Темы статей
Выбрать темы

Когда проблема банка становится вашей проблемой

Редакция БН
Статья

Когда проблема банка становится вашей проблемой

Несколько банков в последнее время признаны неплатежеспособными. Казалось бы, это проблема банка… Однако если вы являетесь его клиентом, автоматически это становится и вашей проблемой. Чтобы знать, как действовать, нужно понимать, что происходит с банком в этот период. Сегодня мы поговорим о возможных способах решения проблем, с которыми сталкиваются невезучие клиенты такого банка.

Жанна СЕМЕНЧЕНКО, налоговый эксперт, bn@id.factor.ua

 

Банк признан не­плате­жеспособным. Каковы последствия?

О том, кто попал в черный список неплатежеспособных банков, вы можете узнать из сведений, размещенных на официальном сайте Фонда гарантирования вкладов физических лиц (далее — ФГВФЛ, http://www.fg.gov.ua/payments).

Первой ласточкой, свидетельствующей о нехорошем состоянии банка, является признание его проблемным (ст. 75 Закона о банках). Это еще не так страшно. Если в отведенное время банк не исправил положение дел, НБУ может признать его неплатежеспособным (ст. 76 Закона о банках). Не позднее следующего дня об этом уведомляется ФГВФЛ, который вводит в банк временную администрацию (ВА) — процедуру вывода неплатежеспособного банка с рынка. С этого момента управление банком переходит в руки уполномоченного лица ФГВФЛ, который выводит банк с рынка в порядке, прописанном в Положении № 2, одним из таких способов (ч. 2 ст. 39 Закона № 4452):

1) ликвидация банка с возмещением со стороны ФГВФЛ по вкладам физлиц в установленном порядке;

2) ликвидация банка с отчуждением в процессе ликвидации всех или части его активов и обязательств в пользу принимающего банка;

3) отчуждение всех или части активов и обязательств неплатежеспособного банка в пользу принимающего банка с отзывом банковской лицензии неплатежеспособного банка и дальнейшей его ликвидацией;

4) создание и продажа инвестору переходного банка с передачей ему активов и обязательств неплатежеспособного банка и дальнейшей ликвидацией неплатежеспособного банка;

5) продажа неплатежеспособного банка инвестору.

ВА вводится на срок, не превышающий три месяца, а для системообразующих банков — шести месяцев. В период действия ВА Нацбанк не осуществляет банковский контроль за банком.

Важно! Во время ВА не осуществляется ряд операций. Для нас наиболее важен запрет на удовлетворение требований вкладчиков и других кредиторов банка (ч. 5 ст. 36 Закона № 4452). Вклады обычным физлицам (не частным предпринимателям) могут выплачиваться в этот период по договорам, срок которых закончился, и по договорам банковского счета вкладчиков, в пределах суммы возмещения, гарантируемой ФГВФЛ (200 тыс. грн.!). Но на вклады предприятий и частных предпринимателей такая гарантия не распространяется.

По окончании ВА у банка либо появляется новый хозяин, и работа продолжается под его управлением, либо банк полностью ликвидируется. Решение о ликвидации банка принимает НБУ в течение 5 дней с момента получения соответствующего предложения от ФГВФЛ. С этого дня ФГВФЛ получает права ликвидатора и начинает процедуру его ликвидации.

Важно! Закон № 2343 не распространяется на случай ликвидации банка-банкрота. Тут действуют свои специальные правила, установленные Законом № 4452.

Внимание! Свои требования к ликвидируемому банку кредитор обязан предъявить в течение 30 дней со дня отзыва банковской лицензии и ликвидации банка. Информация о ликвидации банка (с указанием срока приема требований кредиторов!) размещается не позже следующего дня после принятия такого решения на официальном сайте ФГВФЛ (http://www.fg.gov.ua), а также в 7-дневный срок публикуется в газетах «Урядовий кур’єр» и «Голос України». Кроме того, такое объявление в 7-дневный срок размещается во всех помещениях банка, в которых обслуживаются клиенты.

 

Проблема № 1: Заморожены деньги на счете

Вы уже знаете, что в период действия ВА запрещено удовлетворять требования вкладчиков и других кредиторов банка. На этом основании банк, приравнивая клиента банка к своему кредитору, отказывает субъекту хозяйствования в выплате ему собственных средств, зависших на счете, а также в выполнении платежных поручений по перечислению этих средств в пользу третьих лиц. По сути деньги на счету замораживаются.

Можно ли считать клиента, обслуживающегося в банке на основании договора о расчетно-кассовом обслуживании, его кредитором? Согласно Закону о банках кредитор банка  юридическое или физическое лицо, которое имеет документально подтвержденные требования к должнику относительно его имущественных обязательств.

Этот вопрос является обсуждаемым. Мы считаем, что запрет на удовлетворение требований кредиторов не должен распространяться на право клиента забрать принадлежащие ему средства, размещенные на банковском счете. Однако банки придерживаются другой позиции, поэтому ваше требование (необходимо направить в письменном виде) снять средства со счета или выполнить платежное поручение, скорее всего, останется невыполненным. У банка есть еще один козырь для отказа в требовании клиента. Уполномоченный ФГВФЛ в период ВА имеет право продолжать, ограничивать или прекращать осуществление банком любых операций (п. 3 ч. 2 ст. 37 Закона № 4452).

Если банк заморозил средства на счету и отказывается произвести выплату, ничего не остается, как подать иск в суд. Надо сказать, что в таких спорах суды, как правило, занимают сторону клиентов и обязывают банки выполнить свои обязательства перед ними.

На заметку! В решении хозяйственного суда г. Киева от 10.04.13 г. по делу № 910/1563/13 сделан вывод, что ссылка банка на невозможность выполнить обязательства перед клиентом (перечислить средства с его счета по платежному поручению) из-за введения ВА является необоснованной и безосновательной. Суд опирается на нормы ст. 1073 и 1074 ГКУ, согласно которым в случае нарушения банком распоряжения клиента о перечислении денежных средств с его счета банк должен немедленно после выявления нарушения зачислить соответствующую сумму на счет клиента или надлежащего получателя, оплатить проценты и возместить нанесенные убытки, если другое не установлено законом. Ограничение прав клиента относительно распоряжения денежными средствами, которые находятся на его счете, не допускается, кроме случаев ограничения права распоряжения счетом по решению суда или в иных случаях, установленных законом, а также в случае остановки финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, предусмотренных законом. И Закон № 4452, по мнению суда, этому не помеха.

Если судиться не хотите, придется ждать, когда активы и обязательства банка перейдут к новому инвестору. Если же будет принято решение о полной ликвидации банка, клиент автоматически становится его кредитором, и его требования будут удовлетворены в порядке очередности, установленной ст. 52 Закона № 4452. Для этого в 30-дневный срок с даты отзыва Нацбанком лицензии нужно заявить о своих требованиях.

Предупреждение. Клиенту неплатежеспособного банка может быть направлено предложение или даже требование взять на себя обязательство по заключению договора с будущим инвестором банка с тем, чтобы вернуть свои деньги, имеющиеся на счету, через n-ное количество лет. Принимая такое обязательство, вы должны понимать, что добровольно отказываетесь от права распоряжения собственными средствами в течение продолжительного периода. Это раз. Во-вторых, такое обязательство опасно тем, что в случае полной ликвидации банка ваши требования будут удовлетворяться в последнюю очередь. Ведь согласно ст. 52 Закона № 4452 в предпоследнюю очередь* удовлетворяются другие требования, кроме требований по субординированному долгу, а в последнюю — требования по субординированному долгу. Субординированным долгом как раз и являются обычные не обеспеченные банком долговые капитальные инструменты, которые по условиям договора не могут быть забраны из банка до истечения 5 лет, а в случае банкротства или ликвидации возвращаются инвестору после погашения претензий всех прочих кредиторов (п. 4 ч. 3 ст. 30 Закона о банках).

* После расчетов с работниками банка по зарплате; с ФГВФЛ по возврату целевого займа для проведения ВА; с вкладчиками-физлицами по возмещению им сумм вкладов, превышающих 200 тыс. грн.; с обычными гражданами (не предпринимателями), платежи которых заблокированы, и др.

 

Проблема № 2: Не уплачены налоги

Здесь поговорим о просрочке уплаты налоговых обязательств, как по причине замораживания средств на счете в связи с введением в банке ВА, так и в случае временного закрытия отделений банка.

Сначала давайте исключим случай, когда просрочка уплаты произошла не по вине банка. Это может быть, когда плательщик платит налоги в последнюю минуту, в связи с чем они несвоевременно зачисляются в бюджет*.

* Мы считаем, что и здесь нарушения нет, так как ориентиром является дата подачи банку платежного документа, а не дата зачисления средств на казначейский счет, хотя налоговики вряд ли с этим согласятся. Однозначно проблем не будет с уплатой ЕСВ, т.к. в ч. 10 ст. 9 Закона № 2464 прямо сказано, что датой уплаты является день списания соответствующей суммы со счета плательщика независимо от даты ее зачисления на счета органа Миндоходов.

Согласно п. 8.1 Закона № 2346 банк обязан выполнить поручение клиента, содержащееся в расчетном документе, который поступил в течение операционного времени банка, в день его поступления. В случае поступления расчетного документа в банк после окончания операционного времени банк обязан выполнить поручение клиента не позже следующего рабочего дня. При этом банкам и их клиентам дано право устанавливать иные сроки выполнения поручений с соблюдением таких ограничений (п. 8.4 Закона № 2346):

• межбанковский перевод выполняется в срок до 3 операционных дней;

• внутрибанковский перевод не может превышать 2 операционных дней.

Итак, убедились, что вашей вины как плательщика нет. Деньги не перечислены из-за проблем в банке. Смогут ли налоговики наложить санкции за несвоевременную уплату налоговых обязательств?

По этой ситуации п. 129.6 НКУ говорит: за нарушение сроков зачисления налогов в бюджеты или государственные целевые фонды, установленные Законом № 2346, по вине банка такой банк платит пеню за каждый день просрочки, включая день уплаты, и штрафные санкции в размерах, установленных НКУ, а также несет другую ответственность, установленную НКУ, за нарушение порядка своевременного и полного внесения налогов, сборов, платежей в бюджет или госцелевые фонды. При этом налогоплательщик освобождается от ответственности за несвоевременное или неполное перечисление платежей в бюджеты и госцелевые фонды, включая начисленную пеню или штрафные санкции.

Казалось бы, все четко: вся ответственность ложится на банк. Однако настораживает другая норма — п. 129.7 НКУ: не считается нарушением срока перечисления налогов, сборов, платежей по вине банка нарушение, совершенное в результате регулирования НБУ экономических нормативов такого банка, которое приводит к недостатку свободного остатка средств на таком корреспондентском счете. Если в будущем банк или его правопреемники возобновляют платежеспособность, отсчет срока зачисления налоговых платежей начинается с момента такого возобновления.

О том, что введение ВА в банк можно считать регулированием НБУ экономических нормативов такого банка, в свое время подтвердила ГНАУ в письме от 30.07.09 г. № 16177/7/15-0517. Правда, в этом же разъяснении налоговики при- шли к выводу, что на налогоплательщиков — клиентов банка и на сам банк, которые осуществляют платежи в бюджет в этот период, не распространяется освобождение от ответственности за несвое­временную или неполную уплату платежей в бюджет. Сейчас в категории 138.05 ЗІР Миндоходов размещена консультация, что на субъекта хозяйствования не могут налагаться санкции при неуплате (просрочке уплаты) налоговых платежей по вине банка, в том числе и вследствие регулирования НБУ экономических нормативов такого банка. При этом субъект хозяйствования должен предоставить контролирующему органу заявление с копиями платежных документов, удостоверяющих факт их подачи в учреждение банка. Аналогичное по сути разъяснение размещено и по поводу ответственности за неуплату ЕСВ (категория 301.09 ЗІР Миндоходов).

Наша позиция. Если платеж задержан по вине банка, вне зависимости от того, введена в нем ВА или нет, с плательщика снимается вся ответственность на основании п. 129.6 НКУ. Главное для плательщика — доказать, что платежные поручения были своевременно поданы банку и на счету было достаточно средств для их выполнения.

Не исключаем, что со стороны налоговиков могут быть попытки привлечь субъекта к ответственности в тех случаях, когда банк признан неплатежеспособным. Прочесть п. 129.7 НКУ можно так, что такую просрочку нельзя считать произошедшей по вине банка, а значит, амнистирующий п. 129.6 НКУ для плательщика не работает. Логика такова: изначально плательщик знает, что средства в бюджет не поступят, поэтому он должен выполнить свои обязательства, а затем уже разбираться со своим банком: предъявлять ему требования, взыскивать пеню и т. п.

Если у вас возник спор с проверяющими, придется подавать иск в суд и строить свою защиту таким образом:

• плательщик, своевременно подавший платежные поручения на уплату налогов в банк, в любом случае освобождается от ответственности на основании п. 129.6 НКУ. Что касается п. 129.7 НКУ, то он освобождает исключительно банк от уплаты штрафных санкций в период действия ВА (этот период не учитывается при расчете количества дней просрочки выполнения обязательств);

• клиент неплатежеспособного банка не является его кредитором в период действия ВА, о чем мы говорили выше. Следовательно, отказ банка выполнить поручение клиента является безосновательным;

• налоговыми правонарушениями являются противоправные деяния (действие или бездеятельность) налогоплательщиков, налоговых агентов, и/или их должностных лиц, а также должностных лиц контролирующих органов, которые привели к невыполнению или ненадлежащему выполнению требований, установленных НКУ и другим законодательством (п. 109.1 НКУ). Следовательно, плательщику нужно доказать, что он не бездействовал. Контролирующему органу нужно предоставить сведения об остатке средств на счету, копии платежных поручений (с указанием индивидуального номера банковской операции, если оплата проводилась через клиент-банкинг), копию решения ФГВФЛ о введении в банке ВА, письменного требования к банку о выполнении платежных поручений и т. п. Причем не дожидайтесь налогового уведомления-решения о наложении санкций. Действуйте на опережение;

• контролирующим органам предоставлено право взыскивать с банков и других финансовых учреждений пеню за несвоевременное выполнение ими решений суда и поручений налогоплательщиков об уплате налогов, сборов, платежей (п.п. 20.1.28 НКУ).

Надеемся, что правосудие будет на вашей стороне, что подтверждает наличие положительных судебных решений (например, постановление Харьковского окружного административного суда от 29.08.13 г. по делу № 820/6158/13-а). Нежелающим спорить, конечно, лучше изыскать средства и своевременно уплатить налоги иным доступным способом.

 

Проблема № 3: Не рассчитались с контрагентом

Безусловно, первым делом нужно позаботиться об открытии счета в стабильно работающем банке и уведомлении всех контрагентов о переводе платежей на этот счет.

Если так случилось, что нет возможности рассчитаться с контр- агентом в связи с замораживанием средств на счете, возникает вопрос, будут ли санкции за нарушение договорных обязательств.

В п. 1.4 Постановления ВХСУ № 14 сделан вывод, что с учетом п. 30.1 Закона № 2346 моментом выполнения денежного обязательства является дата зачисления средств на счет кредитора или выдачи их ему наличными деньгами. При этом нарушение банком, который обслуживает плательщика (должника), срока перечисления средств в банк, который обслуживает кредитора, или несвоевременное зачисление банками средств на счет кредитора, в связи с чем случилась просрочка выполнения денежного обязательства, не освобождает должника от ответственности за невыполнение этого обязательства, однако предоставляет должнику право обратиться в банк, который его обслуживает, с требованием относительно уплаты пени в соответствии с п. 32.2 Закона № 2346.

Важно! В случае нарушения банком, который обслуживает плательщика, установленных сроков выполнения поручения клиента на перевод, банк обязан уплатить плательщику пеню в размере 0,1 % суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, но не более 10 % суммы перевода, если другой размер пени не обусловлен договором между ними. Такая же пеня установлена и для банка получателя, который задержал завершение перевода. Причем в последнем случае (банк получателя не зачислил контрагенту средства на счет) плательщик не несет ответственность за просрочку перед получателем (п. 32.2 Закона № 2346).

Итак, ВХСУ считает, что банковская проблема не спасет должника от санкций. Согласно ч. 1 ст. 625 ГКУ должник не освобождается от ответственности за невозможность выполнения им денежного обязательства. Должник, который просрочил выполнение денежного обязательства, по требованию кредитора обязан оплатить сумму долга с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки, а также 3 % годовых от просроченной суммы, если другой размер процентов не установлен договором или законом (ч. 2 ст. 625 ГКУ).

Другое дело, что впоследствии пострадавшая сторона вправе требовать от банка как выплаты пени, так и возмещения нанесенного ущерба (п. 33.2 Закона № 2346, ст. 1073 ГКУ). Причем обратиться к банку-нарушителю за возмещением ущерба может как сам плательщик, так и получатель недошедшего платежа.

Рекомендация. Должник должен попытаться мирно решить эту проблему с контрагентом, попросив отсрочку платежа. По сути, речь идет об изменении существенного условия договора. В одностороннем порядке это сделать невозможно. Либо по согласию сторон либо через суд (ст. 652 ГКУ), хотя суды идут на это только в исключительных случаях.

Выводы 

  • При признании банка неплатежеспособным ФГВФЛ вводит в банк временную администрацию, целью которой является вывод банка с рынка.

  • На вклады субъектов хозяйствования гарантия ФГВФЛ на возмещение в пределах 200 тыс. грн. не распространяется.

  • При ликвидации банка-банкрота кредиторы должны заявить свои требования в течение 30 дней со дня отзыва банковской лицензии.

  • В период действия временной администрации снять свои деньги со счета или перечислить их по платежному поручению можно разве что через суд.

  • На плательщика, не уплатившего вовремя налоги, санкции не должны налагаться. Если с налоговиками возникнет спор, нужно обращаться в суд.

  • Невыполнение обязательств перед контрагентами в связи с проблемой в банке не освобождает должника от ответственности.

  • Субъект вправе требовать от банка-нарушителя уплаты пени и возмещения причиненного ущерба.

Документы и сокращения статьи

Закон о банках — Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-III.

Закон № 4452 — Закон Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» от 23.02.12 г. № 4452-VI.

Закон № 2464 — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.10 г. № 2464-VI.

Закон № 2343 — Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.92 г. № 2343-XII.

Закон № 2346 — Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.01 г. № 2346-III.

Положение № 2 — Положение о выводе неплатежеспособного банка с рынка, утвержденное решением исполнительной дирекции Фонда гарантирования вкладов физических лиц от 05.07.12 г. № 2.

Постановление ВХСУ № 14 — Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики применения законодательства об ответственности за нарушение денежных обязательств» от 17.12.13 г. № 14.

ФГВФЛ — Фонд гарантирования вкладов физических лиц.

ВА — временная администрация.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше