Переводим «железного коня» на газ, или Как установить ГБО на автомобиль
О том, что газ как горючее дешевле бензина, сегодня известно каждому автомобилисту. Для того чтобы экономить на горючем, можно воспользоваться двумя методами: либо купить автомобиль, на котором газобаллонное оборудование (ГБО) установлено еще в процессе его производства, либо установить ГБО самостоятельно, обратившись в специализированный автосервис. При покупке авто с уже установленным ГБО особых вопросов не возникает. А вот при самостоятельном переоборудовании авто на использование газа необходимо учитывать ряд правовых и учетных моментов. Каких? Сейчас мы подробно обо всем расскажем.
Елена БЕЛЯЕВА, налоговый эксперт, e.belyaeva@id.factor.ua
Установка ГБО = переоборудование
Изменение параметров конструкции ТС, находящихся в эксплуатации, путем установки специального оборудования и номерных агрегатов, не предусмотренных нормативно-технической документацией на данное ТС, считается его переоборудованием (ст. 32 Закона о дорожном движении). Причем это переоборудование должно соответствовать правилам, нормативам и стандартам Украины.
Эта же статья Закона разрешает допуск к эксплуатации переоборудованных ТС только путем проведения специальных испытаний и оформления сертификата на соответствие нормативным и стандартным требованиям.
Кто может устанавливать ГБО?
Обратимся к абз. 5 п. 37 Порядка № 1388. В нем сказано, что переоборудование ТС для работы на газовом топливе разных видов проводят исключительно хозсубъекты, которые осуществляют хоздеятельность по переоборудованию пяти и более ТС в течение года и имеют свидетельство о согласовании конструкции ТС на соответствующий вид переоборудования. Об обязательном наличии этого свидетельства у субъектов, устанавливающих ГБО, говорит и абз. 2 п. 3 Порядка № 607.
Иными словами, установку ГБО нужно проводить только в официальных сервисах.
Разрешение ГАИ на установку ГБО получать не нужно
В общем случае п.п. «є» п. 32.1 Правил дорожного движения требует согласовывать переоборудование ТС с органами Госавтоинспекции.
В то же время специальная норма — абз. 2 п. 4 Порядка № 607 — гласит о том, что перед переоборудованием ТС для работы на газовом моторном топливе и альтернативных видах жидкого и газового топлива осмотр такого ТС подразделением Госавтоинспекции МВД не проводится.
То, что получать разрешение на установку ГБО не нужно, признают и сами гаишники.
Перерегистрируем авто
Не секрет, что в свидетельстве о регистрации ТС (техпаспорте) обязательно указывается тип топлива: для бензиновых, дизельных и «газированных» авто соответственно. Следовательно, смена типа топлива влечет за собой изменение учетных данных автомобиля.
В свою очередь, переоборудование, которое повлекло изменение учетных данных механического ТС, должно быть отражено в его регистрационных документах. Собственникам переоборудованных ТС выдают новые свидетельства о регистрации с указанием новых идентификационных номеров составных частей или особенностей конструкции, которые возникли в результате ее изменения (ст. 32 Закона о дорожном движении).
Все это подводит нас к тому, что после установки ГБО автомобиль нужно перерегистрировать в ГАИ и поменять свидетельство о его регистрации (техпаспорт).
Внимание! Перерегистрировать авто нужно в течение 10 дней с даты установки ГБО.
Для перерегистрации вам понадобится пакет документов, которые подтвердят соответствие авто требованиям безопасности дорожного движения. Идя на перерегистрацию своего «железного коня», проверьте, чтобы в папке обязательно были:
1) свидетельство о согласовании конструкции ТС относительно обеспечения безопасности дорожного движения, оформленное госпредприятием «ГосавтотрансНИИпроект» или Центром безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД на соответствующий вид переоборудования, — так называемое «свидетельство ГБО». Как правило, этот документ предоставляет спецорганизация, которая устанавливает ГБО;
2) акт технической экспертизы (полное название — Акт технической экспертизы о соответствии конструкции и технического состояния переоборудованного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения по форме приложения 5 к Порядку № 1388) или сертификат соответствия, выданный уполномоченными субъектами (испытательной лабораторией (центром), органом по оценке соответствия или предприятием, имеющим сертификат соответствия);
3) акт приемки-передачи переоборудованного ТС:
• по форме приложения 3 к Порядку № 1388 — если авто переоборудовано под сжиженный нефтяной газ (например, пропан-бутан);
• или по форме приложения 4 к Порядку № 1388 — если авто переоборудовано для работы на сжатом природном газе (например, метане).
Акт приемки-передачи выдает спецорганизация, которая устанавливает ГБО;
4) свидетельство о регистрации ТС (техпаспорт).
Если все документы у вас на руках, можете смело отправляться в ГАИ и перерегистрировать автомобиль, оснащенный ГБО. После перерегистрации вы получите новое свидетельство о регистрации ТС (новый техпаспорт). В нем будут указаны новые особенности конструкции авто. Обычно в названии модели автомобиля, оснащенного ГБО, добавляют буквы «ЗНГ» («зріджений нафтовий газ») или «СПГ» («стиснений природний газ»), вносят изменения в поле «Тип топлива» (пишут «бензин або газ» или «S» — смешанный), а также могут непосредственно проставлять отметки об установке ГБО.
Некоторые автосервисы, занимающиеся переоборудованием автомобилей под газ, только предоставляют необходимые документы для перерегистрации авто в ГАИ. А весь процесс оформления ГБО ложится на плечи автовладельца. Но есть и такие, которые предлагают установку ГБО «под ключ», избавляя автовладельцев от «головной боли», связанной с перерегистрацией авто. В результате вы получаете свою машину вместе с новым техпаспортом, в котором указано, что на нее установлено ГБО. Какой вариант выбрать, решать вам. Но помните, что нарушения в сфере переоборудования и перерегистрации ТС могут быть чреваты неприятными последствиями…
А если не регистрировать?
Конфликты между работниками ГАИ и автовладельцем, который установил на свою «железную лошадку» ГБО и не зарегистрировал этот факт, неизбежны. Как правило, гаишники настойчиво требуют замены техпаспорта.
Важно! На основании ст. 222 КУоАП работники соответствующих подразделений МВД, которые обеспечивают безопасность дорожного движения и имеют специальные звания, вправе налагать административные взыскания на водителя ТС за:
• управление автомобилем, который переоборудован с нарушением соответствующих правил, норм и стандартов, — штраф в размере от 340 до 425 грн. (ч. 1 ст. 121 КУоАП)*;
• управление автомобилем, который не зарегистрирован или не перерегистрирован в установленном порядке, — штраф в размере от 170 до 255 грн. (ч. 6 ст. 121 КУоАП).
* Впрочем, ответственность за соблюдение правил, норм и стандартов по установке ГБО несет автосервисная организация, которая переоборудует автомобиль под газ. Если у вас как владельца авто есть свидетельство о согласовании конструкции ТС относительно обеспечения безопасности дорожного движения («свидетельство ГБО»), штрафа по ч. 1 ст 121 КУоАП можно не бояться.
Но одним штрафом вы можете и не отделаться. Статья 2652 КУоАП дает право работнику ГАИ временно задержать ТС путем блокировки или доставить его для хранения на спецплощадку/стоянку. Запись о временном задержании ТС делается в протоколе об административном нарушении. Мера в виде временного задержания ТС применяется на срок до решения дела об административном правонарушении, но не больше 3 дней с момента задержания авто.
Внимание! Пострадать может не только водитель авто, но и должностные лица предприятия, ответственные за техническое состояние, оборудование, эксплуатацию ТС, а также ФЛП. В случае выпуска на линию ТС, переоборудованных без соответствующего согласования, не зарегистрированных в установленном порядке, на них налагается админштраф в размере от 680 до 850 грн. (при повторном в течение года нарушении — от 850 до 1360 грн.) (ст. 128 КУоАП).
Дабы избежать неприятностей, лучше доверять установку ГБО опытным специалистам и в течение 10 дней после переоборудования авто менять техпаспорт. Ну а дальше дело за малым — отра- зить операцию в учете.
Учитываем затраты на установку ГБО
Бухгалтерский учет. Для бухучета важную роль играет классификация расходов:
• то ли это улучшение объекта, приводящее к увеличению будущих экономических выгод от его использования, — тогда понесенные расходы увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств;
• то ли это поддержание объекта в рабочем состоянии и получение изначально определенной суммы экономических выгод — тогда увеличиваем расходы отчетного периода (пп. 14, 15 П(С)БУ 7).
Безусловно, у владельца автомобиля с ГБО затраты на горючее меньше, чем у владельца бензинового аналога. Поэтому увеличение экономических выгод от использования автомобиля с ГБО налицо. Да и рыночная стоимость такого автомобиля выше, чем стоимость обычного автотранспорта.
Следовательно, в бухучете расходы на установку ГБО и перерегистрацию автомобиля в ГАИ относятся на увеличение первоначальной стоимости авто, т. е. капитализируются (п. 14 П(С)БУ 7). Хотя ничто не мешает предприятию отражать в бухучете эти расходы по налоговым правилам. О них далее.
Налоговый учет. Здесь неважно, приводят понесенные расходы к увеличению будущих экономических выгод от использования авто или нет. В любом случае мы опираемся на п.п. 146.11 и 146.12 НКУ.
Расходы на установку ГБО и перерегистрацию авто | |
в пределах 10 % лимита | сверх 10 % лимита |
Расходы, которые вписываются в 10 % ремонтный лимит, включаем в состав налоговых расходов. В зависимости от назначения автомобиля такие расходы могут быть отражены в составе общепроизводственных расходов (стр. 05.1 декларации по налогу на прибыль), административных расходов (стр. 06.1 декларации) или расходов на сбыт (стр. 06.2 декларации). При этом расходы, которые включаются в состав себестоимости произведенных и реализованных товаров (работ, услуг), признаются расходами того отчетного периода, в котором признан доход от продажи товаров (работ, услуг). Расходы, которые невозможно прямо связать с доходом определенного периода, отражаются в составе налоговых расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены (аналогичное разъяснение размещено в подкатегории 102.09.01 ЗІР Миндоходов) | Расходы в сумме превышения 10 % лимита относим на увеличение первоначальной стоимости автомобиля |
Сумму входного НДС, уплаченного в связи с установкой ГБО, предприятие включает в налоговый кредит при условии использования автомобиля в налогооблагаемых операциях в хоздеятельности. Наличие налоговой накладной, как всегда, обязательно.
А теперь подытожим все вышесказанное примером.
Пример. Предприятие — плательщик НДС установило ГБО на автомобиль административного назначения. Работы проводили на СТО. Их стоимость составила 5400 грн. (в том числе НДС — 900 грн.). Перерегистрация автомобиля в ГАИ обошлась в 700 грн. Предположим, что в налоговом учете из 10 % ремонтного лимита остались неиспользованными еще 3000 грн.
Учет установки ГБО
Содержание хозоперации | Документ для отражения хозоперации | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | Доходы | Расходы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Руководитель предприятия издает приказ об оснащении автомобиля ГБО и о выводе его из эксплуатации | ||||||
2. Передаем автомобиль на СТО по Акту приема-передачи (внутреннего перемещения основных средств) (типовая форма № ОС-1) | ||||||
3. Перечислена оплата за установку ГБО | Платежное поручение | 371 | 311 | 5400 | — | — |
4. Отражен налоговый кредит по НДС | Налоговая накладная | 641 | 644 | 900 | — | — |
5. Установлено ГБО на автомобиль | Акт выполненных работ и Акт приемки-передачи переоборудованного ТС | 152 | 685 | 4500 | — | 3000 (стр. 06.1 декларации) |
6. Отражены расчеты по налоговому кредиту по НДС | 644 | 685 | 900 | — | — | |
7. Отражены расходы на перерегистрацию автомобиля в ГАИ | Платежные поручения | 377 | 311 | 700 | — | — |
152 | 377 | 700 | — | — | ||
8. Расходы на установку ГБО отнесены на увеличение первоначальной стоимости авто | Приказ руководителя о вводе автомобиля в эксплуатацию | 105 | 152 | 5200 | — | —* |
* В налоговом учете расходы на установку ГБО и перерегистрацию автомобиля в ГАИ в сумме 2200 грн. (5200 - 3000) увеличивают первоначальную стоимость авто и подлежат дальнейшей амортизации. |
ГБО на авто ФЛП: есть ли расходы?
Предприниматель-общесистемщик установил ГБО на автомобиль, который он использует в своей предпринимательской деятельности. Можно ли включить стоимость установки ГБО в расходы?
Налоговики, скорее всего, будут против. Объясним, почему.
Для налогового учета таких расходов необходимо рассчитать 10 % ремонтный лимит от стоимости всех групп основных средств (подлежащих амортизации) на начало отчетного года. Расходы в пределах этого лимита теоретически можно относить на расходы, а сумма превышения должна идти на увеличение стоимости основных средств.
Загвоздка в том, что предприниматели не ведут учет балансовой стоимости основных средств (не ведут бухучет). Поэтому данных о стоимости основных средств у них, по сути, нет. Это обстоятельство, по мнению налоговиков, лишает предпринимателей права на амортизацию (см. разъяснение в категории 104.05 ЗІР Миндоходов). Учитывая этот факт, с отражением расходов на ремонт, которые рассчитываются исходя из балансовой стоимости, тоже могут быть проблемы. Не говоря уже о «сверхлимитных» расходах, которые увеличивают стоимость авто, — их налоговики точно не разрешат амортизировать.
Выводы
-
Разрешение на установку ГБО в ГАИ получать не нужно.
-
В течение 10 дней после установки ГБО автомобиль необходимо перерегистрировать и получить новый техпаспорт.
-
В бухучете расходы на установку ГБО относят на увеличение первоначальной стоимости авто.
-
В налоговом учете стоимость установки ГБО в рамках 10 % ремонтного лимита включают в налоговые расходы, а сверх этого лимита относят на увеличение первоначальной стоимости авто.
-
Налоговики, скорее всего, будут возражать против отражения расходов на установку ГБО предпринимателями-общесистемщиками.
Документы и сокращения статьи
Закон о дорожном движении — Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.
Порядок № 1388 — Порядок государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденный постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388.
Порядок № 607 — Порядок переоборудования транспортных средств, утвержденный постановлением КМУ от 21.07.10 г. № 607.
Правила дорожного движения — Правила дорожного движения, утвержденные постановлением КМУ от 10.10.01 г. № 1306.
ГБО — газобаллонное оборудование.
ТС — транспортное средство.