Темы статей
Выбрать темы

Что не запрещено, то разрешено, или Обновлены правила получения «природно-ресурсных» разрешений

Редакция БН
Статья

Что не запрещено, то разрешено, или Обновлены правила получения «природно-ресурсных» разрешений

26 апреля 2014 года все бухгалтерское сообщество всколыхнула радостная весть: Законом Украины от 09.04.14 г. № 1193-VII (см. «БН», 2014, № 18-19, с. 4) отменена значительная часть документов разрешительного характера и упрощены определенные разрешительные процедуры.

Изменений очень много. Тезисно мы о них уже рассказали. А сегодня подробнее поговорим о разрешениях на право использования природных ресурсов.

Сергей ДЕЦЮРА, налоговый эксперт, s.detsyura@id.factor.ua

 

Что случилось?

Чтобы получить разрешительный документ на осуществление определенных видов деятельности, рядовому субъекту хозяйствования нужно было «убить» много времени и нервных клеток.

Такое состояние дел, как утверждали эксперты, не только заставляло национальных производителей воздерживаться от решительных действий, но и было одной из преград для притока иностранных инвестиций в Украину.

И вот наконец законодатели все-таки пошли на этот решительный и одновременно рискованный шаг: отменена значительная часть документов, включенных в Перечень документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности, утвержденный Законом Украины от 19.05.11 г. № 3392-VI, и предусмотренных другими нормативно-правовыми актами*.

* По нашим подсчетам, данным Законом вносятся изменения в 33 законодательных акта, 4 кодекса и один Декрет Кабмина и в целом отменяются 113 разрешительных документов и разрешительных процедур.

Будет ли такое «упрощение» иметь положительные последствия, покажет время. Мы с уверенностью можем сказать только одно: теперь получить разрешительный документ станет немного легче. Разрешительный орган будет осуществлять часть разрешительных процедур за вас.

 

Разрешение на спецводопользование

Чтобы получить это разрешение, первичным водопользователям достаточно подать заявление на его получение с обоснованием потребности в воде в разрешительный орган (как правило, через единый разрешительный центр).

Напоминаем, что такими разрешительными органами являются (ст. 49 ВКУ):

• областные госадминистрации — в случае использования воды из водных объектов общегосударственного значения;

• областные советы (по согласованию с облгосадминистрациями) — в случае использования воды вод­ных объектов местного значения.

Самостоятельно согласовывать такое заявление с центральными органами исполнительной власти (Минприроды или Минздравом) до его подачи в разрешительный орган, как это было ранее, теперь не требуется. На сегодняшний день, чтобы получить разрешение на спецводопользование, вам достаточно просто подать заявление и ожидать результата (не более 30 календарных дней со дня подачи заявления).

Заметим! Хотя субъект хозяйствования самостоятельно и не осуществляет согласование с центральным органом исполнительной власти заявления на получение разрешения на спецводопользование, такое согласование все равно происходит. Но выполнять его за вас будет разрешительный орган в рамках своих полномочий (обновленная ст. 49 ВКУ).

Таким образом, в глобальном смысле сама процедура получения разрешения осталась неизменной. Однако теперь основное бремя по «обиванию порогов» возложено на разрешительный орган. Но, что важно, фактически вдвое сокращается время выдачи разрешения.

Такие новшества должны не только избавить субъектов хозяйствования от бюрократической волокиты, но и минимизировать коррупционные риски при их получении.

Важно! Изменение порядка получения разрешения на спецводопользование никоим образом не влияет на правила уплаты сбора за спецводопользование.

 

Обращение с отходами

Отмена лимитов. Как утверждают СМИ, отмена лимитов на образование и размещение отходов является чуть ли не самым главным новшеством для субъектов хозяйствования. И действительно, на первый взгляд это достаточно значительное изменение и должно порадовать субъектов хозяйствования.

Но если копнуть глубже, то оказывается, что «не все то золото, что блестит». Дело в том, что соблюдение лимитов на образование и размещение отходов уже давно утратило свою актуальность.

Напомним, что важность получения лимитов на образование и размещение отходов, а также их соблюдения существовала во времена «правления» сбора за загрязнение окружающей природной среды (превратился в эконалог со вступлением в силу НКУ). В те времена неполучение таких лимитов или их нарушение достаточно сильно «било по карману» плательщиков этого сбора. За сверхлимитные отходы сбор уплачивался в пятикратном размере. А это была достаточно значительная сумма, вынуждавшая субъектов хозяйствования ориентироваться на эти лимиты.

После вступления в силу НКУ и преобразования этого сбора в эконалог ориентация на лимиты при взимании эконалога за размещение отходов «канула в Лету». А следовательно, наказать субъектов хозяйствования за сверхлимитные отходы могли только экологи.

Поэтому можно говорить, что после вступления в силу НКУ лимиты на образование и размещение отходов несколько потеряли «в весомости». Их отмена — эта приятная корректурная правка, которая преимущественно направлена на предотвращение временных потерь предприятий.

В то же время лимиты сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду действуют и до сих пор.

Разрешения. На смену значительному количеству документов разрешительного характера, которые давали право субъектам хозяйствования образовывать и размещать отходы (разрешения на размещение отходов, в том числе опасных, разрешения на хранение и удаление отходов и т. п.), придет один универсальный разрешительный документ: разрешение на осуществление операций в сфере обращения с отходами, который будет выдаваться на 3 года местными органами исполнительной власти.

Кое-кто может сказать, что здесь нет ничего нового — ведь разрешение все равно получать нужно! Но если комплексно проанализировать эти изменения, то оказывается, что имеются важные нюансы. Закон № 1193 уточнил круг субъектов хозяйствования, которые могут образовывать и размещать отходы без такого разрешения. В число этих счастливчиков теперь попадают только те субъекты хозяйствования, деятельность которых приводит исключительно к образованию отходов, где показатель общего образования отходов (Пооо) не превышает 1000;

Пооо рассчитываем по формуле:

Пооо = 5000 х М1 + 500 х М2 + 50 х М3 + 1 х М4,

где М1, М2, М3, М4 — масса в тоннах отходов 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов опасности соответственно, образованных за предыдущий год.

Заметим, что некоторой части этих «счастливчиков» удастся жить беззаботно. Закон № 1193 условно разделяет их на две категории:

• к первой категории относятся субъекты, у которых Пооо находится в пределах от 50 до 1000 условных единиц. Все, кто попал в эту «группу», хотя и могут образовывать и размещать отходы без разрешения, но обязаны ежегодно подавать декларации о отходах. Очевидно, это будет аналог декларации, которую раньше эти субъекты подавали в разрешительные органы согласно Порядку № 1218;

• во вторую категорию попали субъекты, у которых Пооо меньше 50 условных единиц. Они и являются теми «счастливчиками», так как не только могут образовывать и размещать отходы без разрешения, но и не должны ежегодно подавать декларацию об отходах.

Что же касается правил получения разрешения на осуществление операций в сфере обращения с отходами, то на сегодняшний день механизм его получения Кабмином не утвержден. А следовательно, неизвестно, нужно ли будет всем субъектам хозяйствования, работающим с действующими старыми разрешениями, переоформлять их на новое универсальное.

Работа без лицензий. Отменены несколько видов лицензий на обращение с отходами, а именно:

1. Отменены лицензии на ведение деятельности по сбору и заготовке отдельных видов отходов как вторичного сырья. Упоминания о «вторсырьевых» лицензиях исключили из Закона об отходах и Закона о лицензировании.

Таким образом, на сегодняшний день субъекты хозяйствования, занимающиеся сбором и заготовкой отходов полимерных и отходов резиновых, в том числе изношенных шин, будут осуществлять свою деятельность без получения лицензии. Только эти два вида «вторсырьевой» деятельности в Украине до сих пор подлежали лицензированию (Перечень № 183).

В то же время требования к материально-технической базе таких предприятий остались без изменений, поэтому, как и раньше, субъекты хозяйствования, занимающиеся заготовкой «вторсырья», должны соблюдать противопожарную и экологическую безопасность при хранении и транспортировке таких отходов.

Внимание! Отмена лицензирования сбора и заготовки «вторсырья» никоим образом не влияет на уплату эконалога субъектами хозяйствования, занимающимися такой деятельностью. Дело в том, что с 01.01.13 г. все субъекты хозяйствования, размещающие на собственных территориях (объектах) отходы исключительно как вторичное сырье, независимо от наличия лицензии на обращение с такими отходами, не являются плательщиками эконалога.

2. Отменены лицензии, дававшие субъектам хозяйствования право хранить (накапливать) опасные отходы, образованные в результате их деятельности.

Внимание! Это послабление не для всех, а только для тех, кто в течение года со дня образования опасных отходов передает их субъектам, имеющим лицензию на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами.

 

Загрязнение воздуха

Некоторые коррективы претерпел и механизм выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Так, срок действия такого разрешения зависит от того, к какой группе относится стационарный источник загрязнения, а именно, если стационарный источник загрязнения относится:

• к первой группе, то разрешение выдается на 7 лет;

• ко второй группе, — на 10 лет;

• к третьей группе, — срок не ограничен (это касается и разрешений, выданных до этих изменений).

Данные изменения не очень порадуют субъектов хозяйствования. Дело в том, что срок действия разрешения на выбросы загрязняющих веществ является не самым острым вопросом, возникающим у субъектов хозяйствования, эксплуатирующих такие объекты.

На наш взгляд, их больше тревожит сама необходимость получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ стационарным источником загрязнения, отнесенным к третьей группе, а именно бытовыми газовыми приборами. Напомним, что необходимость получения такого разрешения возникла после того, как 18.11.12 г. в ст. 11 Закона об атмосферном воздухе были внесены изменения, в соответствии с которыми все субъекты хозяйствования, являющиеся собственниками стационарных источников загрязнения (в том числе и владельцы бытовых газовых котлов), могут осуществлять выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух только после получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ.

Абсурдность таких требований сводится к тому, что стоимость разрешения на выбросы загрязняющих веществ в несколько раз выше, чем вред, наносимый таким котлом окружающей среде. Поэтому большинство субъектов хозяйствования, игнорируя эти требования, использует бытовые газовые приборы без разрешений.

Это обычно порождает некоторые проблемы, в частности:

• с уплатой эконалога за выбросы загрязняющих веществ из-за отсутствия исходных данных для расчета налога, но эту проблему можно решить и без получения разрешения (см. «БН», 2013, № 31, с. 12);

• существует риск получить наказание от экологов, но поскольку выбросы очень малы, размер санкций будет мизерным, а это в разы меньше стоимости получения такого разрешения.

Но это вопрос для дальнейшего совершенствования разрешительных процедур в природоохранной сфере. А пока что стоит порадоваться и этим послаблениям.

 

Пользование недрами

Чтобы пользоваться недрами (полезными ископаемыми), субъекты хозяйствования должны получить специальное разрешение. Получают его обычно после победы на аукционе. В то же время существует исключительный перечень случаев (они приведены в п. 8 Порядка № 615), когда такое разрешение получают и без проведения аукциона.

До утверждения Закона № 1193, чтобы получить такое разрешение без проведения аукциона, заявитель подавал в разрешительный орган заявление и документы, перечень которых приведен в приложении 1 к Порядку № 615. Среди таких документов были копии и оригиналы согласованных с центральным или местным органом исполнительной власти (в зависимости от значения недр — общегосударственные или местные) ходатайств.

После упрощения разрешительных процедур осуществлять такое согласование уже не нужно.

Важно! Упрощение касается только согласования ходатайств. Все другие действия, проводимые при получении таких разрешений, остались в силе. Как и раньше, вы должны подавать документы, перечисленные в приложении 1 к Порядку № 615 (кроме согласованных ходатайств). Поэтому расслабляться не стоит.

 

«Лесные» разрешения

Изменен подход к порядку получения разрешительных документов на:

• размещение предприятий, сооружений и других объектов, которые вредно воздействуют на состояние и воспроизведение лесов;

• изменение целевого назначения земельных лесных участков с целью их использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства;

• использование земель лесов для добычи полезных ископаемых (кроме добычи полезных ископаемых местного значения для собственных нужд), прокладку кабельных линий, трубопроводов и других коммуникаций, осуществление буровых, подрывных и других работ, не связанных с ведением лесного хозяйства.

Чтобы использовать такие земельные участки не для ведения лесного хозяйства, с конца апреля вам не придется согласовывать свои действия с органами исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства. Теперь достаточно, чтобы такой земельный участок согласно нормам ЗКУ был выделен для деятельности, не связанной с ведением лесного хозяйства. Таким образом, пожелав использовать земли лесов не для ведения лесного хозяйства, измените целевое назначение этих земель.

Осуществлять изменение целевого назначения земель лесов придется в общем порядке, т. е. согласно проектам землеустройства по их отведению. При этом если изменяется целевое назначение земельных участков (ст. 20 ЗКУ):

1) государственной или коммунальной собственности, то следует обращаться в органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, принимающие решения об утверждении проектов землеустройства;

2) частной собственности, то такую трансформацию следует выполнять:

• относительно земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, относящихся к территории района, — через районную госадминистра- цию;

• относительно земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, не относящихся к территории района, либо если районная госадминистрация не создана, — через областную гос­администрацию.

Иными словами, данными изменениями разрешительная процедура перенесена из плоскости лесного законодательства в ведение земельного законодательства. Упростят ли такие изменения жизнь — вопрос открытый, и дать на него ответ может только время.

Выводы 

  • Полностью отменены лимиты на образование и размещение отходов.

  • Вместо различных видов разрешений, дававших право образовывать и размещать отходы, будет работать один универсальный разрешительный документ — разрешение на осуществление операций в сфере обращения с отходами.

  • Уточнен круг субъектов, которые могут образовывать и размещать отходы вообще без получения разрешений.

  • Отменено лицензирование сбора и заготовки «вторсырья».

Документы статьи

ЗКУ — Земельный кодекс Украины от 25.10.01 г. № 2768-III.

ВКУ — Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР.

ЛКУ — Лесной кодекс Украины от 21.01.94 г. № 3852-XII.

Закон об атмосферном воздухе Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 г. № 2707-XII.

Закон об отходах  Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Порядок № 615 — Порядок предоставления специальных разрешений на пользование недрами, утвержденный постановлением Кабмина от 30.05.11 г. № 615.

Перечень № 183 — Перечень отдельных видов отходов как вторичного сырья, сбор и заготовка которых подлежат лицензированию, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.01 г. № 183.

Порядок № 1218  Порядок разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов, утвержденный постановлением КМУ от 03.08.98 г.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше