Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Необязательные печати: вид с «колокольни» госорганов

Государственная служба по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства, Министерство юстиции Украины, Жиленко Екатерина
Бухгалтерская неделя Ноябрь, 2014/№ 46
Печать
Письмо Госпредпринимательства Украины от 04.08.14 г. № 6255, письмо Минюста Украины от 14.08.14 г. № 6820-0-4-14/8.1

Сегодня у всех на устах отмена с 01.11.14 г. обязательного использования печатей предприятиями в связи со вступлением в силу Закона Украины от 15.04.14 г. № 1206-VII (далее — Закон № 1206). Появились и первые разъяснения госорганов — Госпредпринимательства и Минюста. Вашему вниманию их ответы на три важных вопроса.

1. Порядок уничтожения печатей не определен. Можно ли действовать на свое усмотрение? Начнем с того, что формально для того, чтобы перестать использовать печать в документообороте, ее нужно уничтожить. Порядок уничтожения печатей действительно законодательно не урегулирован. Поэтому в настоящее время хозсубъекты «сами себе режиссеры». При этом Минюст рекомендует опираться на положения устава и внутренних документов. Отсюда практический совет: порядок уничтожения печати зафиксируйте в уставе (внесение изменений в уставные документы юрлица требует госрегистрации) или пропишите в отдельном положении. Уничтожение печати подтвердите актом и уведомите об этом все заинтересованные стороны, в том числе налоговиков (подробнее читайте в «БН», 2014, № 44, с. 47).

2. По своему усмотрению стороны могут прямо в договоре прописать необходимость его скрепления печатями. А если при этом в договоре все же не поставят печать, можно ли признать такой договор ничтожным/недействительным? Даже при наличии договоренности сторон (согласно ч. 2 ст. 207 ГКУ) отсутствие печатей в договоре не приведет к его автоматической недействительности и не является основанием для одностороннего отказа от его выполнения. Но на этом все не заканчивается.

Минюст обращает внимание на то, что нарушение формы до­говора бывает двух видов:

• нарушение законных требований (например, отсутствие нотариального заверения, когда это нужно), которое ведет к недействительности договора;

• нарушение договоренности сторон, которое может повлечь признание договора незаключенным. Так вот, договор, не скрепленный печатями при договоренности об их проставлении, по мнению Мин­юста, может рассматриваться как незаключенный. Соответственно, одна из сторон/все стороны договора могут вести себя так, как будто договоренности никакой и не было. Обратите внимание: исковые требования о признании договора незаключенным суды, как правило, не рассматривают. Такое требование не соответствует предусмотренным законом способам защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов (ст. 16 ГКУ). В то же время могут быть заявлены требования, предусмотренные гл. 83 ГКУ. Например, о возврате безосновательно приобретенного имущества или о возмещении доходов от безосновательно приобретенного имущества или расходов на его содержание.

3. Многие подзаконные акты до сих пор содержат требование об обязательном проставлении печати. Можно ли игнорировать его в силу Закона № 1206?

Госпредпринимательства сказала как отрезала: Закон № 1206 не требует приводить подзаконные нормативно-правовые акты в соответствие с ним. К тому же если речь о постановлениях КМУ, тот они являются обязательными к применению в силу прямой нормы ст. 117 Конституции Украины. Так что все нормы действующих актов законодательства нужно выполнять. И ни слова о принципе верховенства права…

Минюст же мыслит иначе: Премьер-министр Украины поручением от 14.05.14 г. № 16779/1/1-14 обязал министерства и другие центральные органы исполнительной власти привести свои акты в соответствие с Законом № 1206. Например, Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку уже исполнила свой долг: распоряжением от 30.09.14 г. № 1289 подкорректировала Порядок регистрации выпуска акций акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации и корпоратизации. Теперь здесь сказано, что все необходимые заверения печатью происходят при ее наличии.

Нам близка позиция Минюста. Поэтому «осторожные» хозсубъекты могут ждать «подгонки» нормативных актов под Закон № 1206, остальные — руководствоваться его разрешением в полную силу.

Теги печать
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц