Темы статей
Выбрать темы

Приостановили деятельность: что нужно делать и чего можно не делать

Редакция БН
Статья

Приостановили деятельность: что нужно делать и чего можно не делать

 

Времена сейчас, скажем прямо, не самые лучшие. Как следствие, многие предприятия вынуждены приостанавливать свою деятельность.

Но и у того, кто «ничего не делает», есть масса нюансов.

О том, какие действия в этом случае необходимо провести, мы расскажем в сегодняшней статье.

Влада КАРПОВА, налоговый эксперт, канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

 

Принимаем решение о приостановлении

Решение о приостановлении деятельности предприятия принимают его собственники. Порядок принятия такого решения должен быть прописан в учредительных документах (ч. 1 ст. 88 ГКУ, ч. 2 ст. 57 ХКУ). Общая процедура зависит от вида предприятия.

Такое решение принимают:

• на частном предприятии — собственник (собственники) путем принятия соответствующего распоряжения;

• в обществе с ограниченной ответственностью (ООО) — общее собрание учредителей (ст. 97, 98, ч. 1 ст. 145 ГКУ);

• в акционерном обществе — общее собрание акционеров (ч. 1 ст. 159 ГКУ, ст. 32, 33 Закона об АО).

Нюанс: принятие решения о приостановлении деятельности в хозобществе может быть принято простым большинством голосов (ч. 2 ст. 98 ГКУ, ч. 3 ст. 42 Закона об АО).

В решении следует определить, на какой период предприятие приостанавливает свою деятельность и какие действия в связи с этим проводятся. Основные вопросы, которые необходимо решить, касаются следующего.

 

Работники предприятия: работаем или нет?

Поскольку предприятие некоторое время будет простаивать, нужно определиться с дальнейшей «судьбой» работников. В частности, могут быть приняты такие решения*:

1) продолжение трудовых отношений с работниками на условиях:

 оплаты простоя — в этом случае согласно ст. 113 КЗоТ работодатель должен оплачивать работникам время простоя из расчета не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада);

 неполного рабочего времени: предприятие обязано выплачивать работникам заработную плату не ниже минимального размера (ст. 95 КЗоТ, ст. 3 Закона об оплате труда). В общем случае устанавливается 40-часовая рабочая неделя (ч. 1 ст. 50 КЗоТ), однако зарплата начисляется за фактически отработанное время (ст. 56 КЗоТ). При этом «предельной» планки нет и, скажем, собственники могут установить такой режим, при котором работники будут выходить на работу 1 час в месяц и получать соответствующую «часовую» зарплату.

*Подробно с «плюсами» и «минусами» каждого варианта можно ознакомиться в статье «Сокращается деятельность: как уменьшить расходы на зарплату (простой и неполное время)» // «БН», 2013, № 37, с. 16.

Важно! Об установлении режима неполного рабочего времени работников следует предупредить не позже чем за два месяца (ст. 32 КЗоТ). Если работник не согласен работать на таких условиях, его можно уволить (нюансы — в «БН», 2013, № 38, с. 44);

2) прекращение трудовых отношений с работниками. Ближе всего для этой ситуации подходит такое основание, как сокращение численности и штата (п. 1 ст. 40 КЗоТ). Однако в этом случае работодатель обязан уведомить работников о прекращении отношений не позже чем за два месяца (ст. 492 КЗоТ). Кроме того, если речь идет о массовом (!) высвобождении работников, работодатель (за исключением ФЛП) должен известить об этом территориальный орган Государственной службы занятости путем подачи отчетности по форме № 4-ПН «Інформація про заплановане масове вивільнення працівників у зв’язку зі змінами в організації виробництва та праці», утвержденной приказом Минсоцполитики Украины от 31.05.13 г. № 317 («БН», 2013, № 28, с. 35, там же найдете и пример заполнения формы). Критерии «массовости», напомним, примерно таковы (подробно расписывать их сейчас не будем): 10 и более работников в течение месяца, 20 % и более работников в течение 3 месяцев.

На практике в некоторых случаях лица договариваются о том, что работники увольняются по собственному желанию (ст. 38 КЗоТ). Но принудить написать такое заявление работников нельзя, иначе это будет считаться нарушением законодательства о труде. А за такие действия предусмотрена ответственность согласно ч. 1 ст. 41 КоАП в виде наложения административного штрафа на виновных должностных лиц/предпринимателей от 30 до 100 НМДГ (от 510 грн. до 1700 грн.).

Нюанс: предприятие имеет право уволить всех работников, включая директора и главного бухгалтера. При этом подавать отчетность может учредитель предприятия, который не будет находиться с предприятием ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношениях. Такую возможность подтвердили и официальные органы (см. письмо Минсоцполитики Украины от 07.02.12 г. № 113/13/84-12).

Важный момент: отправить всех работников в отпуск за свой счет по причине приостановления деятельности предприятие не может. В такой отпуск работник может уйти только по собственному желанию на период не более 15 календарных дней в году, при этом нужно иметь соответствующее заявление работника (ст. 84 КЗоТ, ст. 26 Закона об отпусках).

 

Основные средства: выводим из эксплуатации

Ввиду того, что некоторое время основные средства не будут использоваться, нужно принять решение о том, будут ли они выводиться из эксплуатации.

Здесь все зависит от конкретных обстоятельств. Если основные средства не будут выведены из эксплуатации, на них будет начисляться амортизация*. Однако следует учесть, что контролеры предубежденно относятся к амортизации простаивающих основных средств**.

* За исключением производственного метода начисления амортизации.

** См. по этому поводу почту недели «Основные средства простаивают: начислять ли амортизацию?» // «БН», 2013, № 38, с. 47.

Поэтому при длительном приостановлении деятельности удобно оформить приказ о выводе основных средств из эксплуатации. В некоторых случаях их можно законсервировать. Процедура проведения консервации изложена в Положении № 1183, обязательное соблюдение которого предусмотрено для предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства и для государственных предприятий. Для остальных лиц этот норматив имеет рекомендательный характер.

Если на предприятии есть зарегистрированные регистраторы расчетных операций (РРО), то такие аппараты необходимо снять с регистрации в органе Миндоходов. В противном случае придется ежедневно (по рабочим дням)отправлять информацию в виде электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены (п. 1.5 разд. І  Порядка № 1057).

Заметим, что субъекты хозяйствования, подающие в органы Миндоходов РРО-информацию по проводным или беспроводным каналам связи, не подают Отчет об использовании РРО и КУРО по форме № 3ВР. Но при этом должны ежедневно (по рабочим дням) распечатывать и хранить фискальные чеки (см. консультацию из категории 109.12 ЗІР Миндоходов).

 

Если остался один учредитель

Если все лица на предприятии уволены, функции исполнительного органа (директора) может выполнять учредитель. Однако такое условие обязательно должно быть прописано в учредительных документах и соответствующее решение следует оформить документально. В частности, в ООО об этом нужно указать в протоколе общего собрания учредителей, на частном предприятии — оформить распоряжение собственника (собственников).

Далее необходимо внести изменения в регистрационную карточку, поскольку именно на основании этих сведений будут изменяться данные о лице во всех госорганах, в частности в Миндоходов (п. 14 ст. 29 Закона № 755).

Так, в регистрационной карточке среди прочего указываются (п. 2 ст. 17 Закона № 755):

• сведения об органах управления юридического лица;

• фамилия, имя, отчество, дата избрания (назначения) и регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков, которые избираются (назначаются) в орган управления юридического лица, уполномоченных представлять юридическое лицо в правоотношениях с третьими лицами, или лиц, имеющих право совершать действия от имени юридического лица без доверенности, в том числе подписывать договоры.

Эти сведения отражаются и в выписке из Единого госреестра (п. 4 ст. 21 Закона № 755).

Согласно п. 1 ст. 19 Закона № 755 в этом случае лицо, уполномоченное действовать от имени юридического лица (исполнительного органа), подает (посылает почтовым отправлением с описью вложения) госрегистратору по местонахождению регистрационного дела юрлица заполненную регистрационную карточку о внесении изменений в сведения о юрлице, которые содержатся в Едином госреестре.

Причем если такие изменения связаны с изменением руководителя или лиц, которые избираются (назначаются) в орган управления юрлица, или лиц, имеющих право совершать действия от имени юрлица без доверенности, в том числе подписывать договоры, уполномоченное лицо дополнительно подает экземпляр оригинала (ксерокопию, нотариально удостоверенную копию) решения уполномоченного органа управления юридического лица об изменении указанных лиц и/или экземпляр оригинала (ксерокопию, нотариально удостоверенную копию) распорядительного документа об их назначении (п. 2 ст. 19 Закона № 755).

А теперь рассмотрим функции, которые выполняет учредитель за директора.

Управление счетом. Согласно п. 18.1 Инструкции № 492 все юрлица для осуществления операций по текущему счету подают карточку с образцами подписей и оттиском печати. В карточке отражают образцы подписей лиц, которым в соответствии с законодательством Украины и учредительными документами юрлица дано право распоряжения счетом и подписания расчетных документов.

Важно! Для того, чтобы учредитель имел возможность распоряжаться текущим счетом, такое право обязательно должно быть прописано в учредительных документах. Иначе банк не разрешит учредителю пользоваться счетом.

Учредитель имеет право первой подписи (как руководитель предприятия), а второй подписи не будет (п. 18.4 Инструкции № 492).

Бухгалтерская отчетность. Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно может выбрать такую форму его организации, как самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия (ч. 4 ст. 8 Закона о бухучете).

Учтите: эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться, и в бюджетных учреждениях.

Заметим, что бухгалтерскую отчетность следует предоставлять в госорганы независимо от того*, ведется деятельность или нет, поскольку никаких исключений для таких случаев не предусмотрено.

* О том, в какие органы нужно предоставлять финотчетность, можно узнать из статьи «Финотчетность за 2013 год: «без сучка, без задоринки» // «БН», 2014, № 3, с. 11.

Налоговая отчетность. Согласно п.п. 48.5.1 НКУ налоговая декларация должна быть подписана руководителем налогоплательщика или уполномоченным лицом, а также лицом, которое отвечает за ведение бухгалтерского учета и предоставление налоговой декларации в контролирующий орган. В случае ведения бухгалтерского учета и предоставления налоговой декларации непосредственно руководителем налогоплательщика такая налоговая декларация подписывается руководителем.

Таким образом, на основании сведений, полученных от госрегистратора, в органе Миндоходов будут определены лица, ответственные за ведение налогового учета. Если в регистрационной карточке в качестве такого лица указан учредитель, он подписывает налоговую отчетность как руководитель налогоплательщика. При этом за главного бухгалтера подпись не проставляется.

В случае подачи отчетности в электронной форме на учредителя может быть оформлена «электронная» подпись. Ведь в соответствии с п. 2 раздела II Инструкции № 233 для предоставления налоговых документов в органы Миндоходов в электронном виде налогоплательщик должен иметь действующие усиленные сертификаты открытых ключей, сформированные аккредитованным центром сертификации ключей для налогоплательщика и уполномоченных должностных лиц налогоплательщика, подписи которых являются обязательными для налоговой отчетности в бумажной форме.

Нюанс: при отсутствии у налогоплательщика должности бухгалтера электронные цифровые подписи (ЭЦП) должностных лиц налогоплательщика накладываются в таком порядке: первой — ЭЦП руководителя (директора), второй — ЭЦП, которая является аналогом оттиска печати налогоплательщика (см. вопрос 4 приложения к письму ГНАУ от 30.07.10 г. № 5187/Н/28-8015, консультацию в категории 135.03 ЗІР Миндоходов).

В завершение разговора приведем информацию о том, какие отчеты нужно подавать в органы Миндоходов при отсутствии деятельности.

Отчеты, предоставляемые предприятием при отсутствии деятельности

Отчет

Необходимость предоставления

1

2

1. Декларация по налогу на прибыль предприятия (приказ Миндоходов Украины от 30.12.13 г. № 872)

Декларация предоставляется независимо от того, есть в ней показатели или нет. Но из формы декларации следует, что приложения подаются только в том случае, когда в них проставлены соответствующие показатели

2. Декларация по НДС (приказ Миндоходов Украины от 13.11.13 г. № 678)

«Общая» декларация 0110 подается плательщиком НДС за отчетный период независимо от того, осуществлял он хоздеятельность в отчетном периоде или нет (п. 13 разд. III Порядка № 678).

Расчет налоговых обязательств, начисленных получателем услуг, не зарегистрированным плательщиком НДС, которые предоставляются нерезидентами, подается при наличии таких операций (п. 13 разд. III Порядка № 678).

Из формы декларации следует, что приложения к ней подаются только при наличии соответствующих показателей, хотя в п. 15 разд. III Порядка № 678 это предусмотрено только в отношении приложений 1, 6, 7, 8

3. Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога (ф. № 1ДФ)

(приказ Миндоходов Украины от 21.01.14 г. № 49, см. с. 19 номера)

В абз. «б» п. 176.2 НКУ указано, что Налоговый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также суммы удержанного с них налога подается лишь в случае начисления сумм доходов плательщику налога налоговым агентом в течение отчетного периода.

То, что форма № 1ДФ не подается в случае отсутствия факта начисления и выплаты дохода физлицам, подтвердили и налоговики в консультации из категории 103.25 ЗІР Миндоходов

4. Отчет по ЕСВ (приказ Миндоходов Украины от 09.09.13 г. № 454 // «БН», 2013, № 42, с. 20)

Если юридические лица не используют труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта), не производят выплат по гражданско-правовым договорам на выполнение работ/услуг, отчет в органы Миндоходов не подается

5. Декларация по спецводосбору (приказ МФУ от 21.12.12 г. № 1403)

Декларацию подают только те субъекты хозяйствования, которые имеют объекты обложения сбором за специальное использование воды.

Если такой объект был, а в период приостановления деятельности его уже нет, то можно не подавать налоговую декларацию по сбору за следующие отчетные периоды при условии уведомления об этом соответствующего органа Миндоходов по месту налоговой регистрации налогоплательщика и подачи заявления об отсутствии у таких субъектов хозяйствования в следующих отчетных периодах объектов исчисления сбора (консультация в категории 121.07 ЗІР Миндоходов).

Разъяснения по поводу уплаты этого сбора в 2014 году найдете в «БН», 2014, № 8, с. 7

6. Декларация по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) (приказ Миндоходов Украины от 30.12.13 г. № 865)

Декларация подается при наличии объектов налогообложения (земли).

Факт приостановления деятельности не отменяет необходимости подавать «земельную» отчетность

7. Декларация по эконалогу
(приказ ГНАУ от 24.12.10 г. № 1010)

Декларация подается при наличии объектов налогообложения, поэтому если до приостановления деятельности таковых не было, орган Миндоходов уведомлять не надо. Однако если объект налогообложения был, а далее его уже не будет, об этом следует уведомить налоговиков и составить заявление произвольной формы об отсутствии в отчетном году объекта исчисления экологического налога (консультация в категории 120.05 ЗІР Миндоходов). В качестве уведомления можно предоставить форму № 20-ОПП (см. письмо ГНАУ от 06.05.11 г. № 8565/6/15-0816).

Разъяснения по поводу уплаты эконалога в 2014 году найдете в «БН», 2014, № 8, с. 9

8. Декларация по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (приказ Миндоходов Украины от 05.12.13 г. № 766)

Декларация подается при наличии объектов налогообложения.

Факт приостановления деятельности не отменяет необходимости подавать «недвижимую» отчетность.

Как ее заполнить — найдете в «БН», 2014, № 5, с. 12, 15

9. Декларация плательщика единого налога (приказ МФУ от 21.12.11 г. № 1688)

Декларация предоставляется независимо от того, есть в ней показатели или нет

10. Уведомление об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (ф. № 20-ОПП) (приказ МФУ от 09.12.11 г. № 1588)

Эту форму необходимо подать в случае изменения сведений об объекте налогообложения, в частности при изменении состояния объекта налогообложения (п. 8.5 разд. VIII Порядка № 1588).

При этом из самой формы № 20-ОПП следует, что к изменению состояния объекта налогообложения относится и временная его неэксплуатация

11. Отчет о суммах налоговых льгот (постановление КМУ от 27.12.10 г. № 1233)

Подается субъектом хозяйствования, который не платит налоги и сборы в связи с получением налоговых льгот (п. 2 Порядка № 1233). То есть предоставляется только в том случае, если юрлицо фактически пользуется определенной льготой

 

Выводы

  • Решение о приостановлении деятельности предприятия принимают его собственники и оформляют это документально.

  • Применительно к работникам может быть принято решение о продолжении трудовых отношений на условиях оплаты простоя или в режиме неполного рабочего времени.

  • Трудовые отношения могут быть также прекращены на основании сокращения численности и штата, о чем следует уведомить лиц не позднее чем за два месяца. Также в случае «массового» увольнения нужно подавать ф. № 4-ПН.

  • В отношении необоротных активов следует принять решение о выводе их из эксплуатации или о консервации.

  • На предприятии могут быть уволены все работники, включая директора и главного бухгалтера. При этом подавать отчетность и управлять текущим счетом может учредитель предприятия, который не будет находиться с предприятием ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношениях.

Документы статьи

Закон об оплате труда — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон об АО — Закон Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.08 г. № 514-VI.

Инструкция № 492 — Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.03 г. № 492.

Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.03 г. № 755-IV.

Порядок № 1057 — Порядок передачи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков регистраторов расчетных операций по проводным или беспроводным каналам связи в органы Государственной налоговой службы, утвержденный приказом МФУ от 08.10.12 г. № 1057.

Положение № 1183 — Положение о порядке консервации основных производственных фондов предприятий, утвержденное постановлением КМУ от 28.10.97 г. № 1183.

Инструкция № 233 — Инструкция по подготовке и предоставлению налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденная приказом ГНАУ от 10.04.08 г. № 233.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше