По сути, в письме приведены уже известные истины судебной практики. Давайте еще раз пройдемся по ним.
1. Обжалуем акт проверки. Здесь налоговики не открыли Америку: обжаловать в суде акт проверки нельзя (его выводы не могут быть предметом спора), поскольку сам по себе он не является решением субъекта властных полномочий и не влияет на права/обязанности плательщика. Об этом налоговики говорили уже неоднократно.
Спорить с данным выводом нет смысла, поскольку он действительно основан на законодательстве, тем более что этих же взглядов придерживаются и суды (см., к примеру, п. 13 письма ВАдСУ от 30.11.09 г. № 1619/10/13-09, постановление ВСУ от 10.09.13 г. по делу № 21-237а13, определения ВАдСУ от 18.08.14 г. № К/800/55634/13, от 09.07.14 г. № К/800/19335/13).
Интересный момент! То, что налоговики излагают в акте сведения, полученные по результатам проверки, не может рассматриваться как распространение недостоверной информации. Поэтому иски с требованием опровергнуть недостоверную информацию и отозвать акты удовлетворению не подлежат (письмо Высшего хозяйственного суда Украины от 12.06.14 г. № 01-06/770/2014*).
* В этом же письме ВХСУ рассказал, кто отвечает за анонимные сообщения на веб-сайтах // «БН», 2014, № 40, с. 9.
2. Обжалуем приказ о проведении проверки. Налоговики поддерживают позицию ВАдСУ в том, что приказы о проведении налоговых проверок (в отличие от актов) можно обжаловать (определение ВАдСУ от 09.07.14 г. № К/800/19335/13).
При этом в приказе должно отсутствовать фактическое основание для проведения проверки. Небольшие дефекты (например, отсутствие или неполнота ссылок на пункты законодательства) не принимаются во внимание, если можно определить фактическую причину проверки.
3. Обжалуем результаты проверки, во время назначения/проведения которой налоговики допустили процедурные нарушения. Рассуждения налоговиков и судов мы преобразили в схему. Также вам пригодится статья «Откройте, фактическая проверка: допускать или нет?» // «БН», 2013, № 44, с. 19.
Исключение из всей этой схемы — документальные невыездные проверки.
Дело в том, что их проведение не предусматривает процедуру допуска налоговиков к проверке. Поэтому налогоплательщик не имеет возможности не допустить контролеров. А значит, правомерность их назначения можно обжаловать независимо от того, проведена проверка или нет (постановления ВАдСУ от 08.07.14 г. № К/9991/17470/11, от 01.07.14 г. № К/9991/17782/11). И достаточно успешно (определения ВАдСУ от 28.04.14 г. № К/800/38854/13, от 15.04.14 г. № К/9991/17719/12, от 27.05.14 г. № К/800/2130/13).
Важно! Даже отмена приказа о проведении документальной невыездной проверки не гарантирует отмену налоговых уведомлений-решений. Если налоговики докажут факты нарушений, то избежать ответственности не получится (определение ВАдСУ от 30.10.13 г. № К/9991/12000/12). Мы об этом также предупреждали в «БН», 2012, № 33, с. 43.