Строим забор: как отразить расходы?
Предприятие купило целостный имущественный комплекс (базу отдыха). Вокруг него построило забор. Как отразить в налоговом и бухгалтерском учете расходы на такое строительство?
(г. Харьков)
Ситуация довольно интересная. Чтобы ее решить, давайте ответим на один вопрос: построенный забор — это одно целое с базой отдыха или же он является отдельным объектом?
Да, зачастую ограждения и здания учитывают как единый объект. Однако такая ситуация подходит больше для периода строительных работ, когда возводят здание и одновременно благоустраивают территорию. Тогда вполне логично признать забор частью архитектурного объекта и учесть его стоимость в составе построенного сооружения.
Но! Предприятие может признать ограду и отдельным объектом основных средств (далее — ОС). Такую возможность ему дает п. 4 П(С)БУ 7, основываясь на различном сроке полезного использования каждого компонента, входящего в состав единого объекта ОС. Это именно наш случай. Ведь согласитесь, разница между периодом эксплуатации целостного имущественного комплекса (далее — ЦИК) и ограждения может быть довольно существенной. Поэтому целесообразнее вести пообъектный учет.
Бухучет. Затраты, связанные с приобретением и установкой ограждения, собираем на Дт субсчета 152 «Приобретение (изготовление) основных средств», а после окончания всех работ и ввода объекта в эксплуатацию — списываем их в Дт субсчета 103 «Здания и сооружения»*.
Налоговый учет. В налоговом учете созданный забор зачисляем в состав ОС группы 3 «Сооружения».
Напомним, что отдельные объекты ОС, как в налоговом, так и в бухучете, мы отражаем по первоначальной стоимости. В ее состав включаем все виды расходов согласно п. 146.5 НКУ.
Если вы строили забор собственными силами, в его первоначальную стоимость входят все затраты, связанные с изготовлением и вводом в эксплуатацию ограждения, без учета уплаченного НДС (для плательщиков НДС) независимо от источника финансирования (п. 146.6 НКУ).
Обычно заборы планируют использовать больше года. Да и стоит это не дешево. А значит, такие расходы формируют амортстоимость нашего отдельного объекта ОС с целью дальнейшего начисления налоговой амортизации.
Не забудьте! Чтобы отнести сумму амортизации в налоговые расходы, вы должны подтвердить связь такого объекта с хоздеятельностью предприятия.
НДС. Входной НДС, начисленный (уплаченный) в составе расходов на возведение забора, включаем в налоговый кредит на общих основаниях (п. 198.3 НКУ).
Пример. Предприятие приобрело комплектующие для возведения забора вокруг купленной ранее базы отдыха на сумму 42000 грн. (в том числе НДС — 7000 грн.). Для установки ограждения заключен договор со сторонней организацией. Сумма оплаты услуг составила 6000 грн. (в том числе НДС — 1000 грн.).
Отразим указанные операции в налоговом и бухучете (см. таблицу).
Содержание операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | Налоговый учет | ||
дебет | кредит | доходы | расходы | ||
1. Предприятие приобрело комплектующие для забора | 152 | 631 | 35000 | — | — |
2. Отражена сумма налогового кредита по НДС | 641 | 631 | 7000 | — | — |
3. Сторонняя организация возвела ограждение | 152 | 631 | 5000 | — | — |
4. Отражена сумма налогового кредита по НДС | 641 | 631 | 1000 | — | — |
5. Введен объект ОС в эксплуатацию на основании акта по форме ОЗ-1 | 103 | 152 | 40000 | — | — (1) |
6. Оплачена стоимость ограждения | 631 | 311 | 42000 | — | — |
7. Оплачена работа сторонней организации | 631 | 311 | 6000 | — | — |
(1) Расходы на сооружение забора начинают амортизировать, начиная со следующего месяца после ввода его в эксплуатацию. |
Дарья КРАВЧЕНКО
* Учитывая, что забор мы возводим вокруг всего ЦИК, его стоимость однозначно превысит стоимостный критерий 2500 грн., разграничивающий ОС и МНМА.