«Малоценная» лицензия с неограниченным сроком действия: как отразить в учете

В избранном В избранное
Печать
Кравченко Дарья
Бухгалтерская неделя Октябрь, 2014/№ 41
Предприятие получило лицензию на осуществление медицинской практики. Ее стоимость 1300 грн. Срок действия не ограничен. Как учитывать такие расходы в налоговом и бухгалтерском учете (амортизировать как нематериальные активы или сразу отнести в расходы)?

Начнем с того, что медлицензия — это разрешительный документ, который дает право ее владельцу на осуществление определенного вида хоздеятельности, а именно — медицинской практики. Порядок получения, оплаты, переоформления и аннулирования таких лицензий регламентирует Закон № 1775*.

* Закон Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

К слову сказать, на сегодняшний день согласно данному нормативному акту лицензированию подлежат более 40 видов хозяйственной деятельности. Однако и этот перечень не является исчерпывающим (некоторые виды деятельности подлежат лицензированию по правилам специального законодательства: алко-табачная сфера, строительство и т. д.).

Но при всем этом многообразии все лицензии можно сгруппировать: по сроку их действия и периодичности оплаты. Так, можно выделить:

разовые лицензии (больше характерны для банковской сферы деятельности);

• лицензии со сроком действия 1 год (например, на алкогольно-табачную розницу). Оплата таких разрешительных документов проводится наперед за каждый квартал в течение всего срока их действия;

• лицензии сроком более 1 года (или одного операционного цикла, если он больше года). За них плата взимается:

а) либо одним платежом за весь срок действия лицензии (3, 5 или 12 лет);

б) либо отдельно за каждый год полного срока их действия (5 лет). Пример — лицензия на оптовую торговлю алкогольными напитками;

бессрочные лицензии (наш случай).

Налоговый учет. Расходы на приобретение лицензий и других специальных решений, выданных госорганами для осуществления хозяйственной деятельности, включаются в состав прочих расходов (п.п. «ж» п.п. 138.10.6 НКУ).

Но! Кроме тех из них, стоимость и срок использования которых соответствует признакам, установленным для основных средств (ОС). А именно (п. п. 14.1.138 НКУ):

• стоимостью более 2500 грн.;

• ожидаемый срок полезного использования (срок действия лицензии) более 1 года.

Причем оба из перечисленных условий должны выполняться одновременно (письмо ГНСУ от 11.01.12 г. № 561/6/15-1415, категория 102.07.08 ЗІР ГФСУ).

Те лицензии, которые удовлетворяют перечисленным признакам:

• отражают в составе нематериальных активов (НМА) группа 6 «Другие нематериальные активы»;

• амортизируют в течение срока действия лицензии. Причем метод амортизации выбирают самостоятельно, о чем делают запись в приказе об учетной политике.

Важно. Расходы, сопутствующие приобретению лицензии, включают в первоначальную стоимость объекта НМА.

Получается, что в прочие налоговые расходы попадут лишь те лицензии, стоимость которых не дотянет до 2500 грн., или срок полезного использования кото- рых — до 1 года.

Если же срок лицензии не ограничен, а стоимость:

• превышает 2500 грн., считаем, что здесь стоит воспользоваться п. п. 145.1.1 НКУ и установить срок полезного использования лицензии на свое усмотрение (от 2 до 10 лет непрерывной эксплуатации). Это поможет вам беспрепятственно самортизировать такой НМА;

менее 2500 грн. (наш случай). Такая лицензия заведомо не отвечает критериям ОС, а значит, не может быть зачислена в состав НМА. Поэтому ее стоимость автоматически попадет в прочие расходы. Сюда войдут и попутные расходы, связанные с приобретением лицензии.

В декларации по налогу на прибыль включаем их в стр. 06.4.9 приложения ІВ, и соответственно в стр. 06.4 самой декларации.

Но помните, прочие расходы признаются расходами в периоде их осуществления согласно правилам ведения бухучета, т. е. по факту отражения соответствующих расходов в бухучете (п. 138.5 НКУ).

Бухучет. Тут немного сложнее, так как существует два подхода к отражению лицензий.

Метод, предложенный МФУ. Все лицензии, независимо от срока их действия, признаются НМА (письмо МФУ от 13.07.09 г. № 31-34000-20-10/18896). Почему? Потому, что это следует из описания субсчета 127 «Прочие нематериальные активы», приведенного в Инструкции № 291*.

* Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом МФУ от 30.11.99 г. № 291.

Поэтому, как правило, сначала все расходы, связанные с приобретением лицензии и формирующие ее первоначальную стоимость, собирают на субсчете 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов».

С первого числа ближайшего месяца с начала срока действия лицензии их списывают на субсчет 127.

Внимание! Даже если стоимость лицензии оплачивается частями (ежеквартально, ежегодно), первоначальная стоимость объекта НМА будет состоять из общей суммы, подлежащей уплате за весь период действия лицензии.

Начиная с месяца, следующего за месяцем ввода лицензии в хозяйственный оборот, их амортизируют (Дт 93 «Расходы на сбыт» — Кт 133 «Накопленная амортизация нематериальных активов»).

Здесь следует оговориться, что такой метод не подходит для учета расходов на приобретение «разовых» разрешительных документов. Их логичнее сразу отразить в составе расходов отчетного периода.

Альтернативный подход. Его приверженцы настаивают: лицензии по своей сути не соответствуют критериям, установленным для НМА (п. 4 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы», пп. 10, 11, 13 МСБУ 38 «Нематериальные активы»). А значит, стоимость лицензий необходимо отражать в расходах следующим образом:

• по факту получения учесть стоимость лицензии на счете 39 «Расходы будущих периодов»;

• начиная с первого месяца срока действия лицензии постепенно списывать ее в части, приходящейся на каждый календарный месяц отдельно: Дт 92 — Кт 39.

Для бессрочных лицензий есть нюанс.

Если признать лицензию НМА (по методу МФУ), то мы автоматически сталкиваемся с вопросом. НМА, у которого нет определенного срока полезного использования, амортизировать нельзя (если, конечно, предприятие не установит такой срок самостоятельно; п. 25 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы»). А не будет расходов в бух- учете, не видать их и в налоговом.

Да и применить альтернативный метод не получится, ведь срок действия лицензии не ограничен, да и плата за лицензию вносится не частями, а единым платежом.

Как выйти из этой ситуации?

Установить самостоятельно срок полезного использования.

Как это сделать — говорит п. 26 П(С)БУ 8. В том числе можно ориентироваться на налоговые требования п.п. 145.1.1 НКУ , т. е. установить его в пределах от 2 до 10 лет непрерывной эксплуатации.

Например, установили 5 лет. Затем амортизируем этот нематактив с отнесением соответствующих сумм в налоговые расходы.

Вывод: в налоговом учете стоимость бессрочной лицензии попадет в расходы вместе с сопутствующими затратами в момент признания расходов в бухучете (т. е. через бухучетную амортизацию).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить