Темы статей
Выбрать темы

Забота о мобилизованных «задним числом»: что делать с уволенным ранее работником и не только

Редакция БН
Статья

Забота о мобилизованных «задним числом»: что делать с уволенным ранее работником и не только

То, что сейчас происходит, нельзя было представить даже в страшном сне. Поэтому сложно в чем-то винить законодателей, которые явно запаздывают со своими решениями.

Чтобы «вернуть время вспять», депутаты вводят новые нормы «задним числом». Так, вступил в силу Закон № 1275, который именно таким способом восстановил справедливость в отношении лиц, мобилизованных и, соответственно, уволенных с 18 по 31 марта. Также он ввел ряд других новшеств.

Что в связи с этим должны сделать работодатели таких лиц? Пока здесь больше вопросов, чем ответов. Но разбираться все равно придется. Поэтому приступим.

Виктория ЗМИЕНКО, эксперт по вопросам оплаты труда

 

Что поменялось для мобилизованных работников

Обновленные гарантии для мобилизованных. Закон № 1275 для мобилизованных работников внес несколько изменений (вкратце о них вы могли узнать из «БН», 2014, № 24, с. 4).

МОМЕНТ 1. Рабочее место, должность сохраняются, а также полагается компенсация среднего заработка всем призванным по призыву во время мобилизации, на особый период. Причем это касается не только тех, кого призвали с 1 апреля 2014 года (Закон № 1169 // «БН», 2014, № 14, с. 28), но и призванных с первого дня мобилизации, т. е. с 18 по 31 марта.

Каковы должны быть действия работодателя, т. е. что делать с работником, законно уволенным в период с 18 по 31 марта? Как вернуть его на прежнюю должность? Что делать с тем работником, которого приняли на место уволенного мобилизованного? Как быть, если должность мобилизованного работника уже сократили? На эти вопросы мы ответим дальше.

МОМЕНТ 2. Предусмотрена компенсация среднего заработка за время мобилизации из бюджета. Причем «задним числом». И все благодаря обновленной ч. 3 ст. 119 КЗоТ. На рис. 1 сравним последние две редакции ч. 3 ст. 119 КЗоТ.

 

img 1

Рис. 1. Часть 3 ст. 119 КЗоТ до и после изменений, внесенных Законом № 1275

 

Как видим, помимо сохранения гарантий по месту работы мобилизованным работникам, есть приятная новость и для работодателя — средний заработок за период мобилизации работнику компенсируется из госбюджета. До изменений среднюю зарплату работодатель должен был платить за счет своих средств.

Порядок такой компенсации еще должен определить Кабмин. Будем надеяться, что это случится в скором времени. А что делать до этого момента, читайте в разделе «Средняя зарплата: как сохранить за мобилизованным» на с. 43.

МОМЕНТ 3. Средний заработок (компенсация среднего заработка) не облагается ни НДФЛ, ни ЕСВ. Нормы об освобождении от их начисления заложены:

• для НДФЛ — в п.п. «и» п.п. 165.1.1 НКУ («В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включаются следующие доходы: <…> в том числе (но не исключительно): <…> компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период»);

• для ЕСВ — в ч. 7 ст. 7 Закона о ЕСВНе начисляется единый взнос на выплаты, компенсируемые из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период»).

Внимание! Данное освобождение не касается уплаты НДФЛ и ЕСВ из сумм выплат за период военных сборов. С такого среднего заработка вы, как и ранее, начисляете и уплачиваете ЕСВ и НДФЛ (подробнее — в «БН», 2014, № 18-19, с. 42).

С какой даты не нужно облагать средний заработок для мобилизованных?

Анализируя п. 5 разд. ІІ Закона № 1275, можно определить как минимум две даты:

1) с даты начала мобилизации, предусмотренной Указом № 303,
т. е. с 18.03.2014 г.;

2) с даты вступления в силу Закона № 1275, т. е. с 08.06.2014 г.

В связи с тем, что мобилизационное восстановление на работе запущено с 18 марта, большинство специалистов склоняются к мысли, что и нормы о неуплате НДФЛ и ЕСВ с такой суммы должны заработать именно с этой даты. Такая позиция не лишена логики, ведь компенсация средней зарплаты вводится с 18 марта «зад­ним числом». Поэтому логично, что и НДФЛ, и ЕСВ с таких сумм не надо платить с этого же времени.

Будем надеяться, что в ближайшее время мы получим разъяснения от официальных органов на этот счет.

Важно. Несколько забегая вперед, отметим, что если пройдет первый вариант (не облагать с 18.03.2014 г.), необходимо будет корректировать ранее начисленные НДФЛ и ЕСВ из сумм начисленного и выплаченного мобилизованным работникам среднего заработка (тем, кого мобилизовали с 1 апреля). Излишне удержанные суммы НДФЛ и ЕСВ вернуть работникам. Более того, нужно будет откорректировать данные поданной работодателями формы № Д4 за апрель и май 2014 года в отношении начисленной мобилизованным с 1 апреля работникам средней зарплаты (в отчетах эти суммы показаны как зарплата с уплаченным с него ЕСВ // «БН», 2014, № 24, с. 10, № 18-19, с. 42). А как правильно это сделать — вопрос к Миндоходов и ПФУ, на который ответа пока нет (корректировать придется не только таблицу 1, но и таблицы 5 и 6).

Также по уволенным мобилизованным работникам до 1 апреля необходимо уточнить информацию об увольнении, которую вы указали в форме № 1ДФ за I квартал 2014 года (в графе 7).

Далее рассмотрим порядок восстановления работника, уволенного до 1 апреля 2014 года.

 

Как восстановить мобилизованного, уволенного до 1 апреля

Увольнение до 1 апреля и восстановление после 8 июня — законные действия. Для того, чтобы выполнить норму п. 2 разд. ІІ Закона № 1275 и практически применить обновленную «задним числом» (с 18 марта) ч. 3 ст. 119 КЗоТ, вам как работодателю нужно признать уволенных по мобилизации работников с 18 по 31 марта 2014 года* не уволенными. Как это сделать?

* Некоторые работодатели, зная на тот момент о грядущих изменениях с 1 апреля, за дни марта по желанию мобилизованного работника могли предоставлять неоплачиваемый отпуск или любой оплачиваемый отпуск, который мог взять работник. И тем самым избегали увольнения до 1 апреля. А с 1 апреля, руководствуясь Законом № 1169 и документами, полученными от работника о его призыве, издавали приказ об освобождении от работы на время мобилизации с сохранением места работы и среднего заработка.

Официальных разъяснений на этот счет пока нет. Как и когда нормативно-правовые акты будут приведены в соответствие с нормами Закона № 1275, тоже не ясно. Поэтому в такой ситуации можно пойти двумя путями.

Путь 1. Затаиться и ждать, пока правительство и другие компетентные органы не приведут свои подзаконные акты в соответствие с нормами Закона № 1275. Такой подход уместно применять тем, кто руководствуется поговоркой: «Поспешишь — людей насмешишь». Во всяком случае, до принятия правительственных изменений и до тех пор, пока ваши работники не демобилизованы, можно с этим вопросом повременить. А чтобы не слыть нарушителем, советуем обозначить свои намерения по выполнению новшеств Закона № 1275 изданием приказа об отмене увольнения мобилизованных работников (для этого выполните шаги 1 и 2 для второго пути).

Путь 2. Отменить увольнение работника по процедуре восстановления работника в прежней должности. Внимание! О таком подходе уже говорит Госинспекция Украины по вопросам труда (http://dpu.gov.ua/Lists/news/DispFormTrue.aspx?ID=469).

Что же для этого нужно сделать? Представьте, что вы восстанавливаете незаконно уволенных работников.

Шаг 1. Проведите «инвентаризацию» уволенных работников на основании п. 3 ст. 36 КЗоТ в период с 18 по 31 марта. Заодно проверьте, не уволили ли вы случайно работников после 1 апреля. Вернуть на прежнюю работу нужно всех!

Шаг 2. Издайте приказ о признании не уволенными работников, которые были мобилизованы в период с 18 по 31 марта.

В нем укажите о:

• признании недействительными ранее изданного приказа на увольнение;

• восстановлении на прежней работе, в прежней должности уволенного по мобилизации работника;

• признании недействительными записи, внесенной в трудовую книжку об увольнении на основании п. 3 ст. 36 КЗоТ — это послужит основанием для внесения отменяющей увольнение записи в трудовую книжку (см. рис. 3 на с. 42);

• сохранении за этим работником, призванным на военную службу по призыву по мобилизации, на особый период, но не более одного года, места работы, должности и права на получение компенсации из бюджета среднего заработка.

Можно издать два приказа: один — о восстановлении на работе, а второй — о сохранении гарантий в период мобилизации.

Внимание! Не забудьте порадовать своего ранее уволенного работника известием о его неувольнении — восстановлении на прежней работе/в прежней должности. Этой нормы в законе нет. Но поскольку вы опять восстановили у себя работника, он должен знать, что в случае демобилизации ему нужно явиться на работу. Иначе будет прогул (за который он может быть уволен по статье за прогул)!

Так что настоятельно советуем направить копию приказа (распоряжения) восстановленному работнику. К приказу можете приложить уведомление, составленное в произвольной форме, изложив причины для издания приказа (распоряжения) о восстановлении в должности.

На этом этапе вам нужно выяснить, не демобилизован ли работник. Если так, то он должен выйти на работу!

Вопрос: а как быть, если, демобилизовавшись, работник уже трудоустроился у другого работодателя? Вероятнее всего, такого работника можно не восстанавливать в прежней должности, если он того не хочет. Но свои намерения и отказ работника советуем зафиксировать письменно!

Важный момент: вы восстанавливаете (отменяете увольнение) работника на той должности, которую он занимал на момент мобилизации.

А что делать, если после мобилизации и увольнения вы сократили должность такого уволенного работника? В этой ситуации, на наш взгляд, также необходимо восстановить работника. А после демобилизации работника вы можете вернуться к сокращению этой должности, соблюдая все установленные требования к порядку увольнения по п. 1 ст. 40 КЗоТ*.

* Подробнее об этом читайте в статье «Страничка кадровика. Ликбез по увольнению по п. 1 ст. 40 КЗоТ (сокращение штатов, ликвидация)» // «БН», 2013, № 37, с. 27.

На рис. 2 (с. 42) приведем пример составления «восстанавливающего» приказа.

 

img 2 

Рис. 2. Пример приказа об отмене увольнения мобилизованного работника

 

Шаг 3. Внесите запись в трудовую книжку ранее уволенных работников.

Важно. В большинстве случаев сделать это возможно будет только после демобилизации работника.

Как в таком случае внести запись в трудовую книжку, Инструкция № 58 прямо не говорит. На наш взгляд, в этом случае можно использовать п. 2.10 (как в случае с признанием недействительной записи об увольнении).

Пример заполнения трудовой книжки для данного случая приведен на рис. 3.

 

№ запису

Дата

Відомості про прийняття на роботу,
переведення на іншу роботу і звільнення
(із зазначенням причини і посиланням на статтю, пункт закону)

На підставі чого внесено запис (документ, його дата і номер)

число

місяць

рік

1

2

3

4

 

 

 

 

ТОВ «Добрий день»

 

8

15

02

2012

Прийнято на посаду верстатника

Наказ від 15.02.12 р. № 16

9

19

03

2014

Звільнено у зв’язку з призовом на військову службу, п. 3 ст. 36 КЗпП України

Наказ від 19.03.14 р. № 68

 

 

 

 

М. П. Директор ТОВ «Добрий день» /підпис директора/ Ковтун Б. С.

 

10

10

06

2014

Запис за № 9 є недійсним, поновлений на попередній роботі

Наказ від 10.06.14 р. № 108

Рис. 3. Пример заполнения трудовой книжки для восстановленного работника,
уволенного в связи с призывом по мобилизации 19.03.14 г.

 

Шаг 4. Теперь дело за выполнением нормы о праве на компенсацию средней зарплаты. А это будет зависеть от того, как Кабмин во исполнение ч. 3 ст. 119 КЗоТ определит порядок осуществления такой компенсации (см. раздел «Средняя зарплата: как сохранить за мобилизованным» на с. 43).

Важно! Если при увольнении вы начислили и выплатили компенсацию за неиспользованный отпуск, то можете поступить так:

Вариант 1 — сторнировать начисление компенсации, а переплату зачесть в счет погашения текущих (будущих) начислений работнику. В этом случае отпускной стаж работника не обнуляется и после демобилизации работник имеет право на отпуск, в том числе за неиспользованные до мобилизации дни. Примечательно, но период мобилизации включается в стаж для ежегодного основного отпуска (ч. 1 ст. 9 Закона об отпусках). То есть период мобилизации дает право заработать дни отпуска (солдат служит, а дни отпуска зарабатываются).

Вариант 2 — ничего сторнировать не надо. Выплаченная компенсация обнуляет право на отпуск по день увольнения по мобилизации. А с момента восстановления (со дня мобилизации) считаете новый стаж для отпуска.

В какой срок нужно провести процедуру восстановления? Закон № 1275 об этом умалчивает. Кабмину и подведомственным ему министерствам поручено в трехмесячный срок привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим Законом (п. 5 разд. ІІ Закона № 1275). Надеемся, что, корректируя свою нормативку, Кабмин расскажет, как практически реализовать обратное действие ч. 3 ст. 119 КЗоТ и ч. 2 ст. 39 Закона № 2232.

С какой даты нужно восстановить работника на работе? Независимо от даты, когда вы фактически отмените увольнение (июнь — июль) на работе (в должности), вы восстанавливаете с даты его увольнения согласно п. 3 ст. 36 КЗоТ (см. приказ на рис. 2, с. 42).

Если на место уволенного по мобилизации приняли нового сотрудника… В данном случае вам необходимо уволить принятого работника. Основанием для увольнения является п. 6 ст. 40 КЗоТ (восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу). Такое увольнение считается увольнением по решению работодателя.

 

Средняя зарплата: как сохранить за мобилизованным

Механизм выплаты компенсации средней зарплаты. Новый ориентир теперь — обновленная ч. 3 ст. 119 КЗоТ (см. выше). Но в ней, к сожалению, не прописан четкий механизм сохранения средней зарплаты. Как быть работодателю? Ясность в данный вопрос должен внести Кабмин, который обязан разработать механизм компенсации.

Если будет механизм таким же, как и для военных сборов, то вам нужно будет доначислить и выплатить работнику средний заработок за весь период мобилизации, в том числе «задним числом». А затем уже ждать суммы компенсации из госбюджета.

Возможно также, что работодатель будет вначале рассчитывать сумму среднего заработка к выплате. И только получив средства из бюджета, будет выплачивать их работнику. Эти два варианта предполагают, что предприятие действует как транзитное звено в выплате среднего заработка.

А может быть так, что работодатель будет только подавать списки с рассчитанными суммами, а деньги из бюджета будут направляться работнику напрямую, минуя работодателя (работодатель только рассчитывает сумму к выплате).

Возможны и другие варианты. На фоне такой неопределенности логичное решение: не торопиться с начислением и выплатой среднего заработка. Подождать хоть каких-либо официальных разъяснений, а еще лучше — подзаконных актов. Первым делом верните работнику его место работы (см. выше).

Заметим. Первые комментарии Госинспекции Украины по вопросам труда можно понять таким образом, что работодатель вначале должен сам начислить (без начисления НДФЛ и ЕСВ) и выплатить в сроки для выплаты зарплаты средний заработок работнику (http://dpu.gov.ua/Lists/news/DispFormTrue.aspx?ID=469). Правда, речь идет лишь о мобилизованных работниках, уволенных до 01.04.14 г. Опять же, данные комментарии не имеют автора, даже не оформлены как письмо. Поэтому не факт, что нужно следовать именно этим разъяснениям.

Но не будет ли такая позиция нарушением законодательства, в частности ч. 3 ст. 119 КЗоТ? На наш взгляд, нет. Здесь можно апеллировать к тому, что именно Кабмин должен разработать механизм выплаты компенсации из бюджета среднего заработка. И пока такого порядка нет, нет и правил, по которым выполнять обновленную норму ч. 3 ст. 119 КЗоТ.

НДФЛ и форма № 1ДФ. Как мы рассмотрели выше, сумма компенсации среднего заработка не включается в доход работника. С этой суммы не платится НДФЛ.

А надо ли работодателю такую сумму показывать в форме № 1ДФ? Здесь все зависит от механизма выплаты. Если работодатель будет транзитным звеном, то в форме № 1ДФ такую необлагаемую выплату нужно показать с признаком дохода «128».

Если же выплату будет платить госорган, то именно он должен показывать такую сумму в форме № 1ДФ. Работодатель на такого работника не обязан будет заполнять данные в форме № 1ДФ.

ЕСВ и форма № Д4. В форме № Д4 суммы, с которых не платится ЕСВ, вы не показываете. А поскольку от ЕСВ освобождает обновленная ч. 7 ст. 7 Закона о ЕСВ, то и нет необходимости показывать ее в отчете.

В заключение отметим, что Законом № 1275 законодатель хотел сделать лучше для мобилизованных, а головную боль получил работодатель, ибо восстановление работников обрастает комом вопросов, которые требуют разъяснения официальных органов. Многие из них мы сегодня обозначили, будем ожидать разъяснений.

Выводы 

  • Рабочее место, должность сохраняются, компенсация среднего заработка полагается всем призванным по призыву во время мобилизации, на особый период. Благодаря Закону № 1275 это распространяется и на призванных с первого дня мобилизации, т. е. с 18 марта.

  • Чтобы применить норму ч. 3 ст. 119 КЗоТ «задним числом» (с 18 марта), вам как работодателю нужно признать уволенных по мобилизации работников с 18 по 31 марта 2014 года не уволенными. Не забудьте порадовать своего ранее уволенного работника известием о его неувольнении.

  • Средний заработок для мобилизованного компенсируется из госбюджета. Такая компенсация не облагается ни НДФЛ, ни ЕСВ. Порядок компенсации разработает Кабмин.

  • Логичный шаг: до появления официальных разъяснений не торопиться с начислением и выплатой среднего заработка (хотя Госинспекция Украины по вопросам труда иного мнения), корректировкой форм № Д4 и № 1ДФ.

Документы статьи

Закон № 1275 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации» от 20.05.14 г. № 1275-VII.

Закон № 2232 — Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII.

Закон № 1169 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения проведения мобилизации» от 27.03.14 г. № 1169-VII.

Указ № 303 — Указ Президента Украины «О частичной мобилизации» от 17.03.14 г. № 303/2014.

Инструкция № 58 — Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная совместным приказом Минюста, Минтруда и Минсоцзащиты от 29.07.93 г. № 58.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше