, добывают пресные подземные воды с применением электрических устройств в объеме свыше 13 куб. м на человека в месяц (по показаниям счетчиков) (п.п. 263.1.6 НКУ).

Важно! Ранее граждане — несубъекты предпринимательской деятельности плательщиками этого налога не считались. Хотя даже после изменений не все так просто, поскольку до сих пор неизвестно, как будут выявлять плательщиков этого налога. Прошло уже более трех месяцев, а налоговики так и не удосужились предоставить какие-либо разъяснения по этому поводу. Поэтому рассматривать нюансы взимания платы с этих плательщиков до появления хоть какой-то конкретики не будем;

2) землевладельцы и землепользователи (кроме субъектов предпринимательства, в соответствии с законодательством относящихся к фермерским хозяйствам), которые осуществляют хозяйственную деятельность по добыче подземных вод на основании разрешений на специальное водопользование (п.п. 263.1.5 НКУ).

Выделение таких плательщиков в отдельную группу говорит о том, что со второго квартала ряды плательщиков платы за недра пополнили также субъекты хозяйствования — добытчики подземных вод, которые не должны получать специальное разрешение на пользование недрами (не путать с разрешением на спецводопользование, которое необходимо каждому добытчику воды).

Важная деталь. Но не все они после этих изменений фактически будут вносить эту плату при добыче воды. Дело в том, что для начисления и внесения платы за недра нужно не только входить в когорту плательщиков этой платы, но и иметь объект налогообложения.

А в соответствии с п.п. 263.2.3 НКУ не являются объектом налого­обложения пресные подземные воды глубиной добычи до 20 метров.

Следовательно, если вы добываете пресную подземную воду из скважины, глубина которой менее 20 м, то несмотря на то, что вы попали в число плательщиков платы за недра, фактически платить этот налог вы не должны. В то же время поскольку вы очутились в рядах плательщиков, то формально должны подавать отчетность. Впрочем, считаем, что можно этого не делать. В этом нет никакого смысла. Формально можно зацепиться за п.п. 263.11.3 НКУ, который привязывает начало подачи отчетности к получению разрешения на пользование недрами.

Вместе с тем все другие субъекты хозяйствования, которые добывают воду даже без разрешения на пользование недрами, должны платить плату за недра по тем же правилам, что и другие горнодобывающие предприятия.

Внимание! Эта группа водопользователей впервые будет платить плату за недра за ІІ квартал 2014 года. Как именно им это следует делать, учитывая изменение правил взимания платы, что актуально даже «для старожилов» (тех предприятий, которые добывают воду согласно разрешению на пользование недрами), поговорим ниже.

 

Абсолютная относительность

Выяснив, кто является новым плательщиком платы за недра, перейдем к другой, более глобальной проблеме — правилам расчета платы за недра при добыче воды.

И начнем со ставок. Со ІІ квартала 2014 года для всех недропользователей ставки платы за недра установлены только в относительном* выражении. Такие коррективы сразу же достаточно сильно ударили по плательщикам, которые раньше рассчитывали налоговые обязательства исходя из абсолютных ставок**, т. е. определенных в гривнях за единицу добытых природных ресурсов.

* Относительной (адвалорной) признается ставка налога, согласно которой размер налоговых начислений устанавливается в процентном или кратном отношении к единице стоимостного измерения базы налогообложения (п. 28.2 НКУ).

** Абсолютной (специфической) является ставка налога, согласно которой размер налоговых начислений устанавливается как фиксированная величина относительно каждой единицы измерения базы налогообложения (п. 28.1 НКУ).

Дело в том, что изменение порядка выражения ставок сразу кардинально изменило порядок расчета платы.

Напомним: рассчитать плату за недра, когда действовали абсолютные ставки, было легко. Достаточно было перемножить абсолютную ставку платы (при добыче пресных подземных вод она составляла 8,95 грн. за 100 м3) на объем добытой воды. Такие правила расчета платы за недра действовали в І квартале 2014 года.

Однако после вступления в силу антикризисного Закона № 1166 воспользоваться этим элементарным алгоритмом уже не удастся. На сегодняшний день налоговые обязательства по плате за недра следует определять совсем по-другому, а именно как произведение относительной ставки, установленной в процентах (5 % для подземных вод), и стоимости объемов добытых в налоговом периоде полезных ископаемых, рассчитанной отдельно для каждого участка недр.

Таким образом, чтобы рассчитать размер платы, следует не только взять новую относительную ставку платы за недра, но и новую базу для начисления налога. В нашем случае такой базой является стоимость товарной продукции, т. е. стоимость добытых полезных ископаемых (минерального сырья).

Внимание! Чтобы плательщик платы за недра мог определить стоимость объемов добытых в налоговом периоде полезных ископаемых, он должен вести отдельный бухгалтерский и налоговый учет расходов и доходов по каждому виду полезных ископаемых, на которые получено специальное разрешение (п.п. 263.1.3 НКУ). На ведении такого учета настаивают и налоговики (письмо Миндоходов от 14.04.14 г. № 8763/7/99-99-15-04-01-17 и консультация в категории 130.05 ЗІР Миндоходов).

Рассчитывать эту базу следует по новым правилам. Как это сделать, поговорим далее!

 

Стоимость = себестоимость?

Как мы уже упоминали выше, изменение абсолютной ставки платы за недра на относительную повлекло за собой и изменение базы налогообложения. Отныне при расчете платы за недра, в том числе и при добыче воды, следует ориентироваться на общеустановленную базу налогообложения — стоимость объемов добытых в налоговом периоде полезных ископаемых, отдельно рассчитанную для каждого участка недр.

Правила определения базы налогообложения при добыче воды теперь прописаны в п.п. 263.6.1 НКУ. Согласно им стоимость единицы соответствующего вида полезного ископаемого (т. е. база налого­обложения) исчисляется на базовых условиях поставки на состав готовой продукции по большей из таких величин:

1) по фактическим ценам реализации соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья).

Важно! В случае исчисления стоимости товарной продукции по фактическим ценам реализации стоимость единицы соответствующего вида товарной продукции устанавливается плательщиком по величине суммы дохода, полученного (начисленного) от выполненных в налоговом (отчетном) периоде хозяйственных обязательств по реализации соответствующего объема (количества) такого вида товарной продукции (п.п. 263.6.2 НКУ);

2) по расчетной стоимости соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья), кроме углеводородного сырья.

Исходя из этих правил плательщики платы за недра, добывающие воду для собственных хозяйственных нужд (независимо от того, являются они «старожилами» или новыми плательщиками платы за недра при добыче воды), для определения базы налогообложения должны использовать расчетную стоимость.

Дело в том, что субъекты хозяйствования, которые используют добытую воду только для собственных хозяйственных нужд (а о них мы сегодня говорим), не имеют информации о фактических ценах реализации таких ресурсов. Ведь обычно никакой реализации добытой воды «на сторону» эти предприятия не осуществляют.

Важно! Этот вывод логичен. Но, к сожалению, в НКУ говорится о сравнении двух величин и определении большей. Что делать в случае, когда одна из величин не известна, ни в одном нормативно-правовом акте не сказано. Налоговики также по этому поводу не высказывались. Да и вопрос у них пока еще не возникал. Предельный срок подачи первой декларации по плате за недра, в которой налоговые обязательства рассчитаны по новым правилам, закончится лишь 11.08.14 г.

А пока решения нет, остается рассчитывать налоговые обязательства, опираясь только на известную информацию (размер расчетной стоимости добытой воды), и надеяться, что здравый смысл и логика победят.

Идем дальше. Правила исчисления размера расчетной стоимости добытой воды описаны в п.п. 263.6.5 НКУ. Согласно нормам этого подпункта расчетная стоимость добытого сырья состоит из расходов, понесенных на ее добычу за налоговый период. Другими словами, она состоит из «налоговой» себестоимости добытого сырья (воды). В расходы, которые формируют расчетную стоимость, включаются:

а) материальные расходы, относящиеся к дополнительным расходам согласно разд. III НКУ, за исключением материальных расходов, связанных с хранением, транспортировкой, упаковкой и проведением других операций из добытого полезного ископаемого (минерального сырья), а также производством и реализацией других видов продукции, товаров (работ, услуг).

Важно! Мы говорим об использовании добытого сырья для хозяйственных нужд, а не для реализации. Поэтому все материальные расходы, понесенные на добычу такого сырья, будут включаться в расчетную стоимость;

б) расходы на оплату труда, которые признаются налоговыми расходами согласно разд. III НКУ, кроме расходов на оплату труда работников, не занятых в хозяйственной деятельности по добыче воды;

в) расходы по ремонту основных средств, которые относятся к налоговым согласно разд. III НКУ, кроме расходов на ремонт основных средств, не связанных технически и технологически с добычей воды;

г) другие расходы, которые входят в состав расходов, в том числе расходы, распределенные согласно принципам учетной политики, понесенные в периоды, когда хозяйственная деятельность по добыче полезных ископаемых не осуществлялась в связи с сезонными условиями осуществления добывающих работ, кроме расходов, не связанных с добычей воды.

Кроме того, при исчислении расчетной стоимости соответствующего вида добытого полезного ископаемого также учитывается:

• сумма амортизации, начисленной по правилам, определенным в разд. III НКУ, кроме амортизации активов, не связанных технически и технологически с хоздеятельностью по добыче полезного ископаемого;

• сумма амортизации расходов, связанных с хоздеятельностью по добыче соответствующего вида полезного ископаемого, начисленная согласно ст. 148 НКУ.

 

Расчет обязательств

После того как мы выяснили, как определить стоимость товарной продукции, добытой за отчетный период, переходим к расчету налоговых обязательств. Прежде всего следует сказать, что в расчет принимается не вся стоимость товарной продукции, а лишь стоимость единицы соответствующего вида полезного ископаемого (п.п. 263.6.9 НКУ). Чтобы рассчитать стоимость единицы соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья) (далее — ЦР), в нашем случае (вода) нужно воспользоваться следующей формулой:

где Вмп — расходы, исчисленные согласно пп. 263.6.5 — 263.6.8 НКУ, в гривнях. Правила расчета этой величины приведены на с. 32;

Vмп — объем (количество) товарной продукции горнодобывающего предприятия — полезных ископаемых (минерального сырья), добытых за налоговый (отчетный) период;

Крмпе — коэффициент рентабельности горнодобывающего предприятия (десятичная дробь).

Важно! По сути, этот коэффициент представляет собой величину, которая является соотношением финансового результата операционной деятельности и производственной себестоимости продукции с учетом административных расходов и расходов на сбыт (письмо ГНСУ от 24.12.12 г. № 12223/0/71-12/15-2117). Узнать его величину можно из материалов геолого-экономической оценки запасов полезных ископаемых участка недр.

Но вот здесь возникает проблема: где взять материалы геолого-экономической оценки, если налогоплательщик является новоиспеченным плательщиком платы за недра и платит ее только на основании разрешения на спецводопользование? Не будет ли это означать, что такие плательщики должны применять коэффициент рентабельности, который равняется трехкратному размеру учетной ставки НБУ?

Хотим вас успокоить. Если вы не имеете разрешения на пользование недрами, то использовать наибольший из возможных коэффициентов рентабельности вы не должны. Такой вывод сделали налоговики в письме Миндоходов от 07.07.14 г. № 16034/7/99-99-15-04-01-17. В этом письме они четко указали размер коэффициентов рентабельности для каждой категории пользователей недр (см. таблицу). Так, для нашего случая он равен 0,15.

 

Коэффициенты рентабельности при добыче воды

Категория плательщиков

Требования к плательщику

Коэффициент рентабельности

Первая категория

Добывают полезные ископаемые из участков недр, геолого-экономическая оценка которых выполнена не позднее 5 лет с момента возникновения налоговых обязательств по плате за недра

Берете из протоколов Госкомиссии по запасам полезных ископаемых для минерального сырья, добытого из таких участков недр

Вторая категория

Добывают полезные ископаемые из участков недр, геолого-экономическая оценка которых выполнена ранее 5 лет с момента возникновения налоговых обязательств по плате за недра

Равняется трехкратному размеру учетной ставки НБУ

Третья категория

Добывают полезные ископаемые в пределах участков недр на этапе геологического изучения и, таким образом, не завершили геолого-экономическую оценку запасов участка недр

15 %

Четвертая категория

Добывают подземные воды на основании разрешения на спецводопользование

 

После того как определена стоимость единицы соответствующего вида полезного ископаемого, осталось сделать последний шаг в нашей истории — рассчитать налоговые обязательства по плате за недра. Для этого следует воспользоваться еще одной несложной формулой (п. 263.7 НКУ):

Пзн = Vф х Вкк х Свнз х Кпп,

где Vф — объем (количество) соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья) в налоговом (отчетном) периоде (в единицах массы или объема);

Вкк — стоимость единицы соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья). Для ее расчета необходимо воспользоваться формулой, которая приведена выше. В ней этот показатель определен как Цр;

Свнз — величина ставки платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, в процентах. При добыче подземных вод она составляет 5 %;

Кпп — корректирующий коэффициент, установленный в п. 263.10 НКУ. При добыче подземных вод такой коэффициент не установлен.

 

Выводы

  • За ІІ квартал уплачивать плату за недра должны и субъекты хозяйствования, которые добывают подземные воды только на основании разрешений на спецводопользование.

  • Добыча только пресной воды из скважины глубиной меньше 20 м не приводит к уплате платы за недра.

  • Для расчета платы за недра при добыче воды следует умножить новую относительную ставку (5 %) на стоимость единицы товарной продукции, определенную по расчетной цене, и на количество добытого сырья за период.

Документ статьи

Закон № 1166 Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» от 27.03.14 г. № 1166-VII (см. «БН», 2014, № 15, с. 15).

Теги водосбор
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить