Темы статей
Выбрать темы

Эконалог: какую ставку выбрать?

Редакция БН
Статья

Эконалог: какую ставку выбрать?

Базовые правила расчета суммы эконалога достаточно просты. Нужно определить объем загрязняющего вещества и умножить его на соответствующую ставку. Однако вопросы по поводу взимания этого налога возникают и до сих пор. В последнее время поступило много вопросов о том, как правильно выбрать ставку эконалога при загрязнении окружающей природной среды различными веществами.

Это мы выясним далее.

Сергей ДЕЦЮРА, налоговый эксперт, s.detsyura@id.factor.ua

 

Почему возникают вопросы?

Механизм уплаты эконалога на первый взгляд достаточно прост. Чтобы начислить налоговые обязательства, достаточно умножить объем выбросов (сбросов или размещения) загрязняющих веществ на ставку налога и, при необходимости, на соответствующий коэффициент (подробно методика начисления эконалога приведена в табл. 1).

Объем загрязняющих веществ определяем по данным учета. Ставку и корректирующие коэффициенты берем из ст. 243 — 248 НКУ. Поэтому кажется, что при расчете эконалога проблемы возникают только с определением объема загрязняющих веществ. Но, как свидетельствует практика, это не совсем так. Дело в том, что ставки эконалога установлены отдельно для каждого вида загрязняющих веществ. Однако вследствие огромного многообразия веществ, которыми загрязняется среда, иногда невозможно однозначно определить, какую ставку следует использовать при расчете налоговых обязательств.

Наиболее часто вопросы по определению ставки возникают в ситуации, когда субъект хозяйствования только начинает деятельность, в результате которой происходит загрязнение окружающей природной среды, и не знает, какую ставку применять.

Как выйти «сухим из воды» при возникновении таких ситуаций, поговорим далее.

Таблица 1. Расчет суммы эконалога

Характер загрязнения

Формула расчета

Объяснение

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения

img 1 

Пвс — сумма эконалога;

Мi  фактический объем выбросов і-го загрязняющего вещества в тоннах (т);

Нпi — ставки налога в текущем году за тонну і-го загрязняющего вещества в гривнях с копейками

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками загрязнения

img 2

Пвп — сумма эконалога;

Мi  количество фактически реализованного (фактически ввезенного на таможенную территорию Украины) топлива і-го вида, в тоннах (т);

Нпi — ставки налога в текущем году за тонну і-го вида топлива в гривнях с копейками

Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

img 3 

Пс  сумма эконалога;

Млi  объем сброса і-го загрязняющего вещества в тоннах (т);

Нпi  ставки налога в текущем году за тонну і-го вида загрязняющего вещества в гривнях с копейками;

Кос — коэффициент, равный 1,5, который применяется в случае сброса загрязняющих веществ в пруды и озера (в ином случае коэффициент равен 1)

Размещение отходов

img 4

Прв — сумма налога;

Нпi — ставки налога в текущем году за тонну і-го вида отходов в гривнях с копейками;

Млi — объем отходов і-го вида в тоннах (т);

Кт  корректирующий коэффициент, учитывающий расположение места размещения отходов, который приведен в п. 246.5 НКУ;

Ко  корректирующий коэффициент, равный 3, который применяется в случае размещения отходов на свалках, не обеспечивающих полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов

 

Неизвестен класс опасности отходов

У плательщиков эконалога, размещающих отходы на своей территории, иногда возникают ситуации, когда невозможно определить класс опасности отходов, полученных от других субъектов либо от собственной деятельности. Возникает такая ситуация, когда в разрешении на размещение отходов, где должны содержаться такие показатели, отсутствует класс их опасности.

Такая ситуация грозит субъектам хозяйствования достаточно большими финансовыми потерями.

Дело в том, что на сегодняшний день в ст. 246 НКУ, где содержится перечень ставок налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах либо на объектах, конкретные ставки установлены только для оборудования и приборов, содержащих ртуть, элементы с ионизирующим излучением (548,47 грн. за единицу), и для люминесцентных ламп (9,54 грн. за единицу). Для всех прочих отходов ставки налога зависят от класса опасности и уровня опасности таких отходов.

Если для отходов не установлен класс опасности, то нужно применить ставку налога, установленную за размещение отходов I класса опасности (п. 246.3 НКУ), т. е. наибольший размер ставки (890,79 грн./т).

Иногда налоговики требуют начислять налоговые обязательства исходя из максимальной ставки эконалога, если в разрешении на размещение отходов не указан класс опасности. Хотя теоретически такие отходы можно отнести к другому классу опасности, следовательно, начислять эконалог по меньшей ставке.

А это достаточно принципиальный момент, поскольку, например, размер ставки эконалога для размещения отходов I и III классов опасности отличается более чем в 100 раз.

Мы считаем, что соглашаться с такой позицией контролеров не следует. Аргументируем это тем, что в п. 246.3 НКУ, на наш взгляд, идет речь не об отсутствии у субъекта хозяйствования данных о классе и уровне опасности образованных отходов, а об отсутствии вообще установленного уровня и класса опасности для определенных отходов. Отсутствие уровня и класса опасности отходов может возникнуть только тогда, когда для отходов не найдена надлежащая технология утилизации и не проведена паспортизация отходов в соответствии с Порядком № 2034*. Ведь именно при паспортизации и определяются класс опасности и другие свойства определенного типа отходов, необходимые для поиска приемлемой технологии утилизации. Только в таком случае (пока не будет проведена паспортизация таких отходов) эконалог должен уплачиваться по ставкам, установленным за размещение отходов I класса опасности. С этим соглашается и Минприроды в письме от 22.05.08 г. № 6540/20/10-08.

* Порядок ведения государственного учета и паспортизации отходов, утвержденный постановлением КМУ от 01.11.99 г. № 2034.

Таким образом, если субъект хозяйствования просто не имеет информации о классе опасности размещаемых им отходов и при этом эти отходы он может утилизировать имеющимися у него методами либо способы утилизации таких отходов в Украине разработаны, то рассчитывать эконалог по ставкам, установленным за размещение отходов I класса опасности, он не должен.

Обратим внимание, что налоговики (см. разъяснение в категории 120.03 ЗIР Миндоходов) не возражают против того, чтобы субъекты хозяйствования самостоятельно определяли класс опасности размещаемых ими отходов в специально отведенных для этого местах либо на объектах и самостоятельно выбирали соответствующую ставку эконалога. Но при этом они пре­дупреждают о возможных штрафах, в случае если ставка эконалога будет выбрана неправильно.

 

Выбросы твердых веществ

Проблема с выбором ставки эконалога существует также относительно стационарных источников загрязнения. Как свидетельствует практика, такие объекты выбрасывают в атмосферный воздух, кроме загрязняющих веществ, указанных в п. 243.1 НКУ (таких, как оксид азота, аммиак, оксид углерода, двуокись углерода и т. п.), также и другие загрязняющие вещества. Например, пыль металлическую, пыль абразивную, пыль мучную, сажу и т. п.

Для этих загрязняющих веществ в ст. 243 НКУ не определена отдельная ставка эконалога. Поэтому налоговики определяют ставку эконалога за выбросы в атмосферу таких веществ, ориентируясь на положения п. 243.5 НКУ. В этом пункте указано, что для загрязняющих веществ (соединений), для которых не установлены класс опасности и ориентировочно безопасный уровень воздействия (кроме двуокиси углерода), ставки налога устанавливаются как за выбросы загрязняющих веществ I класса опасности, т. е. в размере 11113,26 грн./т.

По нашему мнению, подход налоговиков в этом вопросе не всегда правилен. Дело в том что они, не найдя прямого соответствия таким загрязняющим веществам, сразу считают, что для этих веществ класс опасности не установлен. Мы же считаем, что при определении ставки эконалога за выбросы в атмосферный воздух следует обращать внимание не только на название образованных загрязняющих веществ, но и на их физические свойства.

Так, в п. 243.1 НКУ предусмотрена ставка налога для «твердых веществ». Пыль металлическая, пыль абразивная, пыль мучная и сажа, на наш взгляд, как раз и являются такими веществами. Поэтому, если ваш стационарный источник загрязнения при сжигании различных горючих материалов образует такие загрязняющие вещества, то можете смело использовать ставку эконалога для твердых веществ.

Внимание! Ни в НКУ, ни в других нормативно-правовых актах не сказано, что именно имеется в виду под понятием «твердые вещества». Но если исходить из физических свойств, то загрязняющие вещества можно подразделить на твердые, жидкие и газообразные. Значит, именно на физические свойства следует ориентироваться при выборе «твердовещественной» ставки эконалога.

 

«Экоставки» со II квартала

Перейдем к будничным проблемам. Скоро закончится второй квартал 2014 года. Плательщики эконалога начнут составлять отчетность за II квартал этого года.

Напомним, что с начала этого года субъекты хозяйствования начали использовать «полновесные» базовые ставки, определенные в ст. 243 — 246 НКУ (за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах).

Таким образом, по сравнению с 2013 годом ставки эконалога автоматически возросли на 25 %.

Кроме того, с начала II квартала размер базовых ставок возрос еще раз, теперь примерно на 8,3 %. Поэтому при заполнении отчетности по эконалогу за II квартал 2014 года плательщики этого налога должны использовать «полновесные» базовые ставки, размер которых установлен с 01.04.14 г. Размер данных ставок приведен в табл. 2 ниже.

 

Таблица 2. Ставки эконалога

Название загрязняющего вещества

Ставка налога, грн. за 1 т. (за единицу, за 1 кВт/ч, за 1 куб. м, за 1 куб. см)

1

2

I. Стационарные источники загрязнения (ст. 243 НКУ)

Азота оксиды

1553,79

Аммиак

291,41

Ангидрид сернистый

1553,79

Ацетон

582,83

Бенз(о)пирен

1977992,51

Бутилацетат

349,96

Ванадия пятиокись

5828,32

Водород хлористый

58,54

Углерода оксид

58,54

Углеводороды

87,81

Газообразные фтористые соединения

3846,95

Твердые вещества

58,54

Кадмия соединения

12298,01

Марганец и его соединения

12298,01

Никель и его соединения

62658,23

Озон

1553,79

Ртуть и ее соединения

65863,81

Свинец и его соединения

4993,53

Сероводород

3245,03

Сероуглерод

65863,81

Спирт н-бутиловый

1553,79

Стирол

11346,13

Фенол

7052,52

Формальдегид

3846,95

Хром и его соединения

41713,2

Прочие загрязняющие вещества, кроме перечисленных выше, для которых установлен класс опасности:

I класс

11113,26

II класс

2545,11

III класс

379,22

IV класс

87,81

Прочие загрязняющие вещества, кроме перечисленных выше, для которых не установлен класс опасности (кроме двуокиси углерода), в зависимости от установленных ориентировочно безопасных уровней воздействия (мг на куб. м):

Менее 0,0001

467807,81

0,0001 — 0,001 (включительно)

40081,78

0,001 — 0,01 (включительно)

5536,9

0,01 — 0,1 (включительно)

1553,79

0,1 — более 10

58,54

Прочие загрязняющие вещества, кроме перечисленных выше, для которых не установлены класс опасности и ориентировочно безопасный уровень воздействия (кроме двуокиси углерода)

11113,26

Двуокись углерода

0,26

II. Передвижные источники загрязнения (ст. 244 НКУ):

2.1. При осуществлении торговли на таможенной территории Украины топливом собственного производства (п. 244.1 НКУ) и в случае ввоза топлива на таможенную территорию Украины (п. 244.2 НКУ)

Не приводим — ставки найдете в «БН», 2014, № 15, с. 23

III. Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (ст. 245 НКУ)

Азот аммонийный(1)

1020,6

Органические вещества (по показателям БСК 5)(1)

408,5

Взвешенные вещества(1)

29,27

Нефтепродукты(1)

6003,94

Нитраты(1)

87,81

Нитриты(1)

5012,61

Сульфаты(1)

29,27

Фосфаты(1)

815,72

Хлориды(1)

29,27

Прочие загрязняющие вещества, кроме перечисленных выше, на которые установлена предельно допустимая концентрация либо ориентировочно безопасный уровень воздействия(1):

До 0,001 (включительно)

106936,91

0,001 — 0,1 (включительно)

77534,45

0,1 — 1 (включительно)

13366,96

1 — 10 (включительно)

1360,37

Более 10

272,33

Прочие загрязняющие вещества, кроме перечисленных выше, на которые не установлены пре­дельно допустимая концентрация либо ориентировочно безопасный уровень воздействия

106936,91

IV. Размещение отходов (ст. 246 НКУ)(2)

Чрезвычайно опасные отходы:

• оборудования и приборов, которые содержат ртуть и элементы с ионизирующим излучением

548,47

• люминесцентных ламп

9,54

Отходы, ставка за размещение которых устанавливается в зависимости от класса опасности и уровня опасности отходов

I класс — чрезвычайно опасные

890,79

II класс — высокоопасные

32,45

III класс — умеренно опасные

8,14

IV класс — малоопасные

3,17

малоопасные нетоксичные отходы горнодобывающей промышленности

0,31

Отходы, на которые не установлен класс опасности

890,79

V. Образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) (ст. 247 НКУ)

Радиоактивные отходы, образованные производителями электрической энергии — эксплуатирующими организациями ядерных установок (атомных электростанций), включая уже накопленные(3)

0,008

VI. Временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока (ст. 248 НКУ)

Не приводим — ставки найдете в «БН», 2014, № 15, с. 24.

(1)При сбросах загрязняющих веществ в пруды и озера ставки налога увеличиваются в 1,5 раза.

(2)При размещении отходов на свалках, не обеспечивающих полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов, ставки налога увеличиваются в 3 раза.

Кроме того, как и ранее, к ставкам эконалога за размещение отходов в зависимости от места (зоны) их размещения устанавливаются отдельные коэффициенты. Так, если отходы размещены:

• в границах населенного пункта или на расстоянии менее 3 км от таких границ, применяют коэффициент 3;

• на расстоянии от 3 км и более от границ населенного пункта — 1.

(3)Для организаций, эксплуатирующих ядерные установки (атомных электростанций), в зависимости от активности радиоактивных отходов устанавливаются следующие корректирующие коэффициенты:

• для высокоактивных отходов — коэффициент 50;

• для среднеактивных и низкоактивных — 2.

 

Выводы 

  • Субъект хозяйствования, который не имеет информации о классе опасности размещаемых им отходов, но при этом может их утилизировать, рассчитывает эконалог по самостоятельно выбранным ставкам.

  • Стационарный источник загрязнения, осуществляющий выбросы веществ, которые по физическим свойствам считаются твердыми веществами, при расчете эконалога применяет ставку эконалога, установленную для твердых веществ.

  • За II квартал 2014 года эконалог рассчитывается по «полновесным» базовым ставкам, которые были введены в действие с 01.04.14 г.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше