Темы статей
Выбрать темы

«Защити страну! Поддержи украинскую армию!»: учет и налогообложение благотворительной помощи

Редакция БН
Статья

«Защити страну! Поддержи украинскую армию!»: учет и налогообложение благотворительной помощи

Об акции «Поддержи украинскую армию!» слышали, знают либо уже приняли в ней участие достаточно много наших соотечественников. Не остались в стороне и небезразличные к судьбе Украины субъекты хозяйствования. Они помогают кто чем может: деньгами, материальными ценностями, услугами и т. п. Предоставление такой помощи требует правильного учета и налогообложения.

Как именно оформить участие в этой акции, расскажем далее.

Сергей ДЕЦЮРА, налоговый эксперт, s.detsyura@id.factor.ua

 

Помощь армии — благотворительная помощь

До 18.04.14 г. юридические и физические лица не могли предоставлять никакой помощи армии. Дело в том, что органам государственной власти, в частности и Вооруженным Силам Украины (далее — ВСУ), прямо запрещалось получать от физических, юридических лиц безвозмездно услуги и имущество, кроме случаев, предусмотренных законами или действующими международными договорами Украины (ч. 1 ст. 17 Закона о коррупции). «Военные» нормативно-правовые акты такого права также не давали. В них было однозначно указано, что финансирование ВСУ осуществляется только за счет средств Государственного бюджета Украины (ст. 15 Закона о ВСУ и ст. 2 Закона об обороне).

Как показали последние события, наладить нормальное функционирование армии, а следовательно, защитить границу и суверенитет Украины невозможно только за счет бюджетных средств. Поэтому был принят Закон № 1190, которым был дан «зеленый свет» на получение и использование благотворительной помощи, поступившей от физических и юридических лиц на нужды ВСУ. В ст. 15 Закона о ВСУ и ст. 2 Закона об обороне, а также в ст. 7 Закона о мобилизации появилась норма, позволяющая финансировать нужды национальной обороны государства (т. е. ВСУ и мобилизационную подготовку и/или мероприятия по мобилизации) за счет благотворительных пожертвований физических и юридических лиц. Порядок такого финансирования должен быть определен Кабмином. Пока еще такой порядок не утвержден, но это лишь дело времени. Главное сделано: «подвод­ные камни», запрещавшие получать такую помощь, убрали.

 

Оформляем операции

Законодатели установили, что собранные на нужды армии ценности (средства, материальные ценности и т. п.) являются благотворительной помощью (новый п. 15 ч. 2 ст. 3 Закона о благотворительности). Поэтому оформлять такую операцию следует по правилам, характерным для предоставления благотворительной помощи, а именно:

1) оформить приказ (решение) руководства предприятия о предоставлении благотворительной помощи. В приказе следует отметить, что такая помощь предоставляется на материально-техническое и медицинское обеспечение ВСУ. Кроме того, стоит отметить вид и размер такого пожертвования и т. п.;

2) оформить с представителем ВСУ договор пожертвования*.

* В отличие от «классического» дарения, пожертвование предусматривает дарение недвижимых и движимых вещей, в частности денег, для достижения получателем определенной, заранее обусловленной цели (ч. 1 ст. 729 ГКУ).

Важно! В нашем случае речь идет о предоставлении благотворительной помощи одним юрлицом другому. Поэтому советуем заключать договор пожертвования с военными в письменной форме** (ст. 208 ГКУ). В то же время, поскольку такой договор считается реальным (абз. 2 ст. 729 ГКУ), то отсутствие письменного оформления этого договора не должно повлиять на действительность таких отношений.

** Напомним: сделка считается заключенной в письменной форме, если ее содержание зафиксировано в одном или нескольких документах, в письмах, телеграммах, которыми обменялись стороны. Письменная форма будет соблюдена и в случае, если воля сторон выражена с помощью телетайпного, электронного или другого технического средства связи (ч. 1, 2 ст. 207 ГКУ).

Это не касается случаев пожертвования недвижимости. В этом случае такой договор придется не только оформлять в письменной форме, но и нотариально удостоверять (ст. 719, 729 ГКУ).

При пожертвовании других ценностей (в том числе и валютных) договор о благотворительном пожертвовании не обязательно нотариально удостоверять, как и оформлять в письменной форме (ч. 1 ст. 6 Закона о благотворительности).

Если вы решите оформить договор пожертвования в письменной форме, то обращайтесь в Центральное управление вещевого обеспечения ВСУ, тыла ВСУ или к командирам (начальникам) воинских частей и учреждений, которым вы будете предоставлять такое пожертвование*.

* Подробно об этом смотрите на официальном сайте Минобороны http://www.mil.gov.ua/index.php?lang=ua&part=news&sub=read&id=32829

 

Помощь ВСУ деньгами

Самым распространенным видом помощи военным, как свидетельствует практика, является перечисление ВСУ денежных средств со своего текущего счета. Поэтому рассматривать налогообложение начнем именно с такого вида благотворительной помощи.

Налог на прибыль. Прежде всего следует сказать, что для целей налогообложения благотворительная помощь (пожертвование) подпадает под понятие безвозвратной финансовой помощи (п.п. 14.1.257 НКУ). Обложение такой помощи налогом на прибыль, как всем известно, зависит от того, кто выступает получателем такой помощи. Дело в том, что в п.п. 138.10.6 НКУ установлен лимит на расходы, понесенные в связи с перечислением средств в госбюджет разным категориям получателей.

В нашем случае благотворительная помощь предоставляется Мин- обороны и его отделениям, т. е. воинским частям. Такие организации в соответствии с п.п. «а» п. 157.1 НКУ считаются неприбыльными. Поэтому вы имеете право отразить в составе налоговых расходов предоставленную благотворительную помощь в размере 4 % облагаемой налогом прибыли за предыдущий год (абз. «а» п.п. 138.10.6 НКУ).

Важно! Если за предыдущий год вы получили убыток, то права на налоговые расходы вы, к сожалению, иметь не будете**. Это же касается и вновь созданных «благотворителей». Дело в том, что они не имеют данных о прошлогодней деятельности и размере полученной прибыли, а следовательно, определить 4 % предел для благотворительных расходов, к сожалению, не смогут.

** Это не касается случаев, когда благотворительная помощь предоставляется такой неприбыльной организации, как профсоюз. В случае предоставления благотворительной помощи этой организации право на расходы вы имеете и при получении в предыдущем году убытков. Дело в том, что в такой ситуации сумма, которую можно отнести к расходам, определяется с учетом налогооблагаемой прибыли, полученной в году, предшествующем году декларирования годового отрицательного значения (убытка), но не ранее чем за четыре предыдущих отчетных года (абз. «б» п.п. 138.10.6 НКУ).

Также помните: «благотворительно-расходный» предел в размере 4 % распространяется на все виды благотворительной помощи, выплаченные предприятиям и организациям, перечисленным в абз. «а» и «б» п.п. 138.10.6 НКУ. По- этому, если в отчетном году предприятие, кроме благотворительных пожертвований военным, уже перечисляло благотворительную помощь в бюджет или неприбыльным организациям (в том числе и проф­союзам), эти суммы также нужно учесть при расчете 4 % предела.

Чтобы включить такие расходы в налоговые, предприятия-благотворители должны доказать, что средства были перечислены именно неприбыльной организации. Для этого необходимо получить у Минобороны или воинских частей копию решения органа Миндоходов о внесении организаций (учреждений) в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (см. консультации в категории 102.07.21 и 102.26 ЗIР Миндоходов).

Если вы предоставляете пожертвование (перечисляете деньги) конкретной воинской части, то копию такого документа получить легко. А вот в случае предоставления пожертвования Минобороны с этим могут возникнуть проблемы: неизвестно, к кому обращаться для получения такого документа. На наш взгляд, получить подтверждение неприбыльности для этого органа власти можно, например, обратившись в Центральное управление вещевого обеспечения ВСУ, тыла ВСУ или в другое их ведомство. Что-то конкретнее по этому поводу сказать сложно.

Надеемся, что налоговики «закроют глаза» на свои требования и позволят относить в состав налоговых расходов (в рамках 4 % предела) средства, перечисленные Минобороны, даже без наличия документов, подтверждающих его неприбыльный статус.

В декларации по налогу на прибыль «благотворительные» расходы отражаете в строке 06.4.1 приложения ІВ.

НДС. Предоставление благотворительного пожертвования деньгами никоим образом не влияет на НДС-учет. Дело в том, что предоставление пожертвования в денежной форме не соответствует понятию «поставка товаров/услуг» (пп. 14.1.185 и 14.1.191 НКУ), поэтому налоговые обязательства по НДС в этом случае не начисляются.

Бухучет. В бухучете операции по предоставлению благотворительного пожертвования ВСУ отражаются по дебету субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности» и кредиту счета 31 «Счета в банке».

 

Помощь ВСУ товарами

Налог на прибыль. Помощь военным также часто предоставляют товарно-материальными ценностями. Благотворительное пожертвование такими ценностями облагается налогом иначе, чем денежные средства.

Прежде всего отметим, что безвозмездная передача таких ценностей попадает под понятие реализации (п.п. 14.1.202 НКУ). В то же время, поскольку на сегодняшний день при безвозмездной передаче товаров обычные цены благотворителя уже практически не волнуют (подробнее — в статье «От добра добра не ищут», или Учет и налогообложение благотворительной помощи» // «БН», 2014, № 14, с. 16), то значительных проблем при налогообложении возникнуть не должно.

Таким образом, у предприятия-благотворителя при передаче ценностей доход от осуществления такой операции не возникает. Дело в том, что в этом случае не выполняются критерии для признания дохода от передачи таких ценностей неприбыльной организации (не возникает доход ни в денежной, ни в какой-либо другой форме).

А поскольку доход не возникает (равен нулю), то переданные в виде пожертвования ценности автоматически не принимают участия в хозяйственной деятельности благотворителя, а следовательно, и права на налоговые расходы он не имеет.

В случае с передачей основных средств имеются нюансы. Но и здесь в «прибыльном» учете благотворителя может быть «чисто», поскольку доходы будут равны расходам (детали найдете в «БН», 2014, № 14, с. 18).

В то же время в нашем случае товарно-материальные ценности предоставляются Минобороны или воинским частям, являющимся неприбыльными организациями. В связи с этим ваши расходы спасет «благотворительный» абз. «а» п.п. 138.10.6 НКУ. В соответствии с ним вы имеете право отнести в состав налоговых расходов предоставленное военным благотворительное пожертвование в размере 4 % налогооблагаемой прибыли за предыдущий год. Подробно о соблюдении такого предела читайте в предыдущем разделе.

В декларации по налогу на прибыль стоимость переданных в виде благотворительного пожертвования ценностей в пределах 4 % лимита отражается, как и передача в пожертвование средств, в строке 06.4.1 приложения ІВ.

НДС. Предоставление ВСУ пожертвования материальными ценностями повлияет на НДС-учет благотворителя. Хотя на сегодняшний день эта операция не является подконтрольной, поэтому при поставке таких товаров ориентироваться на обычные цены не нужно (обновленная редакция п. 188.1 НКУ). Подробно об этом читайте в «БН», 2014 № 14, с. 16.

В то же время начисления налоговых обязательств не избежать. Но их размер будет равен нулю: договорная стоимость при поставке (пожертвовании) таких ценностей является нулевой. С учетом этого благотворителю — плательщику НДС придется выписать налоговую накладную на «нулевую» стоимость. Если получатель — плательщик НДС, то в случае передачи импортного или подакцизного товара такую налоговую накладную придется зарегистрировать в ЕРНН.

Внимание! В случае если военным передаются материальные ценности, по которым при приобретении был отражен налоговый кредит (т. е. такие товары приобретались для хозяйственной деятельности), благотворителю придется начислить налоговые обязательства (п.п. «б» п. 198.5 НКУ):

• при передаче необоротных активов — исходя из балансовой (остаточной) стоимости, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции (при отсутствии учета необоротных активов — исходя из обычной цены);

• при передаче товаров/услуг — исходя из стоимости их приобретения.

Бухучет. В бухучете при передаче военным товарно-материальных ценностей следует списать с баланса их стоимость (Кт 20, 22, 26, 27, 28 и т. п.) и одновременно отнести стоимость таких активов к прочим операционным расходам (Дт 949).

 

Пожертвование от работников

Еще одним достаточно распространенным видом помощи является перечисление ВСУ работниками определенного предприятия части своей зарплаты, обычно однодневного заработка.

Если коллектив предприятия принял такое решение, то на налоговый учет данные действия не повлияют. Дело в том, что выплата зарплаты не работникам, а в пользу других лиц с согласия работников (благотворительность, алименты и т. п.) — это личное дело каждого отдельного работника, не связанное с деятельностью предприятия.

Следовательно, если работники предприятия приняли решение перечислить средства армии, то в налоговом учете ничего не изменится. Таким образом, зарплата относится в состав налоговых расходов как расходы на оплату труда в зависимости от того, какую работу выполняли работники (производственные, административные, сбытовые расходы). Из такой зарплаты в общем порядке удерживаются все налоги и сборы и на нее начисляется ЕСВ.

Что касается бухгалтерского учета, то здесь имеются некоторые особенности:

• во-первых, чтобы можно было перечислить средства на благотворительность, бухгалтерия предприятия должна получить от работников или заявление, или решение коллективного собрания работников, в котором указывается, сколько средств и куда именно следует перечислить;

• во-вторых, в учете сначала следует удержать из заработной платы работника эти средства (Дт 661 — Кт 685), а затем перечислить их на благотворительность (Дт 685 — Кт 311).

Выводы 

  • Чтобы предоставить благотворительное пожертвование армии, юрлицо должно оформить приказ о предоставлении такого пожертвования, а также заключить с представителем ВСУ договор пожертвования.

  • При передаче армии денег или ценностей юрлицо имеет право на налоговые расходы на основании «благотворительного» п.п. 138.10.6 НКУ при условии подтверждения неприбыльного статуса Минобороны или воинской части.

  • Если пожертвование предоставляется армии материальными ценностями, по которым ранее был отражен налоговый кредит, то благотворителю придется начислить налоговые обязательства по НДС.

Документы статьи

Закон № 1190 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению материально-финансового обеспечения обороноспособности государства» от 08.04.14 г. № 1190-VII.

Закон о коррупции — Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 07.04.11 г. № 3206-VI.

Закон о ВСУ — Закон Украины «О Вооруженных Силах Украины» от 06.12.91 г. № 1934-XII.

Закон об обороне — Закон Украины «Об обороне Украины» от 06.12.91 г. № 1932-XII.

Закон о мобилизации Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 г. № 3543-XII.

Закон о благотворительности — Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.12 г. № 5073-VI.

ЕСВ — единый взнос на общегосударственное социальное страхование.

ЕРНН — Единый реестр налоговых накладных.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше