«СЭЗ» Крым: ищем ответы в новом Законе

В избранном В избранное
Печать
Беляева Елена, налоговый эксперт, e.belyaeva@id.factor.ua
Бухгалтерская неделя Октябрь, 2014/№ 40
В свое время депутаты «вынесли за скобки» так называемого Закона об оккупации вопросы осуществления хоздеятельности на Крымском полуострове. Решено было посвятить им отдельный закон. Время шло, все «как-то» работали, а с отдельным законом у законодателей все никак не получалось. Прошли месяцы, и, о чудо, он появился. Конечно, с нормами, которые вводятся «задним числом». Соответственно, тем, кто работал с Крымом, нужно приниматься «за работу над ошибками». На что обратить внимание — прочтите в данной статье.

Начнем с того, что принятый Закон лучше читать «с конца». Причина в том, что регулирование на период временной оккупации сосредоточено в разделе II «Переходные положения» Закона. Но мы все-таки будем использовать традиционный порядок изложения, чтобы не были упущены важные детали.

Итак, Законом на территории АР Крым и г. Севастополя создается свободная экономическая зона «Крым» (СЭЗ «Крым»). На территории СЭЗ будет действовать особый правовой режим экономической деятельности юридических и физических лиц, в том числе особый порядок применения норм налогового и таможенного законодательства.

 

Таблица 1. Характеристики СЭЗ «Крым»

Характеристика

Пояснения

1

2

Территория

Граница СЭЗ «Крым» совпадает с сухопутной границей между АР Крым и Херсонской областью

Сроки

На 10 полных календарных лет, начиная с 27.09.14 г. В дальнейшем могут продлить или сократить

Правовой режим

Действует особый правовой режим экономической деятельности физлиц и юрлиц, в том числе особый порядок применения норм регуляторного, налогового и таможенного законодательства Украины

Налоговый вопрос

На территории СЭЗ «Крым» не взимаются общегосударственные налоги и сборы, определенные в ст. 9 НКУ, а также пенсионный сбор с отдельных видов хозопераций («мобильный», «ювелирный» сбор, сбор при покупке недвижимости или легкового авто, сбор при покупке инвалюты).

А вот местные налоги и сборы на территории СЭЗ «Крым» взиматься могут

Налогообложение доходов физлиц

1. Доходы наемных работников с постоянным местом проживания на территории СЭЗ «Крым», полученные в виде зарплаты и других подобных выплат и компенсаций от работодателя, который находится на другой территории Украины (не в Крыму), облагаются по общим правилам по местонахождению работодателя.

2. Физлица (о юрлицах ничего не сказано) с налоговым адресом на другой территории Украины (вне «Крым») обязаны задекларировать объекты жилой недвижимости, которые находятся в их собственности и расположены на территории СЭЗ «Крым». Это нужно для того, чтобы определить общую базу обложения налогом на недвижимость и получить льготы по этому налогу

Прочее налогообложение (в том числе налог на прибыль)

1. Операции между лицами, которые имеют налоговый адрес на территории СЭЗ «Крым», и лицами с налоговым адресом на другой территории Украины, являются контролируемыми операциями в понимании ст. 39 НКУ.

2. Физлица и юрлица с налоговым адресом (местом проживания/местонахождением) на территории СЭЗ «Крым» с целью налогообложения приравнены к нерезидентам. Соответственно физлица и юрлица с налоговым адресом на другой территории Украины (не «Крым») приравнены к резидентам.

Внимание! К таким крымским нерезидентам не применяются нормы об избежании двойного налогообложения доходов с источником происхождения из Украины.

3. Любые доходы с источником происхождения с территории СЭЗ «Крым», полученные «резидентом», облагаются как иностранные доходы по общим правилам.

 

1

2

 

4. Стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных «резидентом» у крымского «нерезидента», включается в состав налоговых расходов в сумме, равной 85 % стоимости этих товаров (работ, услуг). То есть в данном случае действует правило из п. 161.2 НКУ, установленное для нерезидентов с оффшорным статусом.

Внимание. Во время временной оккупации данное ограничение не работает (п. 8 ст. 12 Закона)

Особенности поставки товаров на/с территории СЭЗ «Крым»

1. Товары, которые были произведены, достаточно переработаны или ввезены на таможенную территорию Украины и выпущены в свободное обращение на временно оккупированной территории (ВОТ) Украины до вступления в силу Закона № 1207 (т. е. до 27.04.14 г.), считаются товарами с украинским статусом. Они свободно перемещаются на другую территорию Украины без применения мер тарифного и нетарифного регулирования ВЭД до 01.01.15 г.

2. Для целей применения налогового и таможенного законодательства договоры, заключенные между крымскими и другими хозсубъектами, применяются вместо внешнеэкономических договоров (контрактов)

Валютный и платежный режим

1. На территории СЭЗ «Крым» расплачиваться за товары (работы, услуги) можно как гривнями, так и инвалютой 1 — 2 группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов (т. е. СКВ).

Безналичные платежи (переводы) с территории СЭЗ «Крым» на другую территорию Украины и наоборот тоже осуществляют либо в гривне, либо в СКВ.

Российский рубль, напомним, относится ко 2 группе, соответственно его можно будет использовать для расчетов.

Особенности режима таких платежей должен установить НБУ.

Индивидуальная лицензия НБУ на указанные операции не нужна.

2. На территорию СЭЗ «Крым» распространяются нормы Закона Украины «О платежных системах и переводе денег в Украине» от 05.04.01 г. № 2346-III с учетом того, что:

• электронные платежные средства, эмитированные на территории СЭЗ «Крым», в том числе как мобильный платежный инструмент, нельзя использовать на другой территории Украины для инициации какого-либо денежного перевода;

• электронные платежные средства, эмитированные внутриукраинской платежной системой или международными платежными системами, можно использовать на территории СЭЗ «Крым».

3. Требования об обязательной продаже поступлений в инвалюте не применяются к юрлицам (филиалам, отделениям, другим обособленным подразделениям) с местонахождением на территории СЭЗ «Крым».

4. На операции, которые осуществляются между резидентами Украины и лицами с местонахождением на территории СЭЗ «Крым», а также на расчеты по таким операциям не распространяются нормы Закона о порядке расчетов в инвалюте (он устанавливает предельные сроки для захода экспортной выручки и ввоза импортных товаров)

Лицензии, сертификаты, разрешения

Лицензии, которые выданы хозсубъектам до 27.09.14 г. а также сертификаты соответствия и документы разрешительного характера действуют на территории СЭЗ «Крым» до окончания срока их действия

 

Обращаем внимание, что все вышеперечисленные правила по замыслу законодателей должны заработать после окончания временной оккупации СЭЗ «Крым». Пока же на период временной оккупации законодатели определили свои особенности осуществления хоздеятельности в Крыму и сотрудничества с крымскими хозсубъектами (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Особенности функционирования СЭЗ «Крым» во время временной оккупации ее территории

Показатель

Описание

1

2

Взимание налогов, ЕСВ и применение РРО

1. Налоговая регистрация лиц, которые по состоянию на 31.05.14 г. имели местонахождение (место проживания) и находились на учете в контролирующих органах на территории АР Крым или г. Севастополя, считается аннулированной с 01.06.14 г. Восстановить налоговую регистрацию можно после эвакуации на другую территорию Украины или после завершения временной оккупации.

2. Любые налоги, сборы (обязательные платежи), взысканные на территории СЭЗ «Крым», не изменяют размер налоговых обязательств по налогам, сборам (обязательным платежам), которые начислены (подлежат взысканию) на другой территории Украины!

3. Любые доходы с источником происхождения с территории СЭЗ «Крым», полученные физлицами и юрлицами, приравненными к резидентам (см. таблицу 1), облагаются по правилам, установленным для иностранных доходов

Налог на прибыль, НДС

1. Важно! В период временной оккупации СЭЗ «Крым» не действует норма, ограничивающая расходы «резидентов» по товарам (работам, услугам), приобретенным у крымчан-«нерезидентов», 85 % барьером. Стоимость этих товаров (работ, услуг) можно относить на расходы в полной сумме.

2. При выплате доходов в пользу крымчан-«нерезидентов» необходимо уплатить налог на репатриацию по ставке 15 % (любые доходы с источником их происхождения с «материковой» Украины, которые начисляются (выплачиваются) в пользу лиц с «пропиской» в СЭЗ «Крым», облагаются налогом по правилам, установленным для их выплаты (репатриации) за границу Украины).

3. Плательщики, у которых есть обособленные подразделения на территории СЭЗ «Крым», и плательщики с местонахождением на территории СЭЗ «Крым», у которых есть обособленные подразделения на другой территории Украины, не могут уплачивать консолидированный налог на прибыль.

4. Внимание, плательщики НДС. Из Закона «вычистили» все упоминания об учете крымских НН, которые были в законопроекте. Суть их сводилась к тому, что такие НН нужно убрать из налогового кредита, но без штрафов.

Теперь же в Законе просто указано, что с 1 июня 2014 года считается аннулированной налоговая регистрация лиц, которые по состоянию на 31 мая 2014 года имели местонахождение (местожительство) и состояли на учете в контролирующих органах на территории Автономной Республики Крым или города Севастополя.

Из этого, наверное, и нужно исходить. Если до 01.06.14 г. крымский контрагент на момент, когда должна была быть выписана НН, не был исключен из Реестра плательщиков НДС, то налоговый кредит можно поставить на основании НН или жалобы по форме приложения Д8 («БН», 2014, № 18, с. 25). В подобном ключе налоговики рассуждали в письме ГФСУ от 30.07.14 г. № 654/6/99-99-19-03-02-15

Поставки товаров на/с территории СЭЗ «Крым»

Для целей таможенного оформления поставка товаров с территории СЭЗ «Крым» на другую территорию Украины приравнена к импорту. Поставка товаров с материковой территории Украины в Крым соответственно приравнена к экспорту.

Кабмин имеет право временно ограничивать поставки отдельных товаров (работ, услуг) и/или под отдельными (всеми) таможенными режимами с ВОТ на другую территорию Украины и наоборот. Такое решение должно вступать в силу не раньше чем через 30 календарных дней после его опубликования.

Товары, которые находились на территории СЭЗ «Крым» на 27.09.14 г., получают таможенный статус иностранных товаров

Валютный и платежный режим

1. Система электронных платежей НБУ и внутригосударственные платежные системы, платежными организациями которых являются резиденты Украины, не применяются на ВОТ.

2. Привлечение на территории Украины вкладов (депозитов) и/или предоставление ссуд (кредитов) в российских рублях запрещено.

3. Запрещено перемещать наличные российские рубли через административную границу СЭЗ «Крым». Исключение — перемещение рублей физлицами в сумме, не превышающей эквивалент 10000 грн., при условии устного декларирования должностному лицу таможни.

4. НБУ предоставлено право устанавливать особый порядок ввоза на территорию Украины наличных российских рублей и/или особый порядок их обмена на гривню на материковой территории Украины, ограничивать или запрещать такой обмен на срок временной оккупации.

5. На оплату товаров, работ, услуг и оплату труда в инвалюте на ВОТ индивидуальную лицензию получать не нужно

Лицензии, разрешения

Во время временной оккупации на территории СЭЗ «Крым»:

1) лицензии, выданные до 27.04.14 г., сертификаты соответствия и/или разрешения:

• считаются действительными на ВОТ;

могут использоваться для проведения хоздеятельности на другой территории Украины до окончания срока их действия;

не могут быть продлены. Исключение — когда до окончания срока действия лицензии (разрешения) временная оккупация завершена.

Внимание! Это положение не распространяется на порядок продления, переоформления сертификатов;

• могут быть приостановлены (аннулированы, отозваны, отменены) согласно законодательству Украины;

2) лицензии на экспорт товаров, выданные субъектам ВЭД, зарегистрированным на территории СЭЗ «Крым», считаются аннулированными с даты вступления в силу Закона № 1636 (т. е. с 27.09.14 г.);

3) лицензии и разрешения на виды деятельности, определенные ст. 404 ТКУ, считаются аннулированными для осуществления деятельности на территории АР Крым с 27.09.14 г. К этим видам деятельности, напомним, отнесены: таможенная брокерская деятельность, открытие и эксплуатация магазина беспошлинной торговли, таможенного склада, свободной таможенной зоны коммерческого или сервисного типа, состава временного хранения и грузового таможенного комплекса;

4) лицензии на осуществление видов деятельности, определенных Законом Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР, могут использоваться для проведения хоздеятельности до окончания срока их действия при условии уплаты очередного платежа за такую лицензию

Операции с объектами частной собственности

Объекты права частной собственности, расположенные на ВОТ, остаются в собственности лиц, которые владели (пользовались) ими на начало временной оккупации. При этом в течение срока временной оккупации:

1) передача права обственности на эти объекты подлежит регистрации на территории материковой Украины по правилам, установленным украинским законодательством;

2) любые сделки с землями, расположенным в границах ВОТ, осуществляются по правилам, установленным Земельным кодексом Украины и другим законодательством Украины относительно отчуждения (продажи, аренды) земли на территории Украины;

3) на период временной оккупации запрещены сделки с лицами, которые находятся в собственности или пребывают под контролем России

Трудовое право

На ВОТ:

• получать разрешение на применение труда иностранцев не нужно;

• ответственности за невыплату или задержку выплаты зарплаты нет, если это связано с временной оккупацией (обстоятельствами непреодолимой силы)

Эвакуация бизнеса с ВОТ

Любому юрлицу, которое изменяет (изменило) свое местонахождение с ВОТ на другую территорию Украины:

1) списывают налоговый долг, суммы рассроченных (отсроченных) денежных обязательств по любым налогам (сборам, обязательным платежам), которые возникли с момента временной оккупации;

2) предоставляют освобождение от налогообложения основных средств и МБП, которые юрлицо вывозит с ВОТ для дальнейшего использования в хоздеятельности на другой территории Украины. Правда, есть одно условие: такие основные средства должны находиться на балансе предприятия по состоянию на 01.01.14 г. в свободном обращении на территории Украины.

«Избавиться» от указанных основных средств до их ввода в эксплуатацию по новому месту расположения на материковой Украине или в течение 12 месяцев после ввода в эксплуатацию можно при условии уплаты положенных налогов и сборов согласно ст. 30 НКУ;

3) разрешают включать в налоговые расходы:

• подтвержденные расходы на эвакуацию основных средств и запасов с ВОТ на другую территорию Украины;

100 % амортизации эвакуированных основных средств, которые введены в эксплуатацию на другой территории Украины

 

Документы и сокращения статьи

ТКУ — Таможенный кодекс Украины от 13.03.12 г. № 4495-VI.

Закон № 1636 — Закон Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» от 12.08.14 г. № 1636-VII.

Закон о порядке расчетов в инвалюте  Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР.

Закон № 1207 — Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» от 15.04.14 г. № 1207-VII.

СКВ — свободно конвертируемая валюта.

ВОТ — временно оккупированная территория.

НН  налоговая накладная.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить