Темы статей
Выбрать темы

«Проверку заказывали?»: как подготовиться к электронной проверке

Редакция БН
Статья

«Проверку заказывали?»: как подготовиться к электронной проверке

С 2014 года вступили в действие нормы, позволяющие проводить электронные проверки. Появились и документы, разъясняющие такую процедуру («БН», 2014, № 10, с. 5). О том, к чему следует быть готовым лицам, «заказывающим» электронную проверку, вы узнаете из этой статьи.

Влада КАРПОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя», канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

 

Для кого предназначены электронные проверки

Для начала определимся с понятиями. Документальной невыездной внеплановой электронной проверкой (далее — электронная проверка) считается проверка, которая проводится на основании заявления, поданного налогоплательщиком с незначительной степенью риска, определенной в соответствии с п. 77.2 НКУ, в контролирующий орган, в котором он находится на налоговом учете (п.п. 75.1.2 НКУ).

В п. 77.2 НКУ говорится, что периодичность проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков определяется в зависимости от степени риска их деятельности, которая может быть высокой, средней и незначительной. На данный момент критерии отбора налогоплательщиков для проведения проверки в зависимости от степени риска приведены в Методрекомендациях № 553.

Однако эти критерии не совсем «подходят» для электронных проверок, поскольку они направлены на отбор налогоплательщиков именно для включения в План-график проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования. Между тем иных документов по этому поводу нет. Поэтому остается:

• либо ориентироваться на критерии из Методрекомендаций № 553. Идем по «остаточному» принципу. Мы не должны иметь критерии высокой и средней степени риска;

либо узнать в налоговом органе по месту своего учета, к какой категории плательщиков (применительно к рискам) вас причислили.

Следует учесть! В 2014 году на электронные проверки могут претендовать только плательщики единого налога с незначительной степенью риска. Следующими в «бой пойдут» субъекты хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса — с 01.01.15 г. (подробнее — в «БН», 2014, № 10, с. 6).

 

В чем преимущество электронной проверки?

По ее результатам налоговый орган не начисляет какие-либо штрафные санкции. Исправление допущенных ошибок проводится фактически по той же процедуре, что и при самостоятельном их выявлении.

На основании изложенных в справке данных налогоплательщик может подать уточняющий расчет в течение 20 рабочих дней после даты составления справки о проведении электронной проверки (п. 50.3 НКУ). Соответственно, налогоплательщик в данном случае только уплачивает 3 % (5 %) от суммы заниженного обязательства и пеню (п. 50.1 НКУ).

Однако если уточняющий расчет не будет предоставлен в указанные сроки, контролирующий орган имеет право на проведение внеплановой проверки налогоплательщика за соответствующий период (п. 50.3 НКУ). И тогда за выявленные нарушения штрафные санкции будут применяться в обычном порядке.

Важно! Таким образом, инициирование электронных проверок оправдано в ситуации, когда налогоплательщик ожидает, что в ближайшем будущем у него будет проведена проверка. Например, когда его длительное время не проверяли, или же он собирается ликвидироваться.

 

Процедура проведения электронной проверки

Электронные проверки проводятся исключительно по самостоятельному решению налогоплательщика. Для этого субъект хозяйствования подает за 10 календарных дней до ожидаемого начала проведения электронной проверки заявление. Форма заявления приведена в Порядке № 143 // «БН», 2013, № 32, с. 14 .

Заявление и документы нужно подать в налоговый орган по месту учета (п. 2.3 разд. ІІ Порядка № 143):

• письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения;

• лично в налоговый орган;

• в электронном виде (подписанные ЭЦП).

В Заявлении в обязательном порядке указывается следующая информация (п. 2.2 разд. ІІ Порядка № 143):

1) налоговые периоды хозяйственной деятельности, которые подлежат электронной проверке. При этом электронная проверка может быть проведена за определенные налогоплательщиком налоговые периоды, за которые не проводились документальные плановые или внеплановые проверки (по соответствующим вопросам, которые налогоплательщик намеревается проверить), в случае предоставления в налоговый орган соответствующих деклараций (расчетов). Такой налоговый период не может составлять меньше одного базового налогового (отчетного) периода по соответствующему налогу (сбору);

2) система налогообложения субъекта хозяйствования;

3) перечень налогов, которые будут проверены во время проведения электронной проверки;

4) о ведении в электронном виде бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией № 291.

Важный момент! Лицам, намеревающимся пройти электронную проверку, необходимо четко соблюдать все нормы Инструкции № 291;

5) о ведении в электронном виде первичных документов, подтверждающих правомерность ведения бухгалтерского учета.

Нюанс: особенности составления таких документов изложены в письме ГНСУ от 26.12.11 г. № 10406/7/18-4017 и приказе МФУ от 07.11.11 г. № 1393 // «БН», 2012, № 7, с. 4. Заметим, что при строгом соблюдении указанных в этих документах правил редкий субъект хозяйствования сможет предоставить для проверки электронные документы. Остается надеяться на то, что контролирующие органы не будут предвзято относиться к таким документам;

6) о предоставлении налогоплательщиком вместе с Заявлением в налоговый орган в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц документов из Порядка № 898 («БН», 2014, № 10, с. 5);

7) о способе предоставления документов для электронной проверки (с помощью канала, которым передается электронная отчетность, или электронного носителя информации).

В течение 10 календарных дней со дня получения Заявления от налогоплательщика руководитель территориального налогового органа принимает решение о проведении/непроведении документальной невыездной внеплановой электронной проверки.

О принятом решении налогоплательщика информируют не позднее следующего рабочего дня с даты его принятия. Основания для отказа налогоплательщику в проведении электронной проверки изложены в п. 3.3 разд. ІІІ Порядка № 143.

Впрочем, даже при получении отказа налогоплательщик может обратиться в налоговый орган повторно с соответствующим заявлением после устранения недостатков (п. 3.6 разд. ІІІ Порядка № 143).

При положительном решении налоговики начинают проверку, срок проведения которой в НКУ отдельно не оговорен. В связи с этим остается ориентироваться на общие сроки проведения внеплановых проверок, которые для субъектов малого предпринимательства составляют 5 рабочих дней (п. 82.2 НКУ). Продлена такая проверка может быть не более чем на 2 рабочих дня.

По результатам электронной проверки контролеры составляют справку в двух экземплярах (п. 86.11 НКУ). Ее подписывают должностные лица контролирующего органа, проводившие проверку, и регистрируют в налоговом органе в течение 3 рабочих дней со дня окончания проверки.

Такую справку вручают лично налогоплательщику или его законным представителям. С ней необходимо ознакомиться и подписать в течение 5 рабочих дней со дня вручения.

В случае несогласия налогоплательщика с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в справке, он обязан подписать такую справку и имеет право подать свои возражения, которые являются неотъемлемой частью такой справки, вместе с подписанным экземпляром справки (п. 86.11 НКУ).

Эти возражения рассматриваются контролирующим органом в течение 5 рабочих дней со дня их получения, после чего налогоплательщику направляется ответ. Налогоплательщик (его уполномоченное лицо и/или представитель) имеет право участвовать в рассмотрении возражений, но о таком намерении он должен указать в предоставленных возражениях.

 

Как вести электронный учет

Основой для проведения электронной проверки выступает Журнал хозяйственных операций (далее — Журнал), приведенный в Порядке № 898. По всей видимости, в этом Журнале следует указывать все операции, проводимые субъектом хозяйствования за отчетный период, а не только те, которые учитываются при исчислении объекта налогообложения по конкретному налогу.

При этом предполагается, что субъект хозяйствования ведет бухгалтерский учет в компьютерной форме, с помощью так называемой АСБО — автоматизированной системы бухгалтерского учета, которая используется налогоплательщиком.

АСБО применяется по усмотрению налогоплательщика, и в качестве нее может использоваться любая компьютерная программа по ведению бухучета, к примеру, 1С, «Инфо-бухгалтер» и т. п. Главное, чтобы такая программа обеспечивала экспорт данных в Журнал, составленный в соответствующем формате. Фрагмент такого журнала приведен на с. 34.

А для этого необходимо каждую хозяйственную операцию сопровождать аналитикой. В частности, для составления Журнала следует оперировать такой информацией:

• порядковый номер записи в АСБО;

• дата фиксирования операции в АСБО;

• дата первичного документа (дата операции);

• номер первичного документа;

• идентификатор вида первичного документа. Для этого налогоплательщик обязан самостоятельно создать справочник видов документов в АСБО. Пример такого справочника приведен в приложении 1 к Журналу;

• счет, на котором отражается операция в бухгалтерском учете по дебету и кредиту. Причем такие корреспонденции должны проводиться в четком соответствии с Инструкцией № 291;

• идентификатор аналитического учета (субконто) операции по дебету и кредиту. Субконто устанавливаются налогоплательщиком самостоятельно и указывается в Справочнике классификатора элементов аналитического учета, пример которого приведен в приложении 2 к Журналу;

• идентификатор операции по дебету и кредиту. Соответствующие коды приведены в примечаниях к Журналу;

• код по ЕГРПОУ/регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или номер и серия паспорта (по дебету и кредиту);

• количество, цена и сумма операции.

Обратите внимание: без этих данных провести электронную проверку не получится. Поэтому всем желающим лучше «не откладывать» и подстроить свои компьютерные программы под новый формат. →

Выводы

  • Электронная проверка проводится по самостоятельному желанию налогоплательщика, для чего подаются соответствующее заявление и документы в электронном виде.

  • В 2014 году электронная проверка может быть проведена только в отношении плательщиков единого налога с незначительной степенью риска.

  • Основное преимущество электронной проверки состоит в том, что по ее результатам налоговый орган не проводит начисление каких-либо штрафных санкций. Исправление допущенных ошибок проводится по той же процедуре, что и при самостоятельном их выявлении, с начислением 3 % (5 %-го) самоштрафа и пени.

  • Для того чтобы иметь возможность провести электронную проверку, нужно вести учет в компьютерной форме и настроить программу таким образом, чтобы она формировала Журнал хозяйственных операций в формате, представленном в Порядке № 898.

Документы статьи

Порядок № 143 — Порядок предоставления плательщиком налогов заявления о проведении документальной невыездной внеплановой электронной проверки и принятия решения территориальным органом Министерства доходов и сборов Украины о проведении такой проверки, утвержденный приказом Миндоходов Украины от 03.06.13 г. № 143.

Порядок № 898 — Порядок представления документов в электронной форме для проведения электронной проверки, утвержденный приказом Миндоходов Украины от 31.12.13 г. № 898.

Инструкция № 291 — Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом МФУ от 30.11.99 г. № 291.

Методрекомендации № 553 — Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНСУ от 27.06.12 г. № 553.

 

 

img 1

Пример заполнения Журнала хозяйственных операций

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше