Темы статей
Выбрать темы

Крым: полуостров, полузаконодательство… Полундра!!!

Редакция БН
Статья

Крым: полуостров, полузаконодательство… Полундра!!!

Полундра (с англ. fallunder — падать вниз) — предостерегающий окрик, употребляющийся на судах, а также пожарными на работе, в значении «берегись, падает сверху!». Именно так сейчас можно охарактеризовать состояние бизнесменов в Крыму и их контрагентов на материке, на головы которых каждый день «падают» все новые и новые новости, слухи, «страшилки», многие из которых, к сожалению, становятся реальностью. Представим свое видение картины, а вернее рисков нынешнего сотрудничества с крымчанами, хотя надо признать, что в этом вопросе «истина где-то там»…

Жанна СЕМЕНЧЕНКО, налоговый эксперт, bn@id.factor.ua

 

Кто главный?

Оставив за рамками данной статьи, скажем так, небухгалтерскую часть вопроса, констатируем, что Россия считает Крым своей территорией (на основании указа, подписанного Президентом РФ 17.03.14 г.*). Крым уже принял свою Конституцию, а также (что более важно для бизнеса) Положение № 2010, регулирующее уплату налогов и сборов в переходный период. Данное положение вступило в силу с даты его принятия — с 11.04.14 г.**

* А затем это было закреплено законом РФ от 21.03.14 г. № 6-ФКЗ.

** Посмотреть данный документ вы можете, перейдя по ссылке: http://minfin.crimea.ua/pravovaya-baza/postanovleniya-gosudarstvennogo-soveta-respubliki-kryim/postanovlenie-gs-respubliki-kryim-ob-utverzhdenii-polozheniya-ob-osobennostyax-primeneniya-zakonodatelstva-o-nalogax-i-sborax-na-territorii-respubliki-kryim-v-perexodnyij-period

Украина также считает Крым своей территорией, о чем свидетельствует принятие Закона об оккупации (вступил в силу с 27.04.14 г.) и Закона № 1210 (вступил в силу с 26.04.14 г., его нормы распространяются на правоотношения, которые возникли с 18.03.14 г.). Украина на расстоянии пытается регулировать крымские вопросы, но ее позиции, надо признать, ослабевают с каждым днем. Фактически регулирование хоздеятельности в Крыму на данный момент подчинено его местной власти — Государственному Совету Республики Крым, хотя Украина не признает этот факт (ч. 3 ст. 9 Закона об оккупации).

Важно! В Законе об оккупации (ст. 13) ничего не сказано об особенностях ведения хоздеятельности на территории Крыма, хотя изначально в законопроекте был установлен запрет на осуществление практически любой хоздеятельности в Крыму и на ее финансирование, что более всего смущало контрагентов с материка. Из окончательного варианта Закона об оккупации эти положения исключены. Сказано, что «хоз»вопросы работы на территории Крыма будут урегулированы отдельным законом. Ждем.

Итог — проблемный статус территории. Отсюда вопросы: Крым для хоздеятельности уже заграница или нет? Можно ли, как и раньше, сотрудничать с крымчанами? Какое законодательство применять? Однозначные ответы на них сейчас никто не может дать. Отметим, что ряд крымчан считает себя гражданами России и ориентируется на идущие уже с той стороны указания. Украинские директивы их волнуют уже постольку-поскольку.

А вот сотрудничающим с ними контрагентам с материка «хоть разорвись»: приходится учитывать и российские реалии Крыма, и требования украинского законодательства. Об этом далее.

 

ВЭД или внутриукраинская деятельность?

Украина признает Крым своей территорией. В связи с этим хозяйственные субъекты, находящиеся на оккупированной территории, являются в договорных отношениях резидентами Украины. То, что госрегистрация крымских субъектов хозяйствования в соответствии с законодательством Украины действительна и на данный момент, следует и из Закона об оккупации и подтверждается консультацией в подкатегории 119.04 ЗІР Миндоходов. В связи с этим оснований для применения к таким правоотношениям норм, регулирующих ВЭД-деятельность, пока нет. К примеру, контрагентам с материка не нужно получать лицензию НБУ для проведения расчетов с крымчанами в гривне; при выплате доходов крымским предприятиям не нужно удерживать налог на репатриацию; расчеты с крымчанами не попадают под таможенный и банковский ВЭД-контроль и т. п. Это с одной стороны.

С другой стороны, таможенного контроля не избежать. Согласно п. 2 Положения № 2010 (не учитывать его нормы мы, к сожалению, не можем) при ввозе товаров на территорию «Республики Крым», за исключением ввоза товаров с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, взимается НДС. Ставка налога установлена до 1 мая 2014 года — 20 %, а после этой даты — 18 %. Есть перечень товаров (п. 5 Положения № 2010), при ввозе которых с 01.05.14 г. НДС взимается по ставке 10 %. Это не касается операций по поставке, не являющихся объектом налогообложения, освобождаемых от налогообложения, а также операций, к которым применяется нулевая ставка НДС.

А вот поставка из Крыма на территорию Украины теперь считается экспортом и облагается НДС по нулевой ставке по правилам НКУ (п. 7 Положения № 2010).

Расчеты с крымчанами, по всей видимости, в ближайшем будущем перейдут на «рублевые рельсы». Изначально предполагалось, что гривня в Крыму будет «ходить» до 01.01.16 г., однако этот срок, похоже, будет значительно сокращен. В связи с этим контрагентам на материке нужно быть предельно осторожными, сотрудничая с предпринимателями с полуострова. Ситуация меняется чуть ли не каждый день, поэтому до статуса ВЭД-контрактов рукой подать. Пока же считаем, что расчеты должны проводиться исключительно в гривне.

Важно. Если крымский контр- агент выдвигает требование об оплате обязательств в российских рублях или другой иностранной валюте, помните, что для этого нужно получить индивидуальную лицензию НБУ (п.п. «г» п. 4 ст. 5 Декрета № 15-93). Использование иностранной валюты на территории Украины (а Крым ею признается) как средство платежа или залога попадает под лицензирование.

 

НДС под угрозой?!

Здесь хотим обратить внимание плательщиков НДС на возможные проблемы с признанием налогового кредита по налоговым накладным, полученным от крымских поставщиков. Опять же без оглядки на директивы «руководства» «Республики Крым» (читай России) не обойтись. Им было принято решение, что до 01.01.15 г. субъекты хозяйствования будут работать по правилам украинского законодательства, но на российский лад: порядок и сроки по-украински, а платежи — по-русски. Так, уже начиная с отчетности за март крымчане должны рассчитывать обязательства перед бюджетом по налогам и сборам в российских рублях (п. 18 Положения № 2010). В этой же валюте и должны платиться налоги. Благо, за нарушение сроков уплаты обязательств за март и апрель санкции на них не будут налагаться. Соответствующий мораторий установлен решением Президиума Государственного Совета Республики Крым «Об отмене штрафных и финансовых санкций» № 1769-6/14 от 21.03.14 г.

Это справедливо в отношении всех налогов и сборов, в том числе ЕСВ, кроме…, конечно, НДС. Для этого налога прописаны свои переходные правила. Грубо говоря, с 1 марта 2014 года крымчане - плательщики НДС начинают жизнь с чистого листа. Если по состоянию на эту дату у них есть сумма к возмещению из бюджета, то Россия ее «прощает» (т. е. не будет ничего возмещать). И, наоборот, сумма налогового долга по НДС (в том числе рассроченного или отсроченного в соответствии с НКУ) по налоговым периодам до 1 марта не признается задолженностью перед бюджетом.

Внимание! Суммы входящего НДС, начиная с 1 марта 2014 года, крымским плательщикам запрещено включать в налоговый кредит (п. 15 Положения № 2010). Эти суммы теперь увеличат налоговые расходы плательщиков налога на прибыль* (о единоналожниках — плательщиках НДС ничего не сказано). А с 18 марта 2014 года выданные налоговые накладные не регистрируются ими в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН).

* В случае возникновения права на налоговый кредит до 01.05.14 г. такие суммы учитываются в расходах с повышающим коэффициентом 2, а с 01.05.14 г. по 31.12.14 г. – с повышающим коэффициентом 1,5.

Все это говорит о том, что сверить НДС с крымскими контрагентами, начиная с марта 2014 года, Миндоходов не сможет. А расхождения, как известно, чреваты неприятными последствиями. Что делать в такой ситуации?

Наша позиция. Считаем, что по полученным от крымчан налоговым накладным, которые не подлежат госрегистрации, проблем с признанием налогового кредита не должно быть. Наличие должным образом оформленной налоговой накладной, «первички», а также проверка контрагента в Единой базе плательщиков НДС, размещенной на сайте Миндоходов, должны снять все подозрения у проверяющих. Правда, не исключено, что вам нужно будет предоставить объяснения на возникший у миндоходовцев вопрос по расхождению.

А вот что касается налоговых накладных, которые подлежат регистрации в ЕРНН и не были по вышеуказанным причинам там зарегистрированы, тут без подачи жалобы на контрагента по форме приложения 8 к Декларации по НДС не обойтись.

Помните. Подать жалобу можно в течение 60 календарных дней, следующих за предельным сроком представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, в котором не предоставлена налоговая накладная или нарушен порядок ее заполнения и/или порядок регистрации в ЕРНН. Такое правило действует с 01.01.14 г. (п. 201.10 НКУ). Так что время защитить свой налоговый кредит еще есть (подробнее о новых сроках подачи приложения Д8 почитайте в «БН», 2014, № 6, с. 18).

 

Есть ли форс-мажор?

Беспокойство как крымчан, так и предпринимателей на материковой части о выполнении обязательств по заключенным договорам понятно. Работа в условиях действия двух «параллельных реальностей» ставит перед ними много вопросов.

Считаем, что по договорам, заключенным до печальных событий в Украине (а точнее до 17.03.14 г.), однозначно действует законодательство Украины. Что касается договоров, заключенных после этого (если, конечно, есть такие смельчаки), то для того, чтобы споры по ним разрешались в рамках украинского правового поля, желательно, чтобы место их заключения приходилось на материк. Кроме того, непосредственно в договоре следует прописать, что он заключен в соответствии с законодательством Украины.

На заметку. Согласно ст. 1210 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны договора с иностранным элементом (читай с украинским субъектом хозяйствования на материке) имеют возможность свободно выбирать материальное право, подлежащее применению при регулировании отношений между ними. При этом стороны свободны в отношении выбора применяемого права. Как видим, для крымчан такая оговорка (о которой мы сказали абзацем выше) ничем не грозит — все в рамках «их» законодательства.

Итак, нужно ли выполнять обязательства по договору и что грозит сторонам за их невыполнение ввиду сложившейся ситуации. Негативные последствия за невыполнение обязательств (в виде наложения штрафа, пени) устанавливаются договором или законом (ч. 1 ст. 611 ГКУ, ч. 1 ст. 216 ХКУ). В то же время субъект хозяйствования может быть освобожден от такой ответственности, если докажет, что он сделал все от него зависящее для недопущения нарушения (ч. 2 ст. 218 ХКУ). Препятствовать выполнению обязательств может действие непреодолимой силы (форс-мажор). Так вот, можно ли считать события, произошедшие в Крыму, форс-мажором, и тем самым уйти от ответственности?

Как разъясняет ВХСУ в письме от 07.04.08 г. № 01-8/211 (п. 46 и 47), таковым признается событие, одновременно отвечающее двум условиям: чрезвычайности и неотвратимости. События в Крыму соответствуют и первому, и второму условию. Для подтверждения форс-мажора можно обратиться в Торгово-промышленную палату (ТПП) Украины (ч. 3 ст. 14 Закона № 671). Соответствующие запросы в ТПП уже идут*.

* В ТПП можно не обращаться, только если произошедшие события прямо оговорены сторонами в договоре как форс-мажор.

Важно! Сам по себе факт аннексии Крыма не амнистирует вас от ответственности за невыполнение обязательств. Вам нужно представить доказательства, что именно это помешало вам выполнить договорные обязательства (подтвердить факт задержки и/или непропуска груза на/с окуппированной территории, невозможность осуществить оплату в связи с «заморозкой» денег на счету и т. п.). Таким образом, должна быть четкая причинно-следственная связь между невыполнением обязательств и произошедшими событиями. Только тогда вердикт — «не виновен».

Учитывайте. Признание форс-мажора приостанавливает истечение срока исковой давности (ст. 263 ГКУ). В таком случае в данный срок (как правило, 3 года) включается период до действия приостанавливающих обстоятельств и период со дня прекращения их действия.

Теперь что касается возможности расторжения заключенного договора. Без всяких проблем это можно сделать по соглашению сторон (ч. 1 ст. 651 ГКУ). В одностороннем порядке договор можно расторгнуть, только если это преду­смотрено договором или через суд по требованию заинтересованной стороны (ч. 2 ст. 652 ГКУ).

Обратите внимание. В связи с невозможностью осуществления правосудия судами в Крыму изменена территориальная подсудность судебных дел с оккупированной территории на территорию г. Киева и Киевской области в порядке, установленном ст. 12 Закона об оккупации (с. 6 номера).

Суд при рассмотрении таких дел, во-первых, выясняет существенность изменения обстоятельств. Изменение обстоятельств признают существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли их предвидеть, то они бы не заключали договор или заключили бы его на других условиях (ч. 1 ст. 652 ГКУ). Здесь вопросов у суда не должно быть.

Во-вторых, вам нужно доказать наличие одновременно следующих условий:

• в момент заключения договора стороны исходили из того, что такое изменение обстоятельств не наступит;

• изменение обстоятельств обусловлено причинами, которые заинтересованная сторона не могла устранить после их возникновения при всей заботливости и предусмотрительности, которые от нее требовались;

• выполнение договора нарушило бы соотношение имущественных интересов сторон и лишило бы заинтересованную сторону того, на что она рассчитывала при заключении договора. К примеру, потеря входящего НДС от крымских поставщиков здесь может быть сильным аргументом;

• из сути договора или обычаев делового оборота не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Если указанные условия соблюдаются, суд расторгнет договор. В таком случае он считается расторгнутым с даты вступления в силу решения суда или с даты, указанной в нем (ч. 3 ст. 653 ГКУ, ч. 5 ст. 188 ХКУ). Обязательства по договору с этого момента прекращаются. А вот то, что уже выполнено по договору, по общему правилу, возврату не подлежит (ч. 4 ст. 653 ГКУ).

Выводы

  • Украина считает Крым своей территорией, поэтому с позиции действующего законодательства крымчане являются резидентами Украины.

  • Де-факто крымский бизнес подчиняется директивам правительства Крыма (читай России).

  • Крымчанам «обрублен» украинский НДС, начиная с марта 2014 года. Для защиты налогового кредита их контрагентам с материка следует подать жалобу по форме приложения 8 к Декларации по НДС.

  • Рассчитываться в российских рублях с крымскими контрагентами без получения индивидуальной лицензии НБУ нельзя.

  • События в Крыму можно расценивать как форс-мажор, но для ухода от ответственности нужно доказать, что именно в результате этого выполнение договорных обязательств стало невозможным.

Документы статьи

Декрет № 15-93 — Декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. № 15-93.

Закон об оккупации — Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» от 15.04.14 г. № 1207-VII.

Закон № 1210 — Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» от 15.04.14 г. № 1210-VII.

Закон № 671 — Закон Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» от 02.12.97 г. № 671/97-ВР.

Положение № 2010 — Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утвержденное постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.14 г. № 2010-6/14.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше