Ситуация следующая: после отгрузки товара покупателю изменилась цена на этот товар. Такие случаи сегодня не редкость, ведь курс гривни скачет и сложно предугадать следующий его скачок, причем не исключено, что вверх. Многие хозсубъекты в договорах на поставку привязываются к «твердой» иностранной валюте. Как это правильно сделать, а также отразить пересмотр цен в налоговом и бухгалтерском учете, читайте в статье «Болезнь курсовых скачков: привязка цен к инвалюте, пересмотр цены договора»// «БН», 2014, № 20, с. 35.
Сейчас же перед нами стоит другой вопрос: какими первичными документами нужно оформить изменение цены?
В комментируемом письме Минфин на это ответил очень расплывчато: «Если цена товара, указанная в первичных документах, отличается от цены, указанной в договоре, то такое расхождение регулируется сторонами в порядке, определенном в договоре, или в соответствии с законодательством».
Но мы-то с вами давно научились читать рекомендации госорганов «между строк». Итак, какой совет видим на этот раз? Правильно: пропишите порядок действий при изменении цены в договоре.
Например, пропишите право или обязанность продавца (здесь все зависит от желания и договоренности самих сторон) при изменении официального курса НБУ более чем на 10 % пересмотреть цену товара. Также желательно зафиксировать порядок уведомления об этом другой стороны.
Обратите внимание! В большинстве случаев сам договор не является первичным документом, поскольку не фиксирует факт совершения хозоперации, а всего лишь определяет порядок действий при ее проведении. Если в договоре не предусмотрен порядок пересмотра цены, то условия договора можно изменить с помощью дополнительного соглашения.
Раз уж Минфин «дает карты в руки» самим хозсубъектам, то ничто не мешает упомянуть в договоре, какой документ послужит подтверждением пересмотра цены.
Главное — помните: чтобы иметь статус первичного, документ должен содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете. Подробнее об этом, а также о том, какие конкретные документы являются первичными, а какие нет, читайте в статье «Первичные документы: все внимание на важные мелочи» // «БН», 2014, № 37, с. 20*.
Итак, подтвердить факт изменения цены можно:
• уведомлением о наступлении условий, приводящих к пересмотру цен. При этом важно, чтобы в уведомлении говорилось не только о росте курса НБУ, но и пересмотре (например, повышении) цены, как о состоявшейся хозяйственной операции. Например: «Согласно п. 3.15 договора № 1208/2014 уведомляем, что в связи с ростом курса НБУ более чем на 10 % цена товара, отгруженного 12.08.14 г. по накладной № 123, увеличена на 10 % и составляет 11 грн./кг (без НДС). Общая стоимость поставленного товара увеличена на сумму 7200 грн., в том числе НДС 1200 грн.»;
• универсальным первичным документом — бухгалтерской справкой. Также ссылаясь на пункт договора или допсоглашение, которыми предусмотрено изменение цены, укажите в ней изменение цены поставленного товара. Отдельные бухсправки составляют покупатель и поставщик — каждый сам себе. Осторожный покупатель может оформить бухсправку, ссылаясь на «корректировочный» пункт договора и полученное от поставщика уведомление. То есть бухсправка является дополнением к уведомлению.
• корректировкой к расходной накладной. Такую корректировку оформляет поставщик, и она послужит основанием для изменения доходов поставщика и расходов покупателя.
Параллельно для НДС-целей поставщик оформляет расчет корректировки к налоговой накладной.
* При оформлении «первички» на выполненные работы или предоставленные услуги вам будет полезна статья «Первичный документ на работы/услуги: какую дату поставить, чтобы не попасть впросак» // «БН», 2014, № 38, с. 18.