Еще немного о военных сборах и мобилизации: «построение» в учете
Благодаря нашим публикациям (см. «БН», 2014, № 12, с. 13; № 14, с. 28; № 18 — 19, с. 39, 42) вы уже подготовлены к действиям на случай призыва вашего работника на военные сборы или на службу в ходе мобилизации. Сегодня закрепим ваши знания — сосредоточим свое внимание на налоговом учете этих операций и их отражении в бухучете.
Жанна СЕМЕНЧЕНКО, налоговый эксперт, bn@id.factor.ua
Расходы на зарплату, стать в строй!
То, что за мобилизованными работниками сохраняется место работы и средний заработок (как по основному месту работы, так и по совместительству), — давно уже не военная тайна. Бухгалтер может лишь сомневаться в праве на налоговые расходы по таким затратам, ведь согласно ч. 13 ст. 29 Закона № 2232 выплата средней зарплаты военнослужащим за весь период сборов и резервистам за время выполнения ими обязанностей службы в военном резерве осуществляется за счет средств Госбюджета Украины в порядке, установленном Кабмином. Выплаты мобилизованным работникам, напомним, из Госбюджета не возмещаются (детали в «БН», 2014, № 18 — 19, с. 39).
Спешим вас успокоить, такие затраты (как возмещаемые, так и не возмещаемые из Госбюджета) можно включать в налоговые расходы. Обоснуем. Согласно п. 2 Постановления № 1644 и п. 11 Инструкции № 80 выплата среднего заработка военнообязанным, в том числе резервистам, призванным на сборы, проводится предприятиями, учреждениями и организациями, в которых работают призванные на сборы граждане, с последующим возмещением этих расходов за счет госбюджетных средств.
Важный момент для отстаивания права на налоговые расходы кроется в п. 12 Инструкции № 80, где сказано, что предприятия, учреждения и организации для покрытия расходов на выплату средней заработной платы военнообязанным, призванным на сборы, подают военному комиссариату, в котором находятся на учете военнообязанные, счета, которые акцептуются первыми отделами (отделениями) военных комиссариатов и передаются в финансово-хозяйственные отделения для оплаты.
Итак, предприятие несет расходы на выплату зарплаты таким работникам, поэтому может уменьшать на ее сумму налого- облагаемую прибыль. После окончания военных сборов военные комиссариаты обязаны возместить такие расходы предприятиям (учреждениям, организациям) (п. 4.7 Инструкции № 560).
Обратите внимание. Данные расходы являются прочими операционными расходами вне зависимости от того, кем работает призывник — производственным рабочим, сбытовиком или является представителем админперсонала. Будьте внимательны: зарплату таких работников в период сборов нельзя включать в себестоимость реализации товаров (работ, услуг). В Декларации по налогу на прибыль эти расходы отражаются в стр. 06.4.43 приложения ІВ.
Теперь что касается возмещения таких расходов (касается только отбывших на сборы). На дату его фактического получения предприятие обязано отразить налоговые доходы. Эта сумма указывается в стр. 03.30 приложения ІД к Декларации по налогу на прибыль. Заметим, что налоговики по этому поводу (по поводу сборов) еще не высказывались. Не исключено, что позиция их будет — нет ни расходов ни доходов.
На заметку работодателям — единоналожникам. В отличие от плательщиков налога на прибыль, единоналожников расходы волнуют мало. Иное дело — получение возмещения от военкомата. Нужно ли эту сумму включать в базу обложения единым налогом? Нет, не нужно. В соответствии с п.п. 4 п. 292.11 НКУ в доходы единоналожника не включаются суммы средств целевого назначения, которые поступили от Пенсионного фонда и других фондов общеобязательного государственного социального страхования, из бюджетов или государственных целевых фондов, в том числе в пределах государственных или местных программ. Следовательно, здесь для работодателя опасности нет.
Нюансы работодателя-ФЛП
Обязанность по сохранению места работы и заработной платы на период военных сборов, а также призванных во время мобилизации установлена ст. 119 КЗоТ. Это требование распространяется на всех работодателей, в том числе и ФЛП. На наш взгляд, то, что в Законе № 2232 и разработанной в его исполнение нормативке говорится только о работодателях — предприятиях, учреждениях и организациях, не должно сбивать с толку предпринимателей. Они на общих основаниях с работодателями-юрлицами обязаны выплачивать средний заработок призывникам и имеют право в случае со сборами на возмещение этих расходов военными комиссариатами.
Предприниматель-общесистемщик имеет право включить в расходы затраты, непосредственно связанные с получением доходов, которые включаются в расходы операционной деятельности согласно разделу ІІІ НКУ (п. 177.4 НКУ). Препятствием для включения этих выплат в расходы может быть то, что расходы на сохранение среднего заработка призывников непосредственно не связаны с получением доходов. В то же время мы склонны несколько шире читать эту норму: данные затраты предприниматель несет в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Это обязательные расходы, связанные с трудовыми отношениями, согласно действующему законодательству. В связи с этим их сумму можно включать в расходы. При получении возмещения от комиссариата предприниматель должен включить эту сумму в налогооблагаемый доход. Уплата налога осуществляется по итогам декларирования доходов за отчетный год.
«Бухучетный» строй
В бухучете затраты на выплату среднего заработка призывникам на момент его начисления отражаются в составе прочих операционных расходов (по Дт субсчета 949).
Что касается отражения доходов, то здесь речь идет о целевом финансировании из бюджета. Поэтому на момент акцепта военным комиссариатом счета предприятия-работодателя* на возмещение понесенных расходов (а это, повторим, можно сделать после окончания сборов) предприятие отражает задолженность военного комиссариата записью Дт 377 «Расчеты с прочими дебиторами» — Кт 482 «Средства из бюджета и государственных целевых фондов».
* К счету прилагаются сведения о выплате среднего заработка призывникам по форме, приведенной в п. 12 Инструкции № 80.
На момент фактического получения возмещения предприятие в бухучете отразит прочий операционный доход в виде полученного целевого финансирования (Дт 482 — Кт 718 «Доход от бесплатно полученных оборотных активов»**).
** На субсчете 718 Инструкцией № 291 предписано отражать, в том числе, и доходы от целевого финансирования, связанного с операционной деятельностью.
Пример. Работника (менеджер по сбыту) призвали на месяц на военные сборы с 7 апреля 2014 года. Оклад работника составляет 4000 грн. Среднедневная зарплата для оплаты пропущенных по этой причине дней составляет 200 грн. (как ее рассчитать, прочтете в «БН», 2014, № 14, с. 47).
За апрель работнику начисляем:
• зарплату за отработанное время с 1 по 6 апреля:
(4000 грн. : 21 раб. день в апреле по норме) х 4 отработанных дня в апреле = 761,90 грн.;
• среднюю зарплату за период сборов в апреле: за период с 7 по 30 апреля — это 17 рабочих дней (7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 18, 22, 23, 24, 25, 28, 29 и 30):
17 х 200 грн. = 3400,00 грн.,
в том числе за первые 15 дней сборов 10 рабочих дней х 200 грн. = 2000,00 грн.
Всего за апрель начислена зарплата в сумме 4161,90 грн. (761,90 + 3400,00).
Сумма заработка за дни сборов, приходящиеся на май (начисление проводим в мае за 3 рабочих дня — 5, 6 и 7 мая), составляет:
3 х 200 = 600,00 грн.
Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета | Сумма, грн. | Налоговый учет | ||
дебет | кредит | доходы | расходы | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. До начала сборов рассчитана зарплата за отработанное время в апреле и 15 дней сборов и уплачены: | |||||
• ЕСВ «снизу» ((761,90 +2000) х 3,6 %) | 651 | 311 | 99,43 | — | — |
• ЕСВ «сверху» (761,90 +2000) х 36,83 %) | 656 | 311 | 1017,21 | — | — |
• НДФЛ ((761,90 + 2000,00 - 99,43) х 15 %) | 641 | 311 | 399,37 | — | — |
2. Выплачена зарплата работнику на карточку перед уходом на сборы (761,90 + 2000,00 - 99,43 - 399,37) | 377/Банк | 311 | 2263,10 | — | — |
661 | 377/Банк | 2263,10 | — | — | |
3. По итогам апреля начислена зарплата работнику: | |||||
• за отработанное время в апреле | 93 | 661 | 761,90 | — | 761,90 |
• за период сборов за дни, приходящиеся на апрель | 949 | 661 | 3400,00 | — | 3400,00 |
4. Удержан ЕСВ «снизу»: | |||||
• с зарплаты за отработанное время (761,90 х 3,6 %) | 661 | 651 | 27,43 | — | — |
• с апрельского заработка за период сборов (3400,00 х 3,6 %) | 661 | 651 | 122,40 | — | — |
5. Удержан НДФЛ ((761,90 + 3400,00 - 27,43 - 122,40) х 15 %) | 661 | 641 | 601,81 | — | — |
6. Начислен ЕСВ «сверху»: | |||||
• на зарплату за отработанное время (761,90 х 36,83 %) | 93 | 656 | 280,61 | — | 280,61 |
• на заработок за период сборов (3400,00 х 36,83 %) | 949 | 656 | 1252,22 | — | 1252,22 |
7. Выплачен остаток зарплаты за апрель (761,90 + 3400,00 - 27,43 - - 122,40 - 601,81 - 2263,10) | 377/Банк | 311 | 1147,16 | — | — |
661 | 377/Банк | 1147,16 | — | — | |
8. Перечислены: | |||||
• ЕСВ «снизу» (27,43 + 122,40 - 99,43) | 651 | 311 | 50,40 | — | — |
• ЕСВ «сверху» (280,61 + 1252,22 - 1017,21) | 656 | 311 | 1988,82 | — | — |
• НДФЛ (601,81 - 399,37) | 641 | 311 | 202,44 | — | — |
9. По окончании сборов предъявлен счет военному комиссариату (3400,00 + 600,00). Формально военкомы должны возмещать и сумму ЕСВ «сверху». Тогда сумма возмещения составит 5473,20 грн. (4000,00 + 4000,00 х 36,83 %) | 377 | 482 | 4000,00 | — | — |
10. Получено возмещение понесенных расходов | 311 | 377 | 4000,00 | — | — |
482 | 718 | 4000,00 | 4000,00 | — |
Выводы
-
Расходы в сумме среднего заработка работников за весь период военных сборов, в том числе и в ходе мобилизации, можно включать в налоговые расходы в состав прочих операционных расходов.
-
На дату получения возмещения от военных комиссариатов предприятие — плательщик налога на прибыль отражает налоговые доходы.
-
Работодатель-единоналожник не включает сумму полученного от комиссариата возмещения в базу обложения единым налогом.
-
В бухучете такие расходы списываются в Дт 949 субсчета. Доходы предприятие отражает по Кт 718 субсчета в момент фактического получения целевого финансирования из бюджета.
-
ФЛП-общесистемщик, по нашему мнению, может включить в расходы зарплату призывников, но при получении возмещения включит ее в доход.
Документы статьи
Закон № 2232 — Закон Украины «О военной обязанности и воинской службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII.
Постановление № 1644 — Постановление КМУ «О порядке и размерах денежного обеспечения и поощрения военнообязанных и резервистов» от 23.11.06 г. № 1644.
Инструкция № 80 — Инструкция об условиях выплаты денежного обеспечения и поощрения военнообязанных и резервистов, утвержденная приказом Минобороны Украины от 12.08.07 г. № 80.
Инструкция № 560 — Инструкция по организации и проведению учебных сборов с военнообязанными в военных частях и учреждениях Вооруженных Сил Украины, утвержденная приказом Минобороны Украины от 11.11.09 г. № 560.
Инструкция № 291 — Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.99 г. № 291.