Темы статей
Выбрать темы

Поломка авто в пути: судьба расходов по проблемной доставке

Редакция БН
Статья

Поломка авто в пути: судьба расходов по проблемной доставке

Поводом для написания данной статьи стал вопрос читателя: в ходе доставки груза покупателю собственным транспортом автомобиль сломался. Для выполнения обязательств было принято решение отправить на подмогу другой наш автомобиль. Как это оформить? Как защитить дополнительные расходы по доставке?

Жанна СЕМЕНЧЕНКО, налоговый эксперт, bn@id.factor.ua

 

Анализ ситуации

Выход из строя имущества — дело всегда неприятное. Тем более, когда в результате поломки не выполняются обязательства перед контрагентом. Субъект хозяйствования вынужден оперативно принимать решение, чтобы устранить возникшую проблему. Но решить проблему в данном случае — значит понести дополнительные расходы: на отправку другой своей машины или на оплату услуг стороннего перевозчика, которого также можно призвать на помощь, не говоря уже о затратах непосредственно на ремонт поломавшегося авто.

Важно! Мы считаем, что хозяйственность дополнительных затрат, которые в данном случае вынужден нести продавец, не­оспорима.

Вы знаете, что доставлять груз покупателю собственным транспортом можно на основании:

• отдельно заключенного договора — договора перевозки. По такому договору одна сторона (перевозчик) обязуется доставить доверенный ей другой стороной (отправителем) груз до пункта назначения и выдать его лицу, которое имеет право на получение груза (получателю). Отправитель, в свою очередь, обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ч. 1 ст. 909 ГКУ). Как правило, отдельный договор перевозки заключается в том случае, когда расходы по доставке берет на себя покупатель (получатель груза). По факту выполнения услуг составляется соответствующий акт;

• основного договора (купли-продажи товара, мены, дарения и т. п.), согласно условиям которого расходы по доставке груза возлагаются на продавца. Продавец, в свою очередь, либо заключает договор перевозки со сторонним лицом — перевозчиком, либо осуществляет доставку собственными силами. При этом четко определяется место фактического приема-сдачи груза получателю (п. 10.5 Правил № 363). В таком случае расходы на доставку являются затратами продавца и учитываются при формировании продажной (отпускной) цены товара.

Если продавец доставляет товары по договору перевозки (в своем учете отдельно учитывает такие услуги), то понесенные в связи с этим расходы формируют себестоимость реализованных услуг. В налоговые расходы они включаются в момент признания «услужных» доходов (по составлению акта). В бухучете это субсчет 903.

Если деньги за доставку продавец с покупателя не берет (второй вариант), то речь идет о его (продавца) расходах на сбыт. В соответствии с п.п. «е» п.п. 138.10.3 НКУ расходы на транспортировку, перевалку и страхование товаров, транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров) в соответствии с условиями договора (базиса) поставки, являются расходами на сбыт. Такие расходы признаются расходами того отчетного периода, в котором они были понесены, согласно правилам ведения бухгалтерского учета (п. 138.5 НКУ), т. е. на дату фактического их осуществления. В бухучете расходы продавца на доставку товаров отражают по дебету счета 93 «Расходы на сбыт». Аналогичным образом, на наш взгляд, можно поступать, когда товар продается на условиях передачи его по местонахождению покупателя, но при этом покупатель компенсирует расходы на доставку.

Когда «все идет, как по маслу», особых проблем в оформлении доставки груза нет. Другое дело, когда «все поехало, как по маслу» — случилось ЧП и продавцу нужно позаботиться о документальном оформлении замены авто в пути, чтобы обосновать дополнительно возникшие затраты.

Далее мы поговорим, какие коррективы нужно сделать в товарно-транспортной документации, но сначала нужно позаботиться о документах, подтверждающих неприятное событие на дороге. Прежде всего водитель поломавшегося авто должен составить объяснительную записку, в которой указать место, время и причину поломки, а также меры, которые он принял для ее устранения. К объяснительной записке прилагаются документы (при их наличии) о предоставлении услуг эвакуатора, выполнении ремонтных работ, покупке запчастей и т. п. На этом основании руководитель принимает решение об отправке другой машины на подмогу.

 

Коррективы в документации

ТТН. Это единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания ТМЦ, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы.

Из наших публикаций вы знаете, что на данный момент форма ТТН (№ 1-ТН) приведена в приложении 7 к Правилам № 363*.

*ТТН была возвращена в документооборот приказом № 983, о чем подробнее вы можете узнать в материалах «Реинкарнация» ТТН: встречайте новую форму» // «БН», 2014, № 3, с. 4, «И снова здравствуйте!», или Используем новую форму ТТН для грузоперевозок» // «БН», 2014, № 7, с. 36.

Ее однозначно надо применять при пользовании услугами сторонних перевозчиков, так как согласно п. 11.1 Правил № 363 она является основным документом на перевозку грузов. Что касается перевозки грузов собственным транспортом для своих хознужд (покупатель сам забирает товар со склада поставщика), ТТН можно не оформлять**, хотя и здесь она не помешает. При доставке груза продавцом покупателю (даже если договор перевозки не заключался) также рекомендуем выписывать ТТН.

** Об этих нюансах вы прочитаете в материале «БезТТНные грузоперевозки для себя: суд на стороне покупателя-перевозчика» // «БН», 2014, № 9, с. 9. Также рекомендуем ознакомиться с материалом «Заполняем новую форму ТТН правильно: подсказки от Мининфраструктуры» // «БН», 2014, № 12, с. 8.

Если есть возможность перегрузить товар на другую машину с поломавшегося авто, возникает вопрос: нужно ли выписывать новую ТТН? Сразу скажем, что этого делать не нужно.

Важно! Согласно п. 11.9 Правил № 363 в случае перегрузки груза в процессе его перевозки на другой автомобиль составляется акт в произвольной форме, в котором обязательно указываются реквизиты: полное название собственника транспорта и его адрес, Ф.И.О. водителя, государственный номер автомобиля перевозчика, который сдал груз, и перевозчика, который его принял.

Из этого следует, что ТТН оформляется одна в момент отправки товара. Далее вне зависимости от того, свой транспорт отправляется на подмогу или субъект прибегает к услугам стороннего перевозчика, новая ТТН не оформляется. Составляется акт о перегрузке товара в произвольной форме. Кроме того, для засвидетельствования составления такого акта об этом делается отметка на свободном месте обратной стороны ТТН, где указывается дата его составления и его суть (в данном случае: «О перегрузке товара на другой автомобиль») (п. 15.6 Правил № 363).

Обратите внимание! Данные о разгрузке товара, которые приводятся в колонке 10 ТТН, будут указаны только тогда, когда груз будет доставлен получателю. Такой вывод можно сделать из п. 8.25 Правил № 363: время прибытия авто для загрузки устанавливается в пункте загрузки с момента проставления в ТТН отметки о фактическом времени прибытия автомобиля для загрузки, а время прибытия авто для разгрузки — с момента предъявления водителем ТТН в пункте разгрузки. При этом сдачей груза считается предъявление грузополучателю перевозчиком груза согласно товарно-транспортной документации с последующей разгрузкой и оформлением документов о его передаче грузополучателю.

Итак, в ТТН должны фигурировать только окончательные данные по разгрузке по факту доставки груза получателю. Промежуточные данные о времени перезагрузки фиксируются только в акте.

Путевой лист грузового автомобиля. Эта форма исключена из обязательного применения***. Тем не менее по старинке многие субъекты хозяйствования, использующие в работе автотранспорт, продолжают оформлять путевые листы для правильного расчета и списания ГСМ*. «Строгими» такие бланки уже не являются.

*** С 10.12.13 г. согласно приказу № 1005/1454 (см. «ТТН – «в отставке»: ищем замену» // «БН», 2014, № 1, с. 5).

* О целесообразности применения путевого листа после отмены его обязательного применения высказывался и Департамент автомобильного транспорта Мининфраструктуры в письме от 20.11.12 г. № 25/3717-12.

На заметку. Субъекты хозяйствования могут применять самостоятельно изготовленные бланки первичных документов, в том числе путевых листов, которые должны содержать обязательные реквизиты либо реквизиты типовых или специализированных форм, что пре­дусмотрено п. 2.7 Положения № 88. Это подтверждает и Мининфраструктуры в письме от 23.04.13 г. № 4492/25/10-13.

Если вы применяете в работе путевой лист грузового автомобиля, то, в отличие от ТТН, он выписывается при выпуске автомобиля на линию, т. е. на каждую ездку авто (п. 2.1 Инструкции № 228/253**). Соответственно, вторая машина отправляется со своим путевым листом. В путевом листе, выписанном на поездку поломавшейся в пути машины, по возвращении следует сделать запись в разделе «Особливі відмітки» примерно следующего содержания: «маршрут був змінено на _____ (пункт відправлення) — _______ (пункт поломки) — ________ (пункт повернення в гараж) у зв’язку із технічною несправністю автомобіля». Соответственно, колонки 32 — 49 путевого листа по возвращении заполняются с учетом фактических данных о работе автомобиля до и после поломки вплоть до возвращения в гараж (общий пробег; пробег с грузом; перевезено, тонн; выполнено, ткм и т. п.).

** Данная Инструкция отменена, однако ввиду того, что нет иного документа, регламентирующего порядок оформления путевого листа грузового автомобиля, считаем, что для этих целей и далее ее можно использовать.

При заполнении путевого листа на другую машину, отправленную в путь, задание водителю прописывается с учетом новых данных, откуда взять багаж (место поломки). Маршрут движения (колонки 30 — 31) остается аналогичным тому, что и в путевом листе, выписанном на первую машину (пункты выбытия и прибытия те же).

 

Командировочные

По данной ситуации вопросы могут возникнуть такого характера: можно ли оплачивать водителю, не доставившему груз, суточные за период простоя из-за поломки авто? Можно ли ему в принципе выплачивать суточные и включать их сумму в налоговые расходы ввиду того, что задание не выполнено?

Однозначно можно! Водителя отправили в командировку на законных основаниях и он вынужден находиться в ней до окончания выполнения поручения его руководства (к примеру, до момента доставки автомобиля в гараж или СТО для дальнейшего ремонта).

Если в результате поломки водитель задерживается в поездке, то необходимо оформить приказ о продлении его командировки. Согласно п. 10 разд. II Инструкции № 59*** вынужденная задержка в командировке по не зависящим от работника причинам при наличии подтверждающих документов в оригинале может приниматься во внимание с разрешения руководителя. Причем здесь сказано, что решение о продлении срока командировки руководитель принимает по прибытии командированного работника к месту постоянной работы на основании его докладной записки, которое оформляется соответствующим приказом (распоряжением) руководителя предприятия. На наш взгляд, такой приказ можно издать сразу, как только стало известно о поломке в пути и принято решение о дальнейших действиях. Когда работник вернется из командировки, он поставит подпись, что ознакомлен с приказом.

***Обязательна к применению только для предприятий, учреждений и организаций, полностью или частично финансируемых из бюджета. Иные субъекты хозяйствования разрабатывают свой внутренний документ о командировке работников, в основу которого, как правило, берутся нормы Инструкции № 59.

Важно! За время задержки в командировке без уважительных причин работнику не выплачивается заработная плата, не возмещаются суточные расходы, расходы на наем жилого помещения и другие расходы.

Напоминаем. Работнику можно выплатить дополнительный аванс в связи с продлением командировки. Нарушения в связи с тем, что работник не отчитался за ранее полученный аванс на командировку, тут не будет. Главное — вовремя отчитаться и вернуть остаток неиспользованных средств по возвращении из командировки. Это подтверждают и официальные органы (письмо НБУ от 15.03.07 г. № 11-113/981-2658, письмо Минфина от 04.12.09 г. № 31-18030-07-10/33138).

Выводы 

  • Дополнительные расходы по доставке товара покупателю, возникшие из-за поломки авто в пути, являются хозяйственными и включаются в налоговые расходы.

  • При смене автомобиля оформляется акт в произвольной форме о перегрузке товара, о чем делается отметка в ТТН. Новая ТТН не выписывается.

  • Путевой лист грузового автомобиля выписывается на каждую ездку авто. Применение этого бланка сейчас необязательно.

  • Если водитель поломанного авто задерживается в поездке, руководитель оформляет приказ о продлении командировки с выплатой водителю суточных за все дни.

Документы статьи

Правила № 363 — Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса Украины от 14.10.97 г. № 363.

Положение № 88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом МФУ от 24.05.95 г. № 88.

Инструкция № 228/253 — Инструкция о порядке изготовления, хранения, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы, утвержденная совместным приказом Минтранса Украины и Минстата Украины от 07.08.96 г. № 228/253 (утратила силу).

Инструкция № 59 — Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденная приказом МФУ от 13.03.98 г. № 59..

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше