(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 43
  • № 42
  • № 41
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
20/25
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Октябрь , 2014/№ 40

Благотворительная помощь для защищающих Родину и пострадавших: хотели как лучше, получилось как всегда

Мы видим, что сейчас государству не под силу справиться с сегодняшними вызовами без народа. Наши люди помогают и военнослужащим, принимающим участие в боевых действиях, и переселенцам из зоны АТО. До сих пор средства, которые получают защитники Родины или члены их семей, а также средства и имущество, которые собирают волонтеры, формально попадали под налогообложение. Понимая эту несправедливость, законодатели приняли «освобождающий» Закон. Чем помогут его положения и как будут действовать, сейчас и выясним.

Речь о Законе Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно некоторых вопросов налогообложения благотворительной помощи» от 02.09.14 г. № 1668-VII (далее — Закон № 1668). Дата, с которой он вступил в силу, — 26.09.14 г.

Основная его цель — освободить от налогообложения благотворительную помощь, которую получают участники боевых действий, пострадавшие участники массовых акций, а также в определенных случаях члены их семей, переселенцы (см. новые пп. 165.1.54 и 170.7.8 НКУ). Все подробности представим в таблице.

 

№ п/п

Получатели благотворительной помощи

Цели, на которые предоставляется помощь

Необлагаемая сумма помощи

1

2

3

4

1

Участники боевых действий и работники предприятий — участники АТО*.

Члены семей таких участников*, которые получили повреждение здоровья, погибли или признаны без вести пропавшими во время участия в АТО, участия в обеспечении ее проведения, умерли вследствие ранения, контузии или увечья

Для закупки или в виде специальных средств индивидуальной защиты, технических средств наблюдения, лекарственных средств, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения или иных товаров по перечню, определенному КМУ, или для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг на лечение, обеспечения изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления

Любая сумма, полученная с 21.11.13 г. до 31 декабря (включительно) года, следующего за годом завершения АТО

2

Участники массовых акций гражданского протеста в Украине, получившие повреждение здоровья во время участия в таких акциях в период с 21.11.13 г. по 28.02.14 г., а также 02.05.14 г. в городе Одессе, члены семей таких участников, которые погибли или умерли в результате полученных в этот период ранений, контузии или иного повреждения здоровья, или признанных без вести пропавшими

Для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг на лечение, обеспечения изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления

Любая сумма, полученная с 21.11.13 г. до 31 декабря (включительно) года, следующего за годом завершения АТО

3

Физические лица, которые проживают (проживали) на территории населенных пунктов, где проводится (проводилась) АТО или вынужденно покинувшие место жительства в связи с проведением АТО

4

Физические лица, которые проживали на территории АР Крым и были вынуждены покинуть место жительства, в связи с временной оккупацией

см. на с. 35 строки 2 и 3

см. на с. 35 строки 2 и 3

5

Благотворители — физлица, которые внесены в Реестр волонтеров АТО**.

Речь о физлицах, которые по собственной инициативе собирали помощь для последующей ее передачи нуждающимся в ней лицам.

Формально, поскольку такие волонтеры сами являются физлицами, то для них тоже нужна была «освобождающая» от НДФЛ норма

Для предоставления благотворительной помощи в пользу лиц, определенных в пп. 1—4 для закупки или в виде специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов, изготовленных в соответствии с военными стандартами), технических средств наблюдения, лекарственных средств, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещественного обеспечения или других товаров (работ, услуг) по перечню, определенному КМУ, или для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медназначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг по лечению, обеспечению изделиями медназначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления***

Сумма (стоимость) полученной с 21.11.13 г. благотворительной помощи, которая была фактически использована до 31 декабря (включительно) года, следующего за годом завершения АТО****:

• для предоставления благотворительной помощи в пользу лиц, определенных в пп. 1 — 4;

• на возмещение документально подтвержденных расходов таких благотворителей-волонтеров, связанных с предоставлением такой помощи

6

Физические лица, указанные в пп. 1 — 5

На восстановление утраченного имущества и на другие возникшие нужды по перечню, определяемому КМУ

Сумма, которая совокупно в течение отчетного (налогового) года не превышает одну тысячу размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января этого года (в 2014 году — 1218000,00 грн.)*****

* Военнослужащие (резервисты, военнообязанные) и работники Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, СБУ, Службы внешней разведки Украины, Государственной пограничной службы Украины, лица рядового, начальствующего состава, военнослужащие, работники МВД Украины, Управления государственной охраны Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, которые защищают (защищали) независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимают (принимали) непосредственное участие в АТО, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах АТО; работники предприятий, учреждений, организаций, которые привлекаются (привлекались) и принимают (принимали) непосредственное участие в АТО в районах ее проведения в порядке, установленном законодательством.

Порядок предоставления статуса участника боевых действий лицам, защищавшим независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимавшим непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, утвержден постановлением КМУ от 20.08.2014 г. № 413 (далее — Порядок № 413). Статус участника боевых действий будет подтверждать удостоверение.

К членам семей участников боевых действий и/или участников массовых акций общественного протеста в Украине относятся: жена, муж, которые не вступили в брак во второй раз, родители, дед и бабка (если родители умерли), несовершеннолетние дети, совершеннолетние дети — инвалиды.

** Реестр волонтеров АТО формирует ГФС. Он будет обнародован на официальном сайте ведомства.

Для включения в Реестр физическое лицо подает:

заявление;

• копию документа о регистрационном номере учетной карточки плательщика налогов или копию паспорта (для физических лиц, откзавшихся от номера и имеющих соответствующую отметку в паспорте);

справку из банка (справки из банков) с указанием реквизитов счетов, открытых на имя такого волонтера, предназначенных для осуществления благотворительной деятельности.

Включать в Реестр будут в течение одного рабочего дня.

Отметим, что пока такого реестра нет. До даты внедрения Реестра требования относительно внесения благотворителей— физлиц в такой Реестр не применяются.

Важно! Льгота будет распространяться и на помощь, полученную волонтером в отчетном налоговом году, предшествующем году внесения его в Реестр.

*** Предоставляется непосредственно таким лицам или через Минобороны Украины, Главное управление Национальной гвардии Украины, СБУ, Службу внешней разведки Украины, Администрацию Государственной пограничной службы Украины, МВД Украины, Управление государственной охраны Украины, Администрацию Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, через органы управления других образованных соответственно законам Украины военных формирований, их соединения, воинские части, подразделения, учреждения или организации, содержащиеся за счет средств государственного бюджета).

**** Средства, полученные благотворителями — физическими лицами на их банковские счета на цели, определенные в этом подпункте, и не использованные такими благодетелями в срок, указанный в этом подпункте, должны быть перечислены ними в Госбюджет в порядке, установленном КМУ.

***** Сумма превышения облагается по ставкам, установленным п. 167.1 НКУ. При этом налогоплательщик обязан задекларировать сумму благотворительной помощи.

 

Важно! В случае если из суммы (стоимости) благотворительной помощи, отвечающей всем условиям, перечисленным в вышеприведенной таблице, был удержан (уплачен) НДФЛ, то суммы налога подлежат возврату налогоплательщику из бюджета.

И еще пару моментов. Цель Закона № 1668, безусловно, благая… И замечательно, что он распространяется на правоотношения с 21.11.13 г., т. е. фактически введен в действие «задним» числом. Однако с реализацией его положений на практике возникнут проблемы. Основная их причина — необходимость документально подтвердить статус физлиц — получателей благотворительной помощи. Согласно Порядку № 413 шанс получить статус участника боевых действий (подтверждается удостоверением) у тех, кто воюет в зоне АТО, появится только после завершения выполнения заданий этой операции. А как будут официально определять статус участников массовых акций общественного протеста и переселенцев — пока вообще неясно. Если в проекте комментируемого Закона было сказано, что порядок определения таких лиц для целей налогообложения определит КМУ, то в окончательном тексте Закона эта фраза исчезла.

Чем чревато отсутствие подтверждающих документов? Да тем, что благотворители без них не имеют права предоставлять необлагаемую благотворительную помощь на основании новых пп. 165.1.54 и 170.7.8 НКУ. Вряд ли фискалы «погладят по голове» тех, кто выплатил (предоставил) такую помощь бойцам и не обложил ее НДФЛ, не имея нужной «бумажки».

И как, позвольте, действовать «в рамках закона» волонтерам? Какие документы им собирать с тех, кому они сейчас помогают? Получается, что «официальным» волонтерам во избежание проблем с налоговиками лучше предоставлять благотворительную помощь через государственные ведомства, например, воинские части (см. примечания к таблице). В таком случае понесенные расходы можно подтвердить платежным поручением о перечислении средств на счет ведомства (если помощь материальная) или актом приема-передачи товаров и платежными (расчетными) документами на приобретение товаров (если помощь предоставляется в натуральной форме).

Предприятия, которые закупают (закупали) бронежилеты (другие необходимые товары) для бойцов АТО, без документов, подтверждающих соответствующий статус получателей таких товаров, не могут не облагать персонифицированную помощь на основании пп. 165.1.54 и 170.7.8 НКУ.

Пока выход — перечислять (передавать) помощь непосредственно ведомствам, перечисленным в п. 33 подразд. 4 разд. XX НКУ.

И еще один момент. Законодатели уточнили, что от налогообложения освобождаются средства или стоимость имущества (услуг), которые предоставляются как помощь на лечение и медицинское обслуживание плательщика налога, в том числе, но не исключительно, для приобретения лекарств, донорских компонентов, протезно-ортопедических изделий, изделий медицинского назначения для индивидуального пользования инвалидов за счет средств благотворительной организации или его работодателя. Соответствующие изменения внесены в п.п. 165.1.19 НКУ. Учтите: согласно разъяснениям ГФСУ (см. консультацию в категории 103.06.04 ЗIР ГФСУ) для необложения такой помощи ее получатель должен предоставить документальное подтверждение понесенных расходов (договоры, идентифицирующие продавца товаров (работ, услуг) и их покупателя (получателя), платежные и расчетные документы и т. п.).

 

«Расходный» аспект

Закон № 1668 также установил временные льготные правила обложения налогом на прибыль благотворительной помощи.

Напомним: ранее налогообложение благотворительной помощи, в частности и военным сбором, можно было охарактеризовать одним высказыванием: «Инициатива наказуема!». Дело в том, что субъект хозяйствования, помогавший украинской армии в борьбе против агрессора, должен был облагать налогом такие операции по правилам, установленным для предоставления безвозвратной финпомощи неприбыльным организациям. Он имел право отразить в составе налоговых расходов благотворительную помощь только в размере 4 % налогооблагаемой прибыли за предыдущий год (абз. «а» п.п. 138.10.6 НКУ)*.

* Убыточные и вновь созданные «благотворители» либо не получали прибыль в прошлом году, либо просто не имеют данных о прошлогодней деятельности, а следовательно, определить 4 % предел для благотворительных расходов, к сожалению, не могли.

К сведению! «Благотворительно-расходный» предел распространяется не только на пожертвования военным, но и на благотворительную помощь, предоставленную бюджету или неприбыльным организациям (абз. «а» и «б» п.п. 138.10.6 НКУ). Поэтому если в отчетном году вы, кроме пожертвований военным, уже предоставляли благотворительную помощь, например, неприбыльным организациям (профсоюзу), то эти суммы тоже нужно учесть при сравнении с 4 % расходным пределом.

И хотя такие «благотворительно-расходные» перспективы вряд ли радовали субъектов хозяйствования, но все-таки и не отвращали их от благотворительности. Как говорится, для достижения высшей цели — мира в Украине — ничего не жалко.

Поэтому законодатели решили, что патриотов следует поблагодарить за старания. И с 26.09.14 г. установили временные — на время проведения АТО — льготные правила налогообложения благотворительной помощи (новый п. 33 подразд. 4 разд. XX НКУ). В соответствии с этими правилами «благотворитель-патриот» может отнести расходы на помощь армии в прочие расходы обычной деятельности в полном объеме без каких-либо ограничений.

Важно! Новые правила налогообложения благотворительной помощи действуют только тогда, когда одновременно выполняются три условия:

1) благотворительная помощь предоставляется исключительно военным, а именно: Вооруженным Силам, Нацгвардии, СБУ, МВД, другим созданным в соответствии с законами Украины воинским формированиям, их соединениям, воинским частям, подразделениям, учреждениям либо организациям, которые содержатся за счет средств государственного бюджета;

2) пожертвование предоставлено в виде: средств или специальных средств индивидуальной защиты военных (касок, бронежилетов, изготовленных в соответствии с военными стандартами), технических средств наблюдения, лекарственных средств и медицинских изделий, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого довольствия, а также других товаров, выполненных работ, предоставленных услуг по перечню, определяемому Кабмином. Надеемся, что Кабмин оперативно его утвердит;

3) помощь военным предоставлена на целевой основе «для нужд обеспечения проведения антитеррористической операции». Об этом следует упомянуть в договоре дарения или пожертвования, на основании которого армии передаются ценности.

Если хотя бы одно из перечисленных выше условий не выполняется, например благотворительная помощь предоставляется не воинским формированиям, или товары, работы/услуги не связаны с проведением АТО, то облагать налогом на прибыль такую операцию следует по общим «благотворительным» правилам. С этими правилами вы можете ознакомиться в «БН», 2014, № 22, с. 25.

Обратите внимание! Закон № 1668 вступил в силу с 26.09.14 г., однако он распространяется на правоотношения, возникшие с 21.11.13 г. Таким образом, суммы благотворительной помощи, которая была предоставлена военным до 26.09.14 г., но во время проведения АТО, тоже можно включить в налоговые расходы в полной сумме. Для годовых плательщиков с этим никаких проблем не будет. А квартальные плательщики налога на прибыль могут исправить ошибку в поданной ранее отчетности. Подсказки о том, как это сделать, вы найдете в «БН», 2014, № 22, с. 12.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
благотворительная помощь добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье