Темы статей
Выбрать темы

«Беда приходит не одна». Приостанавливаем работу предприятия вследствие форс-мажора

Редакция БН
Статья

«Беда приходит не одна». Приостанавливаем работу предприятия вследствие  форс-мажора

Временное приостановление работы финансово стабильного предприятия — явление достаточно редкое. Но из-за неспокойной ситуации во многих регионах Украины в последнее время такие ситуации происходят все чаще. Приостановить работу несложно, а вот правильно это оформить — дело другое.

О том, как это сделать, читайте далее.

Сергей ДЕЦЮРА, налоговый эксперт, s.detsyura@id.factor.ua

 

Приостановление работы — простой

Вследствие непростой ситуации в отдельных регионах Украины (стихийные бедствия, военные действия, риск возникновения опасных ситуаций, из-за чего временно перекрываются улицы/ограничивается доступ к помещениям и т. п.) некоторые предприятия вынуждены на некоторое время приостанавливать свою работу. На первый взгляд кажется, что приостановить деятельность предприятия очень просто. Достаточно высшему руководству предприятия сказать слово «СТОП», и все остановится. Но в действительности все не так.

Приостановление деятельности вызывает много вопросов, а именно: как оформить такое приостановление, что делать с работниками, каковы последствия такого приостановления?

Начнем с основ. В случае приостановления деятельности вследствие наступления форс-мажорных обстоятельств выгоднее и проще всего оформить такое приостановление деятельности предприятия как простой.

Напомним, что простой — это приостановление работы, вызванное отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, непреодолимой силой или другими обстоятельствами (ч. 1 ст. 34 КЗоТ).

Как видим, приостановление деятельности предприятия вследствие форс-мажора (боевые действия, проходящие в регионе нахождения предприятия, риск совершения незаконных действий по отношению к гражданам и имуществу, стихийное бедствие) четко подпадает под понятие «простой». Поэтому если ваше предприятие не может нормально функционировать из-за подобных событий, то можете смело объявлять на предприятии простой.

Обращаем внимание! Никаким нормативно-правовым актом не установлены ограничения по простою. Поэтому установить его продолжительность (день, неделя, месяц) и масштабы (приостановление работы отдельных работников или подразделений предприятия («локальный») либо всего предприятия в целом («общий»)) может только руководство отдельного субъекта хозяйствования.

Внимание! Если на предприятии объявляется простой, то работники такого предприятия не увольняются с работы, а далее считаются работниками этого предприятия и должны выполнять свои трудовые обязанности.

Поэтому возникает закономерный вопрос: должны ли такие работники находиться на своих местах во время простоя? Ответ на этот вопрос нормативно-правовые акты не содержат. На наш взгляд, решить эту задачу может только само предприятие, ориентируясь на ситуацию, приведшую к простою.

Так, если приостановление работы имеет круглосуточный (недельный) характер, а события, приведшие к простою, угрожают жизни и здоровью работников либо делают невозможным доступ к рабочему месту, то уместно на время простоя оставить работников дома.

В то же время, если приостановление работы не является продолжительным и не несет угрозы жизни и здоровью работников, а возобновление функционирования предприятия может произойти в любую минуту, то логично оставить работников на рабочих местах. Это даст возможность при изменении обстоятельств (поступление сырья, материалов и т. п.) оперативно начать выполнять свои непосредственные трудовые обязанности.

С этим подходом соглашаются и контролирующие органы, а именно Минтруда (письмо от 19.05.09 г. № 5615/0/14-09/026), которое считает, что в период простоя работники могут присутствовать на рабочих местах, если этого требует производство и существует необходимость через определенный период срочно привлечь работников к работе. Если в начале простоя известна дата возможного возобновления работ, то работников можно не обязывать постоянно находиться на рабочих местах, а они должны появиться на работе в установленное в приказе время.

Поэтому не забывайте при оформлении простоя, а именно утверждении приказа (распоряжения) руководителя о начале простоя, обусловить необходимость присутствия (отсутствия) работников на работе (см. письмо Минтруда Украины от 23.10.07 г. № 257/06/187-07). Подробнее о порядке оформления простоя — далее.

 

Оформление простоя

Простой, как и любое другое событие на предприятии, нужно правильно задокументировать. К сожалению, до сих пор не существует утвержденного порядка документального оформления простоя. Поэтому, оформляя простой, следует ориентироваться на рекомендации компетентных органов и нормы действующего законодательства.

В целом, на наш взгляд, порядок оформления простоя состоит из следующих основных этапов.

Этап 1. Фиксируем причины простоя. Факт простоя всего предприятия следует оформить актом простоя с указанием в нем причины простоя. На законодательном уровне форма акта простоя не определена, поэтому его нужно составлять в произвольной форме с указанием реквизитов, свойственных первичным документам (письмо Минпромполитики Украины от 01.10.07 г. № 24/5-4-296). В акте обязательно должны быть зафиксированы причины, вызвавшие приостановление работы. Для рассмотрения причин простоя и составления акта можно создать специальную комиссию.

Если же речь идет о форс-мажорных обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью работников, то, чтобы не затягивать с принятием решения, советуем, чтобы такой акт составили руководители всех отделений предприятия при первых проявлениях опасности. В акте следует четко указать, что пребывание работников на предприятии является опасным и угрожает их жизни и здоровью, поэтому уместно приостановить работу предприятия до урегулирования опасной ситуации.

Этап 2. Принимаем решение. На основании акта руководитель издает соответствующий приказ (распоряжение). В нем целесообразно указать:

• причину простоя. В нашем случае речь идет о приостановлении работы вследствие боевых действий в регионе, где находится предприятие, или стихийного бедствия. Поэтому в приказе следует указать, что приостановление осуществляется с целью защиты жизни и здоровья работников предприятия из-за наступления форс-мажорных обстоятельств;

• необходимость присутствия либо отсутствия работников на время простоя на рабочих местах. Поскольку защитить работников можно только в случае пребывания их в своих жилищах или на территории, где не происходят боевые действия, то в приказе следует указать, что работники во время простоя должны будут находиться за пределами предприятия;

• дату начала и окончания простоя. Заметим: в некоторых случаях невозможно определить, когда именно закончится простой (речь идет как раз о случаях, когда простой вызван боевыми действиями, проходящими в регионе, где находится предприятие). В этом случае советуем в приказе указать, что простой закончится после урегулирования вооруженного конфликта, когда будет отсутствовать опасность для работников предприятия. Как именно будут оповещены работники об окончании простоя, также следует отметить в приказе;

• порядок оплаты времени простоя (см. следующий раздел).

Этап 3. Учитываем простой. Учет времени простоев по каждому работнику отдел кадров ведет в Табеле учета использования рабочего времени (типовая ф. № П-5). Для простоев используем следующие обозначения: буквенный «П» и цифровой «23».

Важно! Правильное документальное оформление таких расходов обеспечит вам беспроблемное их отнесение в налоговые расходы.

 

Оплата простоя

Размер оплаты. Время, которое работник находится в простое, оплачивается согласно ст. 113 КЗоТ из расчета не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада). Такой размер оплаты времени простоя является законодательно установленной минимальной государственной гарантией, ниже которой выплаты осуществлять нельзя (ст. 12 Закона об оплате труда).

Важно! Заработная плата за время простоя, начисленная исходя из 2/3 тарифной ставки, включается в фонд дополнительной зарплаты. Поэтому с нее уплачиваются ЕСВ и НДФЛ в общем порядке по правилам, определенным для зарплаты.

Уменьшение размера оплаты труда до 2/3 ставки не влияет на применение НСЛ: если 2/3 ставки меньше предельной величины дохода для применения НСЛ, НДФЛ исчисляем с применением НСЛ (при наличии заявления на применение НСЛ от работника).

Бухучет выплат. В бухучете расходы на оплату простоев всего предприятия следует отражать в том отчетном периоде, в котором они понесены в составе:

1) прочих расходов операционной деятельности (Дт 949 — Кт 661), если речь идет о расходах на оплату простоя производственного персонала.

Заметим: некоторые могут сказать, что это не так, и настаивать на том, что расходы на оплату простоя производственного персонала следует включать в общепроизводственные расходы, как этого требует п. 15.9 П(С)БУ 16.

Да, такой подход имеет право на жизнь, но только в случае, когда речь идет о непродолжительном и локальном простое (приостановление работы отдельных сотрудников либо отделов предприятия), т. е. когда расходы, понесенные на простой, можно связать с определенным объектом расходов (единицей продукции, работ, услуг).

В ситуации, когда приостанавливается деятельность всего предприятия, связать расходы на оплату простоя производственного персонала с определенным объектом учета нереально, так как расходы на такой простой не связаны с производством какого-либо вида продукции. Поэтому целесообразность отнесения таких расходов к прочим расходам операционной деятельности не подлежит сомнению.

Важно! Расходы на простой однозначно являются хозяйственными расходами. Дело в том, что такие расходы в соответствии с законом должно нести любое предприятие, оказавшееся в подобных условиях. Это также дает «зеленый свет» и отнесению таких расходов в состав налоговых;

2) административных расходов или расходов на сбыт (Дт 92, 93 — Кт 661), если речь идет о расходах на оплату простоя работников аппарата управления или персонала торговых отделов. С этими расходами вопросов не возникает, так как привязки к определенному объекту учета они не имеют.

Налоговый учет. Расходы на оплату работникам простоя, возникшего не по их вине (вследствие форс-мажорных обстоятельств, в том числе и боевых действий), в рамках установленных законодательством норм (т. е. не ниже 2/3 тарифной ставки) отражаются в составе расходов на основании п. 142.1 НКУ как заработная плата. Это подтверждает и п.п. 2.2.12 Инструкции № 5, в котором такие выплаты прямо отнесены к фонду дополнительной заработной платы.

Что касается классификации таких расходов в налоговом учете, то, как уже отмечалось выше:

• расходы на оплату труда производственных рабочих и общепроизводственного персонала отражаются в составе прочих операционных расходов (строка 06.4.43 приложения IВ к декларации), если имеет место полное приостановление производства на продолжительный период, например, в случае проведения боевых действий на территории, где находится предприятие (п.п. 138.12.2 НКУ);

• расходы на оплату простоя административного персонала относятся в состав административных расходов (п.п. 138.10.2 НКУ) (строка 06.1 декларации);

• расходы, связанные со сбытом продукции (работ, услуг), — в состав расходов на сбыт (п.п. 138.10.3 НКУ) (строка 06.2 декларации).

Относить эти расходы к налоговым следует в том периоде, когда они были осуществлены (п. 138.5 НКУ).

 

Начисление амортизации при простое

По общему правилу амортизация на основные средства начисляется до того момента, пока они не будут выведены из эксплуатации. Но поскольку простой обычно продолжается недолго (максимум несколько месяцев), то мало предприятий согласятся выводить объект основных средств из эксплуатации. В таком случае объявление простоя не лишает вас права начислять амортизацию.

В то же время налоговики считают иначе: объекты, не используемые в хозяйственной деятельности в течение отчетного периода, должны быть непременно выведены налогоплательщиком из эксплуатации, а начисление амортизации в налоговом учете должно быть приостановлено (категория 102.09.01 ЗIР Миндоходов).

Мы с этим не соглашаемся, поскольку законодательных оснований для принуждения предприятия к таким действиям у налоговиков нет (подробнее — в «БН», 2013, № 38, с. 47 ; 2014, № 10, с. 31).

Хотя если вы выведете из эксплуатации основное средство и в том же месяце снова введете его в эксплуатацию, то право на начисление амортизации вы не потеряете. Об этом тоже говорят налоговики в консультации, приведенной в категории 102.09.01 ЗІР Миндоходов.

 

Работа РРО при простое

А вот с работой РРО при простое ситуация неоднозначная. Дело в том, что в соответствии с п. 9 ст. 3 Закона об РРО субъекты предпринимательской деятельности, которые должны применять РРО, обязаны ежедневно печатать на РРО, за исключением автоматов по продаже товаров (услуг), фискальные отчетные чеки (Z-отчеты) и обеспечивать их хранение в книге учета расчетных операций.

В случае невыполнения ежедневной печати Z-отчета или несохранности таких отчетов на субъекта предпринимательства может быть наложен штраф в размере 340 грн. (п. 4 ст. 17 Закона об РРО). Следовательно, во избежание штрафа Z-отчет следует печатать ежедневно.

Но если по решению руководителей во время простоя отсутствуют работники предприятия, то возникает вопрос: как в таком случае выполнить требования Закона об РРО и избежать штрафных санкций?

В нормативно-правовых актах ответ на этот вопрос не содержится. На наш взгляд, чтобы не печатать Z-отчет ежедневно, вы можете:

• или снять РРО с регистрации в органе Миндоходов. Это достаточно кардинальный и трудоемкий шаг. А поскольку простой — это не долговременное событие, то применять этот вариант нецелесообразно;

• или временно закрыть торговый объект на срок не менее рабочего дня(!) — для проведения санитарных мероприятий, ремонта, технического переоборудования и других работ. О том, что в таком случае Z-отчет ежедневно печатать не нужно, говорят сами налоговики (разъяснение, приведенное в категории 109.20 ЗIР Миндоходов)*. Этот вариант намного более приемлем и менее проблематичен для реализации с точки зрения как приостановления работы такого объекта, так и его открытия.

* Подробнее об этом читайте в «БН», 2013, № 34, с. 45.

Чтобы им воспользоваться, вам достаточно уведомить клиентов о временном закрытии торгового объекта. Для этого необходимо разместить рядом с информацией о режиме работы объявление о дате и периоде закрытия такого торгового объекта.

На наш взгляд, второй вариант подойдет всем предприятиям, на которых объявлен как локальный, так и общий простой.

Заметим! На сегодняшний день все субъекты хозяйствования подают в органы Миндоходов РРО-информацию в электронном виде. Каждый из двух перечисленных выше вариантов приостановления работы РРО позволяет избежать санкций за неподачу отчетности в электронном виде:

1) в первом случае вы просто вообще не должны подавать такую отчетность из-за отсутствия зарегистрированного РРО;

2) во втором — вы не будете включать РРО, осуществлять расчетные операции и печатать Z-отчет, поэтому, хотя РРО и зарегистрирован, информация, которую следует передать в органы Миндоходов, не будет возникать.

Выводы 

  • Во время простоя, вызванного форс-мажорными обстоятельствами (например, стихийным бедствием или военными действиями), наличие работников на рабочих местах зависит от того, существует ли на рабочих местах угроза для их жизни и здоровья.

  • Чтобы оформить на предприятии простой, нужно составить акт простоя, в котором указать его причины, а затем на его основании издать соответствующий приказ (распоряжение).

  • Время, которое рабочий находится в простое, оплачивается из расчета не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).

  • Амортизация на основные средства начисляется до того момента, пока они не будут выведены из эксплуатации. А делать это не обязательно, хотя налоговики настаивают на обратном.

  • Чтобы не отчитываться по РРО, закрываем заведение и размещаем рядом с информацией о режиме работы объявление о дате и периоде закрытия.

Документы и сокращения статьи

Закон об оплате труда — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 13.01.04 г. № 5.

ЕСВ — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

НСЛ — налоговая социальная льгота.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше