Сегодня у всех на устах отмена с 01.11.14 г. обязательного использования печатей предприятиями в связи со вступлением в силу Закона Украины от 15.04.14 г. № 1206-VII (далее — Закон № 1206). Появились и первые разъяснения госорганов — Госпредпринимательства и Минюста. Вашему вниманию их ответы на три важных вопроса.
1. Порядок уничтожения печатей не определен. Можно ли действовать на свое усмотрение? Начнем с того, что формально для того, чтобы перестать использовать печать в документообороте, ее нужно уничтожить. Порядок уничтожения печатей действительно законодательно не урегулирован. Поэтому в настоящее время хозсубъекты «сами себе режиссеры». При этом Минюст рекомендует опираться на положения устава и внутренних документов. Отсюда практический совет: порядок уничтожения печати зафиксируйте в уставе (внесение изменений в уставные документы юрлица требует госрегистрации) или пропишите в отдельном положении. Уничтожение печати подтвердите актом и уведомите об этом все заинтересованные стороны, в том числе налоговиков (подробнее читайте в «БН», 2014, № 44, с. 47).
2. По своему усмотрению стороны могут прямо в договоре прописать необходимость его скрепления печатями. А если при этом в договоре все же не поставят печать, можно ли признать такой договор ничтожным/недействительным? Даже при наличии договоренности сторон (согласно ч. 2 ст. 207 ГКУ) отсутствие печатей в договоре не приведет к его автоматической недействительности и не является основанием для одностороннего отказа от его выполнения. Но на этом все не заканчивается.
Минюст обращает внимание на то, что нарушение формы договора бывает двух видов:
• нарушение законных требований (например, отсутствие нотариального заверения, когда это нужно), которое ведет к недействительности договора;
• нарушение договоренности сторон, которое может повлечь признание договора незаключенным. Так вот, договор, не скрепленный печатями при договоренности об их проставлении, по мнению Минюста, может рассматриваться как незаключенный. Соответственно, одна из сторон/все стороны договора могут вести себя так, как будто договоренности никакой и не было. Обратите внимание: исковые требования о признании договора незаключенным суды, как правило, не рассматривают. Такое требование не соответствует предусмотренным законом способам защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов (ст. 16 ГКУ). В то же время могут быть заявлены требования, предусмотренные гл. 83 ГКУ. Например, о возврате безосновательно приобретенного имущества или о возмещении доходов от безосновательно приобретенного имущества или расходов на его содержание.
3. Многие подзаконные акты до сих пор содержат требование об обязательном проставлении печати. Можно ли игнорировать его в силу Закона № 1206?
Госпредпринимательства сказала как отрезала: Закон № 1206 не требует приводить подзаконные нормативно-правовые акты в соответствие с ним. К тому же если речь о постановлениях КМУ, тот они являются обязательными к применению в силу прямой нормы ст. 117 Конституции Украины. Так что все нормы действующих актов законодательства нужно выполнять. И ни слова о принципе верховенства права…
Минюст же мыслит иначе: Премьер-министр Украины поручением от 14.05.14 г. № 16779/1/1-14 обязал министерства и другие центральные органы исполнительной власти привести свои акты в соответствие с Законом № 1206. Например, Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку уже исполнила свой долг: распоряжением от 30.09.14 г. № 1289 подкорректировала Порядок регистрации выпуска акций акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации и корпоратизации. Теперь здесь сказано, что все необходимые заверения печатью происходят при ее наличии.
Нам близка позиция Минюста. Поэтому «осторожные» хозсубъекты могут ждать «подгонки» нормативных актов под Закон № 1206, остальные — руководствоваться его разрешением в полную силу.