Темы статей
Выбрать темы

Ошиблись в назначении платежа — напишите письмо контрагенту

Редакция БН
Ответы на вопросы

Ошиблись в назначении платежа — напишите письмо контрагенту

Что делать в случае, если была допущена ошибка при заполнении реквизита «Призначення платежу» в платежном поручении? Составить письмо контрагенту? Как его правильно составить?

(г. Запорожье)

 

Судя по вопросу, ошибку в назначении платежа вы заметили уже после просмотра банковской выписки. А это значит, что платежное поручение уже исполнено и деньги поступили на счет получателю.

Тогда вы действительно правы в части способа исправления «промаха» — это можно сделать, известив о своей ошибке поставщика письмом.

Давайте разбираться подробнее. С чем мы все-таки столкнулись:

1) имеем ли мы дело с ошибкой в данных получателя. То есть до- говор указали правильный, но заплатить по нему нужно было другому получателю, или 

2) имеем дело с ошибкой в назначении платежа. То есть деньги собирались перечислить этому получателю, но по другому договору.

Если это первый вариант, то средства зачислены получателю без законных на то оснований (пп. 1.23, 1.24 Закона № 2346*). Такой перевод считается ошибочным (он совершен без надлежащего документального основания).

* Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.01 г. № 2346-III.

Что в результате? Ненадлежащий получатель обязан вернуть безосновательно полученные средства (ст. 1212 ГКУ). Но поскольку вины банка здесь нет, то срок в 3 рабочих дня с момента получения уведомления от банка-нарушителя согласно п. 35.1 Закона № 2346 не работает. Получается, что ненадлежащий получатель, как только узнает о «подарке», сразу же должен его вернуть. Но «подстегнуть» его могут разве что требования п. 6 Указа Президента Украины «О мерах по нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины» от 16.03.95 г. № 227/95, которыми для возврата ошибочно поступивших средств отведено 5 дней с момента получения (под угрозой «призрачного» штрафа 34 грн. на руководителя и главного бухгалтера).

Важно. Понятно, что утрясать с ненадлежащим получателем все детали возврата придется вам. Для этого как раз и целесообразно направить ему письмо с описанием ситуации и своими предложениями (желательно с уведомлением о вручении и описью вложения).

Во втором случае деньги поступили надлежащему получателю, но допущена ошибка в назначении платежа. Здесь снова-таки имеем дело с виной самого плательщика (п. 33.2 Закона № 2346). Ведь именно он, заполняя платежное поручение, обязан указать полную информацию о платеже и документах, на основании которых осуществляется перечисление средств получателю (п. 3.8 Инструкции № 22**).

** Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденная постановлением НБУ от 21.01.04 г. № 22.

А вот банк, осуществляющий перевод средств на счет получателя, остается в стороне, так как он имеет право проверять правильность заполнения указанного реквизита лишь по внешним признакам (п. 3.8 Инструкции № 22).

В то же время и здесь есть выход. Исправить реквизит платежки после списания средств со счета, конечно, уже не получится (письмо НБУ от 09.06.11 г. № 25-111/1438-7141), но восстановить справедливость без возврата платежа вполне реально.

Основанием для этого служат письма НБУ от 09.06.11 г. № 25-111/1438-7141, от 26.09.05 г. № 25-113/1506-9580. Согласно им вопрос внесения изменений в реквизит «Призначення платежу» после зачисления средств на счет получателя необходимо решать в порядке, согласованном между плательщиком и получателем средств. Другими словами, следуя условиям договора, заключенного между контр­агентами.

Нет такого условия в договоре? Не беда. На помощь нам придет ст. 526 ГКУ. Согласно данной норме плательщик обязан будет выполнить свои обязательства, но уже в соответствии с обычаями делового оборота. То есть некими правилами поведения, которые не предусмотрены законодательством, но которые уже сложились и широко применяются в хоздеятельности.

Точкой опоры в этом вопросе могут стать решения судов по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства. Так, например, обоснованным выходом в решении вопроса об уточнении назначения платежа после списания средств со счета плательщика суды считают обмен письмами между контрагентами (постановление Окружного административного суда г. Киева от 20.12.13 г. № 2а-3335/10/2670, постановление ВАдСУ от 11.02.08 г. по делу № К-17275/06, постановление ВХСУ от 08.06.06 г. по делу № 41/494-30/298).

Схема в данном случае проста. В своем письме (желательно с уведомлением о вручении и описью вложения) плательщик уведомляет получателя средств о совершенной ошибке и просит сделать соответствующее изменение. Получатель, в свою очередь, должен дать свое согласие на такие изменения в ответном письме.

Письма составляем в произвольной форме. Ниже вы найдете образец его оформления.

 

img 1 

 

Получатель письма визирует его у руководителя и прикладывает к соответствующей банковской выписке. Она будет основанием для правильного отражения полученных средств в учете. Фактически такое письмо будет выполнять функции приложения к платежному поручению, по которому изменяется назначение платежа.

Плательщику подобным образом следует поступить с ответом контрагента на его письмо.

Внимание! Обращаться в банк с целью внести исправления в назначение платежа платежного поручения или возвратить ошибочно отправленные денежные средства не имеет смысла.

Согласно нормам Закона № 2346 и Инструкции № 22 банкам запрещено вносить исправления в расчетные документы клиентов (п. 2.9 Инструкции № 22). На этом настаивал и НБУ в своих письмах от 09.06.11 г. № 25-111/1438-7141, от 26.09.05 г. № 25-113/1506-9580. Такое же требование есть и в ст. 1090 ГКУ.

Исключение составляют только случаи (п. 2.26 Инструкции № 22):

• частичного выполнения платежного требования/инкассового поручения (распоряжения);

• изменения по инициативе банка плательщика номера счета плательщика, названия и кода банка плательщика в связи с реорганизацией банка, изменением в банке правил бухгалтерского учета, выполнением банком требований законодательства.

Но к нашему примеру они не применимы.

Другое дело, если банк еще не успел списать деньги с вашего счета. В таком случае вы имеете право отозвать неправильно заполненное платежное поручение и оформить новое с необходимыми изменениями (п. 2.29 Инструкции № 22).

Вывод: для исправления ошибки в реквизите «Призначення платежу» платежного поручения напишите своему контрагенту письмо в произвольной форме. Изложите суть ошибки и укажите правильное назначение платежа. Контрагент должен письменно подтвердить, что он согласен на такие коррективы.

 

Дарья КРАВЧЕНКО

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше