(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 43
  • № 42
  • № 41
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
19/25
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Октябрь , 2014/№ 40

Средний заработок мобилизованного: кто виноват и что делать?

http://tinyurl.com/y6dmeh9w
Сегодня мы с вами снова поговорим о среднем заработке мобилизованного работника. А точнее, о том, как такой заработок облагается НДФЛ, ЕСВ и ВС. Повод в очередной раз поднять эту тему — изменчивая позиция налоговиков, о которой мы обязаны вас уведомить.

С чего все начиналось, или Ловкость рук и никакого мошенничества?

Начнем с того, что 08.06.14 г. вступил в силу Закон № 1275. Им были внесены «мобилизационные» изменения сразу в 10 других законов, среди которых интересующие нас в рамках этой статьи: КЗоТ (см. ч. 3 ст. 119), НКУ (см. п.п. «и» п.п. 165.1.1) и Закон № 2464 (см. ч. 7 ст. 7). Новые редакции указанных норм действуют для мобилизованных работников, призванных с 18.03.2014 г. (п. 2 разд. II Закона № 1275). Для наглядности приведем эти уже давно не новинки в табл. 1.

 

Таблица 1. Выплата в размере среднего заработка мобилизованных в КЗоТ, НКУ и Законе № 2464

Норма

Текст нормы

Ч. 3 ст. 119 КЗоТ

За работниками, призванными на военную службу по призыву по мобилизации, на особый период, но не более одного года, сохраняются место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, в которых они работали на время призыва, независимо от подчинения и формы собственности. Выплата таких компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка производится за счет средств Государственного бюджета Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины

П.п. «и» п.п. 165.1.1 НКУ

В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включаются такие доходы: …компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву по мобилизации, на особый период

Ч. 7 ст. 7 Закона № 2464

Не начисляется единый взнос на выплаты, которые компенсируются из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву по мобилизации, на особый период

 

Казалось бы, все просто и ясно. Выплаты мобилизованным работникам в пределах среднего заработка, которые будут компенсироваться из бюджета, не должны облагаться НДФЛ и ЕСВ. Но не тут-то было! ГФСУ, «горя заботой» о ребятах, которые рискуя жизнью, защищают в зоне АТО нашу страну, нашла лазейку, как «сбить копеечку» со средней зарплаты мобилизованных.

Так что же «нафискалили» налоговики? Пользуясь тем, что нет кабминовского порядка компенсации среднего заработка, они считают неработающими положения ч. 3 ст. 119 КЗоТ, п.п. «и» п.п. 165.1.1 НКУ и ч. 7 ст. 7 Закона № 2464 (см. табл. 1). Чем дальше в лес — тем больше дров! «Забивая» на ч. 3 ст. 119 КЗоТ, ГФСУ указывает работодателям на необходимость соблюдения положений ч. 1 ст. 119 КЗоТ (см. письмо ГФСУ от 08.09.14 г. № 3095/6/99-99-17-03-03-15). Эта норма КЗоТ гласит: «На время выполнения государственных или общественных обязанностей, если согласно действующему законодательству Украины эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка». А поскольку такая выплата отнесена Инструкцией № 5 к фонду оплаты труда, то средняя зарплата мобилизованных в глазах фискальщиков трансформируется в обыкновенную зарплату!

Все! Финита ля комедия, платите со среднего заработка мобилизованных НДФЛ (см. разъяснение в категории 103.02 ЗIР ГФСУ), ЕСВ (свежее разъяснение в категории 301.03 ЗIР ГФСУ) и ВС (разъяснение в категории 132.02 ЗIР ГФСУ) в бюджет! Вот так благие намерения наших законотворцев стали «бомбой замедленного действия» для работодателей, чьи работники были призваны на военную службу по призыву по мобилизации, на особый период. О фискальном настрое налоговиков мы вас предупреждали и ранее, но тогда еще была надежда, что они одумаются… Однако этого не произошло.

Как быть работодателям, которые не облагали среднюю зарплату мобилизованных? Отстаивать свою правоту или, махнув на все рукой, принимать «дикую» позицию налоговиков? Озвучим наши умозаключения по этим вопросам.

 

Отстаиваем свою позицию

Предположим, вы не намерены мириться со столь вопиющей несправедливостью. Как же быть? Спорить! Но есть ли смысл? По нашему мнению, да. Правда, только в судебном порядке (об этом см. дальше). В части НДФЛ и ЕСВ главными доказательствами будут служить хорошо знакомые вам абз. «и» п.п. 165.1.1 НКУ и ч. 7 ст. 7 Закона № 2464. Что касается ссылок налоговиков на отсутствие порядка компенсации среднего заработка призванных работников, то, мы уверены, это не аргумент.

Дело в том, что такой порядок может предусматривать, по сути, два варианта. Первый вариант: работодатель начисляет и выплачивает средний заработок мобилизованному, а затем понесенные расходы ему компенсирует бюджет (аналогия — средний заработок работника, призванного на сборы). Второй вариант: работодатель начисляет средний заработок мобилизованному работнику, а перечисляет ему после получения компенсационных сумм из бюджета (по такой схеме сегодня происходит выплата больничных). Однако ни в первом, ни во втором случае средний заработок мобилизованного не должен облагаться ни ЕСВ, ни НДФЛ (хотя налоговики, очевидно, так не считают).

При этом в любом случае, поскольку в отсутствие такого порядка можно говорить как об одном, так и о другом варианте (т. е. допускается неоднозначное толкование прав и обязанностей плательщиков), то упомянутые правила нужно применять в пользу плательщиков, а не бюджета. Благо, об этом прямо говорит п. 56.21 НКУ.

Переходим к процедуре спора. Для начала вам нужно учесть, что само по себе озвучивание фискального мнения ГФСУ не порождает для вас дополнительных прав и/или обязанностей. Так что спорить еще не с чем. Вам остается лишь ждать проверки налоговиков и их реакции… а дальше все зависит от вида платежа. Хотя можно поступить и иначе — прямо сейчас попробовать получить от вашей местной ГНИ индивидуальную налоговую консультацию, после чего обжаловать ее в порядке, установленном п. 53.3 НКУ.

НДФЛ и военный сбор. Если налоговики выявят недоплату в части этих платежей, то направят вам налоговое уведомление-решение. Именно его вам и нужно обжаловать, причем потенциально есть две линии такого обжалования: административная и судебная.

Если выберете административный порядок, то предупреждаем: с учетом однозначной позиции ГФСУ, рассчитывать на положительный исход не стоит. Начинать данную процедуру можно разве что для того, чтобы выиграть время для подготовки к судебному обжалованию. Напомним, для этого вам в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения, нужно подать админжалобу (лично или по почте). Подать ее нужно в налоговый орган, находящийся по иерархии на ступеньку выше над органом, который вынес обжалуемое решение: как правило, в областной орган ГФСУ. При этом учтите: в периоде такого обжалования налоговое уведомление-решение будет считаться несогласованным и уплачивать доначисленную налоговиками сумму не придется. Процедура админобжалования является двухуровневой, поэтому в случае неудачи на первом этапе вы можете попытать счастья на втором (см. «БН», 2014, № 6, с. 4).

Что касается судебного обжалования, то это единственный механизм, способный в данном случае восстановить справедливость. «Запускается» он стандартно — при помощи искового заявления в окружной админсуд. Подать его можно в течение 1095 календарных дней после получения налогового уведомления-решения (п. 56.18 НКУ, письмо ВАСУ от 01.11.11 г. № 1935/11/13-11). Но это максимальный срок. На самом же деле сделать это лучше до того, как денежное обязательство по налоговому уведомлению-решению станет согласованным (так вам не придется уплачивать по нему соответствующую сумму доначислений, пока процесс обжалования не будет завершен). То есть, в общем случае, подать его стоит в течение тех же 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения. Если решение окружного админсуда вас не устроит, его можно будет обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

ЕСВ. При выявлении недоимки по ЕСВ налоговики направят вам требование о ее уплате (напомним, оно является исполнительным документом). Если вы с проверяющими не согласны, то вправе обжаловать и его. Причем так же, как и в предыдущем случае: в административном или судебном порядке.

Процедура админобжалования очень похожа на ту, с которой вы ознакомились выше. Так, админжалобу вы можете подать (лично или по почте) в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения требования налоговиков. Подать ее нужно налоговикам, стоящим в иерархии на ступеньку выше (с уведомлением налоговиков, которые вынесли требование), т. е., как правило, в областной орган ГФСУ. Если решение налоговиков вас не удовлетворит (они должны принять его в течение 30 календарных дней), то вы можете подать повторную жалобу в ГФСУ (см. «БН», 2013, № 40, с. 21).

Теперь посмотрим на судебное обжалование. Чтобы начать его, вы должны подать иск в окружной админсуд. Но в какой срок? В ст. 25 Закона № 2464 ответа на этот вопрос нет. В свою очередь, п. 1.3 Порядка № 452 указывает на то, что такой иск может быть подан в любой момент после получения соответствующего требования. Но, увы, все это только сбивает с толку. На самом деле в качестве максимального срока для подачи такого иска нужно ориентироваться на один месяц (по общему правилу, он должен отсчитываться с момента получения требования налоговиков). Об этом свидетельствует ч. 5 ст. 99 Кодекса административного судопроизводства Украины от 06.07.05 г. № 2747-IV*. В то же время, чтобы не пришлось уплачивать недоимку в периоде обжалования, иск стоит подать в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения требования от налоговиков. Если решение суда вас не устроит, вы можете обжаловать его в апелляционной и кассационной инстанциях.

* Не исключаем, что в будущем по этому поводу могут появиться разъяснения с более либеральным мнением. В частности, о том, что в этом случае нужно ориентироваться на 1095-дневный срок, из НКУ. К такому выводу может подвести ч. 4 ст. 8 Закона № 2464 (она указывает, что в части администрирования ЕСВ нужно ориентироваться на нормы НКУ).

 

Учитываем мнение ГФСУ: корректируем НДФЛ

При таком подходе неудержание НДФЛ с суммы среднего заработка мобилизованного работника будет нарушением порядка налогообложения доходов физлиц. Как в такой ситуации избежать «штрафных» неприятностей? Предлагаем вам свой вариант.

Первое, что вам необходимо сделать, — это провести добровольный перерасчет сумм доходов, а также удержанного НДФЛ. Какой период будем брать для перерасчета? Период с момента проведения последнего перерасчета по дату проведения текущего перерасчета включительно. У большинства из вас это будет период с 1 января 2014 года (с момента проведения перерасчета по результатам прошлого налогового (2013) года) по 30 сентября 2014 года. Причем перерасчет можно проводить не по всем работникам предприятия, а только по мобилизованным. Ведь наш перерасчет — добровольный. Зачем это нужно? Так мы с вами «убьем сразу двух зайцев»:

• во-первых, определим суммы НДФЛ, которые необходимо было удержать со среднего заработка мобилизованных работников, и еще раз проверим правильность налогообложения доходов, начисленных в проверяемом периоде;

• во-вторых, «уйдем» от штрафов по пп. 50.1, 119.1 и 127.1 НКУ.

Внимание! Перерасчет за 9 месяцев 2014 года проводите по тем же правилам, что и годовой.

Результатом проведенного перерасчета будет недоплата по НДФЛ. Ее сумму вы удерживаете за счет любого налогооблагаемого дохода работника за соответствующий месяц после его налогообложения и с учетом ограничений, установленных ст. 128 КЗоТ. Согласно этой статье при каждой выплате зарплаты работнику общий размер всех отчислений не может превышать 20 % «чистой» зарплаты, а в случаях, отдельно предусмотренных законодательством Украины, — 50 % или 70 %. Если размер недоплаты больше этой суммы, то остаток нужно будет удержать за счет налого­облагаемых доходов следующих месяцев, до полного погашения суммы выявленной недоплаты (п.п. 169.4.4 НКУ). Это подтверждают и контролеры (см. письмо ГНАУ от 06.03.12 г. № 8724/Я/17-1114).

В бухгалтерском учете предприятия сумму недоплаты НДФЛ, выявленную в результате перерасчета и удерживаемую с работника, вы отразите так: Дт 661 — Кт 641/НДФЛ. Но прежде не забудьте составить бухгалтерскую справку с описанием ситуации при проведении перерасчета по НДФЛ за 9 месяцев 2014 года.

Теперь об отражении результатов перерасчета за 9 месяцев в отчетности. В случае с мобилизованными работниками в ходе перерасчета мы фактически выявили ошибку (неправильно, по мнению ГФСУ, классифицировали доход и не удержали НДФЛ). Поэтому исправлять ее будем путем подачи уточняющих Налоговых расчетов по форме № 1ДФ за те периоды, в которых эти ошибки были допущены.

Внимание! Проведение перерасчета обязательно оформите документально.

Зачем? Чтобы «убить второго зай­ца»! Переходим к штрафам.

Выше мы назвали три нормы НКУ, обещающие финансовые потери налоговым агентам за НДФЛьные ошибки.

Пунктом 119.2 НКУ предусмотрен штраф в размере 510 грн. (а за повторное нарушение в течение года — 1020 грн.), в том числе, но не исключительно, за предоставление формы № 1ДФ с недостоверными сведениями либо с ошибками при условии, что они привели к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств плательщика налога и/или изменению плательщика налога.

Однако этот штраф не должен применяться налоговиками, если недостоверные сведения или ошибки в Налоговом расчете по форме № 1ДФ были:

1) выявлены налоговым агентом при проведении перерасчета по п. 169.4 НКУ;

2) исправлены в соответствии с требованиями ст. 50 НКУ.

Первое условие мы выполнили — ошибки, приведшие к уменьшению налоговых обязательств, были выявлены нами при проведении перерасчета. Причем то, что он был добровольным, а не обязательным, не имеет значения. Главное, что он был проведен по п. 169.4 НКУ.

А что со вторым условием? Пункт 50.1 НКУ обязывает налогоплательщика, самостоятельно выявившего в ходе перерасчета по п. 169.4 НКУ факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, исправить ошибку и направить налоговому органу уточняющий расчет.

Уточняющую форму № 1ДФ подали — значит, выполнили второе условие и избежали не только штрафа по п. 119.1 НКУ, но и «самоштрафа» в размере 3 % по п. 50.1 НКУ. Почему? Его не применяют, если уточняющий расчет предоставляют вследствие выполнения требований п. 169.4 НКУ (т. е. наш случай).

Более того, не должно быть в рассматриваемой ситуации и штрафов по п. 127.1 НКУ (25, 50 или 75 % от неудержанной/не уплаченной в бюджет суммы НДФЛ). Дело в том, что предусмотренные этим пунктом штрафы не применяют, если факт неначисления, неудержания и/или неуплаты (неперечисления) НДФЛ налоговый агент самостоятельно:

1) выявляет при проведении перерасчета по п. 169.4 НКУ;

2) исправляет в следующих налоговых периодах в течение налогового (отчетного) года (см. также письмо Миндоходов от 04.04.14 г. № 6237/5/99-99-19-03-02-16).

Но есть одно «но». Скорее всего, на практике в ситуации со средним заработком мобилизованных налоговики будут игнорировать освобождающие от финансовых санкций положения пп. 50.1, 119.2 и 127.1 НКУ. Оно и понятно. Слишком лакомый кусочек, который мог бы помочь им выполнить план по сбору налогов, ускользает из рук. Поэтому будьте готовы отстаивать свою правоту в суде.

Также не следует забывать об админштрафе по ст. 1634 КоАП. Его сумма за неудержание или неперечисление НДФЛ в бюджет при выплате доходов физлицу составляет от 34 до 51 грн., а при повторном в течение года нарушении — от 51 до 85 грн.

С НДФЛ разобрались, переходим к ЕСВ.

 

Учитываем мнение ГФСУ: корректируем ЕСВ

Первое, что делаем, — определяем суммы ЕСВ, которые должны были быть начислены/удержаны с суммы среднего заработка мобилизованного работника.

Составляем бухгалтерскую справку. В ней объясняем причины, приведшие к необходимости доначисления ЕСВ. Здесь же можно сделать ссылку на ч. 3 ст. 119 КЗоТ, ч. 7 ст. 7 Закона № 2464, письмо № 18834. Кроме того, не лишним будет сослаться на последнее разъяснение налоговиков, согласно которому нужно взимать ЕСВ со среднего заработка мобилизованных (см. категорию 301.03 ЗІР ГФСУ).

На основании бухсправки в бухгалтерском учете предприятия сумму недоплаты по ЕСВ:

• в части начислений отражаем проводкой по дебету счетов 91, 92, 93 с кредитом субсчета 651;

• в части удержаний — по дебету счета 661 с кредитом счета 651.

Далее доначисленные суммы ЕСВ показываем в отчете по форме № Д4, сформированном за месяц, в котором эти суммы были доначислены, через таблицы 1 и 6.

В таблице 1 отчета по форме № Д4 доначисленные суммы ЕСВ проставляем в соответствующих корректировочных строках 6, 6.1, 6.3, 6.4.

Важно! В строке без номера «Зміст помилки» обязательно указываем причину таких действий. Например, так: «В апреле — августе 2014 года с суммы среднего заработка мобилизованного работника не взимался ЕСВ согласно ч. 7 ст. 7 Закона № 2464».

В таблице 6 на работника формируем столько корректировочных строк, за сколько месяцев доначисляли ЕСВ. В этих строках указываем в частности:

• в графе 9 — код категории ЗО «1»;

• в графе 10 — код типа начислений «2» (ошибка выявлена самостоятельно, доначисляем ЕСВ);

• в графе 11 — соответствующий месяц, за который проводим доначисление ЕСВ;

• в графе 18 — сумму среднего заработка работника за соответствующий месяц;

• в графе 19 — сумму удержанного ЕСВ.

Внимание! Графы 15 и 17 в корректировочных строках не заполняем.

Почему? О показателях, которые указывают в этих графах, вы уже проинформировали ранее ГФСУ.

Ну и «штрафной» момент. Налоговики и пенсионщики обещают не штрафовать страхователей, которые, пользуясь устными разъяснениями налоговиков и письмом № 18834, не взимали ЕСВ с сумм среднего заработка мобилизованных работников (см. с. 44 номера).

 

Учитываем мнение ГФСУ: корректируем ВС

Так же, как и в случае с НДФЛ и ЕСВ, вначале определяем суммы ВС, которые должны были быть удержаны с суммы среднего заработка мобилизованного работника.

Исправляем ошибку в учетных регистрах. Для этого составляем бухгалтерскую справку. В бухгалтерском учете предприятия сумму недоплаты по ВС отражаем проводкой по дебету субсчета 661 с кредитом субсчета 642.

Доначисленные суммы ВС будем отражать в текущей отчетности по ВС после ее появления на свет.

И пару слов о финансовых санкциях. На первый план тут выходит ст. 127 НКУ. На ее основании налоговые агенты по ВС несут ответственность за неначисление, неудержание и/или неуплату (неперечисление) сбора до или во время выплаты дохода в пользу физлица.

Размер штрафа составляет 25 % от не перечисленной вовремя суммы ВС. При этом, если в течение 1095 дней плательщика повторно привлекают к ответственности за то же самое нарушение, то штраф возрастает до 50 %, а в случае, когда в течение 1095 дней нарушение совершается в третий раз и более — до 75 % суммы сбора, которая подлежит начислению и/или уплате в бюджет.

Помимо штрафа по п. 127.1 НКУ контролеры начислят пеню на основании п.п. 129.1.3 и п. 129.4 НКУ из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день выплаты (начисления) доходов в пользу физлиц (с 17.07.14 г. учетная ставка НБУ составляет 12,5 %).

Что касается админштрафа, то налоговики в разъяснении в категории 132.06 ЗIР ГФСУ настаивают на штрафе по ст. 1634 КоАП (см. выше для НДФЛ). Учитывая его небольшой размер (от 34 до 51 грн.), спорить с проверяющими здесь вряд ли уместно. Ведь, «проявив креативность» и порывшись в КоАП, они могут найти и более денежные нормы.

Остается надеяться, что к плательщикам, которые доначислят ВС на средний заработок мобилизованных, руководствуясь разъяснениями ГФСУ, штрафы все-таки применять не будут (см. «БН», 2014, № 39, с. 8).

В завершение приведем условный числовой пример.

Пример. Работник Петренко Олег Олегович (налоговый номер — 2925555555) был мобилизован с 02.06.14 г. Со средней зарплаты, выплачиваемой работнику за период мобилизации (в июне — 2850,00 грн., в июле — 3450,00 грн., в августе — 3000,00 грн.), НДФЛ, ВС не удерживали и не взимали ЕСВ на основании Закона № 1275. В Налоговом расчете по форме № 1ДФ за 2 квартал 2014 года сумму среднего заработка за июнь 2014 года отразили с признаком дохода «128».

Ставка ЕСВ в части начислений для предприятия — 37,26 %.

Предприятие решило учесть мнение ГФСУ относительно необходимости отнесения среднего заработка мобилизованного работника к фонду оплаты труда.

Корректировки проводятся в сентябре 2014 года. Средний заработок мобилизованного за сентябрь 2014 года — 3300,00 грн. (ЕСВ (удержание) — 118,80 грн., НДФЛ — 477,18 грн., ВС — 49,50 грн.).

 

Шаг 1. Определяем суммы ЕСВ, НДФЛ и ВС, которые следует доначислить за период с июня по август 2014 года (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Расчет сумм ЕСВ, НДФЛ и BC, подлежащих доначислению

Месяц 2014 года

Сумма среднего заработка, грн.

ЕСВ, грн.

НДФЛ, грн.

ВС, грн.

удержание

начисление

Июнь

2850,00

102,60

1061,91

412,11

Х

Июль

3450,00

124,20

1285,47

498,87

Х

Август

3000,00

108,00

1117,80

433,80

45,00

ИТОГО

9300,00

334,80

3465,18

1344,78

45,00

 

Шаг 2. Оформляем документально проведение перерасчета за 9 месяцев 2014 года. При условии, что в остальных месяцах НДФЛ был исчислен верно, в результате проведения перерасчета будет выявлена сумма недоплаты налога на доходы в размере 1344,78 грн. Эта недоплата связана с неверной классификацией дохода (по мнению ГФСУ).

Шаг 3. Составляем бухгалтерскую справку, в которой указываем причины, повлекшие необходимость доначисления ЕСВ, НДФЛ и ВС. Проводим такое доначисление в бухучете.

Шаг 4. Определяем общую сумму недоплаты, которая может быть удержана с дохода работника за сентябрь 2014 года, с учетом ограничения в 20 %, установленного ст. 128 КЗоТ.

Средний заработок мобилизованного за сентябрь 2014 года — 3300,00 грн. После удержания ЕСВ (118,80 грн.), НДФЛ (477,18 грн.), ВС (49,50 грн.) остается к выплате 2654,52 грн. От этой суммы 20 % — 530,90 грн.

Допустим, что мы решили пропорционально распределить суммы ЕСВ, НДФЛ и ВС, подлежащие доначислению. Тогда с сентябрьского заработка будет доудержано ЕСВ в сумме 103,05 грн., НДФЛ — 413,99 грн., ВС — 13,86 грн.

Остаток недоплаты будет удержан при последующих выплатах среднего заработка.

А вот доначисленную сумму ЕСВ в части начислений (3465,18 грн.) предприятие обязано уплатить в бюджет полностью.

Шаг 5. Отражаем результат перерасчета в Налоговом расчете по форме № 1ДФ. Месяцы, в которых неверно был исчислен НДФЛ, приходятся на два отчетных квартала (2 и 3 кварталы 2014 года). Налоговый расчет за 2 квартал уже сдан. Значит, корректировку будем проводить через уточненку (см. рис. 1). А вот корректировка суммы июльского и августовского налога попадет в отчетную форму № 1ДФ за  3 квартал 2014 года.

Предположим, что доначисленная сумма НДФЛ была перечислена в бюджет в октябре 2014 года. По нашим данным, форму Налогового расчета, которую будем подавать за 3 квартал 2014 года, ГФСУ планирует изменить. Предположим, что табличная часть расчета не претерпит изменений. Тогда предприятие средний заработок мобилизованного работника отразит так, как показано на рис. 2.

 

 

Рис. 1. Фрагмент уточняющего налогового расчета по форме № 1ДФ за 2 квартал 2014 года

 

 

Рис. 2. Фрагмент отчетного налогового расчета по форме № 1ДФ за 3 квартал 2014 года

 

Шаг 6. Исправляемся в отчете по ЕСВ. Доначисленные суммы ЕСВ отражаем в таблицах 1 и 6 формы № Д4, сформированной за сентябрь 2014 года.

Для наглядности покажем в табл. 1 только строки 6 и саму табл. 6 (см. рис. 3).

 

 

Рис. 3. Фрагмент таблиц 1 и 6 формы Д4 за сентябрь 2014 года

 

Шаг 7. Отражаем суммы ВС в отчетности по ВС за текущий отчетный период (после появления такой отчетности).

Как видите, ситуация с налогообложением среднего заработка мобилизованным работникам, призванным на военную службу по призыву по мобилизации, на особый период, сложилась неоднозначная. Причем до такой степени неоднозначная, что сегодня наши с вами сослуживцы, защищающие Родину, вынуждены уплачивать со своей зарплаты военный сбор себе же в помощь. А отсутствие порядка компенсации среднего заработка мобилизованным почему-то больше волнует налоговиков, а не работодателей, которые, не надеясь на его скорое появление, тем не менее продолжают начислять и выплачивать такой заработок, поддерживая бойцов и их семьи. Выход из создавшейся ситуации — скорейшее появление порядка компенсации. Надеемся, что, когда он заработает, ГФСУ откажется от своей фискальной позиции.

 

Выводы

  • По мнению ГФСУ, средний заработок работников, призванных на военную службу по призыву по мобилизации, на особый период, включается в фонд дополнительной заработной платы. А значит, его сумму необходимо облагать НДФЛ, ВС и ЕСВ.

  • Если вы ранее не облагали средний заработок мобилизованных, но сейчас решили учесть мнение ГФСУ, то не забудьте пересчитать суммы НДФЛ, ВС и ЕСВ за прошлые периоды и внести соответствующие корректировки в отчетность.

Документы статьи

Закон № 2464  Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.10 г. № 2464-VI.

Закон № 1275 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации» от 20.05.14 г. № 1275-VII.

Порядок № 452  Порядок рассмотрения органами доходов и сборов жалоб по требованиям об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и на решение о начислении пени и наложении штрафа, утвержденный приказом Миндоходов от 09.09.13 г. № 452.

Инструкция № 5  Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.04 г. № 5.

Письмо № 18834 — письмо ПФУ от 16.07.14 г. № 18834/05-10.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
мобилизованный работник, средний заработок добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье