(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 43
  • № 42
  • № 40
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
16/28
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Октябрь , 2014/№ 41

«Ой, мороз, мороз…», или Установка автономной системы отопления


Подготовка к зиме в самом разгаре. Поэтому на страницах нашей газеты все чаще появляются материалы, посвященные этой теме. Недавно мы рассказывали о том, как утеплить помещение (см. «БН», 2014, № 38, с. 26). Сегодня продолжим рассматривать операции по подготовке к самой суровой поре года и расскажем об оборудовании производственных и административных помещений автономными системами отопления.

Начнем со «старых знакомых» — газовых котлов. О том, что нужно учитывать при установке такой системы, читайте далее.

Организационные вопросы

На сегодняшний день на рынке имеется достаточно большой выбор автономных систем отопления (котлов): электрические, газовые, жидкотопливные, твердотопливные и т. п. Однако наибольшей популярностью до сих пор пользуются автономные системы отопления (котлы) на природном газе. И это несмотря на то, что с каждым годом стоимость этого энергоносителя увеличивается. К тому же порядок «легализации» такого агрегата самый сложный. Поэтому далее поговорим об установке именно газовой системы отопления.

Прежде чем приступать к установке газового котла, вам следует решить ряд организационных вопросов:

1. Выбор котла. Первым шагом при установке автономной газовой системы отопления является выбор ее «сердца» — котла. Выбирая котел, следует исходить из площади помещения, которую предполагается отапливать. Существует мнение, что в среднем для отопления 10 м2 площади дома требуется котел мощностью 1 кВт. Исходя из этого обычно его и выбирают.

В то же время не всегда такой расчет может дать надлежащий эффект. Так, в частности, если помещение утеплено (как осуществить такие мероприятия, читайте в «БН», 2014, № 38, с. 26), то для расчета нужно использовать несколько уточненные данные, чтобы не приобретать излишне мощный котел, который будет работать не на полную мощность и, следовательно, не будет давать ожидаемый эффект.

Поэтому при выборе котла советуем рассчитать тепловой баланс помещения. Делать это самостоятельно без специальных знаний достаточно сложно, поэтому лучше обратиться к специалистам, которые проведут расчеты и помогут с подбором «сердца» вашей системы отопления.

2. Подключение к газотранспортной системе. Для этого вам следует заключить с местным газовым хозяйством договор на присоединение к газовой сети. Для этого вам нужно осуществить следующие действия (разд. VI Порядка № 420):

1) получить технические условия на газоснабжение. Для их получения подайте местному газовому хозяйству заявление о присоединении к газовым сетям и документы с информацией о котле и характеристиками места его использования.

Внимание! Какие именно документы нужно подать, устанавливают местные газовики в своих подведомственных нормативно-правовых актах, поэтому в разных регионах Украины их перечень вследствие региональной специфики может различаться. Так что проконсультируйтесь с соответствующими специалистами;

2) на основании техусловий разработать проектно-сметную документацию на газоснабжение. Разработка такой документации осуществляется за ваш счет;

3) проектную документацию согласовать с местными газовиками;

4) заключить договор на подключение (присоединение) к газотранспортной системе.

Важно! Процесс подключения достаточно трудоемок, сложен и может продолжаться от нескольких месяцев до года. Поэтому советуем вам осуществлять такие операции через специализированную организацию. И хотя это может быть несколько дороже, чем самостоятельное подключение, но экономия времени стоит этих денег.

3. Приобретение котла и его установка. После того как все нюансы с подключением урегулированы, можно переходить к приобретению самого котла и необходимого для его функционирования газового оборудования (вытяжек, трубопроводов, радиаторов, газовых счетчиков и т. п.).

Выбирая помещение для размещения котла, нужно тщательно продумать его технологическую целесообразность. Как правило, при разработке общестроительного проекта архитекторы уже предварительно выделяют одно помещение под котельную и проектируют его размеры и конструкцию в соответствии с нормативными требованиями (разд. 6 «Внутреннее устройство газоснабжения» ДБН В. 2.5-20-2001 «Газоснабжение»).

Если же котел устанавливается в уже функционирующем здании, которое раньше отапливалось централизованно, то под котел вам придется выделить отдельное помещение — котельную. При этом вам подойдет не любое помещение, а только то, которое соответствует нормативным требованиям. Поэтому, выбирая такое помещение, рекомендуем посоветоваться со специалистами.

Важно! Установку газовой системы отопления в уже действующем здании обычно:

• или учитывают как создание отдельного объекта основных средств с отражением расходов на его создание на субсчете 104, а в налоговом учете — как основные средства группы 4 (согласно п.п. 14.1.138 и п. 145.1 НКУ);

• или считают расходами на модернизацию и улучшение здания. В этом случае расходы на установку такого оборудования в пределах 10 % «ремонтного лимита» относим на текущие расходы, а сверх него — на увеличение стоимости основного средства группы 3*.

* Внимание! Некоторые специалисты настаивают на том, что п. 138.5 НКУ требует относить расходы на улучшение основных средств в расходы только в виде амортизации. Это, как вы понимаете, вообще отрицает применение в этом случае 10 % «ремонтного» лимита, но зато требует отнесения таких расходов к налоговым только через механизм амортизации. Налоговики на такой трактовке положений п. 138.5 НКУ не настаивают. Поэтому применять ли ее, решать вам.

Если же здание только строится, то обычно стоимость такого оборудования и расходов на установку автономной системы отопления включают в первоначальную стоимость новостроя.

Кроме того, после окончания установки газового котла вам придется:

1) нанять или назначить приказом по предприятию из числа работающих на предприятии лиц работника, который будет отвечать за газовое хозяйство. Такое лицо при исполнении своих обязанностей будет заниматься работой с повышенной опасностью, поэтому перед тем, как приступить к выполнению своих обязанностей, оно должно пройти соответствующее обучение (ст. 18 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII);

2) подать в ГФСУ Уведомление об объектах налогообложения либо объектах, которые связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность, по форме № 20-ОПП в течение 10 рабочих дней после запуска в эксплуатацию котельной.

Но знайте: налоговики придерживаются другой точки зрения — они предлагают отсчитывать 10 рабочих дней с даты оформления договора купли-продажи или другого документа на право владения объектом (категория 119.11 ЗIР ГФСУ).

Однако помните: при таком подходе вам придется подать ф. № 20-ОПП дважды:

• после покупки котла (оформления договора купли-продажи);

• после ввода котла в эксплуатацию (в результате изменения сведений об объекте налогообложения).

Подробно о правилах заполнения этой формы читайте в «БН», 2014, № 25, с. 38; № 40, с. 47.

4. Разрешение на эксплуатацию. После проведения всех перечисленных выше мероприятий, чтобы начать эксплуатировать отопительную систему, необходимо получить разрешение на эксплуатацию котла, а именно разрешение на выбросы таким котлом загрязняющих веществ. Что это за разрешение и как его получить, читайте дальше.

 

Правила получения разрешения

Напомним, что на сегодняшний день все субъекты хозяйствования, являющиеся собственниками стационарных источников загрязнения, могут осуществлять выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух только после получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ (ст. 11 Закона об атмосферном воздухе).

Напомним, что под стационарными источниками загрязнения атмосферы понимают предприятие, цех, агрегат, установку или другой недвижимый объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и/или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (п.п. 14.1.230 НКУ и п.п. 1.15.5 Инструкции № 7).

Газовые котлы осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании природного газа (оксид азота, окись углерода, двуокись углерода и т. п.), а следовательно, они подпадают под определение стационарного источника загрязнения. Поэтому, чтобы использовать такой объект, вам обязательно нужно получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ.

Обращаем внимание: газовые котлы отнесены к третьей группе стационарных источников загрязнения (объекты, не относящиеся к первой и второй группам стационарных источников*). Дело в том, что газовый котел по своей мощности, даже работая целый год (в действительности его используют полгода), не осуществляет такой объем выбросов, чтобы превысить пороговые значения (их размер приведен в приложении 1 к Инструкции № 177), после достижения которых объект должен быть взят на государственный учет. А поскольку на государственный учет его не поставили, то и классифицировать его можно только как стационарный источник загрязнения третьей группы.

* В соответствии со ст. 11 Закона об атмосферном воздухе к первой группе относятся объекты, поставленные на государственный учет и имеющие производства либо технологическое оборудование, на которых должны внедряться экологически безопасные технологии и методы управления, а ко второй группе — объекты, поставленные на государственный учет и не имеющие производств либо технологического оборудования, на которых должны внедряться экологически безопасные технологии и методы управления.

Отнесение газового котла к составу стационарных источников загрязнения третьей группы является важным с точки зрения получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ. Дело в том, что от этого будет зависеть порядок получения такого разрешения.

Так, субъекты хозяйствования, эксплуатирующие стационарный источник загрязнения, отнесенный в состав третьей группы, могут получить свое разрешение на местном уровне, т. е. в местных представительствах Минприроды (ч. 5 ст. 11 Закона об атмосферном воздухе). Причем срок действия такого разрешения будет неограниченным (ч. 8 ст. 11 Закона об атмосферном воздухе // «БН», 2014, № 21, с. 37).

Для получения разрешения субъект хозяйствования должен оформить заявление и подготовить пакет документов (п. 4 Порядка № 302, разд. 2 Инструкции № 108).

После этого вы должны подать в территориальный орган Минприроды и учреждение государственной санитарно-эпидемиологической службы в письменной и в электронной форме заявление и пакет документов, где обосновываются объемы выбросов загрязняющих веществ, которые были выявлены при проведении подготовительных операций.

Заметим: такие обоснования можно делать или самостоятельно, или с привлечением учреждений, организаций и заведений, которым Минприроды предоставляет право на их разработку (их перечень размещен на официальном сайте Минприроды: http://www.menr.gov.ua).

Честно говоря, подготовить такие документы самостоятельно почти нереально. Поэтому, скорее всего, вам придется привлекать к их разработке стороннюю организацию, а это влетит вам в «копеечку».

Подав необходимые документы, остается только, скрестив пальцы, ждать результатов их рассмотрения. Ожидать придется не более 15 календарных дней с даты подачи документов. Если все в порядке, вам должны выдать разрешение, если нет, то письменный отказ. В случае получения отказа вы можете повторно подать документы на получение разрешения после устранения замечаний, указанных в отказе.

 

Если разрешения нет

Ответственность. Как вы понимаете, получение такого разрешения — удовольствие не из дешевых. Поэтому иногда на практике субъекты хозяйствования эксплуатируют такой стационарный объект без разрешения.

Такие действия опасны и могут привести к определенным негативным последствиям, а именно:

• наложению админштрафа на должностных лиц субъекта хозяйствования за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения (ст. 78 КоАП) в размере от 5 до 8 ннмдг (от 85 до 136 грн.);

возмещению субъектом хозяйствования вреда, нанесенного атмосферному воздуху при использовании газового котла без разрешения. Размер вреда рассчитывают инспекторы Минприроды, пользуясь методикой, утвержденной приказом Минприроды от 10.12.08 г. № 639;

• если такое нарушение привело к возникновению опасности для здоровья людей либо окружающей природной среды, то должностное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности согласно ст. 241 УКУ.

Однако, как свидетельствует практика, субъектов хозяйствования и такие санкции не пугают. И все-таки советуем получить такое разрешение и спать спокойно.

Эконалог. Независимо от того, имеется у вас разрешение или нет, уплачивать эконалог придется. Хотя как его рассчитать, непонятно, поскольку в случае отсутствия такого разрешения субъект хозяйствования не имеет исходных данных для достоверного расчета налоговых обязательств.

В этом случае, на наш взгляд, подойдет и приблизительный расчет. Суть его сводится к тому, что объем выбросов рассчитывается исходя из нормативных выбросов загрязняющих веществ при сжигании 1 м3 природного газа. Подробно методику расчета мы описывали в «БН», 2013, № 31, с. 12. Сегодня приведем только рассчитанные нами нормативы выбросов загрязняющих веществ при сгорании 1 м3 природного газа:

• окислов азота (NOх) — 2,98 г;

• оксида углерода (CO) — 0,26 г;

• диоксида углерода (CO2) — 1848,19 г.

Зная размер выбросов при сжигании 1 м3 газа, для расчета налога вам достаточно умножить эти данные на объем сожженного газа за отчетный период и ставку эконалога (ее размер приведен в ст. 243 НКУ).

Будьте внимательны! В НКУ ставки установлены за 1 тонну загрязняющего вещества, а мы привели данные в граммах. Напомним, что в 1 тонне — 1 млн граммов.

Если вы раньше не были плательщиком эконалога, то должны помнить о необходимости подавать в фискальные органы по месту размещения стационарных источников загрязнения Налоговой декларации экологического налога, форма которой утверждена приказом ГНАУ от 24.12.10 г. № 1010.

Подается такая декларация за отчетный квартал (без использования нарастающего итога) в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала.

Кроме того, в случае если место подачи налоговых деклараций не совпадает с местом пребывания на налоговом учете, плательщики эконалога должны подать в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем квартала, копии соответствующих налоговых деклараций по основному месту учета (п. 250.8 НКУ).

Уплатить налог, рассчитанный в такой декларации, вы должны в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока ее подачи (п. 250.2 НКУ).

Подробно с основными правилами заполнения декларации по эконалогу вы можете ознакомиться в «БН», 2011, № 42, с. 33; 2012, № 5, с. 43; 2013, № 31, с. 12.

Документы статьи

УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.01 г. № 2341-III.

Закон об атмосферном воздухе Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 г. № 2707-XII.

Порядок № 302 Порядок проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, получивших такие разрешения, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.02 г. № 302.

Инструкция № 7 Инструкция о содержании и порядке составления отчета проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятии, утвержденная приказом Минэкобезопасности от 10.02.95 г. № 7.

Инструкция № 177 Инструкция о порядке и критериях постановки на государственный учет объектов, которые оказывают или могут оказать вредное воздействие на здоровье людей и состояние атмосферного воздуха, видов и объемов загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, утвержденная приказом Мин- экологии от 10.05.02 г. № 177.

Инструкция № 108 Инструкция об общих требованиях к оформлению документов, в которых обосновываются объемы выбросов, для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками для предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, утвержденная приказом Минприроды от 09.03.06 г. № 108.

Порядок № 420 — Порядок доступа и присоединения к единой газотранспортной системе Украины, утвержденный постановлением НКГРЭ от 19.04.12 г. № 420.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
автономная система отопления, установка добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье